Методы групповой психотерапии Групповая психотерапия – специфический метод, в котором основную роль играет групповая динамика, т.е. совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы. Группа при этом рассматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими нормами и целями, а также более или менее постоянным составом. Хайнц Кохут ввел понятие «группового Я», которое включает наличие определенных идеалов и устремлений и создается как членами группы, так и психотерапевтом. При этом границы между индивидуальным и групповым Я выражены недостаточно четко и нередко совмещаются, затрагивая самые глубокие уровни психического функционирования. Станислав Кратохвил (Kratochvнl, 1995) формулирует основные цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника, помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменять слабую приспособляемость пациента, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные симптомы. Д.С. Витакер (2000) перечисляет вспомогательные цели групповой психологической помощи, обеспечивающие ее эффективность. · Стараться вести группу, поддерживая атмосферу доверия на уровне, позволяющем отдельным ее участникам чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы оставаться в группе и самостоятельно идти на риск. · Стараться избегать необратимого разрушения структуры. · Проводить работу по установлению и поддержания в группе таких норм, которые делали бы ее позитивным средством помощи. · Использовать происходящие в группе события во благо членам группы. · Стараться не причинять вреда: членам группы, себе самому или широкому окружению, в котором работает группа. · Выявлять и стараться исправлять допущенные ошибки. · Обеспечить себе поддержку и возможность консультаций на протяжении всего срока жизни группы. · Добиться максимально углубленного, утонченного и расширенного понимания каждой личности в группе. · Наблюдать динамику группы как единого целого на протяжении отдельного сеанса и по мере ее развития в течение длительного отрезка времени. · Находиться в контакте со своими собственными ощущениями и отмечать собственное поведение и его последствия. · Следить за групповой и индивидуальной динамикой. · Оценивать функционирование группы как в процессе работы, так и после завершения ее работы. Основной задачей групповой психотерапии является формирование эффективной саморегуляции. Эта задача по Г.Л. Исуриной (1990) имеет три аспекта: 1) самопонимание (когнитивный аспект), 2) отношение к себе (эмоциональный аспект) и 3) отношения с людьми (поведенческий аспект). Когнитивный аспект направлен на осознание: а) связи «личность - ситуация - проблема», б) межличностного контекста собственной личности и в) исторического и генетического плана. В процессе когнитивной перестройки человек должен осознать: · какова связь между психогенными факторами, возникновением, развитием и сохранением его проблем; · какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптомов; · какова связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств; · особенности своего поведения и эмоционального реагирования; · как он выглядит в глазах окружающих, как они откликаются на его поведение, какие последствия оно имеет; · существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятием себя другими; · собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности; · характерные защитные механизмы; · внутренние психологические проблемы и конфликты; · особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины; · более глубокие причины переживания и способы реагирования, начиная с детства, а также условия, особенности формирования системы отношений; · собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем. Эмоциональный аспект включает: а) получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; б) непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; в) точное распознавание и вербализация собственных эмоций и г) переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. Группа должна помочь участнику: · получить эмоциональную поддержку, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности; · пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в обычной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, с которыми он не смог справиться; · пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; · научиться искренности в отношении к себе и к другим людям; · стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств; · научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния; · раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными; · модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими; · произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В поведенческой сфере необходимо сформировать эффективную саморегуляцию на основе адекватного, точного самопонимания и более эмоционально благоприятного отношения к себе. Группа должна помочь участнику: · увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; · приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения; · преодолеть неадекватные формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью · закрепить новые формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сфере. Чтобы быть эффективной, группа должна: · развивать у участников чувство принадлежности к группе; · контролировать поведение членов группы путем поощрения и наказания; · оценивать реальность и тем самым то, как члены группы видят самих себя, других участников и группу в целом; · вызывать и высвобождать сильные эмоции; · обеспечить контраст для социального сравнения и обратной связи; такие сравнения облегчают пересмотр идентичности, предлагая новые возможности или альтернативы. Взаимоотношения и взаимодействия между участниками регулируют групповые нормы, к которым относятся: искреннее проявление эмоций, открытое изложение своих мыслей, честный рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений. Нежелательно обсуждать с другим участником переживания и проблемы отдельно от группы, как во время занятий, так и между ними. Каждый член группы имеет право в любой момент прекратить свое участие в какой-либо групповой ситуации и рассчитывать в этом на поддержку руководителя. Причины своего решения полностью прекратить занятия участник должен объяснить группе. Необходимо соблюдать тайну группы (сохранять конфиденциальность участников). Участник может рассказывать другим, что пережил в группе он сам, но не может распространяться о том, как и что именно происходило на занятии. Не допускается причинение физических травм партнерам, обсуждаются пропуски занятий и регулярные опоздания, образование тайных пар и подгрупп, случаи лжи и нарушения тайны группы. Следует предупредить участников, что большинство этих норм вне группы следует применять осторожно, с учетом возможной негативной реакции не готовых к ним людей. Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение группового процесса. Обычно руководитель задает перечисленные выше принципы работы, группа же создает ритуал встреч и прощаний, придумывает девиз группы и т.п. Разрешение непредвиденных групповых ситуаций может потребовать изменения сложившихся групповых норм. Выполнение психотерапевтических норм зависит от информированности и сплоченности группы. Усилия, прилагаемые группой для сохранения и защиты норм, показывают меру их усвоения. Гомогенные группы больше подчиняются нормам, чем гетерогенные. С учетом фокусирования работы различают три направления. Первое фокусировано на «здесь и теперь» (актуальные проблемы в группе) и «там и сейчас» (такие же проблемы в текущей жизни). Такой подход характерен, в частности, для поддерживающей, проблемно-ориентированной и кризисной терапии. Второе направление связывает актуальные проблемы («здесь и теперь») с детскими травмами («там и тогда»). Оно применяется в аналитической терапии. Третье направление – «здесь, теперь, с нами» – фокусируется исключительно на материале, появляющемся во время сессии. Такой подход свойственен группе встреч. Принцип «здесь и теперь» подразумевает, что межличностное взаимодействия участников группы и их переживания в процессе группового общения отражают особенности их общения вне группы. Анализируя эти особенности во время их непосредственного проявления на занятиях группы, участники получают возможность осознать и изменить их. Данный принцип эффективен при условии, когда участники группы не просто вместе «проживают» различные ситуации, но ищут и находят ответы на вопросы: «Что происходит? Как происходит? Для чего происходит?» Принцип «здесь и теперь» представляет основу работы психотерапевтической группы, однако это не исключает одновременного использования материала в рамках «там и тогда» (прошлое участника) и «там и теперь» (актуальная ситуация участника вне группы). Это усиливает групповую сплоченность, повышает степень доверия в группе, принятия участниками друг друга, а также способствует осознанию содержания обратной связи, позволяя участнику соотнести свое актуальное поведение с поведением в обыденной жизни и прошлым опытом. Определенную специфику имеет групповая психотерапия детей и подростков. Разговорные методы не подходят детям, у которых еще недостаточно развиты вербальные или понятийные навыки. Адекватным методом групповой психотерапии детей является игровая психотерапия. Важной темой игры становится желание свершения чего-либо, «проигрывание» отношений или ситуаций такими, какими дети их хотели бы видеть. Часто дети повторяют свой жизненный опыт, где они снова испытывают значимые для них переживания. Вначале психотерапевт может просто разрешить детям играть. Наблюдение за игрой помогает ему установить доверительные отношения с детьми и составить определенные представления об их способности к развитию, эмоциональных конфликтах и стиле общения. Содержание психотерапии зависит от особенностей нарушений и проблем участников группы, а также от теоретической ориентации психотерапевта. При недирективной, клиентцентрированной позиции психотерапевт лишь иногда делает замечания, помогающие детям «разыгрывать» и разрешать собственные конфликты. Психоаналитики склонны к интерпретации игры, с тем чтобы помочь детям осознать отрицаемые ими или подавленные конфликты. Бихевиористы нацелены на обучение детей тому, как правильно в социальном аспекте играть свои роли в жизни. Для подростков также наиболее адекватными методами являются модели групповой психотерапии, основанные на действии. Это связано с такими психологическими особенностями подростков, как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тревога, вызванная открытием субъективного мира и формированием образа Я, тяга к расширению диапазона ролевого поведения, сохраняющаяся конкретность мышления и эмоциональная непосредственность. Подросткам больше подходит краткосрочная групповая психотерапия (20–28 часов, по четыре часа ежедневно в течение 5–7 дней). Это обусловлено недостаточным объемом долговременной памяти, неготовностью долго ожидать положительных результатов и риском использовать долгосрочную группу в «экологическую нишу». Количество участников 8–12 человек обоих полов, разница в возрасте не должна превышать 1–2 года. Стиль поведения психотерапевта директивный. Э.Г. Эйдемиллер (1994) сформулировал следующие принципы краткосрочной интегративной групповой психотерапии подростков: · Принцип парности однотипных акцентуаций личности (для равномерного созревания группы и эффективного ее функционирования в группу подбирают пары однотипных акцентуантов, что обеспечивает участникам лучшую идентификацию личностных проблем). · Принцип клинико-психологического разнообразия участников. · Принцип формулирования терапевтического запроса, учитывающий психологическую незрелость, когнитивные особенности и редуцированность навыков социальной кооперации (терапевтические метафоры, проективный рисунок, психодраматическое моделирование). · Использование приемов «присоединения» – установление психологического контакта с участниками (с помощью синхронизации дыхания, мимики и пантомимики с участниками). · Обучение участников двухуровневой обратной связи, содержащей вербальную и невербальную информацию. · Принцип интегративности (комплексное применение психологических механизмов групповой динамики, методов гештальттерапии и психодрамы). · Использование эффекта трансового изменения сознания у участников, чему способствуют совпадение психологических целей, возрастная психологическая совместимость и эмоциональная сплоченность. · Принцип иерархизации приемов, направленных на выявление, исследование и коррекцию агрессивности у участников (игровые разминки типа «Жмурки», использование метафор и психодраматических игр, например, «Собаки и кошки», «психоскульптуры» и др.) · Принцип «здесь и теперь» (отказ от биографической направленности в связи с тем, что отдаленное будущее заблокировано, а прошлое редуцировано в субъективном восприятии либо переполнено негативными проекциями). · Принцип сбалансированности в исследовании негативного и позитивного опыта (во время подготовки к психотерапии на занятиях группы участники отвечают на вопрос, какие негативные и позитивные последствия привносили в их жизнь симптомы или неразрешенные личностные проблемы). Пациенты стимулируются к исследованию того, как они адаптируются с помощью симптомов и как будут адаптироваться, трансформировав энергию симптома в более зрелые, многовариантные формы поведения. · Принцип баланса структуры и содержания, ответственности за результат терапевта/группы при проведении психотерапии (директивность стиля психотерапевта и его ответственность за структуру занятий, сменяемая приемом «следования за спиной» участника, который, в свою очередь, отвечает за содержание занятия и свой результат. J Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней (Альфред Адлер). Терапевтические факторы В литературе по групповой терапии чаще всего упоминаются следующие терапевтические факторы: в эмоциональной сфере – принятие, альтруизм и перенос, в когнитивной сфере – терапия наблюдением, универсализация и интеллектуализация, в поведенческой сфере – проверка реальностью, вентилирование и взаимодействие. И. Ялом (2000) подробно описывает терапевтические факторы групповой динамики. Межличностное научение как узнавание. Другие участники группы честно говорили свое мнение обо мне. Группа объяснила мне, какого рода впечатление я произвожу на других. Понимание того, как меня воспринимают окружающие. Катарсис. Возможность открыто сказать о том, что меня беспокоит, вместо того, чтобы сдерживаться. Я научился выражать свои чувства. Выражение негативного и/или позитивного чувства по отношению к другому участнику группы. Сплоченность группы. Принадлежность к группе людей, которые меня поняли и приняли. Я сообщал о себе вещи, вызывающие у меня чувство неловкости, а группа меня по-прежнему принимала. Самопонимание. Я понял, почему я думаю и чувствую так, а не иначе. Открытие и принятие своих прежде неизвестных или неприемлемых сторон. Межличностное научение как формирование.Чувство большего доверия по отношению к людям и другим людям. Развитие умения ладить с окружающими. Экзистенциальные факторы. Я понял, что должен принять на себя всю ответственность за способ, которым я живу свою жизнь, и при этом неважно сколько поддержки и руководства я получаю от других. Универсальность переживаний. Я увидел, что другим пришлось ничуть не легче. Открытие, что у других тоже бывают некоторые из «плохих мыслей» и чувств, которые есть и у меня. Вселение надежды. Я чувствовал себя смелее и увереннее оттого, что знал, что группа помогла другим с проблемами, похожими на мои. Альтруизм. Помогая другим, я стал больше уважать себя. Воспроизведение семьи. Быть в группе означает для меня в каком смысле – быть в семье, только более понимающей и принимающей. Руководство. Когда кто-то из участников группы предлагал конкретное и определенное решение какой-то жизненной проблемы. Идентификация. Когда я видел, как другие говорят о себе вещи, вызывающие у них чувство неловкости, или идут на какой-то другой риск и в итоге получают от этого пользу, то это помогало мне поступать так же. Терапевтические факторы в работе групп самопомощи и поддержки имеют свои особенности. Прежде всего – это общий опыт, благодаря которому людей в такой группе сразу понимают и они не чувствуют себя психологически одинокими. Кроме того, общность ослабляет защиты и побуждает к самораскрытию, чему сопутствует эффект катарсиса и уменьшения стыда. Важное значение имеет также принцип «помощника терапии», который гласит, что чем больше члены группы помогают друг другу, тем больше они помогают сами себе. Члены подобных групп входят как бы в большую семью, где получают возможность получить практическую и психологическую помощь в любое время, с учетом телефонной связи. Большое значение имеет обмен технической информацией, а также элементами народной мудрости. В обстановке открытости и искренности поведение участников групп самопомощи открыто для точного наблюдения и комментариев других членов группы. Участники осваивают специальные способы решения своих проблем и учатся постоянно применять их. Используются такие принципы когнитивной терапии, как формирование положительного образа Я, улучшение самопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, усиление различительной способности и переопределение норм. Участники психотерапевтической группы достигают инсайта на четырех уровнях: 1. В процессе межличностного научения как узнавания участники более объективно видят свои межличностные отношения. 2. В процессе самопонимания участники понимают способы и стереотипы своего поведения с другими людьми. 3. Мотивационный инсайт приводит участников к пониманию того, почему они ведут себя с другими именно так. 4. Психологический инсайт заключается в понимании истории развития своей личности, что позволяет увидеть корни существующих проблем. Межличностное научение требует не только интеллектуального инсайта, но и переживание корригирующего эмоционального опыта. Последний состоит из следующих шагов: 1) участник группы выражает интенсивные чувства, связанные с другими участниками; 2) группа оказывает ему поддержку, позволяющую рисковать; 3) происходит анализ ситуации, помогающий участнику понять, что произошло; здесь особенно важна реакция других участников группы; 4) участник признается, что ошибался, избегая выражения своих чувств перед другими; 5) результат – способность участника группы более глубоко и искренне общаться с другими. Терапевт должен обеспечить именно такой ход событий, для чего важно соблюдать два условия: чтобы участники чувствовали себя в группе достаточно безопасно, и чтобы они постоянно реагировали друг на друга искренним выражением своих чувств и мыслей. Г.С. Абрамова (1997) выделяет следующие типы воздействия членов группы: Тип | Содержание воздействия | Использование психологической информации | Действие по образцу | Делай, как я; желай, как я; думай, как я; чувствуй, как я | Информация только о модальности своего внутреннего мира | Действие на равных условиях | Давайте делать вместе, т.е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь, как я | Предполагается, что все модальности другого человека равны собственным | Рефлексивное действие | Давай подумаем вместе, как нам делать; ты делаешь иначе | Модальности внутреннего мира другого человека так же индивидуальны, как и мои | Важным фактором группового процесса является обратная связь, представляющая собой ответы членов группы на вербальные и невербальные проявления друг друга. Как указывает А.А. Осипова (2000), с помощью обратной связи каждый член группы получает следующую информацию: · какие реакции у окружающих вызывает его поведение; · как он воспринимается другими; · в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих; · каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей; · какие эмоциональные поведенческие стереотипы для него характерны; · какую связь видят другие между его опытом (прошлым и актуальным) и поведением. Обратная связь играет важную роль в процессе самосознания участников. Для этого обратная связь должна быть: · приобретением принимающего ее, а не служить потребностям передающего; · рассчитана на открытость и доверие принимающего ее; · постоянной – она дается всегда и всем участникам группы; · своевременной – она дается сразу после поступка другого участника, которому и предназначена; · конкретной – затрагиваются конкретные поступки, а не поведение вообще и не личность; глобальные и обобщающие реакции не поддерживаются; · ясной и понятной человеку, которому она адресована; · прямой – она дается человеку при обращении к нему на «ты», а не намеками, как будто речь идет о посторонних или о «некоторых людях в группе»; · разнообразной – высказывается и то, что нравится в поведении другого человека, и то, что не нравится; · практичной – она направлена на то, что человек реально может изменить, а не на то, что он не в силах контролировать. Обратная связь предполагает искреннее и честное самораскрытие. Джозеф Лафт (Luft J., 1966), один из авторов «Окна Джогарри», указывает, что такое самораскрытие возможно только при определенных условиях: 1) когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания; 2) когда тема самораскрытия связана с ситуацией, объединяющей людей и 3) когда самораскрытие происходит постепенно, чтобы не ошеломить слушателей. Необходимым фактором существования терапевтической группы является групповая сплоченность, которая проявляется в стремлении членов группы сохранить ее и остаться в группе. Некоторые участники сравнивают группу с идеальной семьей. Групповая сплоченность облегчает взаимное раскрытие и помогает разрешать возникающие в группе конфликтные ситуации. В сплоченной группе не так трудно выразить негативные чувства к другим участникам и руководителю. Сплоченности способствуют искренность, чуткость, добродушие и юмор ведущего. Формированию групповой сплоченности содействуют: удовлетворение индивидуальных потребностей участников, совпадение индивидуальных и групповых целей и ожиданий, мотивированность членов группы, их взаимная симпатия, дружеская атмосфера, групповая деятельность, престиж группы, соперничество с другими группами, а также присутствие в группе участника с отклоняющимся поведением. Следует учитывать, однако, что групповое давление, сплачивая группу и заставляя ее членов приспосабливаться к ней, может усиливать конформность отдельных участников. С другой стороны, искусственная комфортная эмоциональная атмосфера может превратить терапевтическую группу в «общество № 2», наличие которого позволяет участникам ничего не менять в своей реальной жизни. Аддикты отношений («группоголики») проходят все новые и новые тренинги для удовлетворения своей патологической потребности в группе. Сплоченности группы во многом способствует наличие универсальных проблем участников. Среди подобных проблем чаще встречаются следующие: 1) страх показаться неудачником, некомпетентным, ничтожным; 2) неуверенность в себе и отсутствие самоуважения; 3) глубокое чувство межличностного отчуждения из-за неумения заботиться о другом человеке, любить и быть любимым, из-за боязни других людей и т.п.; 4) переживания по поводу пустоты и бессмысленности жизни; 5) проблемы отношений с близкими людьми (родителями, членами семьи, детьми) и вызываемые ими переживания. Групповое напряжение выражается в тревоге, раздражении, отчуждении, неприятии, обиде и т.п. Оно проявляется участниками группы в таких же формах, как в их повседневной жизни: в виде подавления или попыток скрыть свои чувства, приписывания их другим или бурного открытого выражения. Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соразмерять свои потребности и позиции с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. Конфликты в группе неминуемо возникают в процессе формирования групповых целей, групповых норм и распределения ролей. Ролевые конфликты могут быть межличностными (например, борьба за положение в группе), и внутренними (например, из-за несоответствия собственных норм поведения участника групповым нормам). В определенных пределах напряжение необходимо для побуждения участников к активности, к изменениям, поэтому оно поддерживается руководителем. С. Кратохвил (Kratochvнl, 1995) отмечает, что групповое напряжение необходимо, как фактор, который: 1) постоянно стимулирует усилия изменить свое теперешнее состояние; 2) поддерживает ориентацию проводимого в группе обсуждения негативных переживаний и чувств и 3) активизирует проявление непривычных стереотипов поведения. Групповое напряжение лишь мешает, если оно возникает из-за чрезмерного молчания ведущего, его холодности или безразличия, отказов отвечать на вопросы, неясных намеков и двусмысленных фраз, неуместного поднятия конфликтных тем, резкой критики участников, а длительно подавляемое напряжение может привести к уходу участников или распаду группы. Поэтому в задачу ведущего входит поддерживать баланс между групповой сплоченностью и напряжением. Для анализа атмосферы общения участникам предлагается оценить ее по следующим параметрам (Петрушин, 2002): увлеченность – скука, заинтересованность – равнодушие, теплота – холодность, взаимопонимание – непонимание, искренность – наигранность, открытость – закрытость. J Удержалось бы в стаде стадное чувство, если бы не было паршивой овцы? (Лешек Кумор). Этапы работы группы Показания к групповой терапии. Дж. Рутан и У. Стоун (2002) перечисляют важные характеристики потенциальных участников группы: осознанная потребность в других, способность к саморефлексии, ролевая гибкость, способность давать и получать обратную связь, способность к эмпатии, фрустрационная толерантность. Люди, состоящие в близких отношениях и сослуживцы, особенно состоящие в подчиненных отношениях, не могут быть в группе так же откровенны, как остальные. С другой стороны, они образуют подгруппу, усложняя этим работу и выводя часть материала за рамки всей группы. В группу не следует включать лиц с недостаточным объективным контролем, с выраженной тенденцией к отыгрыванию действием: психотиков, социопатов, суицидентов с эндогенной депрессией. Тщательный отбор в определенной мере предотвращает физические травмы участников; при явной угрозе их нанесения руководитель должен вмешаться. Не стоит также включать в группу психологически изощренных скрытых садистов, чрезмерно болтливых, подозрительных и нарциссичных пациентов. При организации группы учитывается необходимость того, чтобы каждый участник имел хотя бы одного похожего на него по каким-то параметрам (полу, возрасту, уровню образования и т.п.). Нежелательно включение в группу людей с выраженными физическими дефектами и лиц, испытывающими устойчивую антипатию друг к другу. Лица с недостаточной мотивацией к групповой работе, чрезмерно ранимые, проявляющие недостаточную способность мыслить в психологических терминах, нуждаются в предварительной индивидуальной подготовке (претренинге). В период формирования группы с каждым потенциальным сотрудником и клиентом следует прояснить следующие вопросы: 1) образовательная и практическая квалификация ведущего (ведущих); 2) цели группы и длительность работы; 3) ее размеры и примерный состав; 4) права и обязанности участников; 5) размеры и условия оплаты; 6) основные правила и методы работы; 7) границы конфиденциальности и распределение ролей ведущих и участников в процессе групповой работы; 8) возможные риски, связанные с участием в группе; 9) психологическая совместимость с другими участниками и ведущим (и). · Д.С. Витакер (2000) указывает цели работы на стадии формирования группы. Давая оценку текущему состоянию (обстоятельствам, требованиям к кажущимся способностям) контингента лиц, с которыми вы собираетесь работать, определите, чего вы собираетесь добиться на благо членов группы, и уже исходя из этого – конкретно определите, к какому состоянию вы будете стремиться. · Разработайте структуру группы, наилучшим образом подходящую данному контингенту, которую члены группы смогут использовать и которая может способствовать переходу из текущего состояния в более предпочтительное. · Дайте реалистическую оценку характеру своей рабочей обстановки и своим собственным интересам и профессиональному уровню. · Исключите из состава группы людей, для которых, по вашему мнению, опыт пребывания в группе может иметь негативные последствия, а также тех, кто в силу своей неуправляемости будет сводить на нет всю работу группы. · Постарайтесь подобрать такой состав (как членов группы, так и ведущих), который сумел бы обеспечить как эмоциональную поддержку, так и побуждение к изменениям с самого начала существования группы. Автор рекомендует при составлении группы стремиться: a) к разнородности привычного способа выражения эмоций у участников; b) к разнородности привычной защиты у них; c) к однородности их уровня уязвимости и d) не включать в группу только одного представителя какого бы то ни было меньшинства. Клиенту, отобранному для участия в группе, можно вручить листок с общими сведениями о групповой терапии (Saretsky Т., цит. по Кочюнас, 2000, с. 124). Что такое групповая психотерапия? – Это такой вид психотерапии, когда жизненными трудностями нужно делиться не только с психотерапевтом, но и с другими людьми в группе, когда открыто обсуждается все, что происходит в группе между участниками. Часто обсуждаются такие темы, как отчужденность, одиночество, изоляция, характер отношений с другими людьми, проблемы в выражении чувств, моя потребность в других людях и потребность других во мне, терпимость и нетерпимость, злоба, отражение жизненных проблем в группе и т.п. Почему группа? – Когда на ваши слова, чувства, действия реагируют несколько разных людей, это оказывает намного более сильное воздействие, чем реакция одного человека. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми, реальнее увидеть последствия общения с ними. Группа является зеркалом, в котором можно увидеть свои отношения с другими людьми в реальной жизни. К чему стремится групповая психотерапия? – Она старается поощрять рост личности, реалистичное понимание себя и других, учит искренним отношениям с другими людьми, решает личностные и межличностные проблемы. Как работает группа? – Успех ее работы зависит от нескольких факторов. Основные из них: взаимодействие участников группы, помогающее им говорить о себе; участие в ней людей с разным жизненным опытом; общие цели группы, которые достигаются совместными усилиями; чувство общности, сплоченности группы; участие квалифицированного терапевта; договоренность всех участников придерживаться определенных правил. Кто терапевт группы? – Это квалифицированный психолог или психотерапевт, имеющий специальную подготовку для работы с группами. Он является участником группы, но его функции специфичны. Он не решает здесь своих личных проблем, а стремится помочь участникам группы лучше понять, что происходит в них самих и в группе, оказывает помощь и поддерживает участников группы. Р. Кочюнас (2000, с. 161) предлагает на первой встрече раздать участникам рекомендации желательного поведения в группе. Участие в группе будет особенно полезным для тебя, если ты чаще будешь вспоминать такие правила: Будь сосредоточен (а). Чаще думай о том, чего хочешь от группы. Перед каждой встречей группы найди время спросить себя, чего ты ждешь от этой встречи Будь гибким (ой). Даже четко представляя, чего ждешь от этой встречи, будь готов (а) принять и то, что не входит в твои планы. Будь «жадным (ой)», если речь идет о работе. Успех группы зависит от твоего желания работать на пользу себе. Если постоянно будешь ждать «своей очереди» или попытаешься прикинуть, на какую часть времени на занятии имеешь право, будешь подавлять свою спонтанность, то вскоре с разочарованием увидишь, что твое время так и не приходит. Чаше вспоминай о чувствах. Важно делиться мыслями, но еще важнее говорить о чувствах. Реже начинай со слов «по моему мнению…», «я думаю…», а чаще – со слов «я чувствую…» Больше выражай себя. Часто мы не осмеливаемся выражать свои мысли и чувства, потому что боимся показаться глупыми. Однако не следует забывать, что группа является идеальным местом, где можно увидеть, что происходит, когда выражаешь то, что чувствуешь. Если что-либо чувствуешь по отношению к группе или к некоторым участникам, обязательно выскажи. Ведь существует большая разница между мыслями про себя и высказываниями вслух. Не жди. Чем дальше будешь откладывать активное участие в группе, тем труднее будет начать. Не молчи. У молчащего (ей) значительно меньше шансов получить от других участников важные сведения о себе; кроме того, они нередко думают, что ты только наблюдаешь и оцениваешь их. Своим молчанием ты лишаешь других возможности поучиться у тебя. Экспериментируй. Группа является местом, где ты можешь свободно и безопасно разносторонне показать себя. Попытавшись здесь, кое-что сможешь затем перенести в обычную жизнь. Не жди, что все изменится внезапно. Дай себе время изменить себя и свою жизнь в нужном направлении. Ничто не происходит сразу. Избегай советов и задавания вопросов. Твои мысли и чувства, высказанные другому, ценнее любого совета. Спрашивать надо так, чтобы собеседник раскрылся, а не замкнулся или вынужден был защищаться. Обращайся прямо. Не говори о других в группе в третьем лице. К каждому обращайся непосредственно. Не торопись с помощью. Если кто-то говорит о своих наболевших проблемах, не спеши прерывать его и утешать его. Человек совершенствуется, переживая боль, – позволь ему иногда это. Реагируй. Если кто-нибудь говорит что-либо о тебе, реагируй – неважно, положительной или отрицательной будет твоя реакция. Это повышает доверие в группе. Будь открытым (ой) на реакции других. Принимай любые реакции на тебя, а не только приятные тебе. Однако не спеши слишком быстро со всем соглашаться или сразу все отвергать Реагируй на терапевта (ов). Делая это, сможешь лучше понять свои реакции на авторитеты вообще. Не навешивай ярлыки ни на себя, ни на других. Сразу реагируй, если кто-либо смотрит на тебя слишком односторонне. |