Общая характеристика психической деятельности животных СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М.В.Ломоносова ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Программа утверждена ________________ протокол № __ от _____________ 200__ года ______________________________________ Программа курса ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Подготовлена: кандидатом ветеринарных наук, доцентом Сковородкиным Владимиром Александровичем skovorodkinva@mail.ru Общий объем очного отделения – 70 часов Лекции – 20 Семинарские и практические занятия – 40 Контроль усвоения материала (зачет и экзамен) – 10 Архангельск Пояснительная записка Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» изучается на очном отделении специальности психология, на первом курсе и составляет 40 часов, из которых 20 лекционных, 40 семинарских и практических занятий. Знания по курсу оцениваются зачетом и экзаменом. Согласно требований государственного обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 020400 «ПСИХОЛОГИЯ» курс зоопсихологии должен включать следующие разделы: · общая характеристика психики животных; · врожденное и приобретенное в поведении животных; · эволюция психики; · развитие психики в онтогенезе; · эволюция психики человека в филогенезе; · этология как направление изучения психики животных. Цель данного курса познакомить студентов с основными положениями зоопсихологии, вопросами эволюции психики животных, особенностями поведения и воспитания животных, а также сравнительным анализом развития психики в онтогенезе у различных видов животных. Курс предполагает решение следующих задач: - изучение истории зоопсихологических исследований; - изучение методов зоопсихологических исследований; - изучение психической деятельности беспозвоночных животных; - изучение психической деятельности позвоночных животных; - знакомство с эволюцией психики животных; - изучение механизмов поведения животных; - изучение психики антропоидов; - сравнительный анализ интеллекта животных и человека; - изучение основ дрессировки и воспитания животных. Для выполнения поставленных задач, студент прослушивает цикл лекций (см. программу лекционных занятий и тематический план), принимает активное участие в семинарских и практических занятиях. Практические занятия состоят из просмотра видеофильмов «Поведение животных», тематических экскурсий в отдел природы краеведческого музея и зоопарк, выполнения самостоятельной работы по наблюдению за отдельной особью животного (с составлением графика психофизиологической активности, выделением форм поведения и составлением этограммы), реферативного выступления на семинаре. Тематический план № | Наименование темы | Количество часов | лекции | семинары | | Введение в зоопсихологию.История развития зоопсихологии. Основоположники зоопсихологии. Методы зоопсихологических исследований. Общая характеристика психики животных.Строение нервной системы, нейронная теория. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена. Элементарная сенсорная и перцептивная психика. Врожденное и приобретенное в психике животных.Психика в преднатальный и постнатальный периоды. Импринтинг. Облигатное и факультативное научение. Роль игрового периода. Эволюция психики.Эволюция элементарной сенсорной психики. Таксисы, реакции, инстинкты. Генетика поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Развитие психики в онтогенезе. Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Акцепторы результатов действия и пластичность поведения. Исследовательское поведение и ориентация. Манипулирование и его значение. Коммуникации животных. Эволюция психики человека в филогенезе.Социогенез. Отличия сообществ животных от общества человека. Интеллект животных. Экстраполяционные способности животных. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Отличия и схожести в психике человека и животных. Этология как направление изучения психики животных. Поведение домашних и хищных животных. Особенности поведения рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Прикладная зоопсихология. Обучение животных. Значение общения человека и животного. | | | Всего | | | Программа лекционного курса Лекция 1.Введение в зоопсихологию. Цели и задачи курса. Основные понятия, термины зоопсихологии. История зоопсихологии. Бихевиоризм. Этология. Роль и значение зоопсихологии в деятельности человека. Лекция 2.Основоположники зоопсихологии и результаты их исследований: В.А.Вагнер, К.Лоренц, Н.Тинберген, Н.Н..Ладыгина-Котс, Н.Ю.Войтонис, М.А.Герд, К.Э.Фабри. Методы исследований в зоопсихологии, объективный и субъективный, филогенетический и онтогенетический, специальные методы (лабиринта, проблемной клетки) моделирование и эксперименты. Наблюдение за животным: характеристика, психофизиологическая активность, формы поведения, этограмма. Лекция 3.Общая характеристика психики животных. Раздражимость и чувствительность. Положительные и отрицательные таксисы. Понятие инстинкта. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Этологическая концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена. Лекция 4.Строение нервной системы животных. Сенсорные органеллы одноклеточных. Рецепторы и виды чувствительности многоклеточных животных. Классификация и виды нейронов. Передача импульса в синапсах. Рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Нейронная теория и её принципы. Особенности поведения беспозвоночных. Исчезновение медуз из прибрежной зоны моря перед штормом. Поведение общественных насекомых муравьев, пчел, ос. Поведение групп животных, значение иерархии. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов. Система хищник - жертва. Поведение стайных хищников. Лекция 5.Биологическая обусловленность поведения животных. Уровни развития психики. Положительные и отрицательные таксисы. Явление привыкания. Внутренние факторы формирования поведения. Элементарная сенсорная психика. Внешние факторы формирования поведения. Перцептивная психика.Врожденное и приобретенное в психике животных. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии. Морфофункциональное развитие психической деятельности в эмбриогенезе. Преднатальное развитие у беспозвоночных животных, рыб, амфибий, птиц и млекопитающих. Эмбриогенез и развитие психики. Лекция 6.Развитие психики в раннем онтогенезе. Постнатальное развитие психики животных. Инпринтинг и ранний опыт. Облигатное и факультативное научение. Две фазы в поведении высших млекопитающих.Ключевой раздражитель и его доминирующая роль в поведении животных. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития. Исследовательское поведение и ориентация животных. Манипулирование и его значение. Интеллект и его возникновение. Проблема интеллекта животных. Экстраполяционные способности животных. Лекция 7.Коммуникации животных. Общение видовое и межвидовое. Что такое язык животных и его функции. Язык насекомых. Язык морских животных. Язык птиц. Язык рукокрылых. Язык обезьян. Невербальное общение.Эволюция психики. Принципы эволюции видов. Генетика поведения. Механизм наследования признаков поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Линии поведения «боец – красавчик», «ястреб – голубь». Лекция 8.Сравнительное изучение психики человека и животных. Психологические процессы на разных уровнях эволюционного развития. Сравнительные исследования психики до человеческого, человеческого и пост человеческого уровня развития. Палеопсихоогия. Лекция 9.Антропогенез, черты развития человека имеющиеся у животных. Факторы эволюции приматов. Переход к общественной деятельности приматов. Культура ранних гоминид и социогенез палеолита. Эволюция психики человека в филогенезе. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Сравнительная психология. Отличия и схожести в психике человека и животных. Отличия сообществ животных от общества человека. Лекция 10.Основы дрессировки. Возрастные изменения в способности к научению. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция. Тормозные реакции между различными видами активности. Три стадии выработки навыка. Десять правил обучения животных Прайор Карен.Прикладная зоопсихология. Поведение сельскохозяйственных животных: крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, свиньи, домашняя птица. Домашняя кошка. Служебные собаки и их особенности (сторожевые, патрульные, розыскные). Охотничьи породы собак и их особенности (гончие, лайки, легавые и спаниели). Значение общения человека и животного. Основная литература к курсу: 1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 320 с. 2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. – М.: Изд-во МГУ, 1999. 3. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология. Учебник / М.: Эксмо, 2011. – 352 с. 4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: психология, биология, зоология и физиология. – 3-е издание. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 464 с. 5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / - 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 544 с. План семинарских и практических занятий № Название темы | Кол. часов | 1. Введение в зоопсихологию. 2. Методы исследовани. 3. Эволюция нервной системы 4. Общая характеристика психики животных. 5. Инстинкты животных. 6. Эволюция психики животных. 7. Развитие психики в онтогенезе. 8. Перцептивная психика и интеллект. 9. Социальное поведение животных 10. Эволюция психики человека в филогенезе. 11. Особенности дрессировки животных разных видов. 12. Экскурсии: - в отдел природы краеведческого музея – «Поведение животных леса»; - по зоопарку – «Психическая деятельность животных разных видов»; - в лесной массив – «Чтение следов и тропление животных» 13. Просмотр видеофильма – «Поведение животных». 14. Индивидуальное наблюдение, составление этограммы | | Всего | | Вопросы к семинарским и практическим занятиям: 1. Цели и задачи курса зоопсихологии. 2. Основные понятия, термины зоопсихологии. 3. Этапы и пути развития зоопсихологии, как науки. 4. Роль знаний зоопсихологии в деятельности человека. 5. Основоположники зоопсихологии, методы и результаты их исследований. 6. Методы исследований в зоопсихологии. 7. Типы строения нервной системы животных. 8. Особенности нервной системы: червей, моллюсков, членистоногих. 9. Особенности нервной системы: рыб, птиц и млекопитающих. 10. Общая характеристика психики животных. 11. Раздражимость и чувствительность. 12. Положительные и отрицательные таксисы. 13. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. 14. Концепция «Инстинктивного поведения» К.Лоренца и Н.Тинбергена. 15. Биологическая обусловленность поведения животных. 16. Условные и безусловные рефлексы. 17. Элементарная сенсорная психика. 18. Перцептивная психика. 19. Врожденное и приобретенное в психике животных. 20. Облигатное и факультативное научение. 21. Генетика поведения на примерах пчел и собак. 22. Развитие психики в онтогенезе. 23. Пренатальное развитие психики животных. 24. Врожденное узнавание и ранний опыт. 25. Исследовательское поведение и ориентация. 26. Манипулирование и его значение. 27. Общение видовое и межвидовое. 28. Язык морских животных. 29. Невербальное общение. 30. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития. 31. Интеллект и его возникновение. 32. Проблема интеллекта животных. 33. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов. 34. Переход к общественной деятельности приматов. 35. Эволюция психики человека в филогенезе. 36. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. 37. Этапы основной психической деятельности в развитии человека. 38. Социальное поведение насекомых: термиты, муравьи, пчелы. 39. Отличия и схожести в психике человека и животных. 40. Особенности поведения позвоночных животных: рыб, грызунов, копытных, хищников. 41. Ключевой раздражитель и его роль в поведении животных. 42. Основы дрессировки. 43. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция. 44. Три стадии выработки навыка. 45. Десять правил обучения животных Прайор Карен. 46. Особенности дрессировки животных цирка. 47. Прикладная зоопсихология. 48. Значение общения человека и животного. 49. Поведение сельскохозяйственных животных. 50. Служебные и охотничьи породы собак и их особенности в поведении. Тематика рефератов и контрольных заданий: 1. Методы исследований в зоопсихологии: Наблюдения Экспериментальные методы Специальные методы 2. Выдающиеся зоопсихологи, этологи, натуралисты: Вагнер В.А. Войтонис Н.Ю. Выготский Я.С. Гесс К. Дембовский Я. Келер В. Ладыгина-Котс Н.Н. Леонтьев А.Н. Мак-Фармид Д. Мухина В.С. Прайор К. Савельев С.В. Северцев А.Н. Тинберген Н. Тих Н.А. Тушманова Н.А. Фабр Ж.А. Фабри К.Э. Хайнд Р. Хаксли Д. Общая характеристика психической деятельности животных |