МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общая характеристика психической деятельности животных





СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.В.Ломоносова

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Программа утверждена ________________

протокол № __ от _____________ 200__ года

______________________________________

Программа курса

ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Подготовлена:

кандидатом ветеринарных наук, доцентом

Сковородкиным Владимиром Александровичем

skovorodkinva@mail.ru

 

 

Общий объем очного отделения – 70 часов

Лекции – 20

Семинарские и практические занятия – 40

Контроль усвоения материала (зачет и экзамен) – 10

 

Архангельск

 

Пояснительная записка

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» изучается на очном отделении специальности психология, на первом курсе и составляет 40 часов, из которых 20 лекционных, 40 семинарских и практических занятий. Знания по курсу оцениваются зачетом и экзаменом.

 

Согласно требований государственного обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 020400 «ПСИХОЛОГИЯ» курс зоопсихологии должен включать следующие разделы:

· общая характеристика психики животных;

· врожденное и приобретенное в поведении животных;

· эволюция психики;

· развитие психики в онтогенезе;

· эволюция психики человека в филогенезе;

· этология как направление изучения психики животных.

Цель данного курса познакомить студентов с основными положениями зоопсихологии, вопросами эволюции психики животных, особенностями поведения и воспитания животных, а также сравнительным анализом развития психики в онтогенезе у различных видов животных.

Курс предполагает решение следующих задач:

- изучение истории зоопсихологических исследований;

- изучение методов зоопсихологических исследований;

- изучение психической деятельности беспозвоночных животных;

- изучение психической деятельности позвоночных животных;

- знакомство с эволюцией психики животных;

- изучение механизмов поведения животных;

- изучение психики антропоидов;

- сравнительный анализ интеллекта животных и человека;

- изучение основ дрессировки и воспитания животных.

 

Для выполнения поставленных задач, студент прослушивает цикл лекций (см. программу лекционных занятий и тематический план), принимает активное участие в семинарских и практических занятиях. Практические занятия состоят из просмотра видеофильмов «Поведение животных», тематических экскурсий в отдел природы краеведческого музея и зоопарк, выполнения самостоятельной работы по наблюдению за отдельной особью животного (с составлением графика психофизиологической активности, выделением форм поведения и составлением этограммы), реферативного выступления на семинаре.

Тематический план

 

Наименование темы Количество часов
лекции семинары
              Введение в зоопсихологию.История развития зоопсихологии. Основоположники зоопсихологии. Методы зоопсихологических исследований. Общая характеристика психики животных.Строение нервной системы, нейронная теория. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена. Элементарная сенсорная и перцептивная психика. Врожденное и приобретенное в психике животных.Психика в преднатальный и постнатальный периоды. Импринтинг. Облигатное и факультативное научение. Роль игрового периода. Эволюция психики.Эволюция элементарной сенсорной психики. Таксисы, реакции, инстинкты. Генетика поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Развитие психики в онтогенезе. Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных. Акцепторы результатов действия и пластичность поведения. Исследовательское поведение и ориентация. Манипулирование и его значение. Коммуникации животных. Эволюция психики человека в филогенезе.Социогенез. Отличия сообществ животных от общества человека. Интеллект животных. Экстраполяционные способности животных. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Отличия и схожести в психике человека и животных. Этология как направление изучения психики животных. Поведение домашних и хищных животных. Особенности поведения рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Прикладная зоопсихология. Обучение животных. Значение общения человека и животного.                                                  
Всего

Программа лекционного курса



Лекция 1.Введение в зоопсихологию. Цели и задачи курса. Основные понятия, термины зоопсихологии. История зоопсихологии. Бихевиоризм. Этология. Роль и значение зоопсихологии в деятельности человека.

Лекция 2.Основоположники зоопсихологии и результаты их исследований: В.А.Вагнер, К.Лоренц, Н.Тинберген, Н.Н..Ладыгина-Котс, Н.Ю.Войтонис, М.А.Герд, К.Э.Фабри. Методы исследований в зоопсихологии, объективный и субъективный, филогенетический и онтогенетический, специальные методы (лабиринта, проблемной клетки) моделирование и эксперименты. Наблюдение за животным: характеристика, психофизиологическая активность, формы поведения, этограмма.

Лекция 3.Общая характеристика психики животных. Раздражимость и чувствительность. Положительные и отрицательные таксисы. Понятие инстинкта. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина. Этологическая концепция инстинктивного поведения К.Лоренца и Н.Тинбергена.

Лекция 4.Строение нервной системы животных. Сенсорные органеллы одноклеточных. Рецепторы и виды чувствительности многоклеточных животных. Классификация и виды нейронов. Передача импульса в синапсах. Рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Нейронная теория и её принципы. Особенности поведения беспозвоночных. Исчезновение медуз из прибрежной зоны моря перед штормом. Поведение общественных насекомых муравьев, пчел, ос. Поведение групп животных, значение иерархии. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов. Система хищник - жертва. Поведение стайных хищников.

Лекция 5.Биологическая обусловленность поведения животных. Уровни развития психики. Положительные и отрицательные таксисы. Явление привыкания. Внутренние факторы формирования поведения. Элементарная сенсорная психика. Внешние факторы формирования поведения. Перцептивная психика.Врожденное и приобретенное в психике животных. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии. Морфофункциональное развитие психической деятельности в эмбриогенезе. Преднатальное развитие у беспозвоночных животных, рыб, амфибий, птиц и млекопитающих. Эмбриогенез и развитие психики.

Лекция 6.Развитие психики в раннем онтогенезе. Постнатальное развитие психики животных. Инпринтинг и ранний опыт. Облигатное и факультативное научение. Две фазы в поведении высших млекопитающих.Ключевой раздражитель и его доминирующая роль в поведении животных. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития. Исследовательское поведение и ориентация животных. Манипулирование и его значение. Интеллект и его возникновение. Проблема интеллекта животных. Экстраполяционные способности животных.

Лекция 7.Коммуникации животных. Общение видовое и межвидовое. Что такое язык животных и его функции. Язык насекомых. Язык морских животных. Язык птиц. Язык рукокрылых. Язык обезьян. Невербальное общение.Эволюция психики. Принципы эволюции видов. Генетика поведения. Механизм наследования признаков поведения. Эволюционно-стабильная стратегия поведения животных. Линии поведения «боец – красавчик», «ястреб – голубь».

Лекция 8.Сравнительное изучение психики человека и животных. Психологические процессы на разных уровнях эволюционного развития. Сравнительные исследования психики до человеческого, человеческого и пост человеческого уровня развития. Палеопсихоогия.

Лекция 9.Антропогенез, черты развития человека имеющиеся у животных. Факторы эволюции приматов. Переход к общественной деятельности приматов. Культура ранних гоминид и социогенез палеолита. Эволюция психики человека в филогенезе. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов. Сравнительная психология. Отличия и схожести в психике человека и животных. Отличия сообществ животных от общества человека.

Лекция 10.Основы дрессировки. Возрастные изменения в способности к научению. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция. Тормозные реакции между различными видами активности. Три стадии выработки навыка. Десять правил обучения животных Прайор Карен.Прикладная зоопсихология. Поведение сельскохозяйственных животных: крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади, свиньи, домашняя птица. Домашняя кошка. Служебные собаки и их особенности (сторожевые, патрульные, розыскные). Охотничьи породы собак и их особенности (гончие, лайки, легавые и спаниели). Значение общения человека и животного.

 

Основная литература к курсу:

 

1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология: элементарное мышление животных. – М.: Аспект-пресс, 2010. – 320 с.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

3. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология. Учебник / М.: Эксмо, 2011. – 352 с.

4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: психология, биология, зоология и физиология. – 3-е издание. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. – 464 с.

5. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / - 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 544 с.

 

План семинарских и практических занятий

  № Название темы   Кол. часов  
  1. Введение в зоопсихологию. 2. Методы исследовани. 3. Эволюция нервной системы 4. Общая характеристика психики животных. 5. Инстинкты животных. 6. Эволюция психики животных. 7. Развитие психики в онтогенезе. 8. Перцептивная психика и интеллект. 9. Социальное поведение животных 10. Эволюция психики человека в филогенезе. 11. Особенности дрессировки животных разных видов.   12. Экскурсии:   - в отдел природы краеведческого музея – «Поведение животных леса»;   - по зоопарку – «Психическая деятельность животных разных видов»;   - в лесной массив – «Чтение следов и тропление животных»   13. Просмотр видеофильма – «Поведение животных». 14. Индивидуальное наблюдение, составление этограммы                
Всего

 

 

Вопросы к семинарским и практическим занятиям:


1. Цели и задачи курса зоопсихологии.

2. Основные понятия, термины зоопсихологии.

3. Этапы и пути развития зоопсихологии, как науки.

4. Роль знаний зоопсихологии в деятельности человека.

5. Основоположники зоопсихологии, методы и результаты их исследований.

6. Методы исследований в зоопсихологии.

7. Типы строения нервной системы животных.

8. Особенности нервной системы: червей, моллюсков, членистоногих.

9. Особенности нервной системы: рыб, птиц и млекопитающих.

10. Общая характеристика психики животных.

11. Раздражимость и чувствительность.

12. Положительные и отрицательные таксисы.

13. Проблема инстинкта в работах Ж.Б.Ламарка, К.Ф.Рулье, Ч.Дарвина.

14. Концепция «Инстинктивного поведения» К.Лоренца и Н.Тинбергена.

15. Биологическая обусловленность поведения животных.

16. Условные и безусловные рефлексы.

17. Элементарная сенсорная психика.

18. Перцептивная психика.

19. Врожденное и приобретенное в психике животных.

20. Облигатное и факультативное научение.

21. Генетика поведения на примерах пчел и собак.

22. Развитие психики в онтогенезе.

23. Пренатальное развитие психики животных.

24. Врожденное узнавание и ранний опыт.

25. Исследовательское поведение и ориентация.

26. Манипулирование и его значение.

27. Общение видовое и межвидовое.

28. Язык морских животных.

29. Невербальное общение.

30. Перцептивная психика от низшего уровня к высшему уровню развития.

31. Интеллект и его возникновение.

32. Проблема интеллекта животных.

33. Хищничество как форма существования и регуляции численности видов.

34. Переход к общественной деятельности приматов.

35. Эволюция психики человека в филогенезе.

36. Орудийная и конструктивная деятельность у антропоидов.

37. Этапы основной психической деятельности в развитии человека.

38. Социальное поведение насекомых: термиты, муравьи, пчелы.

39. Отличия и схожести в психике человека и животных.

40. Особенности поведения позвоночных животных: рыб, грызунов, копытных, хищников.

41. Ключевой раздражитель и его роль в поведении животных.

42. Основы дрессировки.

43. Роль подкрепления в формирование связи: стимул-реакция.

44. Три стадии выработки навыка.

45. Десять правил обучения животных Прайор Карен.

46. Особенности дрессировки животных цирка.

47. Прикладная зоопсихология.

48. Значение общения человека и животного.

49. Поведение сельскохозяйственных животных.

50. Служебные и охотничьи породы собак и их особенности в поведении.


 


 

 


Тематика рефератов и контрольных заданий:

1. Методы исследований в зоопсихологии:

Наблюдения

Экспериментальные методы

Специальные методы

2. Выдающиеся зоопсихологи, этологи, натуралисты:

Вагнер В.А.

Войтонис Н.Ю.

Выготский Я.С.

Гесс К.

Дембовский Я.

Келер В.

Ладыгина-Котс Н.Н.

Леонтьев А.Н.

Мак-Фармид Д.

Мухина В.С.

Прайор К.

Савельев С.В.

Северцев А.Н.

Тинберген Н.

Тих Н.А.

Тушманова Н.А.

Фабр Ж.А.

Фабри К.Э.

Хайнд Р.

Хаксли Д.

Общая характеристика психической деятельности животных





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.