МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Самодиагностика, или Что я думаю о себе





Итак, к делу. Первый шаг— самодиагностика. Как вы ду­маете, знаете вы себя? Люди очень различаются по ответу на этот вопрос, различаются даже потому, что понимают под словами «знать себя». Для одних — это значит представлять, на что способен, что от себя ждать, для других — знать свои положительные и отрицательные качества, достоинства и не­достатки, для третьих — хорошо разбираться в тончайших дви­жениях своей души, в своих чувствах и переживаниях. Для кого-то это доскональное знание своей внешности, для кого-то — умение общаться. А некоторые искренне не понимают, как это можно не знать себя. А вы? Что означает для вас — знать себя? Легко ли вам ответить на этот вопрос?

Для того чтобы лучше разобраться в этом, выполните пер­вое задание. Методику задания, которое вы сейчас будете де­лать, разработали американские психологи Кун и Мак-Порт­ленд. Называется она «Кто Я? 20 предложений».

 

В течение 15 мин вы должны ответить на вопрос: «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они при­ходят вам в голову. Вы же сами понимаете — правиль­ных и неправильных ответов здесь быть не может.

Читатель! Именно сейчас вы выбираете, как читать книгу. Подумайте. Можно просто читать книгу дальше, можно пре­рвать чтение и выполнить задание, можно прочесть интер­претацию, узнать, для чего эта методика предназначена, а потом уже выполнять ее. Так поступают многие (может быть, те же, кто заглядывает, не удержавшись, в конец детектива). Но я должна вас предупредить: на этой дороге вас может под­жидать ловушка, в которую часто попадают неудачники. Это желание скрыть правду о себе даже от себя самого. Как будто есть какой-то правильный ответ и если «подогнать» себя под него, то можно успокоиться.

В эту ловушку можно попасть и от лени. Ведь думать о себе довольно трудно, гораздо проще приложить к себе ка­кой-нибудь готовый эталон, мерку. Почему это ловушка для неудачника? Я думаю, вы сами догадались — к чему еще мо­жет привести желание обмануть самого себя или не утруждать себя размышлениями о собственной персоне? Если же вы уве­рены, что избежите этой западни, дерзайте!

Итак, перед вами три дороги. Вы выбираете одну, чтобы идти по ней, не сворачивая, до конца этой книги. Бессмыс­ленно выполнять лишь некоторые упражнения и не выпол­нять другие. Итак, выбирайте!

А теперь вернемся к заданию. Закончили? Перейдем к ин­терпретации. Что означают ваши ответы?

 

 

Прежде всего посмотрите, сколько слов и пред­ложений вы успели написать за 15 мин. Этот показатель носит название уровень самопрезен­тации. Думаю, слово «презентация» вам хоро­шо знакомо. По радио, телевидению сейчас все время слышишь: «презентация фонда», «презен­тация фирмы», «презентация театра». За этим пышным сло­вом скрывается обычное русское «представление», «предъяв­ление», и уровень самопрезентации — это уровень представ­ления, предъявления себя. Чем большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Кстати, вы использова­ли все 15 мин или прекратили работу где-то в середине, ре­шив, что о себе все возможное вы уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограни­ченный жесткий круг представлений и он никогда (правда, по разным причинам) не пользуется возможностью заглянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного (а может, и того, и другого).

Если ответов у вас очень мало —не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (по­чему? что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или — это встречается чаще — просто не думаете о себе и пользуетесь в повседнев­ной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?

От 9 до 17 ответов — это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам не хватило? Умения сделать над собой усилие — вам просто надоело отве­чать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои отве­ты строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем имен­но надо работать.

Когда ответов18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов, например: 4. «Я люблю рок-музы­ку»; 7. «Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»;12. «Мое самое любимое занятие — слушать музыку» и т. п. Или так: 3. «Я очень некрасивая»; 4. «У меня некрасивые гла­за и волосы»; 7. «Самое некрасивое во мне — рост и вообще фигура»; 9. «Я часто смотрю в зеркало и думаю, почему я такая некрасивая»; 13. «У меня некрасивое лицо»; 17. «Со мной никто не дружит, потому что я некрасивая». Такие повторяю­щиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, на­сколько вы знаете себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что у него маленький рост). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.

У вас ответовбольше 22? Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили — задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало, лишь бы на­брать желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто боль­ше»? Не решили ли, что здесь соревнование и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнования там, где (как, напри­мер, в данном случае) ее вовсе не предполагалось? Перечи­тайте свои ответы, сколько из них действительно характери­зует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумай­те, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего от вас ждут, и добиться первого места?

Хотите знать, какой уровень самопрезентации обычно быва­ет у неудачников? В общем, самый разный, но все же чаще это либо достаточно низкий (или такой средний, который бли­же к низкому), либо очень высокий (более 22). Другими сло­вами, они либо прячутся от себя, либо стараются угадать, что надо сделать, и стремятся добиться наивысшего результата.

Но уровень самопрезентации — показатель все же дос­таточно формальный. Давайте теперь проанализируем ваши ответы с точки зрения их содержания. Почти наверняка ваше самоописание начинается с таких слов, как «юноша», «девуш­ка», «живу в г. Костроме» и т. п. Это так называемые ролевые и формально-биографические характеристики. Почти все на­чинают с них, и это естественно. Но посмотрите вниматель­но, сколько у вас таких характеристик, какое место они зани­мают в вашем автопортрете? Если таких характеристик боль­шинство, то получается, что вы — лишь сумма социальных ролей, возраста, других формальных характеристик. Но где же в этом вы? Ведь людей, обладающих именно такими роле­выми и биографическими характеристиками, очень много. В чем же проявляется именно ваша индивидуальность? Зачерк­ните эти ответы, что останется? Вы действительно больше ни­чего не видите в себе или выдвинули их вперед, чтобы не думать о чем-то другом? Тогда о чем? И надо ли прятаться от самого себя?

Теперь посмотрим, какого типа ответы встречаются у вас чаще всего.

Мы уже говорили об одной важной теме. Это наиболее яркий и простой случай. Чаще, однако, бывает та, что ответы вроде бы разные, но говорят об одном и том же. Например, о том, каким вы кажетесь другим людям, или о ваших планах на будущее, о проблемах с окружающими — о чем угодно. Обычно так проявляются проблемы, наиболее важные для вас, те, которые во многом определяют ваше поведение, порой даже неосознанно.

Есть ли у вас такая проблема? Какая это проблема?

Теперь посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся. К прошлому? К будущему? К настоящему? Они вообще вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому, почему так получилось? Ваше прошлое вам кажется лучше, чем настоящее. Или, напротив, в прошлом было что-то, что мешает вам жить и сегодня. Вы до сих пор сводите с ним счеты? И долго вы собираетесь так жить, перебирая, словно драгоценности, позавчерашние ус­пехи и борясь со вчерашними неудачами? Не прячетесь ли во вчерашнем дне от сегодняшних задач и проблем? Или вы пред­почитаете для этих целей день завтрашний и ваши ответы в основном о том, что будет завтра.

Вот завтра найдете хорошую работу... Встретите необык­новенную девушку и тогда... Не помню, где я прочла такую историю. Мальчику попал в руки волшебный клубок. Дергая за нитку, можно было перенестись во времени и приблизить любое событие своей жизни. Сначала он дергал за нитку, что­бы скорее окончить школу, затем — окончить институт, же­ниться на любимой девушке, защитить диссертацию, добить­ся высокого поста. Он дергал и дергал клубок, и все желания его исполнялись. Но когда же и сколько он жил? А вы? Свя­зывая все в своей жизни в основном с будущим, что вы остав­ляете сегодняшнему дню? Каков вы сегодня?

Большинство ответов вне времени? Они относятся к се­годняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему? У вас нет ощущения, что вы меняетесь, что каждый день ста­вит перед вами новые задачи? Вам нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, вы просто боитесь меняться, боитесь того нового, неизвестного, что может про­явиться в вас? Не лишаете ли вы себя тем самым шанса при­обрести какие-то новые качества, взгляды, идеи?

Если же в ваших ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше, это свидетель­ство полноценного ощущения времени своей жизни.

Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каж­дого из них «+», если это вам в себе нравится, «—», если не нравится, «О», если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчи­тайте количество знаков.

Каких больше — положительных или отрица­тельных? А может быть, в основном нули или знаки вопроса? Это свидетельство вашего отно­шения к себе — принимаете вы себя или отвер­гаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь. Конечно, на самом деле отношение к себе — гораздо более сложное обра­зование. Мы получили лишь первые, самые грубые ориенти­ры. Но они тоже о многом говорят.

Внимание! Очень трудный момент! Ответы типа «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «умный», «глупый», «удачливый», «неудачник» —насколько они являются результатом ваших раз­мышлений о себе, самоанализа, а насколько табличкой, ярлы­ком, который вы повесили на себя, чтобы к вам никто, и преж­де всего вы, вы сами, не цеплялся? Не построили ли вы из этих табличек своего рода крепостные стены, за которыми собира­етесь спрятаться от жизни и от самого себя? Это действи­тельно очень трудный вопрос. Ответ на него требует серьез­ных размышлений, усилий и даже, если угодно, мужества. Но если вы сумеете самому себе честно ответить на него, вы сде­лаете важный шаг на пути саморазвития.

Итак, вы проанализировали свои ответы на вопрос «Кто Я?». Запишите результаты своего анализа в дневник. Через некото­рое время вы сможете вернуться к этим записям и увидеть, какими вы были, когда начинали работу по саморазвитию.

Эта методика должна помочь вам разобраться в том, знаете ли вы себя и что именно вы о себе знаете, что хотите знать о себе и что прячете от себя.

Как вы думаете, какие ответы по этой методике чаще всего встречаются у людей, считающих себя неудачниками? Во-пер­вых, это значительное количество ролевых и формально-био­графических характеристик; во-вторых, это тема своей неудач­ливости, неуспешности; в-третьих, их ответы в основном от­носятся или к прошлому, или к будущему и, наконец, в-четвертых, у них преобладают отрицательные оценки или «?», что свидетельствует об их нелюбви к себе, неприятии себя или о неумении (нежелании) разобраться в своем отношении к себе. Интересно получается с ответами-ярлыками. Большин­ство неудачников не принимают, как говорят психологи, этой задачи, не хотят отвечать на этот вопрос и разбираться в нем.

Ну как, ваши ответы близки к ответам неудачников? Или ваш автопортрет получился совсем другим?

Не откладывайте свои ответы на методику «Кто Я?». Да­вайте еще поработаем с ними.

 

Второе задание.

Выберите ответы (лучше, чтобы их было не менее деся­ти), которые, с вашей точки зрения, наиболее важны для вас, и напишите, почему вы обладаете той или мной чер­той. Откуда она у вас? Ну, например, так: «Я лентяй, по­тому что меня в детстве не приучали к систематической работе»; или: «Я умный, потому что я изо всех сил ис­пользую все свои умственные способности»; или таким образом: «Я не­красивая потому, что уж такой уродилась. Сестре досталась красота, а мне предлагают пользоваться скромностью как лучшим украшением».

Разделите все ответы на четыре категории: зависит от меня (обозначьте их буквой «Я»); зависит от других (буква «Д») — от кого, кстати? — от случая, судьбы, может быть, даже рока (поставим букву «Р»); ни от чего не зависит, просто так получилось (буква «Н»). Так же отметьте ответ «не знаю». Теперь посчитайте, сколько у вас ответов каждой категории.

То, что мы сейчас с вами делали, называется в психологи­ческой литературе каузальная атрибуция (от лат. causa — при­чина и attribuo — придаю, наделяю). Каузальная атрибуция — это «приписывание причин», объяснение причин и мотивов поведения других людей или (как мы делаем сейчас) своих собственных черт, мотивов, личностных особенностей.

Каких ответов у вас больше: ответов «Д» или ответов «Р»? Вы считаете себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы? А может быть, вы вообще думаете, что человек — это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказывае­тесь ли вы тем самым от самого себя, от того, чтобы чувство­вать себя хозяином собственного «Я»?

У вас преобладает буква «Я»? Вы-то уж точно ощущаете себя хозяином самого себя. Но задумайтесь, если вы почти во всех случаях видите причину только в себе, не приводит ли это к тому, что вы пытаетесь контролировать в своей жизни все и вся, не пытаетесь ли вы принцип причинности распро­странить на все события вашей жизни? Другими словами, не объясняете ли вы все, что с вами происходит, какими-то свой­ствами, присущими именно вам. Не пришел вовремя трол­лейбус — это потому, что я такой невезучий. Пропало что-нибудь — это потому, что я такой растяпа (как будто у других никогда ничего не теряется), и т. п. Особенно следует обра­тить на это внимание в тех случаях, когда речь идет о чертах, в которых в разной мере проявляется отрицательное отноше­ние к себе.

В основном буква «Н»? Мне кажется, вы опять от кого-то прячетесь или от чего-то убегаете, лишая себя шанса проана­лизировать и понять кое-что в себе, в своей жизни, в том, почему вам везет или не везет. Почему вы этого не делаете? Не хотите? Может быть, вы боитесь, что станете более безза­щитным, неуверенным в себе? Но если вести себя так, то мо­жет получиться, что все ваши силы будут уходить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не оста­нется ни сил, ни времени. И вообще, почему вы так уверены, что самоанализ сделает вас беззащитным? А может быть, на­оборот, вы найдете в себе такие силы, которые убедят вас, что вы сами делаете свою судьбу? На самом деле многое зависит от того, как мы смотрим на вещи, от того, с какой установкой мы подходим ко всему на свете, в том числе и к самим себе.

Предлагаю подумать над результатами этого задания и за­писать эти результаты в дневник. И давайте договоримся, что вы будете записывать в дневник все выводы, которые сделаете в ходе нашей работы, все вопросы к самому себе, а я больше не буду напоминать вам об этом.

Думаю, что вы уже поняли: оптимальный результат по это­му заданию определяется только соответствием реальности, тем, как это на самом деле. Но достигнуть его, как выясняет­ся, не так легко. Требуются специальная работа, специальный анализ, умение взглянуть на себя непредвзято. А именно та­кого умения обычно нет у того, ^кто считает себя неудачни­ком.

Давайте сопоставим результаты выполнения второго зада­ния с тем, что у вас получится при выполнении популярного зарубежного теста «Умеете ли вы решать свои проблемы». Он вошел в сборник популярных (т. е. не имеющих строго науч­ного смысла, в какой-то мере игровых, но очень полезных для самодиагностики) тестов «Знаете ли вы себя»*[*].

Одни играючи решают самые сложные проблемы. Других может «положить на лопатки» и незначительная мелочь. К какому типу относитесь вы? Давайте проверим.

1. Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятнос­тях:

а) нет, это бы вам не помогло — 3 очка;

б) конечно, если есть подходящий собеседник, — 1;

в) не всегда, иной раз вам и самому тяжело думать о них — 2.

2. Насколько сильно вы переживаете страдания:

а) всегда очень тяжело — 4 очка;

б) это зависит от обстоятельств — 0;

в) вы стараетесь терпеть, не сомневаясь, что любой неприятности рано или поздно приходит конец, — 2.

3. Если вы не употребляете спиртное, то переходите к следующему ... росу. Если употребляете, то для того, чтобы:

а) «утопить» в нем свои проблемы — 5 очков;

б) хоть как-то рассеять все свои «головные боли» — 3;

в) просто это нравится — 1.

4. Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит:

а) разрешаете себе радость, которую долго не могли позволить, — О очков;

б) идете к хорошим друзьям — 2;

в) сидите дома и жалеете самого себя — 4.

5. Когда близкий человек вас обижает:

а) «прячетесь в свою раковину» — 3 очка;

б) требуете объяснений — 0;

в) рассказываете об этом каждому, кто только готов слушать, — 1.

6. В минуту счастья:

а) не думаете о перенесенном несчастье — 1 очко;

б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет, — 3;

в) не забываете о том, что в жизни есть и много неприятного, — 5.

7. Что вы думаете о психиатрах:

а) вы бы не хотели стать их пациентом — 4 очка;

б) многим людям они могли бы помочь — 2;

в) человек и сам во многом может помочь себе — 3.

8. По вашему мнению, судьба:

а) вас преследует — 5 очков;

б) к вам несправедлива — 2;

в) к вам благосклонна — 1.

9. 0 чем вы думаете после ссоры с любимым человеком (супругом), когда ваш гнев проходит:

а) о том приятном, что у вас было в прошлом, — 1 очко;

б) мечтаете о тайном мщении — 2;

в) думаете о том, сколько вы от нее (него) уже вытерпели, — 3.

 

А теперь подсчитайте очки, которые вы набрали. От 7до 15 очков. Вы легко миритесь со своими неприятностями, даже бедами, поскольку умее­те верно их оценить. Крайне важно и то, что вы не слишком любите жалеть себя (слабость, ко­торую питают многие). Ваше душевное равно­весие достойно восхищения!

От 16 до 26 очков. Бывает, что вы подчас проклинаете судьбу. И все же у вас есть прекрасная отдушина: возмож­ность «выплеснуть» свои проблемы на других. После этого вам сразу же становится легче. (При этом вам, конечно, важ­но, чтобы вас внимательно слушали и сопереживали вашим проблемам, неприятностям.) И все же задумайтесь: не стоит ли вам побольше владеть собой, а не пользоваться постоянно лишь таким способом решения своих проблем?

От 27 до 36 очков. Вы еще не научились правильно «рас­правляться» со своими бедами. Быть может, поэтому они вас так и терзают. Вы предпочитаете закрыться в себе, пожалеть себя. Но, может быть, стоит использовать и иной способ? Мобилизуйте свою энергию! В вас достаточно доброго, хоро­шего начала, которое поможет вам с успехом решить все ваши проблемы и неприятие ситуации.

Кто-то очень точно, на мой взгляд, назвал такие тесты «бу­мажным зеркалом». Что-то в них есть ненастоящее, но все же мы отражаемся в них такими, какими хотим казаться сами себе. И если мы склонны обманывать сами себя, что ж...

В настоящие профессиональные тесты, для того чтобы вы­делить стремление людей показать себя лучше, часто «вмон­тирована» специальная шкала. Она так и называется «шкала видения себя в лучшем свете» или «шкала лжи». Я не могу вам раскрыть профессиональной тайны и не буду приводить при­меры. В популярных тестах таких шкал обычно не бывает. Предлагаю вам просто вернуться к своим ответам и посмот­реть на них с этой точки зрения.

Итак, сравниваем, сопоставляем результаты выполнения второго задания по методике «Кто Я?» и теста (после того как вы проверили себя на отсутствие стремления увидеть себя в зеркале приукрашенным). Вариантов может быть много, но мне хотелось бы обратить внимание лишь на некоторые.

Прежде всего самые благоприятные варианты: низкая оцен­ка по тесту (7—15 очков) и ориентация на себя преимущест­венно или невыявленность никакой ориентации по методике «Кто Я?» (последнее означает, что человек опирается на тот «принцип реальности», о котором мы говорили выше). Я рада за вас, рада, что вы уверены в себе, умеете верно оценить события своей жизни и принять решение. Но все же должна влить небольшую ложку дегтя и сказать, что у тех, кто ищет причины всех событий преимущественно в самом себе, на самом деле это бывает довольно редко, а принимаемые ими решения часто оказываются неадекватными (т. е. не соответ­ствующими ситуации). Эти люди либо идут напролом и ждут успеха или неуспеха (в зависимости от отношения к себе) бук­вально во всех ситуациях, либо прибегают к тактике «могу, но не хочу», часто неосознанно принимая решение, которое позволяло бы либо вообще ничего не делать, либо заниматься «псевдодеятельностью», подменяя реальное преодоление труд­ностей какими-нибудь действиями, занятиями «вокруг про­блемы». У вас не так? Ну что ж, тем лучше.

Но все же чаще тот, кто предпочитает приписывать себе полную ответственность за все, что с ним происходит, если он достаточно честен перед самим собой, получает по тесту «Умеете ли вы решать свои проблемы» большое количество очков. Именно в силу тех особенностей решения проблем, поведения в трудной ситуации, о которых говорилось выше, а также потому, что, встречаясь с какими-то неприятностями, бедами, такой человек ищет ответ на вопрос «Кто виноват?», а не на вопрос «Что делать?». Так поступают и те, кто получил большое количество очков по тесту и склонен приписывать ответственность за события своей жизни другим людям или року, судьбе. Только первые на вопрос «Кто виноват?» отве­чают: «Я! Конечно, Я!», а вторые: «Другие люди (мама, папа, одноклассники) или случай».

Конечно, все не так просто и однозначно. Довольно мно­гие объясняют то, что им в себе нравится, своими заслугами, а то, что не нравится, — вмешательством или влиянием дру­гих людей, причудами фортуны, неудачным расположением звезд — чем угодно. Ясно, что эта тактика очень бесперспек­тивна и часто приводит к реальным неудачам. Поэтому по приведенному выше тесту они также получают большое коли­чество очков. Но все дело в том, что происходит такое «припи­сывание ответственности» за положительные и отрицатель­ные качества часто неосознанно, точнее сказать, вне контро­ля сознания. Заметить эту особенность в себе довольно трудно, но очень важно. Помните короля из сказки Е. Шварца «Обык­новенное чудо»? Того самого, который все свои, мягко гово­ря, недостатки списывал на дурную наследственность — дво­юродную бабушку с материнской стороны, троюродную тетю, и при этом он считал себя даже молодцом — другие на род­ных сваливают, на близких, а он на покойников, и им все равно, и ему легче. Помните, чем он кончил — Не-человек, безвольный болванчик в руках нахального проходимца, нена­видящий и боящийся всех, готовый умереть (легкой смертью), лишь бы уберечь себя от серьезных переживаний, от того, чтобы взглянуть в глаза действительности, он едва не доводит до смерти единственного человека, которого действительно лю­бит, — свою дочь. Правда, это сказка, и уж слишком проста и назидательна. Куда ей до нашей сложной жизни! Но опыт по­казывает, что эта позиция и в жизни часто приводит не просто к неудачам, а к катастрофам, жизненному краху. Поэтому требуется пристальное внимание к тому, как вы анализируе­те, как объясняете свои поступки, качества, успехи и неудачи и как — поступки, качества, успехи и неудачи других людей. У вас сейчас есть возможность заметить, к чему вы склоняе­тесь. Вернитесь, посмотрите еще раз, как вы выполнили вто­рое задание. Не проявилась ли у вас похожая тенденция? Пусть немного, пусть даже намеком?

Те, у кого много ответов «Н», чаще всего получают по тес­ту от 16 до 26 очков. И это, конечно, не случайно. Если нельзя сделать вид, что проблемы не существует, то для людей, склон­ных к игре в прятки с самими собой, единственный выход — переложить проблемы на другого. Нет ли здесь противоре­чия? Ведь выше мы говорили о том, что такой человек даже перед самим собой боится оказаться более неуверенным, бо­лее беззащитным... и вдруг рассказывать другому о своих не­приятностях. Но все дело в том, что рассказ о беде, неприят­ности заменяет реальное решение проблемы. Рассказывать, особенно внимательному и понимающему собеседнику, гораздо безопаснее, чем действовать. Ведь в последнем случае может быть реальный неуспех и несостоятельность станет ясна всем, в том числе и самому себе.

Мы рассмотрели лишь некоторые варианты, но и из них ясно видно, как связано объяснение причин своего поведе­ния, наличие тех или иных личностных черт и умение решать свои проблемы, преодолевать беды, неприятности.

А теперь давайте еще раз займемся самооценкой, на этот раз — наглядной, графической. Заодно проверим, насколько доходчиво я сумела показать, что такое психологическая ин­терпретация. Результаты двух следующих заданий вы должны проанализировать сами.

1. Ниже вы видите пять линий и пять характеристик. Если представить, что слева направо значение характеристики воз­растает, то где, по вашему мнению, вы находитесь сейчас? (Отметьте это на каждой линии знаком «х».) А место, где вы хотели бы находиться, — знаком «!»

Ум…………………………………………………………

Успех в делах…………………………………………….

Дружба ……………………………………………………

Любовь…………………………………………………….

Внешность…………………………………………………

Для того чтобы понять, что это значит, моя помощь вам не нужна.

2. Вновь вернемся к каузальной атрибуции. В следующих предложениях надо выбрать один из предлагаемых ответов.

Итак:

1. Мой успех зависит от:

— меня самого;

— других людей;

— везения;

— всего понемножку.

2. Мое настроение зависит от:

— меня самого;

— других людей;

— погоды;

— ни от чего не зависит.

3. Мои страхи и опасения зависят от:

— меня самого;

— других людей;

— погоды;

— ни от чего не зависят.

4. Когда у меня с кем-то портятся отношения, это зависит от:

— меня самого;

— других людей;

— обстоятельств;

— ни от чего не зависит.

5. Большинство событий моей жизни зависят от:

— меня самого;

— других людей;

— везения;

— всего понемножку. В заключение старая восточная легенда — вместо морали.

«После того как боги сотворили Вселенную — Землю, Звез­ды, Солнце, после того как они сотворили Природу — горы, моря, океаны, леса, цветы; после того как они сотворили Че­ловека, они создали Истину. Боги не хотели, чтобы Истина досталась человеку даром, без труда. Он должен был сам до­стичь, открыть ее. И тогда Боги задумались, где спрятать Ис­тину. Сначала они хотели спрятать ее на вершине самой вы­сокой горы, затем — в самом глубоком месте океана, затем — на самой далекой звезде, но все эти места казались им слиш­ком доступными для человека.

И тогда они решили: «Спрячем Истину в сердце Человека. Он станет искать ее на Земле и на Небе, в лесах и воде, даже не подозревая о том, что все время носит ее с собой».





©2015-2024 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.