Основные предпосылки реализации маркетинга персонала. Содержание, задачи и структура курса «Маркетинг персонала». Взаимосвязь курса с экономическими и управленческими дисциплинами. Дисциплина «Маркетинг персонала» предназначена для того, чтобы углубить у студентов теоретические знания о самостоятельной функции управления персоналом (маркетинге персонала), а также сформировать навыки исследования рынка труда для установления текущих и перспективных потребностей организации в персонале и способах их удовлетворения. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является получение студентами основ теоретических знаний и практических навыков по формированию и реализации организационно-экономического механизма определения и удовлетворения потребности в персонале в рамках кадровой политики организации по привлечению работников в организацию. Исходя из цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: · студенты должны знать планирование кадровой работы и маркетинг персонала; · студенты должны уметь: обеспечивать организацию кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки; анализировать рынок труда; прогнозировать и определять потребность в персонале; участвовать в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации; · студенты должны владеть: современными методами управления персоналом. Маркетинг персонала в его комплексном толковании является «функциональной подсистемой общей системы управления персоналом» в организации. Данная подсистема включает разработку кадровой политики, разработку стратегии и управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования и кадровый контроллинг, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы, продвижение взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами, проведение аудита персонала, формирование благоприятного имиджа работодателя. Маркетинговый подход применительно к области управления персоналом связан с превращением покупательной способности потребителей (потенциальных или реальных сотрудников организации) в эффективный спрос на специфический продукт рабочее место. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. Маркетинг персонала: понятие, цели и задачи. Маркетинг персонала - это вид деятельности, который направлен на выявление потребности в персонале, а также удовлетворение этих потребностей, то есть покрытие потребности организации в персонале. Задача маркетинга персонала (или “персонал-маркетинга”) – владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации. - Введение корпоративной культуры - Формирование и развитие маркетингового подхода к персоналу - Распространение маркетинговой информации среди служащих - Введение системы поощрения и награждения -Кадровый аудит Цели маркетинга могут быть деловыми, экономическими, социальными и формальными: Деловая цель маркетинга персонала подразумевает в себе предоставление кадрового потенциала для сохранения и повышения дееспособности предприятия. Для реализации этой цели необходимо согласование способностей представленных специалистов с требованиями предприятия по количеству, качеству и месту с учетом фактора и времени. Формальные цели маркетинга персонала следует рассматривать в едином пространстве экономических и социальных целей. Экономические цели выражаются в том, что они направлены на оптимизацию и рентабельность всех затрат на персонал. Социальные цели преследуют личностные ожидания и субъективные представления о полезности персонала. Основные предпосылки реализации маркетинга персонала. Маркетинг персоналаэто вид управленческой деятельности, направленный на долговременное обеспечение организации человеческих ресурсов. Маркетинг персонала включает в себя: · Исследования рынка рабочий силы · Сегментирования рынка рабочий силы (может осуществлять по полу, квалификацией) · Исследования качество кандидатов, а также возможностей и требований. · Воздействовать на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей) · Формирование потенциальных кандидатов в внутри организации. Цели маркетинга могут быть деловыми и формальными. Деловая цель включает 2 формальные цели такие как: · Экономическая – экономичность и рентабельность, как критерии реализации мероприятия связанных с персоналом. · Социальная – личностные ожидания субъективное ощущение полезности, как критерий внедрения мероприятий связанных с персоналом. Процедура реализации стратегии маркетинга персонала может быть представлена следующими этапами. Этап 1. Определение потребности в персонале Необходимость планирования персонала обусловливается двумя основными причинами: · пригодные с точки зрения квалификации — в нужном количестве и по приемлемой для организации цене — работники не всегда имеются в каждое время и каждом месте. · излишний персонал не всегда может быть использован как внутри организации, так и вне нее. Численность персонала рассчитывается так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение стратегических задач организации. Нехватка персонала ставит под угрозу выполнение задач, переизбыток — вызывает излишние расходы и ставит, таким образом, под угрозу существование самой организации. Этап 2, Анализ поведения соискателей рабочих мест на внешнем и внутреннем рынках труда. Формирование сегментов потенциальных работников Анализ привлекательности рабочего места, исследование поведения кандидатов на наем является центральным блоком в процессе маркетинга персонала, позволяющим получить информацию о факторах, влияющих на решение носителя способности к труду по поводу выбора места работы, участия в процессе отбора, необходимости и возможности пребывания в организации в рамках определенной перспективы, формирование рабочего поведения и достижения успехов в выполняемой работе. |