Показатели эффективности внешнеторговых операций Независимо от выгод, получаемых странами в результате участия в международном обмене продукцией в материально-вещественной форме, хозяйствующие субъекты не вступают во внешнеэкономические отношения до тех пор, пока не поймут, что существуют возможности для организации эффективного экспорта и импорта товаров. Кроме того, предприятия располагают ограниченными ресурсами, они, соответственно, должны решать, использовать их внутри страны или на международном уровне. Поэтому, прежде чем осуществлять какие либо внешнеторговые операции, необходимо определить, какие выгоды получит субъект международных взаимоотношений в виде экономического эффекта и экономической эффективности, в частности от внешнеторговой деятельности; экспортной деятельности; импортной деятельности. Принято считать, что все экспортно-импортные операции, реализуемые на рынках дальнего и ближнего зарубежья, являются прибыльными, так как эффект от их осуществления предварительно определяется. При заключении внешнеторговых сделок не всегда должно ставиться целью максимальное извлечение прибыли любой ценой, а прежде всего должно уделяться внимание реальному обеспечению своих партнёров нужными товарами или надёжными каналами сбыта. Эффектом считается так называемый «доход от внешней торговли»: при реализации импортной операции – разница между договорными (контрактными) и внутренними ценами импортируемых товаров, при осуществлении экспортной операции – разница между экспортной ценой и покупкой ценой экспортируемого товара на внутреннем рынке. Нередко для получения денежных средств ряд отечественных товаров на внешнем товарном рынке ниже цен внутреннего рынка. Нередко на предприятиях, участвующих в международном бизнесе, не ведётся учёт затрат и доходов, связанных с осуществлением внешнеторговых сделок, что затрудняет оценку эффективности предстоящих закупок и продаж и определение их роли в финансовом положении хозяйствующего субъекта. В связи с этим требуют переосмысления подходы к определению эффективности внешнеторговой деятельности для участников международного бизнеса, самостоятельно осуществляющих экспортно-импортные операции, связанные с обменом продукцией в материально-вещественной форме. В отношении внешнего мира она как раз основана на коммерческом расчете, когда успешное хозяйствование в этой области дает прирост, а неудовлетворительное - утерю части дохода, попадающего в каналы международного обмена. Для определения эффективности экспортно-импортных операций необходимо на предприятиях организовать учет, обеспечивающий получение достоверной информации о продажах (закупках) в абсолютном и натуральном выражении, а также о затратах и доходах, связанных с реализацией (закупкой) товаров на внешнем рынке в разрезе отдельных государств. Наличие оперативной внешнеторговой информации на предприятии позволит определить ряд показателей, дающих возможность оценить результативность международных торговых сделок. 1. Показатели эффективности внешнеторговой деятельности. Экономическая эффективность (эффект) внешнеторговой деятельности определяется в случае участия внешнеторговых операторов в реализации экспортной и импортной политики Российской Федерации. В данном случае внешнеторговая деятельность предприятий в общем виде должна определяться тем, что расширение ассортимента отдельных групп товаров народного потребления, в частности, социально-культурного назначения, на внутреннем рынке будет осуществляться не путем их отечественного производства, а за счет затрат на изготовление других (экспортных) товаров. Из этого следует, что на выручку от продажи товаров будут закупаться как необходимые товары для удовлетворения потребительского спроса сельских и городских жителей Российской Федерации, так и машины, технологическое оборудование для развития производственных предприятий. При этом, чтобы внешнеторговый обмен был экономически выгоден, полные затраты не только собственного, но и отечественного производства необходимой продукции, намеченной к получению по импорту, должны быть большими, чем затраты на производство экспортных товаров. Выполнение данного условия позволит участникам внешнеторговой деятельности быть включенными в число предприятий приоритетных сфер экспортного потенциала страны и иметь соответствующие Льготы. Экономический эффект внешнеторговой деятельности в данном случае должен рассчитываться по формуле: Э вт. д == (3 им. д * Г1 им д) ” (3 эк д ‘ Г1 эк д) где Э вт д - экономический эффект внешнеторговой деятельности, руб.; 3 им д - полные затраты отечественного производства на единицу импортной продукции, руб.; П им д - количество импортной продукции, ед.; 3 эк д ~ полные затраты отечественного производства на единицу экспортной продукции, руб.; I П эк д - количество экспортной продукции, ед. Экономическая эффективность внешнеторговой деятельности соответственно должна рассчитываться по формуле: ЭЭ ВТ д = (3 им д * П им д) : (3 эк Д • П эк д), (2) где ЭЭ вт д - экономическая эффективность внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая деятельность экономически выгодна, если эффект Э вт д является положительной величиной, а показатель эффективности ЭЭ вт д > 1. Соизмерение затрат на собственное производство импортных и экспортных товаров принято считать основополагающим принципом определения экономической эффективности внешнеторговой деятельности предприятий различных форм собственности. Определение экономической эффективности и эффекта внешнеторговой деятельности целесообразно проводить, если внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется посредством реализации экспортных и импортных сделок и их масштаб исчисляется отнюдь не единичным числом. Это условие выполнимо, если внешнеторговые операции с контрагентами будут осуществляться на уровне сети предприятий-экспортеров. Расчеты экономической эффективности и эффекта внешнеторговой деятельности целесообразно проводить на предприятии для: • обоснования отдельных предложений о продаже и закупке товаров; • разработки планов экспорта и импорта; • оценки сложившейся структуры и направлений внешнеторгового оборота. (2^)Показатели экономической эффективности экспортной деятельности. Определение экономической эффективности и эффекта экспортной деятельности предприятия целесообразно производить в следующей последовательности: • расчет безубыточной внешнеторговой цены экспортного товара (при известных полных затратах в соответствии с базисными условиями поставки); • расчет максимально допустимых полных затрат на экспорт товара в соответствии с базисными условиями поставки (при известной внешнеторговой цене); • расчет экономического эффекта экспорта товара; • расчет экономической эффективности экспорта товара. При расчете показателей эффективности экспорта необходимо учитывать следующие три условия: - цена за экспортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в российской валюте; - цена за экспортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в валюте импортера или третьих стран; - цена за экспортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в валюте импортера или третьих стран, способ оплаты за товар - коммерческий кредит. 2. 1. Расчет безубыточной внешнеторговой цены экспортного товара (при известных полных затратах) с учетом трех условий выглядит следующим образом: Вэкб.ц=В эк з, (3) где В эк б ц - безубыточная экспортная цена товара, руб.; где В эк б ц 1 - безубыточная экспортная цена товара, руб.; к в е - курс валюты по данным Центрального банка Российской Федерации на расчетную дату, руб./вал. ед. & х? в эк. б ц 2 = В эк. з : (кВ. е * к кр), ’ (5) где В эк б ц2~ безубыточная экспортная цена товара, руб.; к,ф - коэффициент кредитного влияния. - Использование коммерческого кредита (аванса) в осуществлении экспортно-импортных операций, обеспечивающих обмен продукцией в материально-вещественной форме, обусловливает корректировку показателей экономической эффективности и эффекта с помощью коэффициента кредитного влияния и рассчитывается по формуле: Р*t ккр = (В эк. в- 100) :(1 + РН)t\ (6) где к кр ~ коэффициент кредитного влияния; В эк т - экспортная цена товара, руб.; Р - размер коммерческого кредита (аванса), %; I - срок предоставления коммерческого кредита (аванса), год; Р „ - размер дополнительной прибыли, %. Коммерческий кредит (аванс) как способ расчета внешнеторговыми операторами используется при реализации международных сделок, связанных с куплей-продажей машин и оборудования. ^ .2. 2. Расчет максимально допустимых полных затрат на экспорт определенного товара (при известной внешнеторгового цене) необходимо осуществлять с учетом трех условий по следующим формулам:
 где 3 мах эк 1 - максимально допустимые полные затраты предприятия на экспорт товара, руб. 3 мах эк 2 = В эк. т * k в е * k кр (9) где 3 тах Эк 2 - максимально допустимые полные затраты предприятия на экспорт товара, руб. . .ь^, ^ Ьсли 3 тах эг (3 тах эк Ь 3 тах эк 2) ^ В эк. т» ТО ЭКСПОрТ ВЫбраННОГО В данном случае товара для предприятия экономически нецелесообразен. 2. 3. Расчет экономического эффекта экспорта товара с учетом трех условий необходимо проводить по формулам: Э эг п = в эк.д - 3 эк.д (10) где Э эк п - экономический эффект экспорта товара, руб.; В эк д - выручка от экспорта товара, руб.; 3 эк д ~ полные затраты предприятия на экспорт товара, руб. Э эк. П 1 В эк Д — 3 эк д ~ (В эк р+ В эк в) ~ 3 эк Д5 (11) где Э эк п1 - экономический эффект экспорта товара, руб. В эк д = В эк р+ В эк В, (12) где В эк Р - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитанный путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу Центрального банка России на дату поступления валюты, руб.; В эк в - рублевая выручка от обязательной продажи валюты, руб. Э эк. п 2= (В эк. р +В эк в) k кр - 3 эк. д, ( 1 3) где Э эк. п 2 - экономический эффект экспорта товара, руб. Если Э эк п (Э эк п 1, Э эк п 2) является положительной величиной, то экспорт выбранной продукции экономически выгоден и следует изыскивать возможности для его увеличения с учетом достигнутого уровня производства. 2. 4. Расчет экономической эффективности экспорта товара необходимо проводить с учетом трех условий по формулам: ЭЭ ЭК. П В эк д : 3 эк. д, (14) где ЭЭ эк п - экономическая эффективность экспорта. ЭЭ эК п1 = (В эк р + В эк в): 3 эк л, (15) где ЭЭ эк п 1 - экономическая эффективность экспорта. ЭЭ эк. п 2 =(В эк. р +В эк. в) k кр : 3 эк. д (16) где ЭЭ эк п 2 - экономическая эффективность экспорта. ЭЭэк. п 3= О эк Т : С эк т (17) где ЭЭ эк п з - экономическая эффективность экспорта; О эк т - объем экспортных товаров во внутренних среднегодовых ценах, тыс. руб.; С эк т - производственная себестоимость экспортных товаров, тыс. руб. В эк. р + В эк. в -3 эк. Д В эк. р +В эк. в ЭЭ э, п 4 = (------------------------- ) 100( ) (18) В эк р + В эк В К эк. т где ЭЭ эк п4 - экономическая эффективность экспорта, % ; К эк т - среднегодовая стоимость основного и оборотного капиталов, используемых при производстве экспортной продукции, тыс. руб. На основании показателей, определяемых по формулам (10- 18), можно сделать следующие выводы об экономической эффективности экспорта: . • Ээк.п (Э эк п 1,э эк п2), ЭЭ эк п (ЭЭ эк п 1 ЭЭ эк п2), ЭЭ эк.п3, ЭЭ эк п4 целесообразно рассчитывать при заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной по критерию максимума Э эк п (Э эк п 1, Э эк п 2) И При УСЛОВИИ ЭЭ Эк п (ЭЭ эгп|, ЭЭ эк п 2) > ЭЭ эк. п 3? • если Э эк п (Э эк п 1 Э эк п 2) > 1, а ЭЭ Эк. п (ЭЭ эк. п 1 ЭЭ Эк п 2) > ЭЭ Эк. п 3 то экспорт соответствующих товаров является для предприятия экономически выгодным и следует искать пути увеличения экспорта данных товаров с учетом наиболее выгодных направлений экспорта; ЭЭ эк п 4 свидетельствует об уровне эффективности экспорта соответствующих товаров, при этом первая часть формулы (18) показывает, какой процент дохода предприятие получит от реализации экспортной операции, а вторая - определяет, сколько раз за рассматриваемый период смог обернуться авансированный на экспорт капитал. Соответственно, чем больше обе части данной формулы и, следовательно, величина ЭЭ эк п 4, тем выгоднее экспорт соответствующих товаров. Показатели эффективности экспортных сделок целесообразно проводить на предприятии при анализе экспортной деятельности предприятия за прошедший период; обосновании отдельных предложений о продаже товара; планировании экспортной деятельности на предстоящий период. 3. Показатели эффективности импортной деятельности Здесь целесообразно выделить две группы: • показатели эффективности импорта товаров производственного назначения; • показатели эффективности импорта товаров народного потребления. • Определение экономической эффективности и эффекта импортной деятельности предприятия целесообразно производить в следующей последовательности: расчет безубыточной внешнеторговой цены импортного товара народного потребления в соответствии с базисными условиями поставки (при известной его внутренней стоимости); • расчет минимально допустимой стоимостной оценки импортного товара народного потребления (при известной внешнеторговой цене в соответствии с базисными условиями поставки); • расчет экономического эффекта импорта товара народного потребления; • расчет экономической эффективности импорта товара народного потребления; • расчет экономической эффективности импорта товаров производственного назначения. При расчете показателей эффективности импорта товаров народного потребления необходимо учитывать следующие три условия. ® цена за импортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в российской валюте; © цена за импортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в валюте экспортера или третьих стран; ® цена за импортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в валюте экспортера или третьих стран, оплата осуществляется посредством коммерческого кредита. 3. 1. Расчет безубыточной внешнеторговой цены импортного товара народного потребления (при известной его внутренней стоимостной оценке) с учетом трех условий необходимо проводить по В им. б. ц = С им. т | следующим формулам:
безубыточная импортная цена товара, руб.; стоимостная оценка единицы импортного товара на внутреннем рынке, руб.
В качестве стоимостной оценки может выступать цена аналогичной продукции на внутреннем рынке или цена, по которой можно реализовать импортные товары народного потребления на внутреннем рынке: - безубыточная импортная цена товара, руб. В им. б ц 2 = С им т : ( k в. е * k кр) ,(21) где В им б ц 2 - безубыточная импортная цена товара, руб. 3. 2. Расчет минимально допустимой стоимостной оценки импортного товара народного потребления (при известной внешнеторговой цене) с учетом трех условий выглядит следующим образом: (22) C им. т = Bим. т где С им. т - минимально допустимая стоимостная оценка импортного товара, руб.; В им т - полные валютные расходы на импорт товара (цена товара и затраты, связанные с их закупкой на внешнем рынке), руб. (23) где С им. т 1 ~ минимально допустимая стоимостная оценка импортного товара, руб. С им. т 2 ~ В им т * к в. е к кр, (24) где С им.т 2 - минимально допустимая стоимостная оценка импортного товара, руб. Если С им т (С им. т 1, С им т 2) < в им б ц, то импорт данного товара для предприятия не эффективен. 3. 3. Расчет экономического эффекта импорта товара народного потребления. Прямой экономический эффект импорта данного товара может быть выражен с учетом трех условий следую- щ ими формулами: Эим.п = СИМТ-Вимт, (25) где Э им п - экономический эффект импорта товара, руб. Э имп 1 =С им т -(В им. т • к в е), (26) где Э им. п 1 - экономический эффект импорта товара, руб. Э им. п 2 = С им. т -(В им т к в е к кр), (27) где Э им п 2 - экономический эффект импорта товара, руб. Если показатели Э им п (Э имп 1 ,Э им п 2) являются положительными, то импорт такой продукции экономически выгоден, и следует изыскивать возможности для его увеличения с учетом достигнутого спроса на внутреннем рынке. Величина Э им п (Э им п1, Э им п 2) характеризует прибыль от реализации импортных товаров на российском рынке. 3. 4. Расчет экономической эффективности импорта товаров народного потребления с учетом трех условий имеет следующий вид: ЭЭ им п = С им т: В им т, (28) где ЭЭ им п - экономическая эффективность импорта. ЭЭ им п. 1 = С им. т : (В им т * к В е), (29) где ЭЭ им п 1 ~ экономическая эффективность импорта. ЭЭ им п 2 — С им т • (В им. т 'к в. е 'к кр), (30) где ЭЭ им п 2 - экономическая эффективность импорта. Если ЭЭ им п (ЭЭ им. п 1 , ЭЭ им. п 2) > 1, то импорт экономически выгоден. 3. 5. Расчет экономической эффективности импорта товаров производственного назначения. Для расчета показателей эффективности импорта машин и технологического оборудования потребуется определить полную их цену по формулам: Цимп = Цп + Эр (31) где Ц им п - полная цена потребления импортного товара, тыс. руб.; Ц п - покупная цена импортного товара, тыс. руб.; Эр - эксплуатационные расходы при использовании импортного товара, тыс. руб.; Ссм - стоимость потребляемого сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции на импортном технологическом оборудовании, тыс. руб.; С т э - стоимость топлива и энергии на единицу выпускаемой продукции на импортном технологическом оборудовании тыс. руб.; С р - стоимость ремонтов импортного технологического- оборудования, тыс. руб.; С з ч - стоимость запасных частей для импортного технологического оборудования, тыс. руб., 3 п - заработная плата рабочих, обслуживающих импортное технологическое оборудование, тыс. руб. Далее рассчитываются показатели экономической эффективности по формулам: ЭЭим.п = Ц п: Ц им.п, ' (33) где ЭЭ им п - экономическая эффективность импортного технологического оборудования. ЭЭ им п 1 = О т: 3 им п, (34) где ЭЭ им п 1 - экономическая эффективности импортного технологического оборудования; От - объем выпускаемой продукции на данном технологическом оборудовании во внутренних среднегодовых ценах, тыс. руб.; 3 им п - затраты на импорт данного технологического оборудования, тыс. руб. На основе показателей, рассчитанных по формулам (33-34) можно сделать следующие выводы: 1. Чем более показатель ЭЭ им п приближен к 1, тем импорт соответствующего товара эффективнее. На основе этого показателя предприятие может выбрать наиболее предпочтительный товар с учетом не только его цены, но и будущих эксплуатационных расходов. 2. Показатель ЭЭ им п 1 показывает количество выпускаемой на данном импортном оборудовании продукции на рубль затрат при его приобретении для предприятия и соответственно он должен быть больше 1. При изучении его динамики за ряд лет можно сделать вывод об эффективности использования данного оборудования. Показатели эффективности импортных сделок целесообразно проводить на предприятии при закупке товаров на внешнем рынке; анализе импортной деятельности за предшествующие годы; планировании импортной деятельности; определении импортной политики предприятия - технической или социальной. Данная методика определения эффективности экспортноимпортных сделок должна применяться внешнеторговыми операторами при: • анализе внешнеторговой деятельности за определенный временной период; • экономических обоснованиях отдельных предложений при закупке и продаже товаров; • планировании внешнеторговой деятельности на предстоящий пери- од; • выборе наиболее эффективных вариантов развития внешнеторговой деятельности предприятия. Суть методологического подхода, заключается в следующем: 1. При экспорте и импорте товаров предприятием может быть получен как прямой экономический эффект от улучшения финансовых результатов предприятия, так и косвенный экономический эффект от удешевления производства. 2. Количественно прямой экономический эффект внешнеторговой деятельности выражается через показатели ‘"экономический эффект экспорта"' и 'экономический эффект импорта”. 3. Экономический эффект экспортной сделки - это разница между результатом, полученным от ее реализации, и затратами на нее, а эффективность экспортной сделки – частое от отношения результатов к затратам. 4. Экономическая эффективность импортной операции – это сопоставление затрат, обуславливающих её осуществление, с результатами от неё, а эффект – прибыль (убыток), полученная от реализации импортных товаров или от произведённой продукции с использованием импортного товара. Использование данной методики оценки эффективности экспортно-импортной операции хозяйствующими субъектами в современных условиях должно привести к выбору: получение валютной выручки или расширение рынка сбыта собственной продукции и соответственно принимаемых ими управленческих решений во внешнеторговой деятельности. |