Занятие 9 - 10. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения Вопросы для обсуждения: 1.Определение понятия «адаптация». 2.Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям. 3.Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении: А.приемы, обеспечивающие привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения; В.общие медицинские и педагогические рекомендации по пребыванию ребенка в первые дни в ДОУ; С. особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни. 4.Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. 5. Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к дошкольному учреждению. Учебно-исследовательские задания: 1. Подготовить перспективный план сотрудничества с родителями по подготовке ребенка к ДОУ. 2. Подготовить сценарий проведения режимного момента – прием детей в период адаптации к ДОУ. 3. Выявить причины возникновения тяжелой степени адаптации. 4. Подготовить консультацию для родителей «Подготовка детей к условиям детского сада». 5. Анализ педагогических ситуаций по плану: - показать особенности поведения каждого участника ситуации; - определить чувства и эмоциональное состояние детей и взрослых; - выявить мотивы поведения родителей, воспитателей, детей; - определить какие потребности были нарушены; - показать возможные пути решения конкретной ситуации. Литература 1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.-М.,1981. 2. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Под ред. Г.М.Ляминой.- М.,1981. 3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М., 1983. 4. Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание.- 1980.-№6. 5. Желеску Р. Психологические условия адаптации // Дошкольное воспитание.- 1982.-№6. 6. Николаева Е.И. Размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика.-2004.-№1. 7. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006.-№1. 8. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание.- 2006.-№3,4. 9. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада // Дошкольное воспитание.- 1993.-№8. 10. Теплюк С. Как подготовить ребенка к детскому саду // Дошкольное воспитание.- 1991.-№8. 11. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание.- 1990.-№9. 12. Волкова Е. Поступаем в детский сад // Педагогический вестник.- 1995.-№2 (август). 13. Социальная адаптация детей к дошкольным учреждениям / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М., 1980. 14. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.- М., 2004. 15. К детскому саду готовы? // Счастливые родители.- 2002.- №8. 16. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации. – Краснознаменск, 2004. Занятие 11-12. Диагностика психического развития детей раннего возраста Вопросы для обсуждения: 1. Необходимость организации комплексного контроля за развитием детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения). Показатели, используемые для оценки поведения детей раннего возраста (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности и черты личности): Настроение: - бодрое (положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими); - спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе); - раздражительное (неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения – озлобленность, крик); - подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может тихо плакать, долго); - неустойчивое (весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому). Сон: - засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); - характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, с дополнительными воздействиями); - длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту). Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище). Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный). Индивидуальные особенности, черты личности ребенка(контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.). 2. Диагностика актуального уровня развития детей раннего возраста и зоны ближайшего развития. 3. Контроль за развитием детей первого года жизни. 4. Контроль за развитием детей второго и третьего года жизни. Учебно-исследовательские задания: 1. Оценить развитие детей на основе характеристик, предложенных преподавателем. 2. Определить возраст детей на фотографиях. 3. Подобрать игрушки для диагностики развития детей. 4. Проанализировать показатели качественной и количественной оценки психического развития детей второго и третьего года жизни, разработанные К.Л.Печорой. Литература 1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М., 1977. 2. Печора К.Л, Пантюхина Г.Б., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., 1986. 3. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я., Алферова И.Н. Основы медицинских знаний.- М., 1986. 4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1983. 5. Печора К.Л. Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия. – М., 1995. Вопросы к экзамену «Педагогика раннего детства» бакалавриат 2014 - 2015 г. Внутриутробное развитие плода. Поведение женщины во время беременности как условие полноценного развития ребенка. Перинатальная и пренатальная педагогика. Период новорожденности. Особенности физического и нервно-психического развития детей в период новорожденности. Особенности физического и нервно-психического развития детей первого полугодия первого года жизни. Особенности физического нервно-психического развития детей второго полугодия первого года жизни. Формирование у детей потребности общения со взрослыми. Методические приемы развития речи детей на первом году жизни. Методика развития движений детей на первом году жизни. Развитие предметно-манипулятивной деятельности. Игры-занятия с дидактическими игрушками. Особенности физического и нервно-психического развития детей второго года жизни. Задачи развития ребенка на втором году жизни. Методика развития речи ребенка второго года жизни. Развитие способов действий с предметами на втором году жизни. Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей второго года жизни. Особенности проведения занятий с детьми второго года жизни в детском саду. Особенности физического и нервно-психического развития детей третьего года жизни. Задачи развития ребенка третьего года жизни. Методика развития речи ребенка третьего года жизни. Развитие предметной деятельности на третьем году жизни. Условия формирования основных движений и организация двигательной активности детей третьего года жизни. Особенности проведения занятий с детьми третьего года жизни в детском саду Естественно-научные основы и психолого-педагогическое значение режима детской жизни. Принципы построения режима дня. Особенности организации режима дня в разных группах раннего возраста. Понятие «культурно-гигиенические навыки». Необходимость их формирования. Содержание культурно-гигиенических навыков детей раннего и дошкольного возраста. Условия и методика формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах. Значение игры в развитии ребенка раннего возраста. Этапы развития игры в раннем возрасте. Характеристика ознакомительного и отобразительного этапа игры. Характеристика сюжетно-отобразительной игры. Структура игры. Комплексное руководство сюжетно-отобразительной игрой. Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на втором году жизни (1год - 1год 6 мес, от 1 года 6 мес. – до 2 лет) Основное содержание игры и руководство развитием игровых умений на третьем году жизни. Характеристика игровой среды в группах раннего возраста. Игровые проблемные ситуации как компонент развития игровой деятельности у детей. Понятие сенсорного воспитания. Принципы сенсорного воспитания детей. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Задачи сенсорного развития детей раннего возраста. Особенности методики проведения игр и упражнений с детьми раннего возраста по ознакомлению со свойствами и качествами предметов. Понятие «адаптация». Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Особенности работы с детьми первого, второго и третьего года жизни. Степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Необходимость организации комплексного контроля развития детей в раннем детстве (оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения). |