МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Психологическая подготовка и психотерапия





Успех ортодонтического лечения зависит от контакта больного с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувства страха перед предстоящим лечением, внушать его необходимость, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Беседы с ребенком следует проводить в спокойном, уверенном тоне. Они должны способствовать взаимопониманию. Чтобы завоевать авторитет у пациента, нужно давать точные ответы на задаваемые им вопросы, разъяснять процесс лечения, его трудности и воз­можность достижения положительных результатов при хоро­шем контакте с врачом. Дети чувствуют искренность и добро­желательность взрослых и отвечают на них доверием.

При знакомстве с пациентом выявляют его реакцию на приход к врачу. Обращают внимание на поведение ребенка. Расширен­ные зрачки, румянец или бледность кожи лица, потливость лба и рук, учащенное дыхание свидетельствуют о повышенной не­рвной возбудимости. Она проявляется также громким разгово­ром, неестественным смехом, суетливостью.

Перед началом лечения показана психологическая подготов­ка, (коллективная и индивидуальная), которую проводят от 1 ло 4 раз через 2 дня. Коллективная подготовка заключается и проведении беседы с детьми, их родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, которые принимают участие в воспитании детей. При беседе убеждают в необходи­мости устранения зубочелюстных аномалий, объясняют их влияние на развитие смежных органов и всего организма,


демонстрируют слайды,фотоснимки, плакаты, свидетельству­ющие об эффективности лечения. Большое внимание уделяют борьбе с вреднымипривычками. Во время индивидуальных бесед учитываютповедение ребенка в коллективе, тип его нервной деятельности,возрастные особенности развития организма и психики.

Задачипсихологической подготовки в любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогут преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные с пользованием ортодонтическими аппаратами Важно также укрепить в ребенке уверенность в своих силах и возможностях, повысить авторитет врача, родителей, родственников Если же ребенок ускользает из-под контроля, то он может бессозна­тельно вынуть аппарат изо рта во время сна.

Содержание беседы должно соответствовать возрасту паци­ента. Во время психологической подготовки к лечению не следует прибегать к тактике высмеивания, угроз, о чем следует инфор­мировать родителей Наказание ребенка не приносит желаемых результатов, так как вызывает у него раздражение, страх, гнев, отчужденность, скрытый или явный протест Применение ле­чебных средств желательно согласовывать с пациентом. Пользо­вание ортодонтическими аппаратами развивает чувство ответ­ственности, что благотворно отражается на воспитании черт характера.

При лечении больных с вредными привычками одновремен­но с психотерапией применяют седативные средства С целью устранения бруксизмаэффективно самовнушение (аутосуггес-тия).При устойчивых вредных привычках эффективно внуше­ние всостоянии гипнотического сна [Шелепин А С , 1951;

Иванов Н В , 1959; Нападов М А., 1966; Окушко В П , 1975, идр.]. Гипноз применяют в комплексе с ортодонтическим лечением.С его помощью можно облегчить адаптацию больного кортодонтическим аппаратам и устранить неправильное гло­тание, привычное ротовое дыхание и другие нарушения фун­кций [Окушко В П , 1965; Taatz H , 1968, и др ]

При психологической подготовке пациентов в возрасте до 6 лет особое внимание уделяют разъяснению детям и их ро­дителям сущности этапов лечения, важности сотрудничества с врачом, говорят о влиянии вредных привычек и нарушениях функций зубочелюстной системы на развитие организма

В периоде сменного прикуса (6—12 лет) стремятся сделать пациента активным помощником в лечении Если до этого пе­риода вредные привычки сосания, прикусывания губ, языка, различных предметов не были устранены, то возникает необ­ходимость в применении гипнотерапии.

Подростки в периоде активного формирования личности


тяжело переживают непривлекательность своего внешнего вида обусловленную зубочелюстными аномалиями. Ортод оптическое лечение способствует изменению их внешнего вида и поведе­ния в коллективе (R Frankel, J А. С. Dujzings и др). Психоло­гическая подготовка в этом возрастном периоде даетхорошиерезультаты.

При подготовке взрослых к ортодонтическому лечению сле­дует разъяснить им, что неудобства, связанные с пользованием съемными или несъемными аппаратами временные. Особое внимание уделяют необходимости комплексного лечения

Восстановление миодинамического равновесия в зубочелю­стной системе в результате ортодонтического лечения способ­ствует изменению выражения лица, в глазах появляются блеск, живость, в поведении — определенность, энергичность Дети становятся более организованными, внимательными, улучша­ются показатели их учебы Ортодонтическое лечение обеспечи­вает психотерапевтический эффект, в связи с чем имеет со­циальное значение

Психологическая подготовка, особенно подростков и взрос­лых, должна предшествовать началу ортодонтического или ком­плексного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и прово­диться для уменьшения психических проявлений при имею­щихся морфологических и функциональных нарушениях в зубочелюстно-лицевой области, для осознания больным необ­ходимости лечения, преодоления трудностей, связанных с ним, и завершения лечения.

Вопросы психотерапии в стоматологии стали освещать в литературе лишь в последние годы [Корытныи Д Л , Овруц-кий Г Д , 1976; Кульбеков КК., 1981; Малыгин Ю М , 1982, Гаврилов Е И , Щербаков А С., 1984; Нападов М А идр , 1984, Хацкевич Г А, 1985, и др ]

Успех лечения во многом зависит от желания пациента сотрудничать с врачом В связи с этим необходимо создавать атмосферу доверия и положительных эмоций, а для этого врач должен иметь знания по деонтологии. Для уменьшения затрат рабочего времени врача целесообразно организовать регуляр­ные часовые лекции — собеседования с первичными больны­ми, направленными на лечение Во время таких встреч надо путем демонстрации слайдов и клинической документации убеждать в возможности устранения имеющихся нарушений, рассказывать о последствиях патологии, предстоящих врачеб­ных манипуляциях и ощущениях пациента, о том, как пользо­ваться ортодонтическими аппаратами, о необходимости завер­шить лечение.

Приразъяснительной психотерапевтической подготовке важно купировать чувство тревоги, нервозность В конце лекции не-


обходимо побеседовать лично с каждым больным и дать полные ответы на вопросы. Ортодонтическое лечение не является неот­ложным, в связи с чем есть время продумать возможности лечения, регулярного пользования аппаратами, прихода к врачу для их коррекции и лишь после этого осознать необходимость в этом виде помощи.

При выборе методов и способов лечения следует учитывать особенности личности каждого пациента, психофизические и поведенческие реакции, тип центральной нервной системы.

По данным Т. И. Коваленко, 57,2±1,4% взрослых не завер­шают лечения. Причины его прекращения — невозможность регулярно пользоваться аппаратами и посещать врача в связи с занятостью на работе, профессиональными особенностями (преподаватель, актер и др.), семейными обязанностями. Если лечение прервано, то в состоянии зубочелюстной системы наступает дисгармония, приводящая к рецидиву аномалии. В таких случаях рабочее время стоматолога, зубного техника и другого медицинского персонала оказывается затраченным не­эффективно, расход материалов приносит убыток.

Не все взрослые, нуждающиеся в оказании ортодонтической помощи, соглашаются пользоваться специальными внутриро-товыми аппаратами, особенно несъемными, в течение необ­ходимого, нередко длительного времени. Они предпочитают съемные аппараты, которые можно легко удалить из полости рта, чтобы не испытывать стеснения при общении с окружа­ющими, разговоре, приеме пищи. На всех этапах лечения следует избегать неприятных манипуляций.

Воздействия на пациента могут быть различными: разъяс­нение, убеждение, успокоение, одобрение, премедикация, обез­боливание. В случаях заболеваний нервной ситсемы лечение может быть начато после консультации психоневролога и его разре­шения на лечение.

Миотерапия

Упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, применяют уже с начала XIX в., но как метод ортодонтической профи­лактики и лечения они были предложены Rogers в 1917 г. и нашли дальнейшее развитие в работах В. Ю. Курляндского (1957), А. И. Бетельмана (1965), Е. И. Гаврилова и Г. А. Туробовой (1965), Ф. Я. Хорошилкиной (1965), М. А. Нападова (1967), R. Frankel (1960), J. А. С. Dujzings (1960) и др. Функция мышц, окружающих зубные ряды, способствует нормальному разви­тию прикуса или нарушает его. С помощью специальной гим­настики достигают восстановления функции мышц и предуп­реждают развитие аномалий прикуса.



Рис.

19.1. Набор приспособлений для лечебной гимнастики.


Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Лечебная гимнастика может быть самостоятель­ным методом терапии, может предшествовать ортодонтическо-му лечению, сочетаться с ним или применяться после его окончания для закрепления достигнутых результатов и предуп­реждения рецидивов. Гимнастикой можно достигнуть положи­тельных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения. Эффект лечения зависит от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от терпения больного, его настойчивости и от контроля за тщательностью выполнения упражнений. Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными;

желательно превращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллектив­но (в детских садах, школах). Контроль за выполнением упраж­нений возлагается на родителей или воспитателей и медицин­ский персонал. Как самостоятельный метод лечения гимнастика может дать хорошие результаты при протрузии верхних резцов и нейтральном соотношении боковых зубов.

20* 611


Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами (рис. 19.1). К так называемым лабиальным аппаратам относят амортизатор Роджерса и Шане, пластинку-диск Фриеля, стабилизатор Ноя, активатор Дасса, интрабуккальные аппараты — вестибулярные пластинки Кра-уса, Хотца, Шварца, Шонхера и др. Имеются специальные упражнения для круговой мышцы рта, мышц, выдвигающих и поднимающих нижнюю челюсть, мышц языка, а также мышц плечевого пояса.

Упражнения для круговой мышцы рта. Несмы­кание губ приводит к ряду функциональных нарушений с не­благоприятными последствиями как местного, так и общего характера, поэтому гимнастическим упражнениям для трени­ровки круговой мышцы рта следует уделять особое внимание. Отучить ребенка от ротового дыхания довольно трудно. К этому нужно приступать после того, как получено заключение ото­ларинголога о проходимости носовых ходов для воздушной струи. Чтобы убедиться в возможности носового дыхания, следует предложить ребенку набрать в рот воды и проверить, как долго он может держать ее, не проглатывая и не размыкая губ. При затрудненном носовом дыхании ребенок размыкает губы через 20—40 с. Можно приложить к ноздре кусочек ваты или полоску папиросной бумаги. Во время вдоха и прохождения воздушной струи через нос они прижимаются к ноздре, во время выдоха — отдаляются. Определить возможность носового дыхания можно также с помощью зеркала, поднесенного к носу. Оно запотевает при выдохе. Следует диагностировать возможность прохождения воздушной струи через правый и левый носовые ходы. Эти приемы позволяют наметить лечебные мероприятия и устано» вить, достаточно ли для самоустранения нарушений прикуса применить лечебную гимнастику или необходимы и другие ме­тоды лечения.

Иногда наблюдается гипертонус мышц, вплетающихся в круговую мышцу рта и имеющих радиальное направление. Это вызывает обнажение внутренней поверхности губ. Они кажутся массивными, ротовая щель удлиняется, верхняя губа припод­нимается и как бы укорачивается. При таких нарушениях на­значают следующие упражнения. Ребенок смыкает губы и на­дувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы. Надувание воздуха под верхнюю губу рекомендуют при протрузии верхних передних зубов. Для развития круговой мышцы рта можно свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет, например подвешенный кусок ваты, перышко и т. п. Рекомендуют также прокладывать между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжимать губы. Бумагу удерживают губами 30—50 мин при выполнении домаш-


них заданий или в то время, когда ребенок смотрит телевизор. Упражнение выполняют ежедневно.

Из упражнений с сопротивлением чаще применяют следу­ющие. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.

Упражнение с межгубным диском Фриэля. Диск помещают между губами и удерживают ими сначала в течение 1 мин, а затем 3—5 мин.

Упражнение с активатором Дасса. Активатор изготав­ливают из ортодонтической проволоки диаметром 1—1,2 мм и пласт­массы. Отрезок проволоки длиной 25 см в середине изгибают в виде кольца, а на концах в виде треугольников перпендикулярно к плоскости кольца. Из самотвердеющей пластмассы моделируют площадки по форме губ. Ребенок удерживает активатор губами, оттягивая его большим пальцем за кольцо. Упражнение делают 2 раза в день по 5—20 раз.

Действие амортизатора Роджерса основано на том же принципе. Он представляет собой роторасширитель, на который на­девают резиновое кольцо. Сила сокращения круговой мышцы рта должна преодолевать силу сокращения резинового кольца.

Упражнение с пластинкой из пластмассы. Ребе­нок зажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.

Упражнение с ватными валиками. Это упражнение относится к числу логопедических. Небольшие ватные валики закла­дывают в область переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести несколько фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»), для чего требуется смыкание губ. В течение дня упражнение надо по­вторять неоднократно.

Упражнение с пуговицами. Две пуговицы диаметром 25— 30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15—18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур. Такое упражнение делают 2— 3 раза в день, повторяя его 10 раз.

Упражнение с вестибулярной пластинкой. С це­лью ортодонтического лечения дети вкладывают вестибулярную пла­стинку в рот на время сна. Днем пластинкой пользуются лишь при выполнении гимнастических упражнений. Цель упражнений — трени­ровка круговой мышцы рта, нормализация дыхания, исправление по­ложения языка, нижней челюсти, шейного отдела позвоночника и головы. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, большим пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами. Упражнение выполняют 2 раза в день по 5—15 раз.

Упражнение с металлическим диском. Упражнение показано при вредной привычке сосания, особенно большого пальца,


нарушенной осанке, ротовом дыхании, дистальном прикусе. J. А. С. DuyzingspeKOMeHAyeT во вpeNЯ выполнения гимнастических уп­ражненийпользоваться серебряной монетой. Можно использовать также металлическийдиск диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Дляисправления осанки ребенок во время выполнения упражнения становится вплотную к углу, прикасаясь к нему пятками, ягодицамии лопатками; при этом взгляд должен быть направлен го­ризонтально вперед. Втаком положении ребенок сжимает губами ме­таллическийдиск. Смыкание губ обусловливает носовое дыхание, способствует выдвижениюнижней челюсти вперед, тренировке мышц околоротовой области, а также шейных и грудных мышц и изменению объема грудной клетки. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально.Если ребенок не может удержать его в таком положе­нии, то лечебная гимнастика неэффективна. Надо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Контролем может служить давление пальцем на диск снаружи и ощущение прикосновения к вестибулярной поверхности резцов при сомкнутых губах. В таком положении ребенок должен стоять от 30 с до 2 мин, т. е. до появления чувства утомления.

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, рекомендуются при лечении дистального прикуса. Выпол­няют их сидяили стоя. Нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживают 10 с, а затем медленно устанавливают в исходном положении. То же упражнение выполняют с поворотом головы сначала вправо, а затем влево. После освоения упражнения нижнюю челюсть удерживают в выдвинутом положении как можно дольше и упражнение повторяют до 10 раз. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя, когда голову слегка запрокидывают,ноги ставят на ширину плеч, руки отводят назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы не установятся впереди верхних.

Упражнениядля мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Одно из них — сжатие зубов а центральной окклюзии. Ребенок сжимает и разжимает зубы. Сила сокращения мышц контро­лируется пальцами, приложенными к щекам в области жевательных мышц у переднего края ветвей нижней челюсти. То же упражне­ние можно выполнять с сопротивлением. Для этого ребенок распо­лагает указательный и средний пальцы правой руки на нижних пе­редних зубах и, поднимая нижнюю челюсть, оказывает противодей­ствие давлением пальцев при нарастающем сокращении жевательных мышц.

Упражнение «прикус ывание палочк и». На деревян­ную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами и удерживают в таком положении. Больной сжима­ет и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Упражнения для исправления аномалий положе­ния зубов. Для исправления небного наклона верхних передних зубов в периоде их прорезывания рекомендуется несколько упражне­ний.


1. Давление на зубы кончиком языка в течение 3—5 мин, затем пауза.

2. Прикусывание нижней губы верхними зубами в течение 2—3 мин. Это упражнение следует рекомендовать с осторожностью, чтобы в дальнейшем не выработалась вредная привычка. Необ­ходим строгий контроль за выполнением этого упражнения и прекращением его после достижения нормального резцового перекрытия.

3. Комплексы гимнастических упражнений для устранения разно­видностей мезиального прикуса, рекомендованные Е. И. Гаври-ловым и Г. А. Туробовой. Их выполняют 2 раза в день по 8—10 мин. Начинают с ходьбы на месте в течение 2 мин. Затем следуют упражнения, нормализующие носовое дыхание и положение передних зубов, в том числе захватывание нижней губы верх­ними зубами и упражнения со шпателем, которые выполняют в течение 1—4 мин под контролем и при участии воспитателя или медицинского работника. Между зубными рядами помеща­ют шпатель. Ребенок должен прикусить его так, чтобы оказывать давление на режущие края наклоненных орально верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.

Следующее упражнение — закрывание рта с перемещением ниж­ней челюсти назад. Ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживают в этом положении 4—8 с, после чего следует пауза 2—3 с. Упражнение повторяют 2—3 раза в день по 3—4 раза. Затем ребенок отодвигает нижнюю челюсть назад, одновременно перемещая кончик языка вверх и назад, открывает рот, поднимает кончик языка вверх и смещает его кзади. При медленном закрывании рта перемещает нижнюю челюсть назад и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Челюсть удерживают в таком положении 5—8 с, затем следует пауза. Упражнение выполняют в течение 1—1,5 мин. Описанный комплекс упражнений нужно делать 2 раза в день по 8—10 мин.

При устранении мезиального прикуса, сопровождающегося выд­вижением нижней челюсти, лечебную гимнастику следует сочетать с сошлифовыванием нестершихся бугров временных зубов, назначени­ем шапочки с подбородочной пращой и внеротовой резиновой тягой и разобщением прикуса в переднем участке при помощи ортодонти-ческих приспособлений.

Упражнения для нормализации функции языка. Гимнастические упражнения для языка рекомендуют после хирурги­ческого рассечения его укороченной уздечки, а также для устранения вредных привычек сосания пальцев и различных предметов, норма­лизации неправильного глотания и произношения звуков. При полу­открытом рте ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губы, проводит языком от одного угла рта к другому, делает попытки достать языком перегородку носа, подбородок. Кроме того, проводит кончиком языка по небной и язычной, а затем по вестибулярной поверхности зубов и как бы пересчитывает их, проглаживает твердое и частично мягкое небо по средней линии, начиная от передних зубов, щелкает языком, для чего присасывает язык при сомкнутых губах к твердому небу


и медленно открывает рот; упирается кончиком языка то в одну щеку, то в другую. Каждое упражнение делают ежедневно от 3 до 10 раз

Кроме перечисленных, рекомендуются упражнения для трениров­ки мышц переднего, среднего и заднего участков языка

Упражнения для мышц переднего участка языка.

1 На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5— 8 мм (можно нарезать такие кольца шириной 2 мм из резиновой детали пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных скла­док, зубы сжимает, губы не смыкает Рекомендуют проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно Следует терпеливо разъяснить ребен­ку задачу упражнения и достигнуть правильного положения языка. Упражнение повторяют в первый день 5—6 раз, на второй — 2 раза (утром и вечером) по 5—6 раз, в последующие — 3 раза в день по 10—12 раз.

2 То же резиновое кольцо пациент прижимает кончиком языка к переднему участку неба в области небных складок Зубы и губы сжимает, кольцо удерживает в течение 5 мин В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин

3 Положение языка и резинового кольца то же Зубы сомкнуты. Больного обучают проглатыванию слюны с несомкнутыми гу­бами Упражнение выполняют 3 раза в день по 10 мин

4 Цоканье языком — подражание звуку ударов копыт лошади.

Выполняют 50—60 раз

После освоения этих упражнений приступают к тренировке мышц среднего участка языка

Упражнения для мышц среднего участка языка Наязык накладывают два резиновых кольца, одно на кончик, другое на се­редину Ребенок поднимает язык вверх и прижимает к своду неба, зубы сжимает, губы смыкает не полностью Не изменяя положения языка, трижды проглатывает слюну Напряжение жевательных мышц можно проконтролировать пальпацией, приложив пальцы к щекам При неправильном глотании жевательные мышцы не напрягаются

Упражнения для мышц заднего участка языка.

1) зевание,

2) полоскание горла водой, что способствует расслаблению мышц и их массажу

Нормализация функции мышц языка предупреждает развитие зубочелюстных аномалий и способствует устойчивости достигнутых результатов лечения.

В сочетании с лечебной гимнастикой применяют массаж Посред­ством массажа области альвеолярного отростка и неправильно распо­ложенных зубов можно установить их в зубном ряду при наличии соответствующего места Регулярный массаж свода неба и давление на альвеолярный отросток и боковые зубы большими пальцами рук способствуют росту верхней челюсти, расширению ее зубного ряда и апикального базиса Массаж альвеолярного отростка в области рете-нированных зубов стимулирует их прорезывание


Массаж губ. 1. Вытягивают нижнюю губу и охватывают ею верхнюю.

2 Оттягивают нижнюю губу книзу так, чтобы получился хлопающий звук. Упражнение выполняют 3 раза в день, повторяя его 20—25 раз.

3 Оттягивают верхнюю губу

После освоения упражнений для губ громко произносят слова, содержащие звук «с», особенно при нечетком произношении шипящих звуков речи. Слова повторяют 10 раз в день. Массаж лица, шеи, груди в сочетании с лечебной гимнастикой облег­чает исправление положения головы и осанки.

Ортодонтическое лечение нередко сочетают с физиотера­певтическим. Перемещение зубов облегчается после вакуум-терапии (В. И. Кулаженко, Э. И. Пушкарь и др.).

Лечебная гимнастика и массаж для устране­ния нарушенной осанки. Деформации опорно-двига­тельного аппарата с учетом причин, их вызвавших, делят на следующие группы:

1) врожденные;

2) возникшие в связи с паралитическими изменениями в мышцах;

3) обусловленные неблагоприятной статической нагрузкой,

4) взаимосвязанные с хроническими дегенеративными про­цессами в суставах;

5) являющиеся следствием инфекционных заболеваний

Большинство деформаций вызывается не одной, а несколь­кими причинами.

Профилактика деформаций и устранение нефиксированных изменений позвоночника и конечностей путем лечебной гим­настики в начальном периоде заболевания имеет большое значение для предупреждения неблагоприятных последствий их формирования.

В результате длительного неправильного положения тела в мышечно-связочно-сухожильном аппарате могут возникнуть на­рушения. Имеется взаимосвязь между привычным неправиль­ным установлением туловища, плечевого пояса, деформация­ми позвоночника и аномалиями прикуса.

Устранение дефектов осанки необходимо для предупрежде­ния развития стойких изменений, общего улучшения здоровья Детей, подростков и взрослых. Оно достигается сравнительно простыми, а при деформациях позвоночника сложными тера­певтическими мероприятиями. Для их проведения больных направляют к ортопеду.

Система йоги — система лечебной гимнастики, пра­вильного питания, очищения тела путем ежедневного купания, воспитания самодисциплины, умения владеть собой. Эта систе-


ма зарекомендовала себя на протяжении тысячелетии, но мало применялась в ортодонтической практике. Детям, подросткам и взрослым использование йоги показано в сочетании с ор-тодонтическим лечением, особенно при синуситах, бронхиаль­ной астме, нарушениях дыхания, глотания, пищеварения.

Ежедневные занятия йогой по 15—20 мин через 4—6 нед приводят к нормализации дыхания, смыканию губ, нормали­зации положения языка в покое, что значительно облегчает и ускоряет ортодонтическое лечение, особенно при резко выра­женных аномалиях прикуса. В периодах активного роста челю­стей таких больных лечат с помощью функционально-действу­ющих ортодонтических аппаратов.

Пранаямами называются специальные дыхательные упраж­нения. Существуют различные виды пранаям Хотя выполняют­ся они по-разному, в большинстве пранаям различают три фазы дыхательного цикла- речаку — вдох, пураку — выдох, кумб-хаку — задержку дыхания.

К П. Бутейко предложил методику лечебной гимнастики — сочетание тренирующих физических нагрузок и специальных дыхательных упражнений, увеличивающих длительность задер­живания дыхания на выдохе путем волевого ограничения ле­гочной вентиляции.

Нормальное дыхание характеризуется последовательностью:

вдох, выдох, пауза. Время каждой фазы индивидуально, регу­лируется реактивностью организма. Важно количество воздуха, прошедшего через легкие за 1 мин, т е. какова вентиляция легких. Основа методики — уменьшение каждого вдоха, амп­литуды дыхания, экскурсии грудной клетки Дыхание должно стать невидимым: пауза — основная фаза дыхания — отдых. Человек должен урежать вдохи и уменьшать объем вдыхаемого воздуха. Ослабление функции дыхания заключается в его замед­лении и поверхностности. Следует стремиться к максимальной паузе Ее длительность — показатель количества углекислоты в организме

Урежению дыхания способствуют сдавление грудной клет­ки, сон при положении на животе, лечебное голодание

Лечебное голодание повышает уровень углекислоты в орга­низме, а организм задерживает ее для синтеза.

Волевое сдерживание дыхания как метод лечения особенно показано при бронхиальной астме в начальном периоде забо­левания. При выраженном заболевании применение этой ме­тодики способствует уменьшению силы и тяжести приступов удушья и сокращению количества употребляемых медикамен­тозных средств. Однако лечение следует начинать лишь после обследования больного, уточнения диагноза, а также психоло­гической подготовки путем беседы с пациентом, объяснения сущности методики. Занятия по Бутейко успешно сочетают с ортодонтическим лечением


Физио- и рефлексотерапия

Для ускорения ортодонтического лечения в последние годы стали применять ряд методов воздействия на кожу, мышцы, нервы, слизистую оболочку альвеолярных отростков, а также костную ткань.

Метод очагового дозированного вакуума. Как метод воздей­ствия на слизистую оболочку и костную ткань он разработан под руководством В И. Кулаженко (1967). Вакуум-разрежение, равное 40 мм рт. ст., создают в области корней перемещаемых зубов. Курс лечения состоит из 8—10 процедур, проводимых ежедневно по мере рассасывания гематом. При этом протеоли-тические ферменты, высвободившиеся из тканевых структур в зоне гематомы, ускоряют репаративные процессы, что способ­ствует сокращению длительности лечения.

По данным Т. И. Коваленко (1985), после вакуум-стимуля­ции ортодонтическое перемещение зубов у взрослых достовер­но ускоряется в 1,3—1,5 раза.

Ультрафонофорез. Ультрафонофорез 10% раствора хлорида кальция по методу Мироновой и Ткач в сочетании с вакуум-терапией, которые Т И. Коваленко (1985) применяла при заболеваниях краевого пародонта, способствуют уменьшению или исчезновению воспалительных явлений и подвижности зубов через 1 мес после курса физиотерапии.

Л В Сорокина (1974) с успехом использовала этот метод для сокращения периода ретенции результатов ортодонтичес­кого лечения.

Аномалии прикуса у детей взаимосвязаны с функциональ­ными отклонениями в деятельности мышц, окружающих зуб­ные ряды. Нормализация функции мышц челюстно-лицевой области позволяет сократить сроки лечения и достигнуть устой­чивых результатов. Повышение мышечной силы происходит в результате многократных сокращений мышц, приводящих к увеличению их массы за счет утолщения их волокон. Напряже­ние мышц можно вызвать при использовании электрических раздражителей. Их утомление наступает позже, чем торможение в нервных центрах. При электростимуляции прирост мышечной массы наступает быстрее, чем при обычной тренировке.

Электростимуляция. Метод электростимуляции применяют в стоматологии при лечении атрофии мышц в челюстно-лицевой области, в том числе возникающих в результате длительной иммобилизации челюстей после их перелома, костно-пласти­ческих операций, миопатических парезов и параличей

Н А Плотникова рекомендует применять метод электрости­муляции в клинике ортодонтии. В работе представлены резуль­таты лечения 52 детей с прогнатическим прикусом в возрасте


7—12 лет. Лечение проводилось с помощью ортодонтических аппаратов и электростимуляции по разработанной схеме.

Для стимулирования прорезывания ретенированных зубов применение препаратов гиалуронидазного действия ограниче­но в связи с возможностью возникновения выраженных ал­лергических реакций. Проводится поиск новых, более эффек­тивных методов лечения. В отношении зубов млекопитающих установлено, что низкий уровень регуляции замыкается на пульпе зуба, а высший — на уровне центральной нервной системы [Окушко В. Р., 1984] Это послужило предпосылкой для изучения в эксперименте и клинике влияния на проре­зывание зубов раздражении электротоком и введение некото­рых вегетотропных препаратов.

В. В. Галенко (1986) доказала, что скорость прорезывания зубов может регулироваться введением вегетотропных препара­тов. Средства, возбуждающие вегетативную нервную систему, ускоряют прорезывание зубов, а тормозящие ее замедляют этот процесс Стимуляция катодом порогового тока силой 3 мкА ускоряет прорезывание зубов на 36,7%, а стимуляция анодом замедляет этот процесс на 36,7%. Катод и анод сверхпорогового тока угнетают прорезывание зубов на 22,4 и 53,1% соответ­ственно.

Клиническое применение способов ускорения прорезыва­ния задержавшихся зубов с использованием электростимуля­ции и электрофореза адреналина повышает эффективность лечения данной патологии по сравнению с аппаратурным ме­тодом в среднем в 2 раза и сокращает продолжительность лечения более чем в 3 раза.

Способ ускорения прорезывания задержавшихся зубов галь­ваническим током заключается в пропускании постоянного элек­трического тока через ткани альвеолярного отростка, в котором находятся ретенированные зубы. Плотность тока составляет 0,1— 0,2 мА/см2, длительность воздействия 15—20 мин; процедуры проводят ежедневно в течение 15—20 дней В. В Галенко реко­мендует использовать импульсный однотактный волновой ток частотой 50 Гц. Период посылок составляет 8±1,4 с. Время воздействия 10—15 мин, сеансы ежедневно в течение 15—20 дней. При электрофорезе адреналина прокладку под активный элек­трод смачивают 0,1% раствором адреналина; в остальном ме­тодика электрофореза не отличается от методики гальваниза­ции.

Электростимуляцию тканей в области непрорезавшегося зуба гальваническим или импульсным током следует проводить при лечении больных с ретенцией зубов 1—11 степени, обуслов­ленной наличием сверхкомплектных зубов При незакончен­ном формировании корней комплектных и сверхкомплектных


зубов хирургическое удаление последних не показано. Уско­рение прорезывания ретенированных зубов с помощью элек­трофореза адреналина рекомендуется при лечении пациентов старше 12 лет с ретенцией зубов I—III степени, а также в случае безусловного применения электростимуляции. Перечис­ленные методики лечения не сложны, доступны для выпол­нения в стоматологической поликлинике при наличии физио­терапевтического кабинета. Дети легко переносят лечение, осложнений не наблюдается. Терапевтическая эффективность этих методик и сокращение сроков лечения позволяют реко­мендовать электростимуляцию и электрофорез адреналина в области непрорезавшихся зубов для лечения при задержке их прорезывания.

Рефлексотерапия. При нарушенном дыхании, несмыкании губ следует устранить ротовое дыхание и ряд сопутствующих заболеваний различными способами рефлексотерапии, в том числе биоэлектростимуляцией.

Клинические наблюдения свидетельствуют об эффективно­сти рефлексотерапии при лечении больных с заболеваниями нервной системы [Мачерет Е. Л., Самосюк И. 3., 1990; Ко-дола Н. А., Бургонский В Г., 1989, и др.], желудка и кишеч­ника. Многочисленные исследования и клинические наблю­дения показали, что иглотерапия нормализует деятельность сердца, регулирует температуру тела, давление и дыхание, прекращает судороги, улучшает функцию желез внутренней секреции.

Этот метод особенно показан при ортодонтическом лечении глубокого прикуса, тесного расположения зубов и наличии бо­лезней пародонта. В результате лечения усиливаются репаратив-ные процессы в пародонте, наблюдается положительное воз­действие на иммунный статус больного. Если заболевание пародонта и способы лечения взрослых описаны в большей степени [Евдокимов А. И., 1967; Данилевский Н. Ф., 1978;

Иванов В. С, 1981, и др.], то лечение этих заболеваний при зубочелюстно-лицевых аномалиях у детей освещено недоста­точно [Виноградова Т. Ф., 1989; Максимова О. П , 1989, ВинниченкоА. В., 1989; Жилина Н. А., 1990, и др.].

Считают, что в стоматологии использование рефлексоте­рапии ограничено из-за длительного лечения и технических трудностей. Этим вопросам посвящены работы В. Ф. Рудько (1981), Н.А Кодолы и В Г Бургонского (1989), Г Б Банчен-ко (1981), Г С Куклина (1984). Рефлексотерапия включает воздействие на организм пациента различных факторов аку-, электро- и лазеропунктуры, различных видов массажа (точеч­ный, гидромассаж, вакуумный и вибровакуумный), бальнео-и светолечения


Хирургическое лечение

При резко выраженных деформациях или аномалиях развития зубных дуг, челюстей и нарушениях прикуса не всегда можно вылечить больного только ортодонтическими методами. В этих случаях хирургический метод может быть вспомогательным или ведущим, позволяющим достигнуть устойчивых результатов.

Хирургические мероприятия заключаются в: 1) пластике укороченной уздечки языка; 2) перемещении места прикреп­ления уздечки губы (верхней или нижней); 3) пластике в области тяжей слизистой оболочки и углублении преддверия полости рта; 4) выравнивании супраментальной кожной складки; 5) об­нажении коронки ретенированного зуба; 6) одномоментном повороте зуба вокруг оси; 7) реплантации или трансплантации зуба; 8) удалении отдельных зубов; 9) компактостеотомии.

В руководстве изложены в основном показания к хирурги­ческому лечению, техника их проведения шире освещена в специальной литературе.

Пластика укороченной уздечки языка. Ограничение подвиж­ности языка в результате укорочения его уздечки или прикреп­ления близко к его кончику нередко является причиной ано­малии прикуса. Ограничение подвижности языка затрудняет сосательные движения у детей грудного возраста. Матери от­мечают, что во время сосания такие дети щелкают языком, быстро утомляются, не высасывают достаточное количество молока, ведут себя неспокойно. Это вынуждает некоторых матерей прибегать к искусственному вскармливанию ребенка. Недостаточная подвижность языка может нарушить процесс глотания и произношение звуков. Под влиянием механического препятствия в виде укороченной уздечки языка в процессе речи возникают его атипичные движения.

По форме и плотности уздечки языка, а также особенностям соединения ее волокон с мышцами языка различают пять видов уздечек, ограничивающих подвижность языка [Хорошилки-наФ.Я., 1965].

К первому виду относят тонкие, почти прозрачные уз­дечки, нормально прикрепленные к языку, но ограничиваю­щие его подвижность в связи с незначительной протяженно­стью. Второй вид — также тонкие, полупрозрачные уздечки, но прикрепленные близко к кончику и имеющие незначитель­ную протяженность. При поднятии кончика языка в центре его образуется желобок. Уздечки третьего вида представляют собой плотный, короткий тяж, прикрепленный близко к кон­чику языка. При выдвижении языка в результате натяжения уздечки кончик его подворачивается, а спинка выбухает. 06-лизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При


пальпаторном исследовании такой уздечки выявляют, что ограничение подвижности языка обусловлено фиксацией его кончика соединительнотканным тяжем. Под тяжем, имеющим форму шнура, располагается тонкая дупликатура слизистой оболочки. Уздечки четвертого вида характеризуются тем, что их тяж выделяется, но сращен с мышцами языка. Такие уздечки нередко наблюдаются у детей при врожденной расще­лине губы и неба. Уздечки пятого вида отличаются тем, что тяж малозаметен, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.

Укороченная уздечка языка выявляется иногда у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью. При этом и аномалии прикуса бывают аналогич­ными. Произношение букв «р», «л», «с», а также шипящих при укороченной уздечке обычно нарушено.

При укороченной уздечке языка возникают различные ва­рианты приспособления ребенка к данной аномалии, характе­ризующиеся определенными видами движений языка, его про-кладыванием между зубными рядами во время функции и в состоянии покоя. Эти варианты приспособления обусловливают возникновение типичных аномалий прикуса. При нормальной уздечке в состоянии физиологического покоя кончик языка прилегает к небной поверхности верхних передних зубов При укороченной уздечке язык поднимается недостаточно, вслед­ствие чего не оказывает нужного давления на верхний зубной ряд, не противостоит давлению мышц губ и щек. Под воздей­ствием губы верхние резцы могут наклоняться в небном на­правлении; при этом развивается мезиальный прикус за счет уплощения переднего участка верхнего зубного ряда.

Давление малоподвижного языка передается на передний участок нижней челюсти и способствует его росту. При огра­ниченной подвижности кончика языка гипертрофируются мышцы его корня, что может нарушать проходимость воздуш­ной струи через носоглоточное пространство. Открытый прикус при укороченной уздечке языка может быть как в переднем, так и в боковых участках зубных рядов. В переднем участке он возникает как следствие расположения кончика языка между зубами в связи с невозможностью поднять его к небной по­верхности верхних резцов. В боковых участках открытый прикус развивается вследствие постоянного распластывания языка между боковыми зубами, что препятствует их смыканию.

Аномалии прикуса, развившиеся в результате нарушения функции языка, отличаются значительной устойчивостью. Даже длительное пользование ретенционным аппаратом после уст­ранения аномалии прикуса не всегда обеспечивает стойкие результаты ортодонтического лечения. После снятия ретенци-


Рис 192 Этапы операции при укороченной уздечке языка (а) и низком прикреплении уздечкиверхней губы (б)

онного аппарата под влиянием привычной неправильной функ­ции языка может наступить рецидив аномалии.

Укороченная уздечка языка затрудняет фиксацию съемных протезов. Ограничение подвижности языка может привести к функциональным нарушениям, возникновение которых можно предупредить своевременным и несложным хирургическим


вмешательством. Многие авторы (Н. И. Агапов, А. И. Бетель-ман, Г. А. Васильев, А. И. Евдокимов, В. Ю- Курляндский и др.) рекомендуют рассекать укороченную уздечку или отсекать ее от нижней поверхности языка. После рассечения уздечки у детей младшего возраста легче происходит перестройка функции мышц языка; в более старшем возрасте труднее преодолеть укоренив­шиеся привычки. Рассечь укороченную уздечку языка лучше в первые дни жизни ребенка. После смазывания слизистой обо­лочки раствором дикаина или внутримышечного введения 1% раствора новокаина уздечку рассекают ножницами или скаль­пелем в поперечном направлении (рис. 19.2). Иногда для обес­печения большей подвижности языка вторым поперечным разрезом отсекают уздечку от поверхности альвеолярного от­ростка. Широкие уздечки оперируют путем перемещения встреч­ных треугольных лоскутов по Лимбергу. После рассечения уз­дечек первого, второго и третьего видов наложения швов у новорожденных не требуется.

В более старшем возрасте многие дети после рассечения укороченной уздечки языка не могут самостоятельно поднять его кончик, несмотря на то что механическое препятствие устранено. Это можно объяснить недостаточной тренировкой мышц. Через неделю после операции нужно рекомендовать гимнастические упражнения для мышц, поднимающихкончикязыка. Одно из таких упражнений — присасываниекончикаязыка к небу, а затем быстрое открываниерта и щелканье языком. Пациенту предлагают пересчитатькончиком языка зубына верхней челюсти, достать языком верхнюю инижнюю губы, кончик носа. В результате тренировки и занятий с логопедом дети обучаются поднимать язык.

Ранняя пластика уздечки языка предупреждает нарушение функций сосания, жевания, глотания, произношения звуков, а также возникновение зубочелюстных аномалий. Ортодонти-ческое лечение таких детей сочетают с лечебной гимнастикой. Нормализация функции мышц языка способствует устойчиво­сти результатов ортодонтического лечения. Пластика уздечки языка в старшем возрасте и у взрослых улучшает егофункцию,способствует нормализации положения языка. После множе­ственной потери зубов облегчается замещение дефектов зубных рядов съемными пластиночными или бюгельными протезами.

Перемещение уздечки губы. Низкое прикрепление уздечки верхней губы принято считать одной из причин диастемы на верхней челюсти (рис. 19.3). Однако практика показывает, что, несмотря на распространенность этой анатомической особен­ности, она не всегда сочетается с диастемой. В связи с этим значение низкого прикрепления уздечки верхней губы как основного этиологического фактора диастемы не вполне под-


тверждается и, следовательно, показания к ее хирургическо­му перемещению в периоде временного прикуса должны быть ограничены. .Для уточне­ния этих показаний рекомен­дуется рентгенологическое исследование альвеолярного отростка в области корней центральных резцов.

Рис. 19.3. Низкое прикрепление широкой уздечки верхней губы.

Если на рентгенограмме в передней части срединного небного шва между корнями верхних центральных резцов выявляют узкую полосу, сви­детельствующую об отсут­ствии костной ткани, то это является признаком вплете­ния волокон уздечки верхней губы в срединный небный шов, что обусловливает диа-стему. В таких случаях следует перемещать уздечку верхней

губы.При проведении этого несложного оперативного вмеша­тельства недостаточно поперечно рассечь уздечку; необходимо иссечь ее волокна, вплетающиеся в срединный небный шов, иначе результаты операции будут неудовлетворительными. После местной инфильтрационной анестезии по сторонам уздечки де­лают разрез V-образной формы до кости. Затем иссекают вер­шину межзубного сосочка и волокна, вплетающиеся в средин­ный небный шов. В ряде случаев с целью ускорения ортодон-тического лечения нарушают компактный слой костной ткани в этой области. Операцию заканчивают наложением кетгутовых швов.

Показаниями к перемещению места прикрепления уздечки нижней губы являются хронический локализованный гингивит и пародонтоз. Прикрепление уздечки губы близко к вершине межзубного сосочка, особенно на нижней челюсти, при неглу­бокой переходной складке слизистой оболочки может способ­ствовать развитию заболеваний пародонта. В связи с натяжением мягких тканей во время функции губ происходит отслоение десневого края от шеек резцов. Такое нарушение усугубляет вредная привычка оттягивания губы пальцами. В случаях непра­вильного прикрепления уздечки при оттягивании нижней губы межзубной десневой сосочек отслаивается от шеек центральных резцов. Формируется зубодесневой карман, разрушается круго-


вая связка зуба, появляются отложения зубного камня, разру­шается вершина межальвеолярной перегородки. Развитию па-родонтопатий в этой области могут способствовать также до­полнительные тяжи уздечки губы, имеющие обычнокосоенаправление. В таких случаях рекомендуется операция иссечения дополнительных тяжей с целью углубления переходной склад­ки слизистой оболочки. Обычно нарушения прогрессируют с возрастом, особенно при аномалиях размеров челюстей (ниж­нечелюстная микрогнатия, уменьшенная величина нижнече­люстных углов), тесном расположении нижних передних зубов, плохом гигиеническом содержании полости рта, хронических заболеваниях, эндокринопатиях и др.

Перечисленные явления наиболее выражены в препубертат-ном периоде.

Пластика в области тяжей слизистой оболочки и углубление преддверия полости рта. Т. Ф. Виноградова, В. Ю. Курляндский, Г. Ю- Пакалнс подчеркивают, что низкая переходная складка и сильно развитые уздечки губ, языка, щечно-десневые тяжи способствуют развитию заболеваний пародонта. Г. Ю- Пакалнс считает низкой такую переходную складку, при которой рас­стояние от нее до середины десневого края центральных резцов на нижней челюсти при горизонтальном оттягивании нижней губы составляет: наименьшее — 5 мм, среднее — от 5 до 10 мм, наибольшее — свыше 10 мм.

Сильно выраженными тяжами слизистой оболочки считают такие, которые прикрепляются к межзубным десневым сосоч­кам и при натяжении губ или щек смещают их. По данным Т. Ф. Виноградовой, при значительно выраженных щечно-дес-невых связках у 43,1% детей наблюдаются заболевания паро­донта. Методика оперативных вмешательств для коррекции аномалий преддверия полости рта и применяемые после них фиксирующие аппараты разработаны Т. Ф. Виноградовой, В. С. Чмыревым и В. Ю. Прокушевым.

Перед пластикой уздечки нижней губы выполняют инфиль-трационную анестезию, затем полуовальным разрезом отсека­ют уздечку от губы. Отсепаровывают лоскут слизистой оболочки с подслизистым слоем, укладывают его на альвеолярный от­росток до переходной складки и укрепляют формирующим тампоном или ортодонтическим аппаратом, заготовленным до операции. Дефект слизистой оболочки на губе ушивают.

Если преддверие полости рта мелкое и губодесневые связки (тяжи) сильно развиты, то производят несколько продольных разрезов по вершинам тяжей. Расслаивают волокна тяжа у места его соединения с надкостницей челюсти. Проверяют, улучши­лась ли подвижность нижней губы, углубилось ли преддверие полости рта. Затем фиксируют съемный формирующийорто-


донтический аппарат, который снимают через 30—40 мин после операции. В сформированном преддверии полости рта оставля­ют тампоны с йодоформом, накладывают давящую повязку. Пациента назначают на прием к врачу на следующий день. Производят антисептическую обработку зубов, слизистой обо­лочки полости рта и раны, заменяют формирующий тампон. С 3-го по 5-й день после операции проводят гидролечение, на 3—4-й день надевают ортодонтический аппарат, на 4—5-й день дополняют лечение электрофорезом для предотвращения руб­цевания. Дальнейшее наблюдение осуществляют пародонтолог и ортодонт; последний регулирует формирующий аппарат

Выравнивание супраментальной кожной борозды. После окон­чания ортодонтического лечения резко выраженного дисталь-ного прикуса у подростков, несмотря на достижение правиль­ных межокклюзионных контактов между зубными рядами, иногда сохраняется глубокая супраментальная борозда. У таких паци­ентов при электромиографическом исследовании в покое на­блюдается повышение биопотенциалов, отведенных от подбо­родочной мышцы и мышц нижней губы. Это свидетельствует о неустраненных функциональных нарушениях

С целью нормализации формы нижней части лица, удлине­ния нижней губы, улучшения ее смыкания с верхней показана пластическая операция в переднем участке альвеолярного от­ростка нижней челюсти со стороны преддверия полости рта. Она заключается в выравнивании углубления на альвеолярном отростке нижней челюсти путем поднадкостничного введения костного, хрящевого или пластмассового имплантата Для моделировки имплантата, подбора его формы и размеров снимают маску с лица и после отливки ее гипсовой модели моделируют на ней имплантат Оперируют больных в стацио­наре по методике, разработанной для костно-пластических операций

Обнажение коронки ретенированного зуба. Ретенированньши называют зубы, которые находятся в челюсти по истечении сроков их нормального прорезывания и у которых формиро­вание корней завершается Чаще других зубов ретенированными бывают центральные резцы, клыки, вторые премоляры и тре­тьи моляры, а также сверхкомплектные зубы Диагноз ставят на основании клинического обследования, данные которого подтверждают рентгенографически. Глубоколежащие ретениро-ванные зубы могут оставаться в челюсти продолжительное время Если они не оказывают давления на корни соседних зубов, не вызывают их резорбцию или смещение, не являются причиной невралгических болей, то обнажать их не следует

При расположении ретенированного зуба близко к поверх­ности альвеолярного отростка в направлении прорезывания его


коронку следует обнажить и укрепить на ней колпачок, кольцо с крючком, брекет для последующего вытяжения с помощью ортодонтического аппарата. Перед операцией оценивают нали­чие места в зубной дуге для ретенированного зуба. Если его недостаточно, то решают вопрос о создании его за счет раздви-жения соседних зубов, расширения зубной дуги или удаления отдельных зубов.

Одной из причин ретенции верхних центральных резцов являются сверхкомплектные зубы, расположенные на пути их прорезывания В таких случаях сначала удаляют сверхкомплект­ные зубы и зашивают рану. Одновременно обнажить коронку глубокорасположенного зуба трудно Кроме того, имеется опас­ность инфицирования костной раны. После устранения препят­ствия резец приближается к поверхности альвеолярного отро­стка, что определяют пальпацией и рентгенологически

Через 2—4 мес во время повторной операции обнажают коронку ретенированного зуба путем иссечения мягких тканей и удаления части прилегающей к нему костной ткани Стре­мятся освободить коронку до шейки зуба Пространство межцу зубом и костной лункой туго тампонируют турундой, смочен­ной йодоформом, которую оставляют сроком на 7—8 дней После ее удаления укрепляют ортодонтический аппарат и начинают зубоальвеолярное вытяжение, используя для опоры ту же или противостоящую челюсть. Ортодонтическое лечение ускоряет­ся, если при обнажении коронки ретенированного зуба про­изведена компактостеотомия в области альвеолярного отростка у его проксимальных сторон

Одномоментный поворот зуба по оси. Одномоментно можно повернуть однокорневые зубы, чаще верхние резцы или клыки, имеющие неискривленные корни Одномоменгный поворот зуба вокруг оси рекомендуют при наличии для него места в зубном ряду, повороте на 40° и больше, правильном положении ан­тагонистов Перед операцией снимают оттиски с челюстей, от­ливают их модели, вырезают на гипсовой модели неправильно расположенный зуб, устанавливают его в правильном положе­нии и укрепляют клеем Затем готовят ретенционный аппарат — чаще съемную пластинку с вестибулярной дугой и кламмерами После поворота зуба вокруг оси и установления его в зубном ряду припасовывают пластинку в полости рта По показаниям ее корригируют самоотвердеющей плас1 массой Обращают внимание на контакты повернутого зуба с противостоящими В случае повышения прикуса устраняют окклюзионную травму путем избирательного пришлифовывания зубов

Выключать из прикуса перемещенный зуб не следует, так как возможны его выдвижение и травмирование при смыкании зубных рядов


Реплантация или трансплантация зубов. Кроме общих пока­заний к реплантации и трансплантации зубов, различают ор-тодонтические показания, включающие установление отдель­ных неправильно расположенных зубов в зубном ряду. Основ­ными условиями для проведения такой операции являются наличие достаточного места в зубной дуге для правильного установления зуба, возможность создания для него лунки с учетом наклона и расположения корней соседних зубов, а также обеспечения правильных межокклюзионных контактов Если лун­ка, созданная для трансплантированного зуба, плотно охваты­вает его корень и зуб, правильно контактирует с антагонис­тами, то ретенционный аппарат не требуется

Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям.Применяется как самостоятельный способ лечения зубочелю-стных деформаций и аномалий, а также в сочетании с другими методами Правильный выбор зубов, подлежащих удалению, позволяет достигнуть множественных устойчивых контактов между зубными рядами и нормализовать функции зубочелю-стной системы

Для определения показаний к удалению отдельных зубов проводят клиническое обследование, фото- и антропометрию лица, изучение диагностических моделей челюстей, рентгено­графию зубов, челюстей, черепа

На основании клинического обследования и данных анам­неза выясняют по возможности причины зубочелюстных ано­малий и деформаций, возраст, в котором были потеряны отдельные зубы, наличие вредных привычек, парафункций и их длительность При ротовом дыхании следует ознакомиться с заключением оториноларинголога Определяют наличие ано­малий зубочелюстной системы у близких родственников, пе­редачу отдельных признаков (величины зубов, челюстей) по наследству С этой целью сопоставляют форму лица, величину зубов, их расположение и величину челюстей у пациента и его родителей

Изучение формы лица, определение его особенностей, связанных с неправильным расположением зубов, развитием зубоальвеолярных дуг и челюстных костей, по показаниям дополняют данными фотометрического исследования лица и антропометрического исследования головы Фотометрические исследования проводят для выявления причин возникновения зубочелюстных аномалий Оно позволяет значительно расши­рить представление о семейных особенностях величины и формы лица, облегчает диагностику, составление плана и определение прогноза лечения Наиболее ценные сведения могут быть по­лучены при исследовании лица в фас и профиль у детей и их родителей и сопоставлении полученных данных Если у ребенка


лицо более узкое, чем у родителей (сравнивают индексы фациальные, морфологические по Изару), а коронки зубов больше средней величины, то при аномалиях прикуса это является одним из показаний к удалению отдельных зубов

Сходство и различие формы лица у детей и родителей определяют путем сопоставления формы полигонов, вычерчен­ных на фотографиях лица в фас и профиль по Андрезену. Сравнивают величину выпуклости лица или его вогнутости на основании оценки угла выпуклости по Донсу (n sn pg) При изучении лица в профиль определяют величину носа, распо­ложение его корня, контуров верхней и нижней губ, форму и величину супраментальной борозды и подбородка Эти све­дения нужны для определения показаний к удалению отдель­ных зубов с целью улучшения формы лица Если нос большой, то меньше показаний к удалению зубов на верхней челюсти, так как уплощение верхней губы вследствие удаления отдель­ных зубов подчеркивает величину носа, что неблагоприятно с эстетической точки зрения.

При осмотре зубных рядов определяют стадию формирования прикуса и сопоставляют паспортный и зубной возраст Удалять отдельные зубы по ортодонтическим показаниям целесообразно в период сменного прикуса и в начальном периоде постоянного, т е в возрасте от 7 до 13 лет После удаления зубов в старшем возрасте для закрытия дефекта зубной дуги больше показаний к применению несъемных ортодонтических аппаратов

Прорезавшиеся сверхкомплектные зубы в периоде грудного вскармливания ребенка подлежат удалению. В периоде посто­янного прикуса хорошо развитые сверхкомплектные зубы, имеющие нормальную форму коронки, расположенные в зуб­ном ряду, вытеснившие и повернувшие вокруг оси постоянные зубы, могут быть сохранены, а удалены комплектные зубы

При решении вопроса об удалении зубов имеют значение величина и форма их коронок У детей и подростков в переднем участке верхней зубной дуги иногда имеются гигантские зубы, чаще верхние центральные резцы, сросшиеся со сверхкомплек­тными. Наблюдаются также уродливые зубы с чрезмерно боль­шими коронками или мелкие, шиловидные, рудиментарной формы, чаще верхние боковые резцы В ряде случаев они подлежат удалению Важно оценивать состояние коронок зубов, степень их разрушения, возможность восстановления, состояние тка­ней пародонта — воспалительные изменения слизистой обо-ючки полости рта, обусловленные тесным расположением зубов, нарушением функций зубочелюстной системы и другими при­чинами

В случае врожденного отсутствия зачатков отдельных зубов на одной из челюстей (верхних боковых резцов, вторых пре-


моляров, третьихмоляров) целесообразно уменьшить количе­ствозубов на противоположной челюсти. Такое лечебноеме­роприятие называют «выравнивающей экстракцией». Определя­ютразновидность аномалий положения отдельных переднихили боковых зубов, недостатк места для неправильно расположен­ногозуба в зубной дуге на '/^, '/у '/у }/^ ширины егокоронки, недостаток места длязуба с егомедиальной (мезиальной)или латеральной (дистальной) стороны, а также отсутствиеместа. Необходимо уточнить,обусловлено ли тесное расположение переднихзубов сужением зубных дуг, индивидуальной макро-дентией (несоответствиевеличины зубов величине апикального базиса зубных дуги ширине лица) или оно возникло в резуль­татемезиального смещения боковых зубов и последующегоуко­рочения зубного ряда.Важно выяснить, имеется ли корпусное смещение зуба в зубной дуге или его наклон, а также опреде­лить местоположение корня зуба. Решение о целесообразности удаления зуба должно быть принято с учетом способа переме­щения соседнихзубов. Если эти вопросы не могут быть решены наосновании клинического обследования, то их уточняют путем оценки данных дальнейшихисследований.

Изучение диагностических моделей челюстей, особенно гнатостатических, облегчает установление показаний к удале­ниюотдельных зубов. Измерение диагностических моделей челюстей заключается в определении размеров зубов, зубных рядов, площадейзубных дуг и неба, соотношений различных размеров. На диагностических моделях челюстей можно выявить зубочелюстные аномалии, обусловленные тесным расположе­ниемзубов в результате:

1) наличия широких коронок зубов (чаще верхних централь­ныхрезцов);

2) несоответствия суммы ширины коронок отдельных групп зубов на одной челюсти или на обеих;

3) сужения зубных дуг и их апикального базиса;

4) мезиального смещения боковых зубов.

Если зубы расположены тесно, то учитывают эндо- и эк­зогенные факторы таких нарушений, в том числе задержку роста челюсти после ранней потери отдельных зубов.

Устанавливая показания кудалению отдельных зубов, при­нимаютво внимание биологические и генетические соображе­ния, а среди генетических — несоответствие размеров базиса челюсти и коронок зубов, что может наблюдаться в результате дисгармониипри генетических рекомбинациях.

Ширина коронок верхних резцов более вариабельна, чем ширина коронок нижних резцов.Верхние боковые резцыот­носятся к числу рудиментирующихзубов, поэтому сумма ширины коронок верхних резцов является величиной более изменчи-


вой, чем нижних, что отражается на высчитываемой должной ширине зубных рядов и длине переднего отрезказубных дуг. В связи с этим применение индексов Тонна,Герлаха и Ма­лыгина в практической ортодонтии позволяетвыявить тесноеположение верхних передних зубов,обусловленное диспропор­цией величин верхних инижних резцов.

Аномальные размеры могут иметьвсе зубы, зубы однойчелюсти или отдельные группы зубов.При несоответствии раз­меров зубов и челюстей рекомендуется последовательное уда­ление зубов по Хотцу. При нарушениях соотношения размеров верхних и нижних зубов (чащеэто относится к группе резцов) удаляют отдельные зубы на одной челюсти. Удаление отдельных зубов показано в тех случаях, когда при тесном расположении передних зубов центральные резцы шире 10 мм, а боков





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.