Особенности методики КСО в сравнении с Г СО (по В. К. Дьяченко) Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) Обучение - это общение человека с человечеством. А. Петровский Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) - русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава. Дьяченко Виталий Кузьмич - профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). По В. К. Дьяченко,обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития Вид общеиия | Организационная форма обучения | Сспособ обучения | 1. Опосредованное общение через письменную речь | 1. Индивидуальная | 1. Индивидуальный способ обучения (ИСО) - до XVI-XVII вв. ; включает две формы: парную и индивидуальную | 2. Общение в паре | 2. Парная (один учит другого) | 2. Групповой способ обучения (ГСО) - XVII-XX вв. ; включает три формы: групповую, парную и индивидуальную. | 3. Групповое общение | 3. Групповая (один одновременно учит многих) | 4. Общение в парах сменного состава | 4. Коллективная (каждый учит каждого) | 3. Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную | Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемойбелл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения. А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД). По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. По типу управления: «репетитор» + система малых групп. По организационным формам: альтернативная классно-урочной, КСО. По подходу к ребенку: сотрудничество. По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная. По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучаемых: массовая. Целевые ориентации - Усвоение ЗУН. - Развитие коммуникативных качеств личности (СУД). - Создание интернациональной трудовой школы. Концептуальные положения КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар. Принципы: - завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты; - непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу; - сотрудничества и взаимопомощи между учениками; - разнообразия тем и заданий (разделения труда); - разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса; - обучения по способностям индивида; - педагогизации деятельности каждого участника. Особенности методики Методика поабзацной проработки текста (А. Г. Ривин).Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава. Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми. Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы). С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы. Особенности методики КСО в сравнении с Г СО (по В. К. Дьяченко) ГСО | КСО | | организационные | | - четкость, упорядоченность | - отсутствует | | - говорит один | - говорят все | | - общение учащихся отсутствует | - все общаются | | - молчание | - рабочий шум | | - постоянное рабочее место | - смена | | дидактические | | - обучает профессиональный педагог | - обучают ученики | | - весь материал - сразу и для всех | - разные темпы и материал | | - мало самостоятельности | - полная самостоятельность | | - сотрудничество отсутствует | - сотрудничество - основа обучения | | - усвоение и применение - разнесены | - максимально приближены | | развивающие | | - ученик – объект | - ученик-субъект + объект | | - уравниловка, усреднение | - в соответствии с индивидуальными | | способностей детей | особенностями | | - систематический характер обучения | - спонтанный характер | | - не учатся выступать | - учатся выступать, рассуждают, | | - не умеют объяснять | доказывают | | | - развитие педагогических способностей | | воспитательные | | - каждый работает на себя | - на себя и на других | - отношения - неколлективистские | - отношения ответственной зависимости: коллективистские | Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя (рис. 13). Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: "1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради. Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере. Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали. Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал заглавие третьего абзаца: <3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю». Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить. Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником. Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи, Обратная методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме и сами составляют текст. Методика «Обмен заданиями» (М. А. Мкртчян).Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподаватель, работаяиндивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, которое должен выполнить ученик. Дает теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у преподавателя. После проверки ученику ставится в таблице учета «+». Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником. На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой номер. Удобно задания нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7. Буквы для обозначения разделов, цифры -для номеров задания в данном разделе. Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН). Задание РН1 | Задание РН2 | Решить неравенства: | Решить неравенства: | а) 2:(1-2х)<3:(х+5) б) 3:(х+2)<5:(2-х) | а) х2+х-2>х б) м2+5x+4>x+2 | Как работают ученики? Предположим, Витя подготовлен и знает решение всех задач из задания РН1, а Коля - решение всех задач из РН2. Объединяясь в пару, они могут обменяться знаниями: Витя учит Колю решению задачи <а> из задания РН1; если нужно, он дает теоретические объяснения, отвечает на вопросы Коли. Записать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь. Затем таким же образом учит Коля, объясняя Вите, как решается задача <а> из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает задачу <б» из задания РН1, а Витя - задачу «б» из задания РН2 (задача «б» решается таким же способом, как и задача «а» в любом из заданий). Проверив друг у друга правильность решения, ребята расходятся. На этом их работа в паре заканчивается. Каждый из них ищет себе нового партнера. Для облегчения поиска применяется цветная маркировка карточек. Методика изучения раздела состоит в следующем. Предположим, что шесть учеников: Коля, Витя, Саша, Олег, Женя и Никита - приступают к выполнению заданий по разделу «Решение неравенств». Для этого составлены шесть заданий: РН1, РН2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Все шесть заданий даются ученикам, и делается отметка в таблице учета. задания ученик | РН1 | РН2 | РНЗ | РН4 | РН5 | РН6 | Коля | • | | | | | | Витя | | • | | | | | Саша | | | • | | | | Олег | | | | • | | | Женя | | | | | • | | Никита | | | | | | • |  Рис. 13 Далее, чтобы выполнить остальные задания, школьники работают друг с другом в парах, как описано выше, а в таблице учета делаются соответствующие отметки («+>) о проработке заданий. Каждый из ребят выполняет все шесть заданий, взаимодействуя с разными партнерами. Работа классного коллектива в целом выглядит так. Сначала организуются несколько групп по пять-семь ребят в каждой. Самое трудное - «запуск»: в классе может действовать одновременно пять-шесть групп и все по разным темам. Например, первая группа выполняет задание по разделу РН - решение неравенств; вторая - по разделу ЧП - числовые последовательности. По возможности на «урок запуска» приходит не один учитель, а два-три и даже больше, помогая таким образом друг другу осуществить начало работы. Можно привлечь к «запуску» учеников старших классов. Работа старшеклассников (общественного актива) с младшими является нормой, обычным явлением при коллективном способе обучения. В мурманской методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить (повторить) в самостоятельной работе (прием «самозапуска»). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера. При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Итоговый контроль имеет разновидности: - зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачет по определенной карточке у всех в данном классе); - зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс у другого в парах); - зачет принимают учитель и ассистенты-учащиеся того же класса; - зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО); - «зачет-вертушка», проводимый в группах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ; - тестирование машинное и безмашинное. Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся. |