Третий этап работы – закрепляющий Важное место в психокоррекционной работе занимает развитие навыков произвольности. Это решается на III этапе. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в которой широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми. Эффекты детской игровой психокоррекции можно разделить на специфические и неспецифические. Неспецифические эффекты проявляются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относящихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность. На заключительном этапе проводятся три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому; закрепляются уверенность в себе, приемы общения со сверстниками. X занятие. 1. Игра «Разведчики». Цель игры – развитие моторно-слуховой памяти, снятие двигательной расторможенности и негативизма. Ход игры: в комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. 2. Гимнастика. Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, движения которых надо повторить. 3. Игра «Дружная семья». Цель игры – развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста. Ход игры: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек». 4. Свободное время. Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисования: «Наша дружная группа». Цель рисования – влияние на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее. Игра ведет к улучшению общения со сверстниками, в рисунке закрепляется впечатление, полученное от игры, выявляются страхи. 5. «Хоровод». XI занятие. 1. Игра «Четыре стихии». Цель игры – развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора. Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля» – руки вниз, «вода» – руки вперед, «воздух» – руки вверх, «огонь» – вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим. 2. Гимнастика. Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра – дети становятся в позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч; руки слегка разведены в локтях и висят; голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад. 3. Этюд «Встреча с другом». Цель этюда – развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое; развитие выразительных движений. Ход этюда: психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу». По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости. 4. Игра «Кораблик». Цель игры – повышение самооценки, уверенности в себе. Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло – это кораблик. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» – все дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое плавание можно отправить игрушку. 5. «Хоровод». XII занятие. 1. Игра «В магазине зеркал». Цель игры – развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; развитие уверенности, а также умения подчиняться требованиям других. Ход игры: в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала–дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. 2. Гимнастика. 1. Ледышки. 2. Ручейки. 3. Дождик. 4. Фонтанчик. 5. Холод, лед. 6. Жара, солнце. 3. Этюд «Очень худой ребенок». Цель этюда – развитие умения выразить страдание и печаль. Ход этюда: психолог объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может свалить его с ног. Дети слушают стихотворение: Это кто там печально идет? И печальную песню поет? Муравей пробежал, Повалил его с ног. Митя из дому шел, до калитки дошел, Но дальше идти он не смог! Он каши, он каши, он каши не ел, Худел, худел, болел, болел! И вот он лежит одинок. Муравей повалил его с ног! (Э. Мошковская) Психолог предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня З. Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) – Митя падает (приседает). 4. Игра «Три характера». Цель игры – сопоставление различных характеров; коррекция эмоциональной сферы ребенка. Ход игры: дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с психологом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики. 5. «Хоровод». Психолог предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры». Дети водят хоровод под музыку и поют: Станьте, дети, станьте в круг, Станьте в круг, станьте в круг. Я твой друг и ты мой друг, Самый добрый друг. Ля-ля-ля... |