ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Попытаемся обозначить два важнейших аспекта политической системы. Прежде всего, система должна быть целостна и обладать определенным структурным строением. Она состоит из следующих структурных элементов: 1) организационного (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления); 2) нормативного (политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи и традиции); 3) культурного (политические идеи, политическая культура); 4) коммуникативного (информационные связи и отношения внутри политической системы, а также между политической системой и обществом). Кроме того, система динамична, в ее рамках протекают определенные, регулярно повторяющиеся политические процессы. Политическая система включает не только организа- ционную сторону политической жизни, но и такие факторы, как политические идеи, ценности, мировоззрения. Все эти политические отношения образуют систему потому, что они взаимозависимы: изменение одного из элементов влечет за собой изменение других элементов и системы в целом. Политическая система — комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Кчислу основных функций политической системы относятся функция принятия общеобязательных решений, управления обществом (определение целей, задач развития общества, выработка политического курса и т. д.); интегра-тивная функция (консолидация общества на основе общих ценностей); функция мобилизации ресурсов на достижение определенных целей; функция политической коммуникации (обеспечение связи между различными элементами политической системы, а также между системой и средой). Известные американские политологи Д. Истон, К. Дойч, Г. Алмонд и их последователи отдавали явное предпочтение исследованию политической системы как системы взаимодействий субъектов политического действия. Политическая система выступала в этом случае одной из подсистем общества (наряду с экономической, культурной, социальной), выполняющей функции интеграции и приспособления к требованиям окружающей ее среды. Причем под средой в данном случае понималось не только внешнее для данного общества международное политическое, культурное, экономическое, экологическое пространство (внешняя среда), но и другие подсистемы данного общества. Отношения между политической системой и средой, в которой она функционирует, были представлены, в терминологии Д. Истона, в виде структуры входа и выхода. Первое — это требования к системе и поддержка системы со стороны граждан, а второе — конкретные политические действия и решения, предпринимаемые в рамках политической системы и оказывающие воздействие на состояние самой внешней среды. На входе системе всегда предъявляется широкий спектр требований — от улучшения условий труда и дополнительных ассигнований на те или иные нужды до трансформации внешней политики. Если требований слишком много, это ведет к перегрузке системы, которая может носить количественный (много противоречивых требований) или качественный (слишком сложные и практически невыполнимые требования в рамках существующей системы) характер. Именно поэтому среди требований необходимо фиксировать наиболее социально значимые и адаптировать их к возможностям системы, дабы избегать ее перегрузок. Подобного рода работу по регулированию и формулированию тре- бований выполняют в рамках политической системы политические партии, профсоюзы, общественно-политические организации, государственные деятели. Вторая разновидность входов — поддержка — не менее важна для системы. От уровня поддержки во многом зависит ее стабильность. Д. Истон провел четкую линию разграничения между поддержкой сообщества в целом, поддержкой режима и поддержкой конкретного правительства. Это и понятно, ведь можно быть патриотом своей родины, отвергая конкретный политический режим, или поддерживать режим в целом, отвергая методы и персональный состав действующего правительства. Важнейшим принципом построения политической системы выступает ее способность к адаптации по отношению к вызовам (стрессам в терминологии Истона). Устойчивость к стрессам обеспечивается наличием механизма обратной связи. Суть обратной связи состоит в том, что на выходе политической системы мы имеем дело с решениями и политическими действиями правительства, которые либо вызывают поддержку властей обществом, либо приводят к необходимости выдвижения новых требований к властям в рамках системы. Умение гибко и достаточно оперативно реагировать на новые требования выступает залогом жизнеспособности системы в целом. Неспособность дать адекватный ответ на требования ведет к нарастающему напряжению, череде кризисов и последующему коллапсу (распаду) всей системы. В рамках системного подхода политическая система рассматривалась в качестве своего рода «черного ящика», все происходящее внутри которого (трансформация требований и поддержки в политические решения и действия) намеренно игнорировалось. Исследование политических систем на основе такого подхода выявило ограниченность подобной методики. Ведь политическая система не только представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность взаимодействий, но и является вполне реальным институциональным образованием, действующим по собственным закономерностям. Существует целый ряд типологизаций политических систем. Наиболее широкое распространение получило разделение всех политических систем в соответствии с особенностями организации власти и управления на два основных типа — демократические политические системы и политические системы диктаторского типа. О демократических политических системах речь пойдет в одном из последующих параграфов. |