МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Требования, предъявляемые к моделям болезни





Основными требованиями, предъявляемыми к моделям, явля­ются: идентичность болезнетворных факторов, условий возник­новения и периодов развития патологии и болезни; сходство фун­кциональных и морфологических изменений на различных уров­нях интеграции организма (системном, органном, клеточном, субклеточном и молекулярном), эффективность действия одних и тех же лекарственных препаратов для лечения в клинике и экспе­рименте. Основным методом моделирова­ния в патологической физиологии является организменный, так как он позволяет выявить основные закономерности происхожде­ния, течения и исхода заболевания человека.

Клиническая патофизиология, наиболее интенсивно развиваю­щийся раздел дисциплины, что связано с успехами других меди­ко-биологических и технических наук. Целью клинической пато­физиологии является изучение наиболее общих вопросов этиоло­гии и патогенеза болезней человека. В соответ­ствии с этой целью в задачи клинической патофизиологии входит изучение, анализ характера и тяжести нарушений функций жиз­ненно важных органов и систем больного на каждом этапе разви­тия заболевания. Результаты функционального исследования ор­ганов и систем больного человека используются для обоснования адекватного лечения и профилактики осложнений. В задачу кли­нической патофизиологии входит также выяснение компенсатор­ных возможностей организма, которые обеспечивают его функ­ционирование в условиях болезни и патологического процесса, оценка характера и степени дизрегуляции нервного, эндокринно­го, иммунного, температурного, физико-химического и других сторон гомеостаза.

Особым разделом клинической патофизиологии является на­турный эксперимент. Его цель заключается в изучении состояния организма человека при воздействии на него внешних потенци­ально-болезнетворных факторов, когда в эксперименте на живот­ных эта цель не может быть достигнута. Например, воздействие перегрузок, гиподинамии, высокого и низкого давления, измененного газового состава воздуха, испы­тание техники (космической, авиационной, морской и т.д.), пси­хологических и многих других факторов в конечном счете может быть изучено только с участием человека, биологические свой­ства которого и социальные функции имеют значительные осо­бенности.

 

4. Общая нозология. Учение о болезни

Нозология — (от греч. nosos — болезнь) — теория болезни как состояния чело­века. Предмет изучения патологии — изменения био­логических функций организма в результате патологического процесса, нарушившего его структуру. Предмет нозологии —- че­ловек в его целостности, социальные функции которого наруше­ны патологией организма.

Нозология рассматривает патологию как составную часть со­стояния болезни человека. Патология как биологическое явление, заключающееся в нарушении строения и жизнедеятельности орга­низма, свойственна всему живому, включая растения. Различие между патологией животных и человека заключается в том, что организм животного выполняет только одну функцию — обеспе­чение его жизнедеятельности. Эту же функцию выполняет и орга­низм человека, но не ограничивается ею. Жизнедеятельность здо­рового человеческого организма является биологической основой для выполнения человеком его главной функции — социальной, определяющей его сущность.

Болезнь, как результат развития патологии, приводит к невоз­можности для человека выполнять социальную функцию, что и подтверждается врачом, освобождающим его от трудовой деятель­ности.

К настоящему времени предложено большое число определе­ний болезни. С нашей точки зрения наиболее правильным являет­ся определение, данное И.Р.Петровым и А.Д.Адо: Болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под влиянием вредных для него факторов внешней среды и характе­ризующееся ограничением приспособляемости и снижением трудо­способности человека при одновременной активации защитно-ком­пенсаторных механизмов.

Нозология, как общее теоретическое учение о болезни, не рас­сматривает конкретные патологические процессы, их формы и течение. Предметом ее изучения являются:

• сущность болезни как особого состояния человека;

• причины и условия ее возникновения;

• стадии развития болезни;

• классификация болезни и ее элементов.

Содержание предмета нозологии обуславливает включение в ее состав следующих разделов: общая нозология, общая этиология, общий патогенез, терминологическая система нозологических единиц.

Общая нозология — раздел нозологии, изучающий специфи­ческое состояние человека — болезнь, с целью выявления ее сущ­ности, роли в жизнедеятельности человека и закономерностей проявления. Ее задача заключается в том, чтобы выяснить сле­дующие вопросы:

• что такое болезнь как состояние человека и чем она отличается от здоровья и патологии;

• какова роль болезни в жизни отдельного человека, человече­ства в целом, ее биологический и социальный смысл;

• какие закономерности определяют возникновение, развитие и

исход болезни.

Медико-биологическим термином «патология» обозначается динамически развивающееся нарушение функций элементов орга­низма при повреждении его структур патогенным фактором лю­бой природы, как реакция организма на взаимодействие с этим фактором. В наиболее общем виде, такими факторами могут быть:

• травма — нарушение целостности тканей и органов при воз­действии на них внешних, обычно механических и физико-химических факторов;

• внутренние (эндогенные) факторы, связанные с нарушением структур и функций элементов организма при отсутствии пря­мого воздействия внешних факторов;

• инфекционные факторы, обусловленные взаимодействием орга­низма с биологическими патогенами.

Патология, генерализуясь, может привести к дисфункции орга­низма — болезни.

Под медико-социальным понятием «болезнь» понимается со­стояние человека, при котором он в результате патологического процесса, изменившего физиологические функции организма, не способен выполнять свои социальные функции и нуждается в спе­циальных мерах со стороны общества для их восстановления, то есть выздоровления.

Нарушение функций отдельных биологических структур, то есть биологическая неполноценность организма, во многих случаях не является препятствием для достаточной социальной деятельнос­ти, благодаря социальной компенсации функций этих структур, то есть соответствующей медицинской помощи.

Патологический процесс в человеческом организме даже на уровне биологических структур отличается от патологии у животного (при наличии сходства) тем, что общество осуществляет меди­цинскую компенсацию биологических механизмов приспособле­ния человека.

Во всех случаях компенсаторное воздействие на биологические структуры человеческого организма имеет целью предупреждение или прекращение патологических изменений, влияющих на его функциональную активность. При этом социальная компенсация, в том числе медицинская помощь, включает два взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа: 1) обеспечение или сохранение жизнедеятельности организма, его биологического функциони­рования; 2) социальную реабилитацию, то есть восстановление трудовых функций человека.

Норма и патология. В качестве нормы принимаются определенные параметры ана­томических и физиологических структур и функций организма, в границах минимального и максимального количественного выра­жения признака. Например: рост, вес, частота сокращений серд­ца, частота дыхания, количество гемоглобина в крови и т.д. Если признаки количественно не выходят за рамки нормы, то считает­ся, что организм здоров. Обратите внимание, организм, а не че­ловек.

Следовательно,под нормой следует понимать такую форму жизнедеятельности, которая обеспечивает организму адекватные физиологические реакции при взаимодействии с окружающей средой.

Сложность проблемы отличия нормы от патологии заключает­ся в том, что норма не имеет абсолютного выражения. Каждый человеческий организм индивидуален, На основании многовековых на­блюдений за состоянием миллионов организмов были эмпири­чески установлены градации признаков, при наличии которых организм нормально функционирует, т.е. адекватно реагирует на внешние воздействия и находится в относительном равновесии со средой. Выходом из этого положения является применение динами­ческой нормы, т.е. нормы, отражающей особенности конкретно­го организма на протяжении его жизни.

Нормальное функционирование организма, т.е. здоровье, име­ет большое количество градаций: от показателей, находящихся в границах нормы (минимальных или максимальных) до показате­лей, устойчиво соответствующих средней норме. Соответственно отличаются и приспособительные возможности организма, т.е. способность нормально (физиологически) реагировать на внешние воздействия любой природы.

В период болезни биологические возможности организма на­правлены на восстановление своих функций. Если этих возможно­стей достаточно — человек выздоравливает. Если недостаточно — наступает смерть, или в лучшем случае, хроническая болезнь, инвалидность.

В основе любой патологии лежит патологический процесс, в ко­тором сочетаются как реакции собственно повреждения структур при взаимодействии с внешними факторами, так и защитно-приспособительные реакции тканей и организма.

Приспособительно-компенсаторные механизмы на любом уров­не, от клетки до популяции, представляют сложный взаимообус­ловленный комплекс морфофизиологических структур функций, нарушение целостности которого может привести к непредвиден­ным последствиям, принимая во внимание недостаточность на­ших знаний об интимных связях этих механизмов.

Для клинициста определяющей стороной его деятельности в борьбе с патологией является характер реактивности конкретного организма, которому он должен помочь. Но пренебрежение к защитно-приспособительной стороне патологии не может быть оп­равдано, так как патологический процесс является результатом проявления адаптивно-компенсаторных механизмов, обеспечива­ющих организму защиту от повреждений и борьбу с ними. Дея­тельность этих механизмов реализуется в форме реакций организ­ма и его систем на внешние воздействия и является, в конечном счете, причиной болезни.

Вопрос о причине возникновения патологического процесса у конкретного человека имеет не меньшую важность для медици­ны, чем понимание сущности болезни.

 

5. Общая этиология. Принцип детерминизма в патологии. Роль причин и условий в возникновении болезней; их диалектическая взаимосвязь. Понятие о внешних и внутренних причинах и факторах риска болезни.

Этиология — это учение о причинах и условиях возникновения болезней.

В основе этиологии лежат понятия причинности и детерминизма. Причинность — это философская категория, которая отражает объективно существующую связь явлений, среди которых одно явле­ние (причина) при определенных условиях неизбежно вызывает воз­никновение другого явления (следствия).

Детерминизм — это философское учение об общей, объек­тивной, универсальной взаимосвязи и причинной обусловленности процессов и явлений природы, общества и сознания.

Применительно к этиологии любая болезнь как явление имеет свою причину. Возникновение и развитие болезни происходит не слу­чайно, а подчиняется определенным закономерностям. Поскольку за­коны возникновения и развития любого явления можно познавать, то принципиально возможным является управление процессами природы, а следовательно, и болезни.

. Что такое причина болезни? Какими свойствами она об­ладает?

Причиной болезни следует считать тот фактор, без которого она не может возникнуть ни при каких условиях.

Фактор может быть причиной, если обладает тремя свойствами:

1) является материальным, т.е. существует объективно, независимо от сознания; 2) взаимодействует с организмом; 3) придает болезни спе­цифичность (Н.Н.Зайко).

Сколько причин может иметь болезнь?

Если речь идет о болезни как о типическом патологическом про­цессе или нозологической единице, то можно прийти к заключению о существовании многих причин заболевания. Это так называемый принцип полиэтиологичности. Например, причинами воспаления лег­ких как нозологической единицы могут быть вирусы, стафилококк, пневмококк, грибы, радиация, отравляющие вещества, аспирация и др. .

Однако когда речь идет о болезни как заболевании конкретного человека, то принцип полиэтиологичности является неверным. В этих условиях единственно правильным есть утверждение: одна болезнь — одна причина..

Что такое условия возникновения болезни? Как условия могут влиять на развитие болезней?

Условия возникновения болезни— это совокупность различных факторов, среди которых ни один не является абсолютно необходимым для ее развития. По характеру влияния на возникнове­ние болезни все условия разделяют на две группы .

I. Условия, которые усиливают действие причины и таким обра­зом способствуют развитию болезни. Например, причиной острых рес­пираторных заболеваний являются вирусы, а способствующими усло­виями — охлаждение, утомление, отсутствие иммунитета. Иногда ус­ловия могут иметь решающее значение. Без определенных условий, несмотря на наличие причины, болезнь не возникает (например, ал­лергия на пищевые продукты).

П. Условия, которые ослабляют действие причины и таким образом препятствуют развитию болезни. К ним относятся рациональное пита­ние, правильная организация режима дня, физическая культура, хоро­ший уход за больным. Иногда условия могут полностью нейтрализовать действие причины (например, наличие естественного или приобретенно­го иммунитета к тем или иным возбудителям инфекционных болезней).

Как классифицируют этиологические факторы?

Совокупность причин и условий, имеющих отношение к возник­новению болезни, получила название этиологических факто­ров. Этиологические факторы бывают экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) .

К экзогенным факторам относятся: а) физические — ме­ханическое воздействие, радиа­ция, высокая и низкая темпе­ратуры, электрический ток, пе­регрузка, невесомость и др.;

б) химические — неорганичес­кие и органические соединения естественного и искусственного происхождения; в) биологические — вирусы, риккетсии, бактерии, простейшие, гельминты, члени­стоногие; г) психические — слово; д) социальные — уровень развития общества, традиции и др.

Эндогенными факторами являются наследственность, конституция, возраст, пол, реактивность организма.

Что такое факторы риска?

Факторы риска— это совокупность факторов, наличие кото­рых в популяции людей статистически достоверно увеличивает забо­леваемость определенной болезнью.

Принадлежность тех или иных условий к факторам риска опреде­ляют с помощью эпидемиологических методов, которые охватывают большие контингента людей. Так, было установлено, что факторами риска атеросклероза являются нарушение липидного состава плазмы крови, артериальная гипертензия, возраст, принадлежность к мужско­му полу, ожирение, гиподинамия, наследственные факторы, стресс.

Как влияют социальные факторы на возникновение бо­лезней?

Социальными называют факторы, связанные с деятельностью общества, уровнем развития экономики. Различают "болезни цивили­зации" и "болезни слаборазвитых стран".

"Болезни цивилизации" связаны с высоким уровнем развития про­мышленности, с достижением обществом определенного уровня циви­лизации. К ним относятся атеросклероз, инфаркт миокарда, гиперто­ническая болезнь, аллергия, неврозы.

В слаборазвитых странах распространены болезни, в возникнове­нии которых важное значение имеют плохие условия жизни, несоблю­дение гигиенических требований, отсутствие специфической профи­лактики, плохая сопротивляемость организма. Это инфекционные бо­лезни, белково-энергетическая недостаточность и др. Наиболее уязви­мым контингентом являются дети.

Действием каких факторов объясняют развитие "болез­ней цивилизации"?

В развитии "болезней цивилизации" имеют значение: а) загрязне­ние окружающей среды; б) урбанизация — перемещение больших групп населения из сельской местности в города (невозможность бы­строй адаптации вызывает стрессы и развитие болезней); в) гиподина­мия; г) изменение характера питания — потребление высокоэнергетических рафинированных продуктов.

Основные направления общей этиологии. В чем их сущность?

Основные направления общей этиологии:

1. Монокаузализм. Это течение в патологии, которое признает аб­солютное верховенство причины в возникновении болезни. У болезни всегда есть одна причина. Разные условия практически не имеют ни­какого значения.

2. Кондиционализм. Это течение, которое не признает определяю­щей роли причины в возникновении болезни. Его представители считают, что болезнь возникает как следствие сочетания многих равно-значимых факторов, т.е. условий. Выделить из такой совокупности ка­кой-либо один, самый существенный фактор не представляется воз­можным (принцип полиэтиологичности

3. Конституционализм. Сторонники этого течения считают, что решающее значение в возникновении болезни принадлежит не пато­генным факторам окружающей среды, а самому организму, в частно­сти его наследственности и конституции.

4. Психосоматическое направление. Полагают, что в основе разви­тия болезней лежат нарушения психической сферы человека, в частно­сти подсознательных психических процессов. Часто соматическая бо­лезнь возникает как результат конфликта между потребностями орга­низма и возможностями их удовлетворения. Эта концепция является развитием учения Фрейда в медицине.

Сущность современных представлений о соотношении причин и условий в возникновении болезней основывается на главных принци­пах диалектики и детерминизма, которые в патологии раскрываются в сложном переплетении таких противоположностей, как внешнее и внутреннее, наследственное и приобретенное, случайное и необходи­мое, специфическое и неспецифическое. Ни одно из условий, без ко­торых патогенное свойство возбудителя не проявится, ни даже их со­вокупность не вызовут заболевание в отсутствие самого возбудителя.

 

6. Общий патогенез. Повреждение как начальное звено патогенеза. Ведущие звенья патогенеза; «порочные круги».

Патогенез — это учение о механизмах развития, "течения и ис­хода болезни

. На какие периоды делится патогенез болезни?

Различают четыре периода: 1) латентный (инкубационный);

2) продромальный; 3) период выраженных клинических признаков;

4) исход болезни. В латентный период еще отсутствуют какие-либо клинические признаки. Его продолжительность — от нескольких се­кунд до многих лет (для лепры — 20 лет). В продромальный период появляются некоторые неспецифические признаки болезни.

Как взаимосвязаны причина и патогенез болезни?

Существует три варианта связей между причиной и па­тогенезом

1. Этиологический фактор играет роль толчка и включает патогенез. Для течения патоге­неза дальнейшее существова­ние причины не является обя­зательным (ожоги, лучевая бо­лезнь).

2. Сосуществование при­чины и патогенеза. Патогенез продолжается до тех пор, пока действует этиологический фак­тор (большинство инфекцион­ных болезней).

3. Персистенция этиологического фактора. Агенты, вызвавшие бо­лезнь, задерживаются в организме дольше, чем продолжается патоге­нез. При этом свойства этиологического фактора могут меняться под влиянием организма (бактерионосительство после инфекционной бо­лезни).

. Сочетание каких процессов и явлений составляет осно­ву патогенеза?

Патогенез болезни всегда включает два типа процессов и явлений. С одной стороны, это повреждение, разрушение, т.е. собственно пато­логические изменения и процессы. Они ведут к нарушениям гомеоста-за. С другой, — это защитные, приспособительные реакции и процесссы. Они направлены на устранение нарушении гомеостаза, возникаю­щих под влиянием патогенных факторов и разрушительных процессов в организме.

Что такое адаптация и компенсация? В чем общность и различие этих понятий?

Адаптация — это приспособление организма и его структур к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация обеспечивает со­хранение гомеостаза и предупреждает повреждение в условиях дейст­вия факторов окружающей среды.

Компенсация— это состояние, которое развивается как ре­зультат реализации компенсаторных реакций и процессов, направлен­ных на восстановление нарушенного гомеостаза вследствие действия патогенных факторов. Компенсация ликвидирует последствия повреж­дения.

Основу адаптации и компенсации составляют одни и те же меха­низмы, которые называют защитно-приспособительными, или защит-но-компенсаторными.

Различие между этими понятиями состоит в том, что адаптация развивается при увеличении интенсивности действия обычных факто­ров внешней среды. Повреждение еще не произошло, а показатели го­меостаза пребывают на крайних границах нормы. Компенсация же-развивается при действии патогенных факторов, когда происходит по­вреждение, а показатели гомеостаза выходят за крайние границы нор­мы.

Как происходит становление адаптации и компенсации? Различают два этапа развития этих состояний.

I. Этап немедленной адаптации и компенсации. Происходит мо­билизация существующих механизмов и резервов, в результате чего увеличивается нагрузка на единицу функционирующей системы, раз­вивается ее гиперфункция. На этом этапе события разворачиваются по такой схеме: действие патогенного фактора -» нарушение гомеостаза -> восприятие нарушений гомеостаза -» регуляторные центры -> немед­ленные защитные реакции (специфические и неспецифические) -* ги­перфункция соответствующих структур, поддерживающих гомеостаз.

II. Этап долговременной адаптации и компенсации. Его основу составляет увеличение мощности систем, ответственных за адаптацию и компенсацию. Это достигается увеличением количества структур, обеспечивающих гиперфункцию, т.е. развивается гипертрофия. При этом нагрузка на единицу функционирующей системы уменьшается до нормы. На клеточном уровне развивается следующая цепь событий.

Что такое причинно-следственные отношения в патоге­незе? Какие существуют варианты этих отношений?

Разные события, которые происходят в организме в процессе раз­вития болезни, находятся между собой в определенных причинно-

следственных отношениях, т.е. одно и то же явле­ние патогенеза одновременно является следствием одних событий и причиной других.

Различают следующие типы таких отношений.

1. "Прямая линия". События в патогенезе развиваются по прямой линии, когда одно явление является следствием предыдущего и причиной следующего (рис. ).

2. Разветвленные типы. К ним относятся ди­вергенция и конвергенция. При дивергенции опре­деленные события патогенеза имеют много следст­вий. Например, при сахарном диабете отсутствие инсулина как центральное звено патогенеза имеет своим следствием нарушения углеводного, жирово­го, белкового, водно-солевого обменов и кислотно-основного состояния (рис. ).

При конвергенции разные события патогенеза ведут к одному и тому же следствию. Например, при воспалении в разных клетках и в плазме крови образуются различные биологически активные ве­щества (гистамин, серотонин, простагландины, ки-нины). Все они вызывают расширение артериол

Гиперфункция -* нарушение внутриклеточного гомеостаза -» актива­ция генома увеличение синтеза соответствующих белков -> гипер­трофия клетки.

(артериальную гиперемию) и повышают проницаемость сосудов (рис. ).

3. "Порочный круг" (circulus vitiosus). Это такой тип причинно-следственных отношений, когда определенные явления патогенеза че­рез определенную последовательность событий приводят к усилению самих себя. Указанный вариант является самым опасным, потому что он самоподдерживает патогенез болезни и усугубляет ее течение.

Примеры развития патогенеза по типу "по­рочного круга".

В патогенезе любого шока большое значение имеет уменьшение артериального давления. Возникающая артериальная гипотензия явля­ется причиной кислородного голодания. Гипоксия головного мозга

приводит к угнетению сосудодви-гательного центра и еще большему снижению артериального давления (круг замкнулся)

В стадии декомпенсации при перегревании повышается темпера­тура тела. Это приводит к увели­чению скорости всех биохимиче­ских реакций в организме, в том числе окислительных. В результате этого возрастает теплопродукция и, как следствие, еще больше .

Главное звено патогенеза. Главное звено патогенеза — это про­цесс, который необходим для развертывания всех остальных. Он развивает­ся под действием этиоло­гического фактора и опре­деляет специфику болез­ни. Своевременная ликви­дация главного звена при­водит к устранению пато­логического процесса в целом. На этом основан главный принцип патогенетического лечения болезней.

Так, при сахарном диабете главным звеном патогенеза является недостаток инсулина. Ликвидация его (введение гормона) приводит к исчезновению других проявлений болезни (гипергликемии, глюкозурии, полидипсии, кетонемии, комы).

Что понимают под специфическими и неспецифически­ми механизмами патогенеза?

В патогенезе всегда сочетаются специфические и неспецифиче­ские процессы и механизмы. Специфические всецело зависят от свойств и особенностей причины и определяют основные характеристики болезни. Поиск специфических признаков лежит в основе распознавания (диагностики) болезней. Неспецифические определяются генетически детерминированными свойствами самого организма, закрепленными в эволюции. Это механизмы стандартного ответа на любой патогенный фактор. Они направ­лены на увеличение резистентности организма к повреждению и осу­ществляются при участии нервной и эндокринной регуляторных сис­тем. В связи с этим выделяют нервные (парабиоз, патологическая до­минанта, нарушения корково-висцеральных отношений, нейродистро-фический процесс) и эндокринные (стресс) неспецифические механиз­мы патогенеза.

. Какие существуют связи между местными и общими явлениями в патогенезе?

Возможно существование двух типов связей между местным и общим в патогенезе.

I. Первично развиваются местные нарушения. Они при соответст­вующих условиях могут приводить к общим изменениям в организме.

Так, воспаление, опухоли, ожоги являются местными нарушения­ми. Однако, если их выраженность достигает определенного уровня, они могут вызывать развитие общих нарушений — лихорадки, кахек­сии, ожоговой болезни.

II. Первично развиваются общие нарушения. Они могут прояв­ляться местными изменениями.

Так, при сахарном диабете (общем заболевании) вторично разви­ваются местные процессы — фурункулы, поражения сосудов, нервов, почек, сетчатки глаза. .Общие изменения липидного обмена в организ­ме часто ведут к развитию атеросклероза, что может проявляться та­кими местными поражениями, как инфаркт миокарда, инсульты, ган­грена нижней конечности и др.

. Как взаимосвязаны структурные и функциональные на­рушения в патогенезе?

В основе любых функциональных нарушений лежат структурные изменения на разных уровнях биологической организации — молеку­лярном, субклеточном, клеточном и т.д. Отсюда следует, что чисто функциональных болезней нет. С другой стороны, функциональные нарушения, возникающие в патогенезе, могут быть причиной развития вторичных структурных изменений. Так, гиперфункция клеток и орга­нов (функциональные изменения) закономерно приводит к их гипер­трофии (структурные изменения).

Возникновение патологии связано с реак­тивностью организма. Реактивность — всеобщее свойство живых организмов отвечать на воздействие окружающей среды изменением своих морфофизиологических характеристик, в основе которого ле­жит свойство раздражимости. Чем выше организация животного, тем сложнее формы реактивности: от тропизмов и настий у расте­ний до целенаправленных реакций у человека.

7. Реактивность и резистентность организма. Конституция.

Реактивность — это свойство организма и его структур отве­чать изменениями жизнедеятельности на действие факторов внешней среды. Реактивность обеспечивает взаимодействие организма с окружаю­щим миром. Она существенно влияет на развитие и течение болезней.

Примеры проявлений реактивности на разных уровнях организации живых объектов.

На молекулярном уровне — сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина вправо в условиях ацидоза, вызванного гипоксией (эффект Бора).

На клеточном уровне — осуществление фагоцитоза лейкоцитами в ответ на внедрение в ткани микроорганизмов.

На тканевом уровне — развитие сложного комплекса реакций под названием "воспаление" в ответ на действие повреждающих факторов .

На органном уровне — увеличение частоты сердечных сокращений при повышении температуры крови.

На системном уровне — реакции систем внешнего дыхания, кро­вообращения и крови при кислородном голодании .

На уровне организма в целом — сложные ориентировочные реак­ции в ответ на действие звуковых и световых сигналов.

Какие выделяют виды реактивности?

Реактивность бывает: :а) видовой, групповой и индивидуальной. Видовая реактивность присуща всем особям данного вида, группо­вая — определенной группе особей, индивидуальная — конкретному индивидууму , б) неспецифической и специфической. Неспецифическая (первичная, простая) реактивность проявля­ется при действии разнообразных факторов на организм. В ее осно­ве — генетически запрограммированные стандартные варианты от­вета (например, защитно-компенсаторные реакции при действии .высокой и низкой температур, при кислородном голодании; фаго­цитоз и др.).Специфической называется иммунологическая реактивность .в) физиологической и патологической. Физиологическая реактивность охватывает реак­ции здорового организма. Патологической называют качественно измененную реактивность при действии патогенных факторов на организм. Ее примером яв­ляется аллергия;г) повышенной (гиперергия), пониженной (гипоергия) и извращенной (дизергия).Большое значение в развитии учения о разных видах реактивности принадлежит работам Н.Н.Сиротинина и его учеников.

. Какие факторы влияют на реактивность организма человека?

1. Возраст. Для раннего детского возраста характерна низкая ре­активность. Она постепенно возрастает, становится максимальной у взрослых, а в пожилом возрасте начинает уменьшаться.

2. Пол.

3. Наследственность.

4. Конституция

5. Функциональное состояние нервной, эндокринной, иммунной систем и соединительной ткани.

6. Факторы окружающей среды (климат, характер питания, соци­альные условия и др.).

Резистентность

Резистентность — это устойчивость организма к действию патогенных факторов.

. Какие выделяют виды резистентности?

Резистентность бывает пассивной и активной, неспецифической и специфической. В основе специфической резистентности лежит имму-нологическая реактивность .

. Что такое пассивная и активная резистентность? В чем их различие?

Пассивная резистентность— это нечувствительность к действию патогенного фактора, невосприимчивость к нему. Она воз­никает в том случае, когда взаимодействие организма с патоген-ным фактором невозможно или затруднено. Пассивная резистентность яв­ляется энергонезависимой и может быть обусловлена следующими ме­ханизмами:

1) существованием преград для взаимодействия патогенного фак­тора со структурами организма (биологические барьеры);

2) отсутствием или разрушением структур организма, способных

взаимодействовать с патогенным фактором, например отсутствием ре­цепторов к патогенным вирусам;

3) уничтожением патогенного фактора механизмами, не связан­ными с реакцией организма на действие" этого фактора (например уничтожение холерного вибриона желудочным соком);

4) замедлением реализации патогенетических механизмов, запус­каемых взаимодействием организма с патогенным фактором (напри­мер, увеличение пассивной резистентности при гипотермии).

Активная резистентность (сопротивляемость) — это ус­тойчивость, которая обеспечивается комплексом защитно-компенсаторных реакций, направленных на уничтожение патогенного фактора и последствий его действия. Активная резистентность является энерго­зависимой, ее основу составляют механизмы реактивности (например, фагоцитоз, синтез антител, реакции клеточного иммунитета).

Как взаимосвязаны реактивность и резистентность?

Между реактивностью и резистентностью существует сложная взаимосвязь. Возможны разные ее варианты.

1. Увеличение реактивности вызывает повышение активной рези­стентности. Например, при повышении температуры тела увеличива­ется образование антител, что повышает активную резистентность к инфекциям.

2. Увеличение реактивности вызывает уменьшение активной ре­зистентности. Так, увеличение образования антител может быть при­чиной аллергии, при которой уменьшается устойчивость организма к действию веществ антигенной природы.

3. Уменьшение реактивности приводит к уменьшению активной резистентности. Например, уменьшение образования антител умень­шает активную резистентность к инфекциям.

4. Уменьшение реактивности сопровождается увеличением пас­сивной резистентности. Так, при гипотермии увеличивается пассив­ная резистентность к инфекциям, интоксикациям и действию дру­гих патогенных факторов (например, у животных во время зимней спячки).

Механизмы неспецифической резистентности, обеспечивающие устойчивость организма к действию ин­фекционных агентов.

1. Ареактивность клеток. 2. Физические и физико-химические факторы. 3. Биологические барьеры. 4. Антагонистические взаимоот­ношения между нормальной и патогенной микрофлорой. 5. Функцио­нирование физиологической системы соединительной ткани. 6. Гумо ральные факторы неспецифической резистентности. 7. Фагоцитоз. 8. Воспаление.

Изучению неспецифических механизмов проти-воинфекционного иммунитета были посвящены ра­боты одного из учеников А.А.Богомольца — Е.А.Татаринова.

Что понимают под ареактивностью клеток, характеризуя механизмы неспеци­фической резистентности к инфекциям?

Ареактивность клеток— это их неспо­собность взаимодействовать с инфекционным аген­том. Она может быть обусловлена: а) отсутствием

на поверхности клеток рецепторов к вирусам; 6) отсутствием в клет­ках рецепторов к бактериальным токсинам; в) связыванием токсина рецепторами клеток, которые не чувствительны к его действию (экра­нирование рецепторов).

Какие физические и физико-химические факторы явля­ются факторами неспецифической резистентности орга­низма к инфекциям?

1. Температура. У птиц уровень температуры обеспечивает их не­чувствительность к возбудителю сибирской язвы. При повышении температуры тела нарушается репродукция многих вирусов и они по­гибают.

2. Значение рН .среды. В кислом содержимом желудка погибают многие возбудители инфекционных болезней, в частности, холерный вибрион. В очаге воспаления создается высокая концентрация ионов водорода, что вызывает повреждение микроорганизмов, находящихся здесь.

3. Напряжение кислорода в тканях. В обычных условиях р0д в тканях таково, что препятствует развитию анаэробных инфекций.

Стадии развития болезни

Выделить следующие стадии болезни:

1) предпатология;

2) латентный период патологии;

3) патологический процесс (предболезнь);

4) болезнь;

5) исход болезни.

Патологическая физиология, изучая патогенез, не выделяет ста­дию предпатологии, хотя использует такие понятия как группы риска, под которыми подразумевается предрасположенность орга­низма к патологическим реакциям, когда организм еще здоров. В результате дискутируется проблема «предболезни», под которой одни авторы понимают состояние до патологии, когда организм только предрасположен к патологии из-за влияния на него соот­ветствующих факторов. Другие же понимают предболезнь как пер­вичную патологию, которая ведет к болезни. Поскольку при этом не определяются различия в понимании понятий «болезнь», «па­тология», то каждая из сторон в соответствии со своим понима­нием этих терминов доказывает правильность своей точки зрения. Напомним, что патологический процесс происходит в организме человека, а болеет сам человек.

Предпатология — состояние организма, у которого в силу сло­жившихся опасных внешних условий, ослабления адаптивно-ком­пенсаторных механизмов, значительно понижен порог резистентности к воздействию патогенных факторов и любое воздействие приведет к развитию патологического процесса.

Состояние предпатологии во многих случаях может быть доста­точно достоверно диагностировано и требует в каждом отдельном случае принятия мер по его устранению методами социальной компенсации, включая и медицинское вмешательство в необхо­димых случаях. Так, в очаге эпидемии такой мерой будет вакцина­ция населения.

Недостаточное внимание к стадии предпатологии приводит к тому, что врач сталкивается с уже развившейся патологией, вме­сто того, чтобы предотвратить ее.

Период, в течение которого происхо­дит скрытый переход от нормы к патологии, называется латент­ным. Латентный период свойственен патологии, вызываемой мик-ропатогенами, в этот случае он может называться инкубацион­ным. Длительность латентного периода зависит как от вида микропатогена, так и от индивидуальных особенностей организма и может продолжаться от нескольких часов при острых респиратор­ных заболеваниях до нескольких лет, например, при лепре. Латен­тный период начинается с момента инвазии микроорганизмов в организм, что вызывает физиологическую реакцию неспецифи­ческой системы защиты. Реакция человеком не ощущается до той поры, пока популяция микроорганизмов не достигнет количе­ственного уровня, при котором неспецифическая система защи­ты не может противостоять повреждающему действию микропо­пуляции и включается специфическая (иммунная) система. При конституционном иммунитете латентная стадия не переходит в патологическую, поскольку полный иммунный ответ организма происходит на физиологическом уровне и болезнь не развивается. Таким образом, истинная латентная стадия осуществляется у орга­низмов, способных к иммунному ответу. У организмов, не проти­водействующих патогенному агенту, латентная стадия не перехо­дит в патологию. Патологический процесс возникает в этом слу­чае в результате повреждения тканей болезнетворным фактором. Поскольку латентная стадия во всех случаях реализуется на физи­ологическом приспособительном уровне деятельности организма, ее диагностирование затруднительно.

Как уже ранее отмечалось, патология, являющаяся приспособительным процессом, включает две группы механизмов: адап­тивных и компенсаторных. Физиологические реакции организма являются проявлением приспособительных механизмов, поскольку с их помощью организм приспосабливается к изменениям в сре­де, оказывающим воздействие на системы и органы организма, путем изменения своих морфофизиологических структур: меняет­ся ритм обменных процессов, усиливается или ослабляется дея­тельность определенных систем и т.п. В результате восстанавлива­ется нарушенное изменениями среды равновесие между организ­мом и средой. В случае, если внешнее воздействие создает на орга­низм нагрузку, адаптация к которой может нарушить его функ­ции из-«за повреждения соответствующих структур, адаптивные механизмы могут сами дисфункционировать, усугубляя патологическое воздействие нагрузки. В этом случае включаются компен­саторные механизмы, направленные на сохранение функции струк­туры, повреждаемой нагрузкой. Компенсация осуществляется орга­нами и системами более высокого уровня, чем нагруженный фун­кциональный элемент.

Понятие функционального элемента сформулировано акаде­миком А.М.Чернухом. Под функциональным элементом понима­ется анатомо-физиологическая основа любого органа, «простран­ственно-ориентированный структурно-функциональный комп­лекс», т.е. клеточные и волокнистые образования органа, включа­ющие все его ткани, имеющего единое кровоснабжение, метабо­лизм и иннервацию.

В любом случае основа функционального элемента составляет определенным образом организованная система специфических клеток, выполняющих основную функцию конкретного органа. Например, сердце и скелетные мышцы включают мышечные клет­ки, печень — гепатоциты, мозг — нервные клетки и т.п. При воз­действии определенных характеристик внешней среды на орга­низм возрастает активность соответствующих функциональных систем и их элементов, ответственных за взаимодействие с ними.

Латентная стадия заканчивается тогда, когда начинается патологический процесс, т.е. включается компенсатор­ный механизм.

Частым исходом болезни или патологического процесса явля­ется патологическое состояние, которое характеризуется стойким изменением структуры и функции органов и систем (ампутация, удаление зубов, образование рубцовой ткани и т.д.). Патологичес­кое состояние характеризуется снижением резистентности организма, что может способствовать возникновению новой болезни.

В случае выздоровления восстанавливается физиологическая норма реакции приепособительных систем, а затем и возможность возвращения к трудовой деятельности — реабилитация.

Сенсибилизированный организм переносит болезнь наиболее остро. Компенсаторные механизмы для своей деятельности требу­ют все большего притока энергии и организм истощается до та­кой степени, что не может поддерживать жизненные функции и погибает. Возможен исход, когда компенсаторные механизмы ос­танавливают повреждающее действие патогена, но не в силах унич­тожить его. Болезнь принимает затяжной хронический характер, со сменами ремиссий и обострений.

Рисунки к лекции

 

 


 

ВЫВОДЫ.

1. Патофизиология является медико-биологической дисциплиной, но предметом изучения является больной человек и его болезни.

2. Основным методом патофизиологии, не смотря на развитие лабораторных и инструментальных методов диагностики, остается эксперимент.

3. Болезнь – понятие социальное в отличие от патологии. При болезни человек не способен выполнять свои социальные функции.

4. Этиология и патогенез – ключевые категории патофизиологии. Этиология рассматривает вопросы возникновения болезней, а патогенез – вопросы развития и окончания болезней.

5. Реактивность и резистентность организма являются важнейшими условиями развития болезней человека, оказывают влияние на патогенез и исходы заболевания.

6. Важное значение в диагностике и лечении заболеваний и патологических процессов имеет умение распознать стадии болезни пат. Процесса и своевременно применить соответствующие методы коррекции.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Ответьте на поставленные вопросы.

1. Обоснуйте значение эксперимента в развитии теоретической и практической медицины.

2. Всегда ли воздействие патогенного фактора на организм ведет к возникновению болезни?

3. Как изменяется устойчивость организма к гипоксии в состоянии гипотермии?

Проведите патофизиологический разбор приведенных ситуационных задач.

Задача № 1. Больной А., 45 лет, прибыл в Мацесту для курортного лечения с жалобами на слабость и боли в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на почве заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, так как по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.

Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние отмечалось у больного? Обоснуйте свое заключение.

Задача № 2. Контрольную группу животных (белые крысы) и опытную, которая употребляла низкокалорийную пищу с ограниченным содержанием витаминов, подвергали длительной нагрузке на тредбане. Продолжительность бега в контроле составила 45 мин, уровень сахара в крови повысился в 1,5 раза, концентрация пирувата увеличилась на 20 %. Продолжительность бега у опытной группы животных составляла 20 мин на фоне гипогликемии, концентрация пирувата возросла до 180 % по отношению к норме.

Какие факторы определили такую реактивность животных ?

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии. (Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов). – СПб., ЭЛБИ, 2000г.-507 с.

2. «Патологическая физиология в вопросах и ответах: Учебное пособие». Под ред. Про. О.В.Молоткова.-1999.-624с.

3. «Патологическая физиология». Под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина.-Т2.-М.: МЕДпресс, 2000. 528с.

4. «Патологическая физиология: Учебн. Для студентовмед вузов/Н.Н.Зайко. Ю.В.Быць, А.В.Атаман и др.; Под ред. Н.Н.Зайко и ЮВБыця. –3-е изд. М.: МЕДпресс-информ. 2002 – 644 с.

5. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2т – М.: ГЭОТАР МЕД, 2002. Т.1. – 752с.

6. Крыжановский Г.Н. Современное состояние и задачи советской патофизиологии // Патолог. физиология и экперим. терапия. - 1985. - N1. - С. 3-9.

7. Горизонтов П.Д. Методические основы эксперимента // Патолог. физиология и экперим. терапия. - 1969. - N4.

8. Патофизиологический и научно-технический прогресс (Редколлегия) // Патолог. физиология и экперим. терапия. - 1986. - N1. - С. 3-6.

9. Чернух А.М. Моделирование как метод познания закономерностей заболевания и выздоровления // Патолог. физиология и экперим. терапия. - 1970. - N2. - С. 9-15.

 

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: заведующим кафедрой патофизиологии доктором медицинских наук профессором Спициным А.П.

 

2003 год





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.