ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста с дислексией Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. В большинстве случаев дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом. Распространенность дислексии среди детей школьного возраста достигает 5-10% . Дислексия в МКБ-10 представлена в разделе "Расстройства психологического развития", категории "Специфические расстройства школьных навыков" под рубрикой F81.0 - "Специфическое расстройство чтения" и определяется, как несоответствие между фактическим и ожидаемым уровнем развития навыков чтения и правописания с учетом возраста и общего показателя интеллекта. Согласно диагностическим критериям МКБ-10, низкие навыки чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями. Дислексия - специфическая форма трудностей обучения, для которой характерны сложности, связанные с точностью и скоростью распознавания слов при чтении, а также с письмом под диктовку, орфографией и декодированием (звуко-буквенным анализом). Причиной этих трудностей обычно служит дефицит фонологического компонента речи, наличие которого не соответствует уровню развития когнитивных способностей и достаточному школьному обучению. Вторичными проявлениями являются сложности понимания прочитанного, а также недостаток объема прочитываемого материала, что обычно приводит к ограничению словарного запаса. Проявлениями дислексии у детей являются отставание от сверстников в освоении техники чтения (долгое время чтение у них остается побуквенным или послоговым), очень медленный темп чтения, неправильное распознавание букв, ошибки при чтении (пропуски, перестановки, добавления ненужных звуков, пропуск начальных слогов слов, искажение звучания слов). Становление чтения связано преимущественно с правым полушарием, а дальнейшее его развитие - с левым. Преобладание роли правого полушария в начале обучения чтению связано с новизной процесса и трудностями восприятия текстов. При переходе от начального к последующим этапам обучения чтению равновесие смещается в направлении от правого полушария к левому. Значение правого полушария в начале формирования навыков чтения вероятно связано с важностью анализа перцептивной информации и контролем за направлением чтения (слева направо). В дальнейшем возрастает роль левого полушария в связи с необходимостью синтаксической и семантической переработки информации во время чтения. Исследования подтверждают наличие при дислексии фонологического дефицита - нарушений ряда аспектов в процессах восприятия и обработки звуков речи, недостаточную точность обработки фонологической информации. Согласно современным представлениям, дислексия рассматривается как нейробиологическое расстройство, обусловленное нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга, в частности левой теменно-височной области (отвечает за звуко-буквенный анализ, декодирование) и левой затылочно-височной области (быстрое автоматизированное распознавание читаемых слов). Выраженность проявлений дислексии можно уменьшить, несмотря на продолжительный характер ее течения. Прогноз определяется ранней диагностикой и активным комплексным лечением, которое должно проводиться систематически на протяжении длительного периода времени. Немедикаментозное лечение направлено на тренировку когнитивных функций и формирование компенсаторных механизмов на основе хорошо развитых навыков и функций. Исходя из существующих взглядов на природу дислексии, точным и валидным инструментом определения причин этого расстройства может служить нейропсихологическая диагностика, одной из важнейших задач которой является определение локализации дисфункциональных зон ГМ в контексте их динамического взаимодействия с формирующимися в онтогенезе ВПФ человека. Для выявления дислексии и постановки топического диагноза у детей младшего школьного возраста целесообразно применять комплексные методики нейропсихологической диагностики, разработанные для целевого использования с детьми определенной возрастной группы. Для диагностики детей младшего школьного возраста отлично подойдет методика Ж. М. Глозман и А. Е. Соболевой , подробно описанная в пособии «Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста». Методика обследования основана на классической Луриевской батарее нейропсихологических тестов, адаптированных для в виде трех блоков проб для детей возраста 7, 8, и 9 -10 лет. Авторами пособия разработаны стандартизированные бланки для фиксации результатов как количественных, так и качественных проб (так же дифференцированные по трем возрастным группам) и приводится весь необходимый стимульный материал. Рекомендации авторов пособия предусматривают полное и комплексное обследование ребенка, которое позволит диагностировать наличие других, потенциально имеющихся у ребенка расстройств и является предпочтительным способом диагностики. Дополнительно в случае с дислексией Ж. М. Глозман в своем другом пособии «Нейропсихология детского возраста» акцентирует внимание на следующих диагностических пробах: - Общая характеристика психического функционирования ребенка и оценка сферы его общих знаний: в ходе стандартизированной беседы устанавливается контакт с обследуемым и оцениваются качественно и количественно состояние трех областей психического функционирования — ориентировка в месте и времени, критичность, адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования. Проба, в некоторых случаях, позволяет на начальной стадии обследования определить, не связано ли расстройство ребенка с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями. - Межполушарная организация психических функций : в пробах выявляется ведущая рука (по показателям использования руки для еды, причесывания, чистки зубов, письма, перекресту пальцев и перекресту предплечий), ухо, глаз и нога. Проба важна для определения явного или скрытого левшества, которое может приводить к проявлению у ребенка дислексии, обусловленной несформированностью у ребенка стереотипа слежения взором слева направо. - Исследование нейродинамических показателей психической деятельности: детям до 8 лет предлагается адаптированный для младших школьников вариант корректурной пробы, представляющий собой 247 трудновербализуемых фигур 10 видов, чередующихся в случайном порядке; детям от 8 лет и старше предлагается тест на нахождение чисел в таблицах Шульте. Целесообразность пробы подтверждается данными, полученными Т. В. Ахутиной и Н. В. Корневым, по мнению которых дислексия в некоторых случаях связана с нарушением нейродинамики психических процессов. - Исследовние гностических функций: пробы на предметный гнозис (узнавание реалистичных, перечеркнутых и наложенных изображений), аккустический гнозис, буквенный гнозис, в том числе узнавание зашумленных и наложенных букв. Пробы важны для возможной дифференциации гностических и регуляторных механизмов дислексии. - Исследование речевых функций, включающее в себя: оценку спонтанной речи, просодики речи, пробы на называние предметных изображений и низкочастотных слов, пробы на понимание (соотнесение в заданном порядке с картинками) серий из нескольких слов, исследование фонематического слуха, пробы на понимание логико — грамматических конструкций, исследование письма слов, фраз и текста, исследование процесса чтения слов фраз и текста. Данные пробы позволяют прямо исследовать основные симптомы возможной дислексии. - Исследование интеллекта: тесты на понимание смысла рассказов, сюжетных картин, выведение аналогий, обобщение и исключение понятий. Пробы позволяют ответить на вопрос о соотношении текста и понимания прочитанного, что дает возможность определить преобладающую у ребенка стратегию обработки информации (на уровне части слова, слова или синтагмы). - Исследование движений и действий: пробы на реципрокную координацию, графическая проба «забор», оценка и воспроизведение ритмических структур. Дают возможность уточнения сформированности восприятия ритмической структуры языка и межгемисферной латерализации психических фунций. |