Тренинг «Индивидуальность» «Ассоциации» (30 минут) Это упражнение подходит для небольшой группы (восемь-двенадцать человек), участники которой уже хорошо знают друг друга. Его следует проводить не раньше чем во второй половине тренинга. Обычно всем участникам интересно узнать, как их воспринимают остальные. 1. Группа садится в круг, один из участников (водящий) загадывает кого-нибудь из группы, не сообщая остальным о своем выборе. Задача группы – угадать, кого задумал игрок. Чтобы это сделать, остальные начинают задавать ему вопросы-метафоры, например: «Если бы тот человек, которого ты загадал, был зданием, то к какому типу зданий он бы относился?» Сферы для ассоциаций выбираются совершенно произвольно, например: музыка, цвет, время года, модель автомобиля, местность, орудие труда, время суток и т. д. 2. Водящий представляет себе того, кого он выбрал, ищет подходящие ассоциации и отвечает, например, следующим образом: «Если бы он был зданием, то был бы старой деревенской кузницей, в которой пылает огонь, стоит огромная наковальня, стены покрыты сажей и повсюду лежат железные заготовки». 3. Мастерство спрашивающих заключается в том, чтобы находить новые сферы, описывающие искомого человека с разных сторон, так что по ходу расспросов становится все понятнее, кто это. Например: «Как бы ты мог описать выражение лица того, кого мы ищем?» Это вопрос, который многое проясняет, потому что по ответу можно определить темперамент загаданного человека. 4. Ведущий записывает все ответы. Этот список будет подарком тому, кого загадали. 5. После того как каждый член группы задал свой вопрос, все начинают высказывать предположения о том, кто это, объясняя при этом, почему им в голову пришел именно этот человек. Наконец водящий рассказывает остальным, кого же он все-таки имел в виду. Так заканчивается первый круг, и очередь загадывать переходит к другому игроку. Ценности (30 минут) Сходные ценности образуют между членами группы невидимые связи, различие в системе ценностей разделяет людей и приводит к конфликтам. Обычно человеку похожих взглядов многое прощается, но общение с носителем иной системы ценностей часто вызывает дискомфорт и, соответственно, раздражение или недовольство. Например, если кто-то из членов группы постоянно опаздывает на занятия, рано или поздно это неминуемо вызовет раздражение и недовольство у людей пунктуальных. В предлагаемом упражнении участники смогут высказаться о своих ценностях и обнаружить друг у друга как сходство, так и различия. Для работы понадобятся листы с написанными на них незаконченными предложениями (см. Приложение ниже) – по одному на каждого участника. 1. Группа делится на две равные части и ставит стулья в два концентрических круга. Участники садятся таким образом, чтобы каждый человек, сидящий во внутреннем круге, находился лицом к лицу с человеком из круга наружного. Таким образом образуются пары. 2. Каждый игрок получает листок с незаконченными предложениями (см. Приложение). 3. Сначала партнеры должны закончить первое предложение из списка и выслушать варианты друг друга. Их беседа должна продолжаться не более 2–3 минут. 4. Затем игроки внешнего круга пересаживаются на стул, стоящий слева от них, так что у каждого теперь новый партнер. Далее они продолжают уже второе предложение из списка. Участники двигаются по кругу до тех пор, пока не пройдут его полностью. В конце упражнения можно обсудить следующие вопросы: • Часто ли вы находили сходство с другими участниками, часто ли – различие? • Удивил ли меня кто-нибудь? • Когда совпадение мнений было для меня важным? • Какие ценностные конфликты наблюдаются в группе? Приложение к упражнению «Ценности» 1. От хорошей команды я жду, что… 2. Руководитель команды должен прежде всего… 3. Я не выношу, когда кто-нибудь в группе… 4. Я чувствую себя угнетенным, когда… 5. В группе я прежде всего хочу… 6. Я чувствую себя лучше всего, когда другие… 7. От менеджера я жду… 8. Я бы хотел, чтобы политики наконец… 9. Я никогда не… 10. Родители обязаны… 11. Я надеюсь, что мои дети… 12. Мир был бы устроен лучше, если бы… 13. Больше всего я опасаюсь того, что… 14. Мне совершенно все равно, когда… 15. Еще бы я хотел в своей жизни… 16. Мне нравятся люди, которые… 17. Я злюсь, когда… 18. Я нахожу ситуацию сложной, угнетающей, когда… 19. Я требую от себя, чтобы я… 20. Когда я совершаю ошибку, я… 21. Перемена – это… 22. Учиться – значит… 23. Если бы я мог пожелать что-то одно, я пожелал бы… 24. От мужчин я ожидаю… 25. От женщин я ожидаю… 26. Деньги значат для меня… 27. Я считаю, что я достоин уважения, потому что я… 28. Мне сложно простить человека, если… 29. Я хотел, чтобы после моей смерти… 30. Природа для меня значит… 31. Никто не имеет права говорить обо мне, что я… 32. Больше всего меня обязывает… 33. Лучше всего я чувствую и понимаю людей, которые… «Без слов» (15 минут) Участники должны выстроиться в ряд по размеру обуви. Это звучит тривиально, и на первый взгляд такое упражнение бессмысленно. Но часто простые задания доставляют группе наибольшее удовольствие. К тому же при его выполнении необходимо соблюдать два правила: все играют с закрытыми глазами и не разговаривают друг с другом. Упражнение выявляет индивидуальные особенности поведения участников, поэтому оно может послужить группе хорошим импульсом для развития. Об этом ведущий может сказать вначале. 1. Игроки встают в шеренгу, плечом к плечу и закрывают глаза (или используют повязки). 2. Ведущий сообщает «легенду», например: «Некто проник в кухню здания, в котором проводится конференция. Полиция обнаружила отпечатки ног. Через четверть часа прибыл комиссар полиции и решил проверить, не совпадают ли эти следы с размером ботинок кого-нибудь из присутствующих. Чтобы облегчить работу комиссару, вся группа должна выстроиться в ряд по размеру обуви. Разговаривать запрещается». 3. Отметьте, что это задание требует сообразительности и концентрации. 4. Когда группа справится с заданием, ведущий сообщает, сколько на это ушло времени. Затем обсуждаются следующие вопросы: • Понравилось ли мне принимать участие в упражнении? • Что меня поразило? • Насколько дружелюбной была атмосфера в группе во время работы? • Что вы делали, чтобы все-таки решить поставленную задачу? • Какую роль взял на себя каждый? • Кто был зачинщиком, кто дурачился, кто организовывал процесс, кто его контролировал и т. д.? «Похожие и разные» (30 минут) Для эффективной работы команде нужны участники с разными темпераментами, характерами, ценностями и талантами. Эти различия создают энергию, которая помогает решать разнообразные задачи. С другой стороны, в коллективе, безусловно, должно быть и достаточное соответствие характеров. Соотношение сходства и различий редко бывает идеальным, и поэтому очень важно, чтобы члены коллектива могли свободно говорить на эту тему. Только тогда в группе будет создаваться атмосфера толерантности – возможно, важнейшего фактора для совместной работы. Упражнение предоставляет участникам возможность поговорить обо всем этом. 1. Каждый участник получает бумагу и карандаш. На листе он пишет 2 имени: того человека из группы, который, как ему кажется, похож на него больше всего, и того, кто совершенно на него не похож – по темпераменту, установкам, поведению и характеру. 2. Затем каждый участник сообщает имена двух человек, которых он выбрал, и кратко рассказывает, почему он это сделал. 3. В заключительной дискуссии все участники могут кратко прокомментировать произошедшее и обсудить следующие вопросы: • Насколько верно каждый воспринимает себя и окружающих? • Насколько высока степень настоящих сходств и различий и насколько велика степень проекций? • Имеют ли выбранные люди какое-то символическое значение? Возможно, они вызывают воспоминания об отношениях в семье, о дружбе или работе – то есть напоминают людей, с которыми выбравшему их человеку доводилось встречаться в жизни? • Каких членов группы особенно часто выбирали другие участники, каких – очень редко? Что это означает? • Как ощущали себя выбранные участники? Был ли выбор, по их мнению, адекватен? «Все, некоторые, никто» (2 часа) Каждому участнику понадобятся три листа бумаги: розового, зеленого и красного цвета. 1. Участник кладет перед собой листы бумаги и пишет на каждом из них в правом верхнем углу свое имя. На листе розового цвета он отвечает на вопрос: «В чем я похож на всех остальных людей?» На зеленом листе он отвечает на вопрос: «В чем я похож на некоторых людей?» И, наконец, на красном листе: «В чем я совершенно уникален и не похож ни на кого?» (Ведущий говорит, что каждый пишет столько, сколько хочет.) 2. Когда участники справились с этой задачей, они обмениваются впечатлениями: • Какой круг вопросов вызвал наибольшие трудности? • На какую тему я смог написать больше всего ответов? • Задавал ли я себе когда-нибудь подобные вопросы? 3. Затем мебель отодвигают в стороны, чтобы удобнее было двигаться. Каждый участник берет розовый лист (чем он похож на других людей). Ведущий говорит: «Члены нашей группы в этот момент представляют собой все человечество. Вообразите себе, что его представители собрались здесь во всем своем многообразии. Походите по комнате и побеседуйте с каждым. Поговорите о том, что написано у вас на розовом листе. Когда вы найдете кого-нибудь, кто не обладает указанным качеством, отметьте для себя, что вы ошиблись и указанные качества присущи не всем. Было бы совершенно невероятно, если бы другие люди написали в точности то же, что и вы, но они могут подтвердить, что имели в виду то же самое. Может случиться так, что ни одна ваша запись не совпадет с записями других. В этом случае оторвите от розового листа уголок». 4. Участники ходят по комнате и беседуют с как можно большим числом других участников (30 минут). 5. Все собираются и делятся впечатлениями: • Кому пришлось подкорректировать свой текст? • Кто оторвал от своего листа уголок? • Что общего вы нашли у себя с другими участниками? 6. Теперь участники берут зеленый лист (что их объединяет только с некоторыми людьми). Все снова ходят по комнате и разговаривают друг с другом. Каждый пытается найти в группе людей, которые написали то же, что и он. Когда такие люди найдены, образовавшаяся группка усаживается в стороне и пытается найти новые общие моменты между ними. К ней могут присоединяться и другие участники (30 минут). 7. После этого следует обсуждение: • Сколько похожих на меня людей мне удалось найти? • Сколько групп единомышленников образовалось? • Каким образом я понял, к какой группе принадлежу? • Была ли работа с зеленым листом бумаги сложнее или проще, чем работа с розовым листом? 8. Теперь каждый берет красный лист бумаги (отличия ото всех остальных). Все снова ходят по комнате и разговаривают друг с другом. Если кто-то встретил человека, у которого на листе значится то же самое, оба должны прояснить это обстоятельство (например, уточнить, имеют ли они в виду одно и то же) и в случае совпадения отметить для себя, что они записали не уникальное свойство (30 минут). 9. Заключительный обмен мнениями и впечатлениями: • Почему было так сложно описать свои уникальные свойства? • Кто удовлетворен описанием своей уникальности? • В каких ситуациях я чувствовал свою уникальность? • Насколько важна для меня моя уникальность? • Насколько важно для меня то общее, что связывает меня с другими людьми? • В чем проявляется многообразие характеров в нашей группе? • Насколько группа терпима к этому многообразию? • В какой момент упражнения я чувствовал себя лучше всего? • Когда я испытывал смешанные чувства? • Что привнес в группу я? • Есть ли серьезные разногласия и конфликты в нашей группе? Какие они? «Кабаре» (30 минут) Веселое упражнение, в ходе которого каждый член группы имитирует другого. Участники должны хорошо знать и уважать друг друга. Упражнение дает хорошие возможности для взаимодействия. 1. Каждый участник пишет свое имя на листочке. Затем бумажки сворачивают и перемешивают, а потом каждый тянет по одному листочку. 2. У группы есть 10 минут, чтобы подготовить небольшое представление. Каждый должен имитировать того члена группы, имя которого он прочитал на бумажке. При этом представляющий должен учитывать манеру поведения и речи того, кого он изображает. Монолог должен быть построен таким образом, чтобы зрители не сразу поняли, кого изображает актер. Каждый монолог занимает не более 3 минут. 3. Друг за другом члены группы представляют свои мини-спектакли. В конце каждого представления группа аплодирует и старается угадать, кого только что изображали. Возможен и другой вариант. Каждый думает о том, что бы он хотел положить в чемодан человека, имя которого значится на бумажке. Выбор предметов для воображаемого чемодана должен пролить свет на сущность этого человека, его предпочтения, сильные и слабые стороны, но не так, чтобы это сразу стало очевидно зрителям. После короткой подготовки один из участников рассказывает группе, как будет выглядеть чемодан и что именно в нем будет лежать. А группа должна решить, для кого предназначается чемодан. «Различия» (45 минут) Это упражнение направлено на поиск различий между членами группы. Лучше всего проводить упражнение на начальных этапах работы с группой, когда участники еще не очень хорошо знают друг друга. Оно выполняется в небольших группах (восемь-двенадцать человек). 1. Группа садится в круг. Один из участников усаживается на стул в центре круга и зовет за собой другого члена группы, который, как ему кажется, меньше других похож на него. Приглашенный выдвигает свой стул внутрь круга и садится рядом с первым. Оба начинают выяснять, чем они действительно отличаются друг от друга. Остальные молчат и внимательно слушают, но при необходимости могут попросить кого-нибудь из участников активнее участвовать в разговоре (5 – 10 минут). 2. После этого вся группа обсуждает происходящее. 3. Затем в круг идет следующий участник и снова выбирает себе в собеседники человека, которого считает более других отличающимся от себя. Этот процесс повторяется до тех пор, пока каждый член группы не побеседует в центре круга с самым непохожим на него человеком. В конце упражнения – подведение итогов: • Чему я могу научиться в результате этого упражнения? • Действительно ли собеседник, которого я выбрал как самого непохожего, так сильно отличается от меня самого? • Кого я теперь стал лучше понимать? • Как развивается атмосфера в группе? • Насколько сильно я чувствую взаимосвязь с людьми, которые похожи на меня или, наоборот, сильно отличаются от меня? «Мягкая обратная связь» (15 минут) В каждой группе бывает период, когда участники образуют микрогруппы и общаются друг с другом в основном внутри их. Тенденция к образованию подгрупп связана с потребностью человека в удобстве общения. Человек охотнее общается с тем, кто сразу ему понравился и кажется хорошей компанией. Тем не менее при расширении круга общения отношения в группе становятся более живыми и интересными. Это упражнение помогает установить отношения между теми членами группы, которые ранее по каким-то причинам избегали друг друга. 1. Участники разбиваются на пары. Партнеры не должны быть приятелями, хорошо знающими друг друга. 2. Партнеры садятся друг напротив друга и устанавливают контакт глазами. 3. Затем каждый из них по очереди в течение приблизительно 3 минут рассказывает другому, в чем он чувствует сходство с ним. Он начинает предложение следующими словами: «Я похож на тебя, потому что…» (мы оба честолюбивы… мы оба старшие дети в семье… я в той же мере интроверт, что и ты…). В то время как один из партнеров говорит, второй слушает его молча, без комментариев. Через 3 минуты партнеры меняются ролями. 4. После этого партнеры говорят о своих различиях. В этом случае предложения должны начинаться так: «Я не такой, как ты, потому что…» («Я не такой, как ты, потому что я старше и знаю, что значит руководить коллективом…», «Я не такой, как ты, потому что я интересуюсь живописью и вопросы эстетики для меня – всегда важная тема в разговоре…»). Опять говорит только один из партнеров, второй же внимательно его слушает. Они меняются ролями через 3 минуты. 5. Теперь партнеры могут вместе установить: • В чем их мнения и жизненные позиции совпадают? • Что осталось непонятым? • Что нового каждый узнал о своем партнере? «Любопытство» (30 минут) Если ведущий работает с энергичной, проявляющей любопытство группой, то его задача сильно облегчается. Но нередко в группе присутствуют циничные или вспыльчивые люди, которые совершенно не желают учиться и изменять себя. Это упражнение хорошо тем, что оно одинаково подходит и для открытых, доброжелательных людей, и для вспыльчивых. Оно привносит в группу атмосферу хорошего соревнования, так что в людях просыпается давно забытое любопытство. Упражнение лучше проводить на начальном этапе работы с группой. 1. Каждый участник находит себе партнера, с которым они хотели бы познакомиться поближе. (В группах, где участники хорошо знают друг друга, можно выбирать того, кого хочешь лучше понять.) Пары садятся за стол, приготовив стопку карточек и карандаш. 2. Задание состоит в том, чтобы за следующие 15 минут найти друг в друге как можно больше сходств и различий, каждое из которых надо записать на отдельной карточке. Сравнивать можно все: семейное положение, хобби, профессию, личные качества, жизненную позицию, темперамент и т. д. Различия следует формулировать как можно четче, например: «Олег много говорит на людях, а Света предпочитает разговор с глазу на глаз». 3. Затем вся группа собирается. Участники считают, сколько карточек у них получилось, и рассказывают, что нового они узнали о своих партнерах и каким образом изменилось их восприятие этого человека. Пара, у которой оказалось наибольшее количество карточек, начинает свой рассказ первой. Соответственно пара с наименьшим количеством карточек говорит последней. Для подведения итога ведущий может задать такие вопросы: • Что было легче – находить сходство или различия? • Удовлетворены ли вы общением с партнером? • Доставила ли вам удовольствие такая совместная работа? • Испытывали ли вы в какой-то момент противоречивые чувства? «Я особенный? Это хорошо!» (60 минут) В ходе упражнения каждый участник сможет узнать о других массу нового, и можно с уверенностью сказать, что оно обязательно разбудит интерес членов группы друг к другу. Работа основана на своеобразной анкете (см. Приложение), вопросы которой помогают выявить индивидуальные особенности каждого. Кроме того, члены группы учатся не только уважать чужие особенности, но и отстаивать право на свои собственные. Для каждой подгруппы тут потребуется одна копия анкеты. 1. Сначала все участники ходят по комнате и стараются для себя лично определить, кто из присутствующих, кажется, вызывает у них доверие, а кто для них пока еще тайна за семью печатями, которую они хотели бы разгадать. 2. Через две минуты участники закрывают глаза. Они должны держать руки на уровне груди ладонями наружу (поза безопасности) и продолжать ходить по комнате, не разговаривая. 3. Через минуту ведущий говорит примерно следующее: «В этот момент остановитесь с закрытыми глазами. Когда я дам сигнал, вы должны образовать группы по четыре человека, по-прежнему не открывая глаз и не разговаривая между собой. Когда четыре человека найдут друг друга, они встают плечом к плечу в тесный кружок, чтобы остальным было понятно даже на ощупь, что четверка укомплектована». 4. Ведущий помогает тому, кто не смог найти свою команду, войти в четверку. Если число участников не кратно четырем, «лишние» игроки примыкают к уже созданным подгруппам. Теперь, когда все проблемы решены, ведущий предлагает открыть глаза и посмотреть, кто входит в состав четверки. Затем он объясняет участникам, что сейчас им представится возможность познакомиться поближе. Каждая подгруппа получает копию анкеты, заполняя которую она записывает на свой счет определенное количество очков. Задача состоит в том, чтобы заработать как можно больше очков, извлекая выгоду из особенностей каждого участника четверки. 5. Подгруппы садятся вместе и начинают работу. 6. Когда каждая подгруппа подсчитала число очков, все участники собираются вместе и сравнивают свои результаты. Краткое подведение итогов: • Что я ощущал, когда пытался найти «свою» четверку? • Имел ли я представление о том, кто оказался со мной в одной команде? • Какой была атмосфера в подгруппе? • Что поразило меня больше всего? • Что меня порадовало? • Насколько важным для меня было выиграть? Приложение-анкета к упражнению «Я особенный? Это хорошо!» 1. За каждый месяц рождения, отличающийся от других, запишите по одному очку. Если кто-то из вас родился в воскресенье, добавьте еще пять очков (если таких людей двое, то десять и т. д.). 2. Различия в месте рождения оцениваются по одному очку. Если кто-то из вас родился за границей, пусть запишет дополнительно пять очков. 3. Если кто-то из вашей группы носит обувь меньше 36-го и больше 42-го размера, запишите по одному очку за каждого такого человека. Тот, на ком сейчас надета сменная обувь, получает еще два очка. 4. Если среди вас есть люди, которые побывали хотя бы в одном из этих мест: Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский кремль, о. Кижи, – то запишите за каждого такого человека по одному очку. Если среди вас есть люди, которые побывали в трех из этих мест, запишите за каждого такого человека по пять очков. За каждого человека, побывавшего во всех четырех местах, запишите по семь очков. 5. Те люди, которые приехали на личных автомобилях, записывают по одному очку за каждую марку автомобиля, отличающуюся от остальных машин членов группы. Тот, кто приехал на машине вместе с другим человеком из группы, записывает по пять очков. Тот, кто приехал на общественном транспорте, записывает по десять очков. (Содержание вопросов может быть изменено в зависимости от специфики группы.) 6. Те, кого когда-нибудь показывали по телевидению, о ком писали в газетах или говорили по радио, записывают по одному очку на каждого. Те, кто был представлен во всех трех видах СМИ, получают дополнительно по семь очков на каждого. 7. За каждого имеющегося у участников группы брата или сестру запишите по одному очку. Те, у кого есть близнец, получают по десять очков дополнительно. 8. Тот, кто был на других континентах помимо Европы, получает одно очко (он должен был там пробыть не менее суток). Те, кто побывал на трех разных континентах, получают еще по десять очков каждый. Тот, кто был в Арктике или Антарктиде, получает еще 15 очков. 9. Каждый человек, чья фамилия начинается с буквы С, П, К, Р или Н, получает одно очко. Тот, чья фамилия начинается с буквы Ш или Щ, получает семь очков. 10. За каждый иностранный язык, которым свободно владеет кто-то из группы, начисляется одно очко. Тот, кто владеет свободно тремя или более иностранными языками, получает дополнительно двенадцать очков. 11. За каждый год супружества, прожитый тем или иным участником с одним и тем же человеком, начисляется одно очко. За десять лет супружества – семь очков дополнительно. За двадцать лет супружества – двенадцать очков дополнительно. 12. Тот, кто может свистеть, засунув два пальца в рот, получает одно очко. Тот, кто может свободно стоять на голове, получает семь очков дополнительно. 13. Если есть люди, которые жили в течение своей жизни в разных городах, то за каждый город, в котором тот или иной участник провел по меньшей мере шесть месяцев, зачисляется группе по одному очку. Если кто-то прожил более шести месяцев за границей, запишите на счет группы еще пять очков дополнительно (исключая республики бывшего СССР). 14. Пусть участники запишут на счет группе по одному очку за каждого из своих живущих родителей. За каждого еще живущего дедушку/бабушку записывается по три очка. За каждого живущего прадедушку/прабабушку записывается по семь очков. 15. Вычтите возраст самого молодого члена вашей группы из возраста самого старшего и запишите одно очко за каждый год разности этих чисел. Если эта разница больше 65, запишите три очка дополнительно. 16. Каждый, кто не носит часов, получает одно очко. Каждый, кто не носит украшений, получает три очка дополнительно. 17. Те участники, у которых есть послеоперационные шрамы, получают по одному очку. Те, у кого голубые глаза, получают по два очка дополнительно. Те, у кого рыжие волосы, получают по десять очков дополнительно. ИТОГО: «Группа как зеркало» (45 минут) Каждому человеку нужно чувствовать ответную реакцию других. Это помогает многое узнать о других людях: какого они о нас мнения, что они в нас подметили, чем их можно порадовать или привлечь, а чем вызвать раздражение или разозлить. Группа начинает лучше работать, когда участники готовы поделиться своим мнением друг о друге – легко, непринужденно и, по возможности, с юмором. Это упражнение пробуждает любопытство и создает атмосферу непринужденности. Члены группы должны уже относительно хорошо знать и уважать друг друга. Для работы понадобится стопка карточек. 1. Участники садятся в круг, в середине круга на стуле лежит стопка карточек. Из этой стопки каждый берет столько карточек, сколько хочет. Каждый мысленно обращается к кому-нибудь из членов группы, затем записывает это обращение на карточке. Написанное должно выражать то личное впечатление, которое сложилось у него о другом человеке. Фразы должны быть сформулированы примерно следующим образом: • Я вижу, что у тебя почти всегда серьезное лицо; • Мне нравится твой смех; • Я думаю, что ты считаешь, что никогда не ошибаешься; • Я бы с большим удовольствием работал вместе с тобой. 2. Объясните участникам, что фразы, начинающиеся с «я», лучше воспринимаются, чем фразы, начинающиеся с «ты». На карточках не надо писать, кто автор той или иной фразы, также не нужно писать, к кому та или иная фраза относится. 3. Исписанные карточки перемешивают и кладут текстом вниз на стул, который стоит в центре круга. Кто-нибудь подходит и берет карточку. Он читает ее про себя и передает ее тому члену группы, которому, по его мнению, подходит данная фраза. Тот, кто получил карточку, читает фразу вслух, формулируя ее так: «Карин (тот, кто дал ему карточку) полагает, что у меня почти всегда серьезное лицо». Теперь все остальные, включая и получателя карточки, высказываются по этому поводу. Следует поощрять различные мнения. 4. Затем получатель карточки или любой другой вытаскивают следующую карточку, и все повторяется. В конце группа подводит итоги. «За дверью» (60 минут) Часто людей критикуют за их спиной. Это неконструктивное поведение, которое непросто изменить. Но вполне можно научиться открыто говорить о том, что не нравится в другом человеке. Можно также предложить другому рассказать вам, чем вы его раздражаете. Часто люди сами критикуют себя очень сурово, так что критика окружающих не идет ни в какое сравнение с самокритикой. 1. Группа садится в круг, любой желающий покидает комнату и ждет снаружи за дверью. Это действие символизирует готовность подвергнуться критике. Оставшиеся участники начинают критиковать отсутствующего, причем каждый участник должен обязательно сказать: • что его раздражает в этом человеке; • отсутствие какого качества не нравится. 2. В это время стоящий за дверью пытается дать себе ответы на те же вопросы и гадает, что же говорят о нем другие. 3. После того как все участники выскажутся, стоящего за дверью просят вернуться в комнату. Он должен отгадать, что говорили о нем другие в его отсутствие. Он высказывает предположения, а группа может только подтверждать или отрицать правильность его догадок. Помимо этого, участник может выразить пожелание услышать и другие высказанные о нем мнения. В конце процедуры он должен поблагодарить всех за то, что они думали о его недостатках. 4. Следующий игрок выходит из комнаты, и игра повторяется. 5. Когда все побыли за дверью, группа подводит итоги: • Услышал ли я о себе что-то неожиданное, о чем не знал? • Хочу ли я принять во внимание критические высказывания в мой адрес и изменить свое поведение? • Как я себя чувствовал во время упражнения? • Задело ли меня какое-либо замечание? «Сокровенные мечты» (60 минут) Это упражнение для небольших групп. Оно требует атмосферы доверия, поэтому проводить его лучше во второй половине цикла работы с группой. Участники берут карандаш и бумагу и садятся за стол. Каждый записывает на листе бумаги свою сокровенную мечту: это может быть что-то, чем человек хотел бы заниматься, или что-то, что ему хотелось бы иметь. Лучше писать такие вещи, которые можно читать при всех, то есть избегать интимных подробностей. Писать нужно в настоящем времени, например: «Я наконец-то купил билет на самолет и уже нахожусь в аэропорту. Сейчас я поднимусь на борт самолета, который должен доставить меня в Канаду, где меня ожидает путешествие на собачьих упряжках». 1. Когда каждый опишет свою фантазию, ведущий собирает листки и зачитывает все записки вслух. Лучше прочитать их по два раза, чтобы у каждого участника все услышанное хорошо отложилось в памяти. 2. Затем группа делится на команды по три-четыре человека и решает, какая команда начнет игру. Эта команда пытается угадать, кому принадлежало то или иное желание. Затем игроки водящей команды обращаются к предполагаемому автору письма и спрашивают, действительно ли именно ему принадлежит это желание. Если команда отгадала правильно, написавший желание присоединяется к этой команде. А сама команда продолжает угадывать авторов желаний до тех пор, пока не допустит ошибки. 3. Напомните группе, что игрок не имеет права отрицать своего авторства. «Помощник» (60 минут) В ходе упражнения участники рисуют картину, которую впоследствии можно повесить на стену на все время занятий. Эта картина является своего рода помощником, потому что на ней изображены цели группы и ее внутренние взаимоотношения. К ней можно постоянно обращаться, чтобы иметь цель перед глазами. Для работы понадобится лист ватмана размером приблизительно два метра, пачка цветных мелков, разноцветных фломастеров или маркеров. 1. Какой-нибудь доброволец ложится спиной на лист бумаги, второй человек обводит маркером его силуэт, так что на бумаге возникает очертание человеческой фигуры – мы назовем его «Помощником». 2. «Помощник» лежит в середине круга на полу, а ведущий говорит группе примерно следующее: «Эта фигура должна будет помогать нам в работе, в достижении наших общих и личных целей, привносить в групповой процесс удовольствие, а не напряжение». 3. На первом этапе речь пойдет об уже достигнутых целях – каждый участник пишет на свободном месте вокруг головы «Помощника» свою самую важную цель, которой он достиг в ходе работы в группе, – то, чему он за это время научился. (Если группа небольшая, каждый участник может записать два или даже три достижения. Но в любом случае начинать следует с самой важной цели.) Самые важные цели пишутся красным цветом, чтобы они сразу бросались в глаза. 4. Целесообразно сделать так, чтобы во время работы участники сидели на полу рядом с картиной. Участникам дается 2 минуты на раздумье, и только потом они начинают писать. 5. На втором этапе предлагается подумать о стиле работы группы, о том, что есть в нем позитивного или негативного. Участники отвечают на следующие вопросы: «Что мне более всего нравится в стиле работы группы и чего я не хотел бы терпеть?» (Писать можно следующим образом: мне нравится – кооперация, способность слушать, ролевые игры, упражнения; мне не нравится – предрассудки, наличие «козлов отпущения», скучные процедуры.) Все это пишется на теле «Помощника», наиболее важные вещи отмечаются синим цветом. (Если группа очень большая, каждый пишет только одно пожелание, если маленькая – по два-три.) 6. Данный этап требует достаточного количества времени. Каждый участник должен объяснить, что именно он имел в виду, когда писал. Это нужно для того, чтобы избежать возможного непонимания, а также для того, чтобы «Помощник» действительно помогал. 7. В конце упражнения ведущий может сказать группе, что теперь участники могут сами выбрать «Помощнику» имя и написать его большими буквами на картине. Получившуюся картину вешают на видном месте в комнате для тренинга, чтобы каждый мог подойти к ней – в начале или конце занятия. Картина поможет следить за движением группы к поставленным целям и фиксировать достигнутое. Кроме того, благодаря «Помощнику» участники могут вспоминать то важное, о чем они говорили друг с другом. И поскольку они самостоятельно формулировали требования и пожелания друг другу, то следует отнестись к ним достаточно серьезно. Участники группы должны привыкнуть выполнять то, что написано на картине, например: делать друг другу комплименты, благодарить друг друга, открыто говорить о том, что мешает совместной работе. Если ведущий работает не со специально образованными, а с реально существующими группами (например, со школьным классом или с сотрудниками одной организации), можно предложить участникам унести картину с собой и повесить ее в классе или в офисе. Можно использовать и другие символы, например: силуэт школы, составленный из фигур одноклассников, силуэт здания фирмы, большое дерево с ветвями, силуэт яблока, горы. Портрет группы (90 минут) Желательно, чтобы не только ведущий следил за состоянием группы и думал, что с ней происходит, но и сами участники могли нести ответственность за развитие группы и спрашивали себя: • Как обстоят дела у других членов группы? • Кто себя проявил больше, кто меньше? • Есть ли в группе одиночки, то есть люди, которые ни с кем не общаются? • Разбивается ли группа на подгруппы? • Есть ли те, кому сложно чувствовать себя включенным в групповую работу? • Есть ли люди, которым трудно раскрываться в группе? Данное упражнение предоставляет участникам возможность увидеть картину всей группы в целом и при этом обратить внимание на состояние отдельных ее участников. 1. Группа делится на две равные команды. Каждая из них получает большой лист ватмана или упаковочной бумаги и мелки. 2. Задание таково: найти для каждого члена команды персональную метафору, отражающую важную сторону его личности, сильные и слабые его стороны. Например: «Саша – ракета. Он берется за любое задание с бешеной энергией. Если он хорошо начал, то генерирует бесчисленное множество идей, и работать с ним – одно удовольствие. Но иногда начало бывает неудачным, например, он не может убедить других в правильности своих идей. Тогда поднимается большой шум, но ракета никуда не летит, она не может подняться с Земли… Оля напоминает мне походную аптечку, она всегда в заботах о других, готова прийти на помощь каждому…» Все эти метафоры должны быть представлены в виде картины. Эту картину рисуют все участники, обозначая каждого выбранной ранее метафорой. Группа сама решает, в каком виде их изобразить и как расположить на листе бумаги. 3. Обе команды должны по возможности работать в разных помещениях, чтобы не отвлекаться во время этого важного задания. На это отводится 30–45 минут. 4. Теперь команды собираются вместе. Они рассматривают картины друг друга и пытаются отгадать, кого символизирует та или иная метафора и что другая команда хотела сказать в своем произведении. «Влияние» (30 минут) Вопрос о влиянии, которым обладает каждый участник в группе, всегда деликатен и непрост. В большинстве групп не бывает единственного ярко выраженного лидера, однако авторитет и популярность участников неодинаковы. Тренинг не ставит целью сделать так, чтобы все в группе имели одинаковое влияние: это невозможно. Однако плохо, если в группе складываются косные, негибкие отношения, основанные на явном подчинении одних людей другим, и порой возникают критические ситуации, в которых отдельные участники недовольны тем, что им не удается оказывать влияние на группу. Это упражнение легко сделает очевидными отношения, основанные на силе одной из сторон. Оно может помочь начать диалог на эту тему и выработать пути изменения сложившихся отношений. Причем упражнение позволяет выявлять не только кризис отношений, но и другие кризисогенные факторы в группе. Оно помогает дать ответ на следующие вопросы: • Как много я говорю? • Сколько информации я получаю? • С какой готовностью другие откликаются на мои инициативы? • Насколько полно я могу раскрыться в этой группе? • Насколько изобретательным и способным к творчеству я себя чувствую? 1. Участники садятся в круг. В середине круга на полу лежит подушка или какой-нибудь другой предмет, символизирующий влияние одних участников группы на других. 2. Затем участникам предлагают поразмышлять над следующими вопросами: «Кто в группе обладает наибольшим влиянием? Кто наименьшим? Какова моя собственная позиция на этой условной шкале?» 3. Затем каждый, не говоря ни слова, должен занять позицию относительно подушки в соответствии со степенью своего влияния в группе: яркий авторитет – ближе к подушке, слабый – дальше. Предоставьте участникам достаточно времени, чтобы внести возможные коррективы в общую композицию, пока у всех не сложится впечатление, что все правильно. 4. Теперь каждый говорит о своем месте в группе. Это ответ на два тесно связанных вопроса: «Какова моя степень влияния в группе?» и «Доволен ли я этой позицией? Хочу ли изменить что-то в этой связи?». Помимо своего выбора, каждый участник может свободно обсуждать и выбор других членов группы. 5. Когда каждый сказал свое слово, все возвращаются в круг и обсуждают сложившуюся в группе ситуацию. «Душевные тайны» (60 минут) Чем больше участник ценит свою группу, тем больше требований предъявляет к ее психологическому климату. Всем хочется быть открытыми, свободно говорить о том, что они думают и чувствуют. Когда что-то мешает, приходится постоянно быть дипломатичными, а это довольно тягостно; люди предпочитают свободно выражать свои чувства, и чтобы при этом другие вели себя по отношению к ним так же открыто и уважительно. Упражнение полезно при работе с обязательными, требовательными и сознательными людьми: оно дает возможность прояснить, как себя чувствуют члены группы, и ведет их к большему самораскрытию. 1. Группа садится в круг. Каждый участник может обратиться к любому другому, чтобы сказать ему что-то, что он раньше скрывал. Это могут быть: • предположения («Я полагаю, ты еще сердишься на меня за то, что я так бесцеремонно отклонил твое вчерашнее предложение…»); • затруднения («Я хочу, чтобы ты больше уделял мне внимание и не обращался со мной так, словно я пустое место…»); • признания в любви («Я никогда раньше не решался сказать тебе, как я рад, что ты занимаешься именно в этой группе. Твоя веселость меня очень поддерживает…»). 2. Группе дается пара минут, чтобы каждый мог осознать, для кого он берег эту важную никому не известную тайну. Ведущий предлагает участникам обратить внимание на напряженность, противостояние, противоречивые чувства, которые неизбежно выплывают наружу. 3. Тот, к кому обращается тот или иной участник, ничего не отвечает. Нормальная реакция человека такова, что он незамедлительно вступает в дискуссию, когда слышит что-то будоражащее и задевающее его чувства. В этом упражнении слушающим предлагают быть сдержанными и контролировать свои реакции. Наконец, после того как все расскажут о своих «тайнах», участникам дается возможность высказать накопившиеся эмоции: одобрение, радость или сожаление. На этот этап следует отвести достаточное количество времени. Социограмма (45 минут) Упражнение дает возможность оригинальным образом исследовать отношения и стиль общения в группе. Тут понадобится большой лист бумаги чертежного ватмана формата А1, для каждого участника (и для ведущего) – мячик для пинг-понга, два мотка голубой и красной пряжи, ножницы, клей и черный фломастер. 1. Группа садится в круг. Все материалы для работы лежат на полу в центре круга. Участникам предлагают, используя данные предметы, сделать трехмерную картину, изображающую видимые и невидимые связи членов группы. Больше ведущий не дает никаких пояснений. 2. Одного добровольца просят побыть наблюдателем, чтобы фиксировать действия группы в форме протокола, который позже можно будет сравнить с получившейся картиной. 3. Во время работы ведущий покидает комнату и использует это время для того, чтобы записать свои прежние наблюдения над процессом взаимодействия между членами группы. Уходя, ведущий подчеркивает, что дальше за работу отвечают сами участники и наблюдатель. Группе дается полчаса. 4. Затем ведущий возвращается в комнату, чтобы подвести итоги. Группа обсуждает ту картину, которая получилась, а также данные из протокола, составленного наблюдателем. Вот основные и наиболее важные вопросы, которые обычно требуют обсуждения: • С какой точки зрения группа анализировала свои отношения? С точки зрения способности к общению, с точки зрения доверия, симпатии, стиля работы, с точки зрения соперничества? • Совпала ли картина группы с наблюдениями, записанными в протоколе? • Не были ли упущены какие-либо важные аспекты? • Отражает ли картина общую точку зрения группы? • Были ли отклонены чьи-то предложения? • Что бы группа хотела изменить? • Что для этого нужно сделать? • Какое название можно дать картине? • Был ли включен в картину ведущий группы, и если да, то каково его место? «Групповая скульптура» (30 минут) Упражнение дает участникам возможность проверить способность сопереживать другим и выразить свой взгляд на отношения в группе и их динамику. Это будет важно и для того, кто руководит группой или ее консультирует. Одновременно упражнение заставляет группу задуматься над следующими вопросами: • Какое место занял в нашей группе каждый человек – центральное или на периферии? • Какие отношения в группе можно охарактеризовать как тесные? • В какой сфере отношений недостаточно? • Как можно одним словом охарактеризовать сложившиеся в группе отношения: дружеские, агрессивные, конкурентные? • Каково распределение сил? • Как чувствует себя в группе каждый человек? • Какую позицию занимает ведущий? 1. Помещение должно быть достаточно свободным. Один из участников становится скульптором, он должен создать скульптуру, которая символически выражает сложившиеся в группе отношения. «Скульптор» имеет право расставлять на пространстве других участников таким образом, как он считает нужным. При этом значение имеет не только расстояние между членами скульптурной композиции, но и положение их тел: они могут стоять, сидеть, лежать на полу или стоять на стуле; их можно повернуть друг к другу лицами или спинами, их руки могут быть вытянуты, кулаки сжаты; лица могут выражать смех, разочарование или неодобрение. Участники должны без комментариев выполнять все, что скажет им «скульптор». 2. После того как скульптура закончена, участники некоторое время сохраняют ее, а потом кто-нибудь из них может изменить скульптуру так, как считает нужным. Предоставьте всем, кто этого захочет, возможность побыть «скульптором» и менять групповую скульптуру по своему желанию. 3. После этого все снова садятся в круг и сообща обсуждают упражнение. 4. Содержание вопросов можно изменить в зависимости от специфики группы. «Как я отношусь к группе» (30 минут) Время от времени необходимо прослушивать «сердцебиение» группы, чтобы определить, насколько участники готовы в нужную минуту скоординироваться и вложить свою энергию в совместную работу. Некоторые симптомы могут свидетельствовать об определенных сложностях, например, если участники опаздывают на занятия, если в группе ведутся посторонние разговоры. Ведущий может почувствовать неблагополучие группы по неприятным ощущениям, возникающим при совместной работе, по снижению собственной творческой энергии. В таких ситуациях полезно проделать следующее упражнение. 1. Положите на пол посреди комнаты подушки. Скажите участникам, что эти подушки символизируют группу. 2. Все участники вместе со своими стульями собираются в одном месте комнаты на расстоянии приблизительно трех метров от подушек. 3. Теперь по очереди каждый участник группы выходит к подушкам, становится на том расстоянии от них, которое кажется ему подходящим, и разговаривает с подушками как с группой. Он рассказывает, какое отношение к группе преобладает у него в данный момент, нравится ли ему группа или нет, какие у него сложности, насколько, по его мнению, группа готова к совместной работе. 4. После того как все участники высказались, группа обсуждает сложившуюся ситуацию: • Что мы можем изменить, чтобы учесть потребности членов группы? • Необходимы ли структурные изменения (соотношение времени работы и пауз)? • Интересны ли группе темы, с которыми она работает? • Есть ли конфликты в группе? • Есть ли конфликты с ведущим? • Может быть, стиль работы группы слишком глубокий и серьезный или, наоборот, слишком поверхностный? Тренинг «Сотрудничество» «Буквенная хореография» (5 минут) Задача участников – скооперироваться и создать из своих тел огромные буквы. При этом запрещено разговаривать или обмениваться знаками. 1. Участники получают задание – они должны своими телами изобразить буквы, которые вместе составят слово из трех-четырех букв. Слово предлагает ведущий. 2. Не разговаривая и не обмениваясь знаками, все игроки образуют нужные буквы предложенного слова – одну за другой. 3. Когда группа справилась с заданием, ей предлагают сложить еще несколько слов, причем как можно быстрее. Ведущий засекает время, необходимое для выполнения каждого задания. Если группа очень большая, ее можно поделить на две команды, которые соревнуются в скорости составления слов. «Зеркало и антизеркало» (5 минут) Это классическое упражнение на взаимодействие в паре. При богатой фантазии у членов группы упражнение, несомненно, доставит удовольствие. При нечетном числе игроков ведущий сам принимает участие в работе. 1. Участники разбиваются на пары, партнеры встают друг напротив друга. Один из них медленно совершает различные движения, а второй (по возможности – синхронно) повторяет их, как зеркальное отражение. 2. При этом нужно соблюдать следующие правила: • партнеры не должны касаться друг друга; • все движения совершаются в замедленном темпе; • ноги не должны отрываться от пола. Через 2 минуты партнеры меняются ролями. 3. Во втором круге идет игра в антизеркало. Это означает, что если первый игрок взмахнул правой рукой, то второй должен сделать это не левой, как при зеркальном отображении, а тоже правой рукой, и т. д. «Как дела? – Спасибо, хорошо» (10–15 минут) Упражнение демонстрирует степень развития кооперации внутри группы, умение членов команды замечать и понимать особенности других людей. Сможет ли группа согласованно и без предварительных договоренностей установить правила? Сможет ли спокойно и организованно решить поставленную задачу? Будет ли действовать терпеливо и уверенно? Упражнение подходит для группы в десять-пятнадцать человек. Предварительно необходимо освободить пространство для работы. 1. Участники закрывают глаза или надевают повязки. Все встают в ряд плечом к плечу и поворачиваются лицом к ведущему, который при этом что-то говорит, чтобы участникам было легче его найти. После этого участники рассчитываются по порядку, и каждый запоминает свой номер. 2. Если группа до этого не выполняла упражнения подобного типа (с закрытыми глазами), ведущий кратко говорит о технике безопасности и добавляет, что сам будет следить за их безопасностью. Взаимное доверие является необходимым условием выполнения этого упражнения. 3. После того как все закрыли глаза, встали плечом к плечу и запомнили свои номера, начинается следующий этап. Каждый участник пытается запомнить звучание голоса своего соседа. Делается это следующим образом. Каждый спрашивает у соседей слева и справа: «Как у тебя дела?» Те отвечают: «Спасибо, хорошо». Пусть участники проделают эту процедуру несколько раз, чтобы запомнить голос соседа, – это необходимо для решения задачи. 4. Теперь участники начинают с закрытыми глазами ходить по комнате, держа руки перед собой в позе безопасности (на уровне груди, ладонями наружу). Когда все перемешались, ведущий дает команду остановиться и оставаться на своих местах. А затем он объясняет участникам поставленную задачу: они должны с закрытыми глазами восстановить первоначальный порядок, встав плечом к плечу. Игроки могут разговаривать, но ограничиваться при этом всего двумя фразами: «Как у тебя дела?» и «Спасибо, хорошо». Каждый теперь должен вспомнить звучание голоса своих соседей слева и справа, чтобы встать на прежнее место. 5. Ведущий говорит, что время выполнения задания не ограничено. Когда все решат, что выполнили задание, пусть каждый произнесет вслух свой номер. Если номера идут по порядку, то участники действительно благополучно справились с задачей. «Трехликий эксперт» (6 минут) Упражнение стимулирует способность к импровизации, внимание к словам другого и при этом развивает доверие. Это игра в эксперта, который отвечает на вопросы группы. Только эксперт «трехликий» – его составят три человека, которые будут отвечать на вопросы, но говорить смогут только по очереди и по одному слову. 1. Группа садится полукругом, трое желающих встают перед ними в ряд. Каждый из троих получает свой номер: 1, 2 или 3. 2. Ведущий изображает конферансье: «Я хотел бы предложить вашему вниманию сенсацию – трехголового эксперта по всем вопросам. Вы действительно сможете задать ему любые интересующие вас вопросы. Вопрос может быть серьезным, например: „Как стать лучше, чем я есть?“ – или совершенно пустяковым: „Как есть булочки в постели, чтобы меня потом не беспокоили крошки?“ Эксперт ответит на каждый вопрос, причем всеми тремя головами. Каждая голова будет произносить по одному слову. Одна из голов начинает, вторая продолжает, затем третья, и так дальше, пока предложение не будет закончено. Начать может и игрок номер 3, тогда продолжает игрок номер 1 и т. д.». 3. Эксперты произносят по одному слову, не заботясь о том, что получится в результате. Они должны просто говорить друг за другом, следя, правда, за тем, чтобы ответ попадал в тему. Каков вопрос, таков ответ: ответы могут быть такими же невразумительными или, наоборот, внятными, как и вопросы – в зависимости от того, позволяет ли это тема. Хороший эксперт помнит об уже сказанных словах и выдерживает общий тон и интонацию ответа. 4. Когда ответ закончен, трехголовый эксперт загадочно произносит: «Пожалуйста, следующий вопрос». Это предложение, в отличие от остальных, произносят все три «головы» одновременно. 5. Каждой команде задают по три вопроса. Затем выходит следующий «эксперт». «Семь предпосылок» (60 минут) В этом упражнении, как и в других, участникам требуется умение договариваться. 1. Участники разбиваются на небольшие группы (по пять-шесть человек), которые расходятся по разным углам комнаты. Каждая команда составляет список из семи качеств, которые кажутся игрокам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др. (15 минут). 2. Теперь каждая команда ранжирует все эти качества по их важности для работы в коллективе (30 минут). 3. После этого команды сходятся вместе и представляют результаты своей деятельности. Участники отвечают на следующие вопросы: • Насколько быстро и слаженно они смогли составить список? • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации? • О каких качествах спорили долго? • Было ли у вас ощущение, что остальные члены команды поняли ваши идеи? • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно, чем вы это сделали? • Научились ли вы чему-нибудь новому в этом упражнении? • Какое качество лично вам кажется особенно важным? • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем? «Принципы коммуникации» (45 минут) Участники работают в небольших командах, которым предстоит в ходе дискуссии выстроить в иерархическом порядке принципы успешного общения. 1. Каждый участник получает копию Приложения (см. ниже) к упражнению. Сначала необходимо самостоятельно составить иерархический список важных для коммуникации качеств. Наиболее важное качество получает номер 1, второе по важности – номер 2 и так далее до номера 8. Помимо этого, каждый участник отмечает те принципы, которыми руководствуется он сам (10 минут). 2. После выполнения этого задания группа делится на небольшие команды по четыре-пять человек. Каждая команда составляет единый список. Для того чтобы список не получился абстрактным, команды руководствуются следующим вопросом: «Если бы нам пришлось долгое время работать вместе, то какие принципы мы положили бы в основу нашего сотрудничества?» (30 минут.) 3. После этой работы команды собираются вместе, и каждая представляет результаты своего творчества, кратко поясняя ход и особенности процесса дискуссии. Приложение к упражнению «Принципы коммуникации» 1. То, как вы себя ощущаете в данный момент, отражается на вашей способности к коммуникации. Если вы чувствуете себя обиженным, то, естественно, будете реагировать иначе, чем если бы были уверены в себе. 2. Нередко намного полезнее прямо поговорить с кем-нибудь, чем говорить о нем за его спиной. В прямой беседе легче выяснить сходства и различия во мнениях и жизненных установках – поэтому такой способ общения намного продуктивнее разговоров за спиной. 3. Обратите внимание на ваши личные ценностные установки – своеобразный фильтр, который заставляет вас уже заранее составлять свое мнение, – даже до того, как вам станут известны все факты. У каждого из нас есть множество фильтров, которые зависят от наших предпочтений и виденных нами образцов поведения. Личные пристрастия часто заставляют игнорировать информацию, которая не соответствует нашим принципам и взглядам. Следует по мере сил избавляться от предрассудков. 4. Обратите внимание на такие формулировки, как «Все обязаны…» или «И все же каждый должен…». Если вы часто употребляете их, то скорее всего вы перекладываете ответственность за себя на других. Лучше говорите: «Я должен…» и т. д. Этим вы подчеркнете свою самостоятельность и активность. 5. Подумайте о том, что большинство вопросов имеют расплывчатую формулировку. Зачастую намного полезнее конкретизировать вопрос. Например, фраза «Почему ты пропустил последнее собрание?» – значит буквально следующее: «Я рассержен, потому что ты пропустил последнее собрание, и теперь мы должны терять время на то, чтобы вводить тебя в курс дела». 6. Избегайте замечаний, в которых вы навязываете свое мнение окружающим. Такие формулировки, как «Тебе не кажется, что?…» или «Ты согласен со мной, что?…», – это косвенные попытки навязать свою точку зрения другому человеку. 7. Обратите внимание на фразы-убийцы, которыми вы унижаете других: «Этого еще никому не удавалось сделать!» или «Каким же надо быть дураком, чтобы до такого додуматься? Это же просто смешно!». Услышав эти слова, человек, возможно, посмеется, но скорее всего у него останется неприятный осадок или затаенная обида, которые помешают дальнейшему общению. 8. Открытость и честность требуют такта. Обращайте внимание на то, чтобы ваши собеседники не чувствовали себя подавленными и обиженными, когда вы откровенно высказываете то, что думаете и чувствуете. Никто не должен терять своего лица! «Мяч по кругу» (20 минут) Эта игра обычно доставляет участникам массу удовольствия, хотя и предъявляет серьезные требования к умению работать в команде, сотрудничать и быть внимательным. Для этого упражнения понадобится легкий пластиковый мяч размером с футбольный и несколько маленьких мячиков. Освободите пространство посередине комнаты. Если в группе больше четырнадцати человек, разделите участников на подгруппы. 1. Группа садится на пол в тесный круг, так что соседи касаются друг друга. Ноги вытянуты в середину круга, руки за спиной опираются на пол. Пятки во время игры не отрываются от пола, руки также остаются на месте, все остальное может двигаться. 2. Один из участников держит мяч на коленях. Цель игры состоит в том, чтобы, не помогая себе руками, как можно быстрее передавать мяч по кругу. 3. Когда мяч сделает пару кругов, можно ввести дополнительные правила: • Каждый может прокричать: «Перемена направления!» Это значит, что мяч надо передавать в другом направлении. • Каждый может влиять на скорость игры, крикнув «Медленнее!» или «Быстрее!». • Каждый может остановить и, наоборот, вновь начать игру, крикнув «Стоп!» или «Дальше!». • Когда группа начнет успешно справляться с одним мячом, можно ввести в игру второй. Лучше, если это будет маленький мячик. Теперь игроки должны будут еще лучше согласовывать свои действия. 4. Когда группа научилась управляться с двумя мячиками, движущимися в одном направлении, можно предложить передавать мячи в разных направлениях. Самую сложную задачу предстоит решать игрокам, у которых окажется два мяча одновременно. «Вращающийся квадрат» (20 минут) Это упражнение более всего подходит для больших групп (от тридцати до двухсот человек). Для его проведения потребуется много места, поэтому лучше всего организовать его в спортивном зале или на улице. Игра динамична и требует от участников быстрой реакции, умения чувствовать других людей и работать сообща над решением поставленной задачи. 1. Группа образует квадрат, каждая из четырех сторон которого должна состоять из одинакового количества участников. Игроки стоят плечом к плечу, лицом внутрь квадрата. Ведущий находится в центре квадрата и смотрит на одну из его сторон. 2. Каждая сторона квадрата составляет одну команду. 3. Сначала каждый участник запоминает, кто стоит слева и справа от него. Игроки, стоящие в углах квадрата, должны решить, к какой команде они принадлежат, и запомнить только одного члена своей команды. На запоминание игрокам дается 15 секунд. Если соседи малознакомы между собой, имеет смысл дать группе больше времени (1–2 минуты), чтобы участники смогли присмотреться и запомнить друг друга. 4. Теперь команды должны запомнить, как они стоят по отношению к ведущему, который находится в центре квадрата. Изначально ведущий смотрит прямо на одну из сторон квадрата, так, чтобы всем было ясно, к кому он стоит спиной, к кому боком, к кому лицом. 5. Теперь все готово для игры. Ведущий в центре квадрата поворачивается вокруг своей оси и смотрит теперь уже на другую сторону квадрата. При этом он произносит слова: «Вращающийся квадрат!» Это означает, что каждая команда должна встать так, чтобы оказаться в том же положении относительно ведущего, что и раньше. То есть команда, которая стояла за спиной ведущего, опять должна оказаться сзади него и т. д. Более того, каждая команда должна собраться в той же последовательности, что и в начале игры. Каждый участник должен вновь оказаться между двумя своими соседями. 6. Когда одна команда встала на свое место и игроки восстановили порядок, они берутся за руки, кричат: «Вращающийся квадрат!» – и поднимают руки вверх. 7. Когда все команды заняли правильные позиции, ведущий опять поворачивается вокруг своей оси и смотрит в новом направлении. Все повторяется. Так можно провести 6 – 10 туров, постоянно ускоряя темп игры. Не нужно следить за тем, насколько соблюдаются правила и все ли игроки встают на свои места. Ценность игры состоит в самом действии и в согласованности игроков. Иногда команда решает задачу таким образом: все участники, прежде чем бежать на другое место, берутся за руки и передвигаются цепочкой. Это не возбраняется, если только при этом соблюдается осторожность, никто никого не толкает и не сбивает с ног. «Лунный мяч» (15 минут) Для работы потребуется надувной мяч (как для игры на воде). Здесь от участников требуется быстрая реакция и способность к взаимодействию. Упражнение подходит для всех возрастов и групп любой численности, но нужна достаточно просторная игровая площадка. Если нет возможности провести игру на улице, подойдет и спортивный зал с высоким потолком. Для игры не стоит использовать баскетбольный или волейбольный мяч. Надувной мяч пробуждает совсем иные ассоциации и не пугает своим видом тех участников, которые далеки от спорта. В этой игре за короткое время возникает динамичное соревнование, в котором группа стремится превзойти свои же достижения. 1. Группа распределяется по игровому полю. Цель упражнения состоит в том, чтобы постоянно удерживать в воздухе мяч и не давать ему упасть на землю. При этом следует соблюдать четыре правила: • Игрок не может два раза подряд бить по мячу. • Каждый удар приносит одно очко. • Если мяч коснулся земли, счет начинается заново. • Мяч можно бить только руками. 2. Игрокам дают время потренироваться. 3. Теперь группа должна договориться, с какой частотой участники будут бить по мячу (2 минуты). 4. Если задание выполнено, то игру можно повторить, поставив более сложные и труднодостижимые цели. Пусть участники изобретают новые и новые приемы для того, чтобы держать мяч в воздухе. В ветреный день, например, группа может использовать силу ветра, который сдувает мяч, так что погода вовсе не мешает соревнованию. 5. Если в группе подобрались спортивные люди, можно расширить правила и разрешить удары по мячу головой. Удар головой приносит два очка. 6. Если в группе более тридцати человек, можно одновременно использовать два или даже три мяча. В этом случае набранные очки суммируются. «Жажда объединения» (15 минут) Если участникам нужно взбодриться, потому что они вчера вечером поздно легли спать или были на напряженном заседании, то это – вполне подходящее упражнение. Для поддержания теплой игровой атмосферы понадобятся легкая ритмичная музыка и для каждого участника – большой разноцветный туго надутый воздушный шар, который сможет выдержать нажим. Оставьте пару шаров про запас. 1. Играет музыка. Каждый участник надувает свой шар и завязывает его. Держа шары обеими руками, игроки плавно перемещаются по комнате. 2. Для перехода к следующему этапу ведущий говорит, что все игроки могут объединяться друг с другом. Участники образуют пары: два человека один за другим идут по комнате, связанные воздушным шаром, – идущий впереди игрок держит свой воздушный шар в руках, идущий сзади держит шар у груди, стараясь следовать за первым так, чтобы шар упирался тому в спину. Когда это положение будет принято, второй игрок расставляет руки в стороны. Теперь оба игрока являются одной командой и должны согласовывать свои движения так, чтобы связывающий их шар не упал на пол (30 секунд). 3. Об |