Техники с использованием фантазии и образов Богатство человеческого воображения дает творчески ориентированному психотерапевту плодотворные возможности для диагностики и терапевтической работы. Отдельные люди и семьи создают образы самих себя и действуют на их основе. Образы не только отражают прошлый опыт, но формируют и строят будущее. Психотерапевт часто сталкивается с сопротивлением в виде стереотипного поведения, причиной которого могут быть негативные образы. Движение от опыта к образам и от образов к поведению составляет двусторонний процесс перевода, причем некоторые виды трансформации реальности напоминают детскую игру в испорченный телефон, когда предложение шепчется на ухо соседу и затем передается по кругу, искажаясь до неузнаваемости. Техники, в основе которых лежат образы, фантазия и метафоры, тесным образом связаны с проективно-экспрессивной стороной человеческого поведения. Психотерапевт создает ситуацию, которая для данных клиентов является проективной, – это дает возможность получить более адекватную картину семейной системы. Кроме того, терапевт может использовать образы, чтобы побудить клиента использовать новые возможности в конкретной жизненной ситуации, делая желанные изменения реальными. Рабин (Rabin, 1960) выделил четыре типа работы с проекциями: 1. Ассоциативная работа. Клиента прямо или косвенно просят прореагировать на слово, образ, идею, рассказанную историю. 2. Конструктивная работа. Клиента просят придумать свои собственные истории, стихотворения, пофантазировать, создать семейную скульптуру, что-то нарисовать (например, на тему «Моя семья» или «Мой дом»). Или он пишет сценарий своих скандалов. Клиент тут действует вполне самостоятельно, хотя и по просьбе психотерапевта. 3. Завершение. Клиента просят завершить нечто незавершенное, например, закончить предложение («Как мужчина, я должен…»; «Как женщина, я могу…»), придумать конец истории, внести что-то свое в фантазию, предложенную психотерапевтом, группой или же другим членом семьи. 4. Экспрессивная работа. Клиенты свободно выражают себя в игре, в искусстве, в создании историй, в драматизации, кукольном представлении, изображая свой собственный личностный опыт так, как им хочется. Клиенты могут выражать себя во всех возможных формах экспрессивного поведения – позой, одеждой, тем, как они рассаживаются перед первой сессией. Их словесные метафоры многое открывают: «Что бы я ни сделал – все отвратительно»; «Я несу свой крест»; «Мы застряли». Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявленный семьей, есть не что иное, как метафора о потребностях семейной системы (Рарр, 1984). Задача психотерапевта – «прочесть» метафору, отраженную в симптоме, и связать ее с функционированием семейной системы. Использование образов и метафор дает психотерапевту целый ряд преимуществ, поскольку они: • не связаны пространственно-временными закономерностями; • не связаны правилами формальной логики; • порождают творческую мысль; • ориентированы на личностный опыт; • учат клиента лучше осознавать и контролировать свою внутреннюю жизнь; • удивляют. Воспоминания Психотерапевт просит клиента, супружескую пару или каждого члена семьи независимо друг от друга вспомнить самое раннее событие своей жизни и описать его так, как будто оно происходит сейчас. При этом можно задать такие вопросы: – Не могли бы вы вспомнить самый ранний случай из вашей жизни, когда вы были еще ребенком? – Не могли бы вы вспомнить первый случай из вашего детства, связанный с матерью (отцом, братом, школой и т. д.)? – Не могли бы вы вспомнить, при каких обстоятельствах вы впервые встретили супруга? Что тогда происходило? Что вас особенно поразило? Что привлекло? Затем психотерапевт спрашивает: «Что запомнилось вам наиболее живо и ярко? Как все это воспринимается сейчас, когда вы вспоминаете об этом? Счастливы ли вы? Грустно ли вам? Встревожены ли вы?» и т. д. Воспоминания стенографируются или записываются на магнитофон, а затем анализируются. Причем каждое слово в сообщении клиента берется в его буквальном значении, их возможные подсознательные символические смыслы игнорируются. Содержание каждого воспоминания проверяют для исследования того, что именно беспокоит человека в данный момент. Глаголы скорее всего связаны с главными целями и смыслами поведения, а прилагательные и наречия описывают его убеждения. Далее выясняется, какие из пяти сенсорных модальностей предпочитает данный человек. Кроме того, такие жизненные установки, как оптимизм, пессимизм и т. д., также проявляются здесь весьма очевидно. Семейные фотографии Если у психотерапевта не получается «достучаться» до семьи или ему кажется, что семья не может вспомнить существенные события прошлой жизни и значимых других, можно попросить их принести семейные фотографии. Выполняя это разогревающее упражнение, включающее в себя обмен мнениями, семья обсуждает, каким образом фотографии были сделаны и выбраны для семейного альбома. При этом у семьи часто возникают трудности: отсутствие фотографии всей семьи, невозможность произвести выбор и т. д. Иногда тут выявляются значимые проблемы. Например, когда в семейном альбоме нет фотографий отца, это, вероятно, свидетельствует о его неучастии в жизни семьи, а не о том, что он просто «опытный фотограф». Просмотр фотографий вместе с семьей может продолжаться в течение нескольких сессий. Чаще всего семьи благоприятно отзываются на просьбу принести фотографии, так как это свидетельствует об интересе к ним и к их родословной, и эту задачу обычно легко и приятно выполнять. Упражнение несложное и, как правило, не вызывает слишком сильной тревоги; кроме того, оно просто интересно. Использование фотографий, подстегивающих воспоминания, помогает «вытащить на поверхность» задавленный в прошлом личностном опыте материал и вызывает забытые эмоциональные переживания. Терапевт спрашивает о людях и местах, изображенных на фотографиях, а также об общем настроении и атмосфере, царившей при съемке. Вопросы могут быть примерно следующими: – Кто эти люди на фотографиях? – Помните ли вы, что происходило во время съемки? – Какие чувства вызывало ваше совместное времяпрепровождение в тот день? – Кто делал этот снимок? – Что случилось после того, как фотограф сделал снимок? – Расскажите мне, пожалуйста, об этой комнате. Часто рекомендуется следующая процедура проведения данной методики. Каждого члена семьи просят принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Психотерапевт не дает никаких специфических инструкций по поводу отбора фотографий, лишь ограничивает их число. Сам выбор фотографий имеет существенное терапевтическое значение, потому что клиентам необходимо пройти через напряженный процесс отбора и прийти к какому-то совместному окончательному решению. Время, посвященное работе с фотографиями, а также цели их использования (диагностика, психотерапия) определяют то, сколько фотографий следует принести на следующую сессию и какой этап жизни семьи они должны отражать. Если исходить непосредственно из практического опыта, то трех фотографий оказывается вполне достаточно для обсуждения главной темы – взаимоотношений в семье; при этом каждому члену семьи можно уделить до пятнадцати минут. Если же понадобится обратиться не к одному, а к нескольким поколениям, тогда понадобится больше фотографий и, соответственно, потребуется больше времени для их обсуждения. При этом важно создать такую атмосферу, при которой все участники будут чувствовать себя свободно и смогут рассказать о личностно значимых темах и обстоятельствах, – следует также иметь в виду, что обсуждение стадий развития семьи и ее актуального функционирования может вызвать весьма сильные чувства. Для того чтобы управлять распределением времени, психотерапевт нуждается в определенной структуре работы на сессии. Каждый член семьи по очереди представляет выбранные им фотографии и говорит остальным, почему именно они были выбраны, какое значение имеют для него и какие чувства вызывают. Здесь существенны как порядок представления фотографий, так и то, как это осуществляется. Особого внимания заслуживает очередность: какая фотография предъявляется первой, а какая последней, скорость показа, степень интереса или тревожности, которые можно связать с появлением очередной фотографии, а также поведение членов семьи в это время: серьезны они или, наоборот, позволяют себе шутить. Таким же образом обсуждается содержание каждой фотографии. Терапевт обращает внимание на то, насколько близки друг ко другу изображенные на фото члены семьи, на уровень формальности во взаимоотношениях, а также на наличие или отсутствие тех или иных родственников на снимке – таким образом проводится всесторонняя оценка всех возможных аспектов семейной системы, изучаются различные группировки внутри семьи, ролевое поведение, границы, коммуникативные процессы, семейные структуры и т. д. Иногда даже забота и внимание, с которыми члены семьи относятся к фотоснимкам, может многое прибавить к пониманию ситуации, сложившейся в семье. Когда один из членов семьи представляет принесенный им набор фотографий, других членов семьи поощряют задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Семейное кукольное интервью В индивидуальной беседе психотерапевт просит ребенка выбрать из представленного ему набора определенное количество кукол, надевающихся на руку, а затем, используя эти куклы, разыграть сказку так, как если бы ее показывали по телевизору. Во время представления терапевт «собирает» свободные ассоциации к содержащемуся в пьесе материалу, «интервьюируя» кукол и кукловода. После спектакля терапевт беседует с ребенком по поводу сочиненной им истории и о том, как она относится к реальной жизненной ситуации. Когда кукольное интервью проводят в рамках беседы с семьей, каждого ее члена просят сначала определить проблему со своей точки зрения. Чаще всего вся семья приписывает «проблему» одному человеку – так называемому идентифицированному пациенту. Дальнейшее движение семьи к более функциональному состоянию заключается в том, что они должны взглянуть на себя как на систему взаимодействия, в которой каждый включен в общую деятельность. Объясняя процедуру кукольного интервью, терапевт просит членов семьи немного поиграть и дает им корзину с игрушками. Они рассматривают игрушки и выбирают наиболее понравившиеся. Терапевт предупреждает их о том, чтобы они не придавали большого значения формальному распределению ролей, – им разрешается просто играть. В то время как члены семьи выбирают игрушки, терапевт наблюдает за их поведением, отмечая, какие именно игрушки выбираются, какие отвергаются и т. д. Иногда один из членов семьи выбирает игрушки для другого, как бы навязывая ему свой выбор, в то время как другие, кажется, ждут подтверждения своего выбора от окружающих. Выбранные персонажи скорее всего отражают существенные моменты в жизни как самого человека, так и его окружения. То значение, которое имеет кукла для кукловода, можно понять через взаимодействия и конфликты, представленные в спектакле, а также из обсуждения сразу после представления. Во время обсуждения членов семьи просят подумать над тем, почему они выбрали именно эти куклы. Когда куклы отложены и члены семьи возвращаются в круг для обсуждения, их поощряют к тому, чтобы они давали ассоциации по поводу только что сыгранной истории. Можно попросить, например, каждого члена семьи придумать название для истории, определить ее главную тему, мораль, урок, который можно из нее извлечь, а также сказать, на месте какого из героев данный член семьи хотел бы оказаться больше всего и на месте какого – меньше всего. Членов семьи спрашивают о том, в какой мере сыгранная история отражает реальную внутрисемейную ситуацию. После этого терапевт пытается помочь семье связать сыгранную историю с теми вопросами, которые значимы для конфликтов в данной семье. Поэзия и песенная лирика в супружеских группах Существует множество путей использования поэзии в работе с единичной супружеской парой, супружеской группой, с семьей. Следующие приемы преимущественно направлены на работу с супружеской группой. 1. Психотерапевт или член группы читает стихотворение, а затем просит группу дать обратную связь о стихотворении в целом или же о какой-нибудь его строке или образе. 2. Группу можно попросить сочинить стихотворение вместе, причем каждый должен сочинить одну из его строк. Терапевту же необходимо определить тему или задать эмоциональный настрой, следя за тем, чтобы это сохранялось во всем стихотворении. 3. Группу знакомят со стихотворением или песней. После этого супружеские пары просят разойтись по разным углам комнаты и сочинить поэтический текст длиной в две строки, отражающий то значение, которое, как они полагают, имеет для них данное стихотворение. Затем, когда все вновь соберутся вместе, пары будут иметь возможность поделиться друг с другом только что сочиненными стихами. 4. Поэтические образы и символы берутся непосредственно из диалога членов группы. 5. Клиентам предлагают принести на очередную сессию те стихотворения и песни, которые они считают полезными для разрешения собственных проблем. 6. Психотерапевт может прочитать группе стихотворение, просто сказав, что оно ему понравилось, или же как-то связав содержание, а также образы поэтического произведения с диалогом, возникшим на сессии. «Если бы я был…» Технику «Если бы я был…» можно использовать самыми разными способами, чаще всего в качестве быстрой игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой его закончить. После того как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это можно проделать несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом таким образом, чтобы включить метафоры, относящиеся к различным сенсорным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так: Если бы я (он, она, наша семья) был транспортным средством, я был бы… Если бы я был страной, я был бы… Если бы я был фруктом, я был бы… Если бы я был цветом, я был бы… Если бы я был настроением, я был бы… Если бы я был грехом, я был бы… Если бы я был инструментом, я был бы… Если бы я был животным, я был бы… Если бы я был известным литературным персонажем или историческим деятелем, я был бы… Если бы я был запахом, я был бы… Если бы я был едой, я был бы… Игра протекает быстро – членам семьи не дают слишком много времени для обдумывания ответов. Предполагается, что игра будет записана на видео и затем воспроизведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомментировать предложения, составленные другими. Клиентов можно попросить также дать характеристику их предпочтений с помощью подходящих для этого прилагательных. Другой вариант той же техники – попросить членов семьи закончить предложения друг друга. В итоге можно понять, как они воспринимают друг друга, насколько подлинны при этом их образы. Психотерапевт может закончить игру, например, следующим утверждением: «По всему видно, что вы думаете о себе как о сильном, агрессивном, разумном человеке, способном к творчеству». Завершите предложение Техника помогает клиентам лучше понять самих себя и улучшить взаимоотношения с другими. После того как клиенты согласились поиграть в эту игру, терапевт предлагает им сесть лицом к лицу. Гумина (Gumina, 1980) предлагает следующую инструкцию: «Я вам дам ряд незаконченных предложений. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можете делать все, что приходит вам в голову. Пожалуйста, будьте как можно свободнее – вам разрешается говорить все, что заблагорассудится. Но ни в коем случае не интерпретируйте работу друг друга. Только когда мы закончим, возможно, будет обсуждение. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?» В качестве ориентиров можно использовать следующие начала предложений: Я должен… Когда я сердит, я… Я выражаю любовь тем, что… Моя значимость состоит в том, что… Изменения в моем положении чреваты тем, что… Если бы я набрался смелости, я бы… Если бы вы меня знали, вы бы… Тот человек, которого я люблю, должен… Моя мать (отец) должна… Мой кумир должен… Для меня лучшее время, когда… Интересные окончания, предложенные клиентами, могут быть использованы для конструкции следующей основы. Например, окончание «Я ДОЛЖНА быть хорошей девочкой» может быть преобразовано в основу «ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА ДОЛЖНА…». Прояснение ценностей Психотерапевт просит детей заполнить опросник, следуя инструкциям. Если ребенок слишком мал для того, чтобы записывать ответы, психотерапевт делает это вместо него. Родители заполняют опросник одновременно с детьми. Вне зависимости от того, согласен с этим респондент или нет, его ответы сообщают другим членам семьи. После заполнения опросников происходит обсуждение, в ходе которого описанные ценности проясняют и определяют четче. Семья изучает сходства, различия и взаимодополнительность ответов. При этом можно задать такие вопросы: – Какие ценности являются общими для всех вас? – Какие нет? – Все ли они равно значимы? – Служат ли они причиной конфликтов? – Какие ценности взаимно дополняют друг друга? – Какие ценности тебя удивили? Если в ходе обсуждения возникло взаимонепонимание, то его следует устранить. При этом участники могут утверждать, что именно их восприятие ценностей другого человека является правильным, а представление другого о его собственных ценностях ложно. В этом случае психотерапевт может спросить первого: «Ты согласен с тем, что другому это представляется именно так?» Затем он задает вопрос второму: «Ты согласен с тем, что дал основание подумать именно так?» ДЕНЬГИ Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: ЧЕЛОВЕК И СРЕДА Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: СЕКС Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: РЕЛИГИЯ Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: ДОСУГ Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: ПОЛИТИКА Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: РАБОТА Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: СЕМЬЯ Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: ДРУГИЕ РАСЫ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: ОБРАЗ СЕБЯ Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: БУДУЩЕЕ Мама всегда говорит: Папа всегда говорит: В качестве варианта применения данной методики можно предложить семье подробно обсудить какой-нибудь единичный ответ. В это время психотерапевт внимательно следит за развитием группового процесса. Сравнение ценностей. Техника может быть применена, если в процессе участвуют как минимум два человека, причем каждому дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на следующей сессии. Психотерапевт может начать следующим образом: – В этом задании речь идет о ценностях. Когда вы будете размышлять о них, подумайте прежде всего о том, что, с вашей точки зрения, наиболее значимо для вас. Каждый должен приготовить два списка ценностей. Один список – ваши собственные ценности. Другой – ценности вашего партнера. Размещайте ценности в порядке их важности. Не существует никаких ограничений по содержанию ценностей. Не обсуждайте ваши списки до того, как мы соберемся на следующей встрече. На следующей сессии клиентов просят прочитать составленные дома списки вслух, а терапевт записывает их на один лист бумаги для того, чтобы их было удобно сравнивать. Пока участники сессии сравнивают представленные списки, психотерапевт может подумать над следующими вопросами: возможный источник ценностей, противоречия между списками и внутри каждого списка, различия в содержании списков, правильно ли клиенты воспринимают ценности других и т. д. Затем клиентов просят рассказать о своих впечатлениях от знакомства со списками. Вопросы, возникающие при этом, тоже обговариваются здесь же. Пример Вот вопросы, которые можно обсудить после ознакомления клиентов с данными списками. • Жена не замечает, насколько для мужа важна семья. • Ни один из супругов не отдает себе отчет в том, насколько важен секс для другого. • Уборка, вечеринки, покупки не упоминаются женой, но упоминаются мужем в качестве ценностей жены. • Жена придает религии гораздо меньшее значение, чем это представляется мужу. • У супругов много общих интересов – семья, образование, секс, путешествия, спорт, друзья. • Время не является для супругов ценностью – время вообще и время, проводимое друг с другом. • Причины невнимательности в оценке списков друг друга. • Как восприятие ценностей другого связано с собственными ценностями? Создание аналогичных ситуаций Как только психотерапевт со всей ясностью поймет трудности семьи, он может выбрать для беседы ситуации или виды деятельности, отражающие проблемы в данной семье и в то же время не вызывающие излишней тревоги. Например, в семье, члены которой постоянно конфликтуют, можно обсудить тему переговоров между предпринимателями и профсоюзами или же тему предотвращения ядерной войны. Уход за садом служит хорошей аналогией воспитанию детей. Тема обучения домашних животных новым навыкам пригодится при такой ситуации в супружеских взаимоотношениях, когда один партнер хочет изменить другого на свой лад. Совсем в другом ключе метафоры используются для драматизации симптомов. Например, постоянно жалующегося человека можно назвать «принцессой на горошине», а семью, всегда оглядывающуюся назад, – «женой Лота». Причем психотерапевт никогда не объясняет метафору в связи с острой для данной семьи проблемой. Сообщения здесь обычно носят недирективный характер. Метафора также используется для общей оценки и понимания ситуации в семье или в супружеской паре, сложившейся к настоящему моменту. Терапевтическая метафора эффективнее тогда, когда она соответствует той модальности ощущения, которая является в данной семье ведущей (визуальной, слуховой, кинестетической и т. д.). Так, планирование меню и совместное принятие пищи может быть зрительной и кинестетической метафорой сексуальной дисфункции в браке. Работа со сновидениями в семейной терапии Психотерапевт просит членов семьи вести дневниковые записи своих сновидений, так как они могут дать богатый клинический материал для использования на сессиях. Существуют различные подходы в применении сновидений в семейной терапии. Первый подход заключается в сравнении интерпретаций сновидения каждого члена семьи со всеми остальными. Причем сновидения идентифицированных пациентов на начальных сессиях не обсуждаются, так как это может способствовать непродуктивным фиксациям на симптомах. Позднее терапевту гораздо легче будет дать понять семье, что нет необходимости отводить идентифицированному пациенту «роль больного». Наряду со сновидениями можно также использовать свободные ассоциации, сходство которых демонстрирует «запутанный клубок» семейных отношений. Следующий подход заключается в том, что всех членов семьи просят определить, какое значение имеет для них тот или иной сон, имея в виду, что это их собственная рефлексия и она может не совпадать с тем, как осмысливает свой сон сам сновидец. Данный подход обеспечивает благоприятную возможность для каждого члена семьи выделить себя на фоне семейной системы, исследуя собственные идеи и ассоциации, а также способствует развитию исследовательского и выразительного поведения клиентов. Третий подход состоит в том, что члены семьи рассказывают друг другу о снах, необязательно своих собственных, и интенсивно работают над их значениями и смыслами. Это дает терапевту возможность выдвинуть рабочие гипотезы о различных аспектах семейного общения и помогает переструктурировать семейные отношения. «Нарисуй сон» Психотерапевт рисует фигурку ребенка, лежащего в постели, и пририсовывает к нему большой мыльный пузырь – как в комиксах. Затем терапевт объясняет, что этому ребенку снится кошмар, и просит своего маленького пациента нарисовать этот сон. Связав рисунок, изображающий дурной сон, с реальными жизненными событиями, такими как ссоры родителей, можно помочь ребенку понять смысл его огорчений. Такое понимание часто сразу же приносит облегчение. Затем терапевт с согласия ребенка предлагает показать рисунок страшного сна родителям, так как это может помочь им понять его чувства и проблемы. Терапевт предоставляет ребенку возможность выбора, позволяя ему присутствовать при обсуждении рисунка с родителями. При этом анализируется взаимосвязь рисунка с семейными проблемами. Это обсуждение может оказать очень существенное влияние на родителей, так как часто они не осознают своего участия в проблемах ребенка. Сон ребенка порой странный и неожиданный, но техника «Нарисуй сон» не акцентирует внимание на симптоме идентифицированного пациента. Нарисованный ребенком сон помогает по-новому взглянуть на то, что происходит в семье. Проблема заново определяется ребенком в конкретных образах, и скрытое становится явным. Ребенок ощущает безопасность, потому что это только сон, однако ясность послания и образность рисунка ставят семью перед необходимостью разобраться в конфликтах и преодолеть стремление их избежать. Можно возразить, что терапевт, ставя себя в положение союзника ребенка, тем самым приуменьшает роль родителей в семье. Этого можно избежать, если терапевт, выступая в качестве посредника, просто передает рисунок ребенка отцу и матери, подчеркивая, что это – послание к ним, к родителям. Таким образом, терапевт помогает родителям взять на себя ответственность за осмысление данного послания. Технику «Нарисуй сон» можно применять при любых формах психологической помощи семье, но особенно она полезна в тех случаях, когда идентифицированными пациентами являются дети. Образы родительской семьи Психотерапевт и клиенты договариваются поработать с образами, после чего клиентов просят расслабиться и, если им так будет удобнее, даже прикрыть глаза. Затем им предлагают представить себя детьми в определенном возрасте и вызвать образы своих родителей или же других членов семьи. В зависимости от того, какую задачу ставит перед собой на данном этапе психотерапевт, он может предложить клиентам представить себя в ситуации, когда с ними обращались несправедливо, когда они попадали в неприятное положение, оказавшись между двумя конфликтующими родителями, когда что-то стало причиной их злости или чувства покинутости. В частности, клиентов можно попросить вообразить себе сцену, где в качестве участника был бы родитель противоположного пола, а также описать его поведение и отношение к окружающему. Если клиент склонен видеть себя жертвой, его просят создать в воображении счастливые сцены: приятные мгновения, вечеринки, встречи, подарки, похвалы, увлекательные приключения, – для того чтобы они смогли по-новому взглянуть на структуру своей семьи и внутрисемейные взаимоотношения. Детей также просят вообразить себе сцены, где они присутствуют совсем маленькие. Клиенты делают это все вместе, одновременно и молча, а также записывают то, что они увидели, а затем прочитывают записанное или же они сообщают о своем опыте другим. Данная техника может применяться при работе с любой семейной подсистемой. Образы родительской семьи можно использовать в случаях, когда: 1) супруги не в состоянии преодолеть свои трудности, даже если они хорошо разбираются в ситуации; 2) супруги с трудом понимают чувства друг друга в ходе семейной терапии; 3) супруги постоянно путают такие роли, как мать – жена, муж – отец; 4) супруги не проявляют сильных чувств друг к другу в реальной жизни, однако должны их выразить в ходе психотерапевтического процесса; 5) супругам необходимо понять, каким образом динамика их чувств по отношению к собственным родителям влияет на их отношение друг к другу; 6) супруги должны понять, как дети видят взаимоотношения между ними; 7) в ходе терапевтического процесса необходимо оказать поддержку надеждам и ожиданиям одного или обоих супругов; 8) супругам необходимо перестать обвинять друг друга и попытаться понять точку зрения другого; 9) родителям необходимо понять суть конфликтов с детьми, источником которых послужили их конфликты с собственными родителями в детстве; 10) существует пропасть между тем, что говорится, и тем, что реально делается; 11) есть необходимость помочь одному или нескольким членам семьи интегрировать свой ранний опыт в теперешнюю ситуацию и актуальное поведение; 12) психотерапевт хочет использовать представления о прошлом для работы в ситуации «здесь и сейчас». Направляющий образ При работе с воображением клиент чаще всего находится в состоянии релаксации. Для этого существует множество различных приемов: гипноз, медитация, аутогенная тренировка. Психотерапевт может попросить клиента представить себе тихую, приятную и расслабляющую обстановку (например, отдых на безлюдном пляже), сфокусировать внимание на дыхании или на таких фразах, как «Я совершенно спокоен» – при этом посторонние мысли должны уйти из сознания. Адекватный образ побуждает тело к отдыху, сдерживает излишнюю мускульную активность и вербальное мышление, в то же время позволяя позитивному психическому настрою стать доминантным. Тем немногим клиентам, которым трудно достичь такого состояния, поможет тренинг на основе биологической обратной связи. Как только состояние релаксации достигнуто, клиента просят создать в своем воображении картину идеальной работы его тела и психики. Один из терапевтических приемов состоит здесь в том, чтобы выбрать картину, отражающую конфликты и страхи клиентов, а также их стремление к изменению. Клиенту предлагают представить самого себя на этой картине и описать ее вслух. Затем психотерапевт выбирает какое-нибудь живое существо на представленной картине, и клиент рассматривает это существо в качестве «Внутреннего советника». После этого терапевт просит «Внутреннего советника» таким образом переопределить боль или проблему, чтобы это исходило от него, а не от клиента. Затем клиенту предлагают вернуться из состояния релаксации к обычному состоянию. Возможен вариант, когда клиента просят представить себе комнату, в которой люди, каким-то образом связанные с его проблемой, ждут его, для того чтобы начать над ней работать. Клиент должен сформулировать план работы, а затем войти в комнату и его осуществить. После этого он покидает комнату и направляется в своем воображении в другую комнату, где находится Очень Мудрое Существо, имеющее полную информацию о клиенте и его проблемах, а также о том, что происходило в той, первой комнате. Очень Мудрое Существо дает клиенту совет, как ему поступить в его специфической ситуации. Супружеские образы Обращаясь к супружеской паре или парам, если речь идет о группе, психотерапевт просит их закрыть глаза, представить самих себя и сконцентрироваться на партнерских взаимоотношениях, а также на том, что составляет самую существенную характеристику другого. Кроме того, клиенты должны представить эти характеристики, воображая себя в качестве каких-то существ или даже неживых предметов, тяжелых или легких, больших или малых, всем тем, что может каким-то образом охарактеризовать суть их взаимоотношений. Клиенты дают своим мыслям возможность течь свободно и пытаются не потерять те ассоциации, которые приходят в голову и которые отражали бы неповторимость именно их супружеских взаимоотношений. Им не стоит быть слишком критичными и не следует отбрасывать идеи, внезапно пришедшие в голову, даже если они считают их бессмысленными или слишком необычными. Затем клиенты изображают то, что пришло им в голову «здесь и сейчас» – прямо в терапевтическом кабинете. Психотерапевт дает инструкцию каждому партнеру использовать своего партнера для того, чтобы наглядно представить, что он вообразил. После того как супружеская пара проигрывает свои образы, сессия заканчивается без каких бы то ни было комментариев. На следующей сессии психотерапевт рассматривает супружескую пару как участников некоего кругового взаимодействия. С этой точки зрения супружеские проблемы являются не чем иным, как безуспешной попыткой каждой стороны самостоятельно решить проблемы своих межличностных взаимоотношений. Затем психотерапевт старается разорвать этот порочный круг, давая каждому партнеру задания, помогающие найти альтернативные модели партнерского поведения. Пустой стул Психотерапевт провоцирует диалог между родителем и ребенком, якобы сидящим на пустом стуле. Он просит родителей разыграть диалог за обе стороны. Инструкция может быть примерно следующей: «На этом стуле, прямо напротив вас, сидит ваш ребенок. Пожалуйста, сядьте на стул и говорите так, как это сделал бы ваш ребенок. Скажите то, что ваш ребенок сказал бы вам, если бы оказался здесь». После того как сказано нечто важное, клиента просят пересесть на другой стул и ответить ребенку, теперь уже от себя. Диалог продолжается до тех пор, пока не происходит интеграция. При этом психотерапевт может давать, скажем, такие комментарии: «Если я вас правильно поняла, вы хотели сказать, что очень злы и можете ударить этого человека?» Или же терапевт может принять роль «другого Я» клиента и кратко сказать о том, что он, по его мнению, сейчас в действительности испытывает, наблюдая при этом за реакцией клиента. Говоря голосом ребенка, родитель приобретает вновь те части своего «Я», которые спроецированы на ребенка. В конце концов фокус сдвигается от диалога взрослого и ребенка к внутреннему диалогу клиента или к диалогу между клиентом и его собственным родителем, будто бы сидящим на пустом стуле. Таким образом, переживание переводится в историческую перспективу – в родительскую семью самого клиента. Рамки, через которые мы смотрим на мир Данная техника помогает клиенту исследовать свой образ мира и осмыслить, как он воспринимает себя, других и жизнь в целом. Она создает условия для мягкой недирективной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Необходимое оборудование Для психотерапевта – две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая). На одной из рамок написаны пессимистические высказывания («Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышном мире», «Все так безнадежно» и т. д.), на другой – оптимистические («Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!» и т. п.). Для каждого участника – по две рамки из белой плотной бумаги и картона, восковые мелки, две фотографии или картинки (одна грустная, другая – веселая), несколько разноцветных листов плотной бумаги (размером больше, чем фотографии или картинки). Психотерапевт обращается к участникам со следующей инструкцией: «Вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к разным по цвету листам). У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как цвет рамок влияет на ваше настроение при разглядывании фотографий? Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?» Участники занятия выполняют предложенные психологом действия и высказывают свое мнение. Психотерапевт продолжает: «Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобные рамки), иногда – сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, например таких (показывает рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки). Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной из них – назовем ее пессимистической – запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на другой, оптимистической, – свои оптимистические мысли». Затем участникам занятий предлагается примерить рамки – сначала негативную, затем позитивную, посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом слова, которые соответствуют их мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к другим людям, к себе самому). Вопросы для обсуждения: 1. Как чувствовал себя клиент, когда смотрел на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую? 2. Чего клиент сможет достигнуть, если будет смотреть на мир через оптимистическую рамку? Социометрические техники Социометрические техники представляют собой методы для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия. Взаимоотношения ролей и функций в конкретной социальной системе являются здесь главным объектом исследования. В социометрии предполагается наличие прямого взаимоотношения между структурой и функцией. Причем для изменения поведения необходимо переструктурировать соотношение ролей и функций в системе. Вместе с тем подчеркивается значение места каждого индивида в системе с точки зрения того, каковы результаты его деятельности и как они воспринимаются другими членами системы. Таким образом, приоткрываются паттерны взаимодействия, его направленность и смысл. Внимание концентрируется на повторяющихся паттернах, а поведение становится доступным наблюдению, измерению и предсказанию его последствий, что характерно для любого научно-психологического подхода (Шерман, Фредман, 1997). Социометрия может рассматриваться как техника и, одновременно, как метод диагностики. Когда социометрия используется для того, чтобы внести определенные изменения в семейную систему, она выступает как техника, пригодная для целей семейной терапии, так как с ее помощью можно наглядно представить место каждого человека в системе, образцы взаимодействия членов семьи и те чувства, которые они испытывают по поводу всего этого. Социометрические техники предоставляют семейному терапевту много возможностей: 1) уводят психотерапевтический процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию; 2) помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в систему «здесь и сейчас»; 3) содержат в себе важные элементы проекции и идентификации; 4) рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение; 5) бывают очень неожиданны для клиентов, не соответствуют тому, как они себе представляют работу на психотерапевтической сессии, и поэтому могут снять сопротивление клиентов, с которым психотерапевту так или иначе приходится работать; 6) они интересны; 7) представляют собой своеобразную форму метакоммуникации; 8) фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Семейная скульптура Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения нужны как минимум три-четыре участника, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются для замены отсутствующих членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое нужное число членов расширенной семьи. Психотерапевт предлагает каждому члену семьи по очереди показать, как тот видит внутрисемейные взаимоотношения, изобразив их в живой скульптуре так, чтобы позы и положения фигур в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу. Можно предложить скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами. Когда каждый член семьи создаст свою «реальную» семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно также попросить создать скульптуру «идеальной семьи». Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеальной» семьи для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны и их легче выявить с помощью семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник. Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи следует затем по очереди их произнести. Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы: 1. Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших близких? (Каждому члену семьи.) 2. Удивила ли вас данная скульптура? (Всей семье.) 3. Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил? (Каждому члену семьи.) 4. Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как ее изображает скульптура? (Всей семье.) 5. Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть? (Скульптору или семье.) 6. Придумайте название вашему произведению. (Скульптору, раньше всех других вопросов.) Можно также обсудить проделанную работу. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он также помогает внести позитивные изменения в семейную систему. При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира. Семейная хореография Эта процедура довольно гибка, ее можно менять в зависимости от характера взаимодействия в данной семейной системе. Терапевт предлагает членам семьи показать сцену без слов, которая бы отражала актуальную ситуацию в семье. Затем им предлагают изобразить идеальные взаимоотношения, как они им видятся на данный момент. Иногда каждого члена семьи просят разместиться в пространстве так, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем терапевт помогает оживить сцену, проиграть ее. Семья также разыгрывает идеальную ситуацию. При этом психотерапевт работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Для того чтобы более четко сформулировать проблему, терапевт также может проинструктировать одного члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть его актуального положения в семье. Затем, по очереди, это могут сделать и другие. Терапевт всегда задает один и тот же вопрос: «Каково быть в этом положении и какие чувства возникают у данного человека по отношению к другим членам семьи?» Терапевт может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные паттерны, а также и те сцены, которые показывают их преодоление, причем советует им действовать при каждом очередном дубле со все возрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше. Есть и другой вариант данной техники: терапевт предлагает клиентам вообразить себя каким-то животным или предметом. Например, клиент может вообразить себя сильным, мощным львом с большой пастью и острыми зубами. Затем он представляет себе сцену, включающую в себя этих животных или предметы, и описывает ее. После этого группу просят принять позиции, отражающие описанную сцену, и разыграть ее. Ролевая карточная игра Психотерапевт предлагает членам семьи без предварительного обсуждения выбрать карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описываются домашние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее время, когда идет подготовка к ужину, во время ужина и когда семья укладывается спать. Кроме того, в картах имеется ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному человеку, а также отклонить те карты, которые они не хотят брать. ... Роли-обязанности: организатор домашнего хозяйства закупщик продуктов устроитель ужина мойщик пола его превосходительство плохой исполнитель всех обязанностей распорядитель тот, кто готовит напитки накрывающий на стол убирающий со стола тот, кто разгружает посудомоечную машину посудомойка тот, кто кормит животных тот, кто купает маленьких детей тот, кто укладывает детей спать садовник организатор праздников создатель правил мальчик на побегушках сторонник дисциплины человек, отвечающий за все ... Роли взаимодействия: Позитивные: говорящий правду помогающий понимающий творческий счастливый дипломат ... Негативные: обвинитель умиротворитель компьютер одинокий волк сбивающий с толку жертва крикун Цель упражнения – изучить в рамках безопасной карточной игры, как члены семьи видят себя и друг друга с точки зрения обязанностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психотерапевт же может наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации. Оборудование, необходимое для проведения данной техники, включает в себя тридцать шесть ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резинку, скрепляющую колоду карт для каждого участника. Психотерапевт дает семье следующую инструкцию: «Я сейчас разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал соответствующие ему карты и положил их около себя на столе так, чтобы другие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на лежащем перед вами листе бумаги. Имейте в виду, что это не соревнование в том, кто получит больше карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходимости выбирать их все. Вы можете думать, что такая-то карта должна принадлежать более чем одному человеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это на вашем листе бумаги». Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. «Если вы не согласны с тем, что какая-то карта должна принадлежать вам или кому-то другому, включите магнитофон и скажите об этом. Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в „неправильную колоду“. Когда каждый участник выскажется по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых не нравящихся ей ролей. Затем каждого участника просят скрепить оставшиеся у него карты резинкой. Магнитофон используется терапевтом при оценке результатов «игры». Психотерапевт слушает запись и создает схемы для каждого члена семьи, помогающие определить его роли и позицию в семейной системе. Конечно, эта техника не разрешает все проблемы распределения ролей и взаимоотношений в семье, но она дает терапевту возможность рассмотреть эти проблемы без давления со стороны. Кроме того, семья может увидеть распределение обязанностей в графическом виде. Этот подход отличается от обычного способа обсуждения семейных ролей, когда члены семьи начинают спорить и выяснять отношения. Он позволяет членам семьи в атмосфере позитивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. Таблица 3.1 – это незаполненная таблица, в которой имеется семь колонок, не считая колонки для имени. Таблица ролей Имя:____________________ ... Примечание: «+» положительная характеристика; «-» – отрицательная характеристика; Выбранные (роли, выбранные игроком для себя); Данные (все роли, данные игроку другими, принятые и непринятые); Неправильные (роли, данные игроку, по его мнению, неправильные, которые он не хочет принимать); Несоответствующие (роли, которые, по мнению других, не подходят данному игроку); Непринятые (роли, которые игрок отбросил в конце игры). Экокарта: составление карты семейной системы Цель – схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутри– и внесемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики, кроме того, она позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи. Составляя экокарту семьи, психотерапевт, по сути дела, присоединяется к ней, становится ее членом, как бы работает с ней над одним общим проектом, что называется «процессом ретрибализации» (Atteneave, 1976). Психотерапевт собирает данные от идентифицированного пациента или от всей семьи. Обсуждаются разные семейные связи и люди, на которых семья может положиться. При этом можно задать следующие общие вопросы: – У вас большая семья? – Вы работаете? – Ваши соседи помогают вам? Постепенно психотерапевт переходит к более конкретным вопросам: – Близки ли вы с членами вашей семьи? – Нравится ли вам работа? – Кого вы можете попросить о помощи? – Расскажите о своих родственниках: где они живут, чем занимаются? – Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь? – Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины? – Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети? – Есть ли у вас семейный врач? – Есть ли у вас близкие друзья? – Чего ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство? Полученная информация затем заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Люди, живущие под одной крышей, более тесно связаны между собой, чем другие. Отмечаются позитивные и негативные установки с позиции идентифицированного клиента. Знакомые люди соединяются линиями. Когда возникает подозрение на какие-нибудь специфические поведенческие образцы и связи в отношениях между центральными фигурами в семье, проводится их специальное изучение. При этом легко выявляются люди, находящиеся в изоляции, а также всевозможные альянсы. Кроме того, изучаются вопросы секса, карьеры, а также то, кого можно включать в семью, с точки зрения ее членов, а кого – нет. Собственно, процесс составления экокарты семьи основывается на символах и техниках, привычных для генограммы и социограммы (см. соответствующие техники данного раздела). Ниже будут приведены специфические только для данной техники символы. Рис. 3.1 «Соломенная башня» Психотерапевт ставит перед клиентами задачу построить соломенную башню. При этом терапевт получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам пациентов, а непосредственно в действии. Для каждой группы, строящей соломенную башню, нужен пакет с приблизительно ста соломинками и клейкая лента. После того как члены семьи согласились выполнить предложенную задачу, им даются следующие инструкции: «Мне бы хотелось, чтобы вы все вместе построили из этих соломинок башню. При этом попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной, то есть она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в отведенное время (десять-пятнадцать минут)». Далее даются рекомендации первые пять минут строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволит выявить различные уровни взаимодействия в этой семье. Пронаблюдав за происходящим в течение восьми-пятнадцати минут, терапевт может вмешаться в процесс: давать советы, вступать в союзы с внутрисемейными подсистемами, чтобы помочь им увидеть, что они делают, объяснять им происходящее с психотерапевтической точки зрения, так чтобы и члены семьи могли включиться в изучение процесса. Участники и терапевт обсуждают упражнение, при этом члены семьи оценивают свое положение в семье, делясь друг с другом своим пониманием. Эта техника позволяет психотерапевту гибко влиять на процесс терапии в зависимости от того, какие аспекты внутрисемейного взаимодействия он хотел бы увидеть и какие структурные изменения он хотел бы произвести в данной семье. Однако для того чтобы понять, как лучше применять данную технику, необходимо заранее сформулировать рабочую гипотезу. Психотерапевт обсуждает с членами семьи то, что произошло на сессии, интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сложившуюся ситуацию. Он анализирует роли каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рамках поставленной задачи. Затем членов семьи можно попросить снова построить башню, используя на этот раз результаты проведенного обсуждения, в некоторых случаях терапевт обучает членов семьи техникам совместной работы и взаимопомощи. Семейное пространство Психотерапевт дает родителям большой лист бумаги, фломастеры или карандаши и просит их нарисовать план дома, где они жили до женитьбы. Дети же в это время смотрят и слушают. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который лучше запомнился. В то время, когда родители заняты рисованием, психотерапевт постепенно вводит их в терапевтическую ситуацию, давая следующие задания, задавая вопросы: 1) рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната; 2) попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме; 3) была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи; 4) когда члены вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи; 5) были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить; 6) было ли у вас какое-то особенное место в доме; 7) попытайтесь как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности; 8) чем это жилье отличалось от других, расположенных по соседству; выделялось оно чем-нибудь или нет; 9) вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме; 10) вспомните типичные слова, фразы, которые произносили члены вашей семьи. Существуют несколько вариантов использования данной техники в семейной терапии. Психотерапевт может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети должны в это время наблюдать за ними. В качестве другого варианта можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом будут присутствовать в качестве наблюдателей. Третий вариант – все члены семьи рисуют дом, в котором сейчас живут. Вопросы психотерапевта направлены на выявление воспоминаний, связанных с актуальными семейными правилами и их источником в родительских семьях. Кроме того, воспоминания изучают на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения. Собранная информация может оказаться полезной также для выявления различных альянсов или разрыва взаимоотношений внутри данной семьи. Для отечественных семейных терапевтов, вероятно, полезнее говорить о квартире, на каком она была расположена этаже, куда выходили окна и т. д., – специфика очевидна. Техника позволяет диагностировать внутрисемейные взаимоотношения, а также проводить интервенцию с помощью обсуждения возможных путей совместного и индивидуального использования семейного пространства, создавая для семьи весьма ценный опыт общей деятельности. Семейная социограмма Социограмма – это схема внутригрупповых взаимоотношений, основанных на предпочтениях членов группы. Психотерапевт просит всех членов семьи дать ответы на определенные вопросы, чтобы понять, как именно функционирует их семья. Список вопросов готовится заранее в соответствии с конкретной семейной ситуацией. Обычно задаются два рода вопросов: – С каким членом семьи вам обычно приходится…? – С каким членом семьи вам бы хотелось…? Вот некоторые примеры окончания вопросов: • ходить в кино • говорить о личном • ходить в гости • составлять планы • заниматься работой по дому • ругаться • обниматься • вести интеллектуальную беседу • работать • не иметь ничего общего • шутить или рассказывать анекдоты • играть • обманывать • не разговаривать • смотреть телевизор • заниматься спортом • читать стихи • ходить за покупками • убежать из дома • поехать на пляж (за город, в центр города, в горы) • чему-нибудь научиться • убираться в доме • чувствовать себя защищенным, когда он рядом • чувствовать себя хорошо в его присутствии • чувствовать себя плохо в его присутствии • чувствовать себя возбужденно в его присутствии • чувствовать грусть в его присутствии • чувствовать себя усталым в его присутствии Ответы на все вопросы заносятся в схему. Психотерапевт тщательно формулирует серию вопросов для того, чтобы их эффективно использовать во время сессии. Полученная схема обсуждается с семьей для определения характера актуального внутрисемейного взаимодействия и представлений членов семьи об идеалах. Вторым вариантом данной методики является игра «Угадай кто» – «Кто в семье…?». Например: кто больше всего любит строить планы, больше всех командует, больше всех ворчит, самый одинокий, самый злой, самый умный, самый смешной, самый теплый, с кем легче всего разговаривать, кто самый сильный, самый ловкий, лучший повар, самый щедрый, самый добрый, самый меланхоличный, у кого самые умелые руки, кто главный оптимист или пессимист, самый энергичный. Третий вариант методики, направленный на более четкое определение альянсов и отвержения, – это просьба к членам семьи в ответах на вопросы сделать два выбора, то есть выбрать не одного, а двоих членов семьи. Второй выбор при этом может быть обозначен на схеме другим цветом. В четвертом варианте в схему включаются ответы членов расширенной семьи. Психотерапевт может опираться на следующую гипотезу: чем дифференцированнее семья, тем более широк разброс ответов на заданные вопросы. |