ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабои)* Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития | 1. Стадия элементарной сенсор | | | ной психики | | | А. Низший уровень. Примитив | А. Четкие реакции на биологи чески значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологи чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленанрав- ленная двигательная активность | А. Простейшие, Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде | ные элементы чувствительности. Развитая раздражимость | | | | | Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к | Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в | Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногне моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные | формированию элементарных условных рефлексов | грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить | | | от них, вести активный поиск | | | положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении | | | имеют жесткие врожденные про | | | граммы | | 
* Из: Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998. Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85 Окончание табл. 3.1 | Стадии и уровни психического отражения, его характеристика | Особенности поведения, связанные с дачной стадией и уровнем | Виды живых существ, достигших этого уровня развития | II. Стадия перцептивной | | | психики | | | А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Ин теграция, объединение воздей ствующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган ма нипулирования — челюсти | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригид- ные, генетически запрограмми рованные компоненты. Двига тельные способности весьма сложны и разнообразны (ныря ние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.). Активный поиск положитель ных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), раз витое защитное поведение | А. Рыбы и другие низшие по звоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво ночные (членистоногие и голо- воногие моллюски). Насеко мые | | | | | | | | | Б. Высший уровень. Элемен тарные формы мышления (ре шение задач). Складывание определенной «картины мира» | Б. Высокоразвитые инстинктив | Б. Высшие позвоночные (пти | ные формы поведения. Способ | цы и некоторые млекопитаю | ность к научению | щие) | | | | | В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятель ности особой, ориентировоч но-исследовательской, подго товительной фазы. Способ ность решать одну и ту же за дачу разными методами. Пере нос однажды найденного прин ципа решения задачи в новые условия. Создание и использо вание деятельности примитив ных орудий. Способность к по знанию окружающей действи тельности независимо от на личных биологических по требностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно- следственных связей между явлениями в практических действиях (иисайт) | В. Выделение специализирован | В. Обезьяны, некоторые другие | ных органов манипулирования' | высшие позвоночные (собаки, | лап п рук. Развитие исследова | дельфины) | тельских форм поведения с ши | | роким использованием рапсе | | приобретенных знаний, умении | | и навыков | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики. В заключение можно сказать следующее. Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем 86 • Часть I. Введение в общую психологию мире, который побуждает животного к действию. В одном случае — это уровень отдельных ощущений, в другом — предметное восприятие. Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основном является удовлетворение своих основных биологических потребностей. Контрольные вопросы 1. Изложите суть понятия «психика». 2. Какие вы знаете основные этапы развития психики? 3. Что такое «раздражимость», «чувствительность», «ощущение»? 4. Расскажите о поведении как форме приспособления к условиям внешней среды. 5. Объясните суть понятия «сознание». 6. Что такое «Я-концепция» и какова ее роль в регуляции поведения человека? 7. Какие вы знаете основные функции психики? 8. Что вы знаете о происхождении сознания? 9. Что такое инстинктивное поведение? 10. Назовите основные стадии развития психики и поведения животных. 11. Назовите основные характеристики узловой, сетевидной и хордовой нервных Систем. 12. Дайте понятие условных рефлексов как физиологической основы поведения животных. 13. Назовите отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. 14. Что вы знаете о концепции Леонтьева-Фабри? Рекомендуемая литература 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бода-лева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. 2. Бассич Ф. В. Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высш. нервной деятельности). — М.: Медицина, 1968. 3. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Тексты: Хрестоматия под ред. Ю. Б. Гиппепрейтер. — М.: МГУ, 1982. 4. .ВыготскийЛ. С. Собрание сочинений: Вб-тит.Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А, В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982. 5. Гиппеиреитер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧсРо, 1997. 6. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1989. 7. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1992. Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 87 8. Дельгадо X. Мозг и сознание /Пер. с англ. под ред. Г. Д. Смирнова. — М.: Мир, 1971. 9. Кравкпв С. В. Самонаблюдение. — М., 1922. 10. Леонтъев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. И.ЛеонгпьевА. /У. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-епзд. — М.: Политиздат, 1977. 12. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 13. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998. 14. Психология / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова., проф. Б. М. Теплова. — Изд. 3-е, нерераб. и дои. — М.: Учпедгиз, 1948. 15. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / Отв. ред. В. С. Русинов. — М.: Наука, 1987. 16. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 17. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.; Паука, 1966. |