Схема расположения точек при точечной электростимуляции артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой Расположение электродов при проведении СМТ[3] – воздействий для лечения больных дизартриями при ДЦП по методике Щербаковой Таблица 2 Звуки по участию их в образовании голоса | Звуки по месту образования | Точки, на которые следует проводить воздействие | Звонкие | Губные (м, б) | 1а, 4 | | Губно-зубные (в) | 1а | | Переднеязычные (з, ж) | 2в,4 | | Переднеязычные (л, р, д) | 26,4 | | Среднеязычные (сочетание звуков й + ё – немецкая буква j) | 2а | | Заднеязычные (г) | 2а, 4 | Глухие | Губные (п) | 1а | | Губно-зубные (ф) | 1а | | Переднеязычные (т, ц, ч, ш, щ, с) | | | Заднеязычные (х, к) | 2а | Лабиализация | | 1б,3 | Различные приёмы физиотерапии: СМТ – синусоидальные модулированные токи; ИЛГ – искусственная локальная гипотермия; Рефлексотерапия и другие оптимизируют логопедическую работу при коррекции дизартрии. И.В. Блыскина и В.А. Ковшиков (1995 г.) в пособии для логопедов и медицинских работников обобщили опыт работы многих авторов в области логопедического массажа и предложили свою систематизацию и продолжительность сеанса массажа для преодоления артикуляционных расстройств. Описана технология сегментарного массажа, т. е. способы ручного массажа, основанного на принципе использования сегментарного строения тела. Данная методика впервые была разработана К.А. Семеновой и апробирована Е.Ф. Архиповой (1989 г.) на детях младенческого и раннего возраста. В.А. Ковшиков и И.В. Блыскина доработали эту методику для детей дошкольного и школьного возраста. Для проведения точечного массажа были определены точки БАТ (биологически активные точки), приведены в таблицах и рисунках локализация БАТ. (Лувсан Г. 1990). Описаны способы воздействия на БАТ. Приводим таблицы й рисунки из пособия И.В. Блыскиной и В.А. Ковшикова (1995 г.) (таблица № 3, рис. № 8, 9, 10, 11). Таблица № 3 Точки, используемые в артикуляторном точечном массаже (китайское название в русской транскрипции расположение точек)[4] Порядковый номер и название точки | Место нахождения точки | Точки общего действия | 1. (Ле-цюе) | Расположена на лучевой стороне предплечья чуть выше шиловидного отростка, где пальпируется углубление, выше лучезапястной складки на 1,5 поперечных пальца. | 2. (Хэ-гу) | Между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке. | 3. (Шоу-сан-ли) | На тыльной поверхности предплечья с лучевой стороны, ниже точки Цюй-чи (№ 4) на один поперечный палец. | 4. (Цюй-чи) | На середине расстояния между латеральным подмыщелком и лучевым концом складки лучевого сгиба. | 5. (Цзу-сань-ли) | Ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы. | Продолжение таблицы 6. (Цзе-си) | На тыльном сгибе стопы, где пальпируется углубление на одной лини со II-м пальцем. | 7. (Нэй-тин) | Между II и III плюснефаланговым суставом, кпереди. | 8. (Шэнь-мэнь) | У локтевого край лучезапястной складки, рядом с лучевой стороной сухожилия мышцы локтевой сгибатель кисти. | 9. (Хоу-си) | В углублении кзади от V пястно-фа-лангового сустава с локтевой стороны кисти. | 10. (Кунь-лунь) | Во впадине между задним краем латеральной лодыжки и ахилловым сухожилием на уровне центра лодыжки. | 11. (Шу-гу) | Кзади и кнаружи от головки V плюсневой кости, во впадине на месте перехода тыльной поверхности стопы в подошвенную. | 12. (Тай-чун) | В углублении между I и II плюсневыми костями, выше плюснефаланговых суставов 1/2 поперечного пальца. | 13. (Вай-гуань) | На тыльной поверхности руки, выше запястья на три пальца, посередине, между сухожилиями. | 14. (Нэй-гуань) | На ладонной поверхности руки, как бы с изнанки предыдущей точки, между двумя сухожильными тяжами. | 15. (Хэ-ляо) | На середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см. | 16. (Инь-сян) | В боковой борозде крыла носа перпендикулярно ниже внутреннего угла глаза. | 17. (Ди-цан) | Кнаружи от угла рта на 1 см на вертикальной линии от зрачка. | 18. (Да-ин) | Кпереди от угла нижней челюсти на 1,5 поперечных пальца, несколько кнаружи от места, где прощупывается пульсация артерии. | 19. (Цзя-чэ) | Кпереди и кверху от угла нижней челюсти, где пальпируется углубление. | 20. (Ся-гуань) | Кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти. | 21. (Тоу-вэй) | В углу лба в волосистой части головы на 1,5 см от угла лба в сторону височной впадины. | 22. (Шуй-жу) | Кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. | 23. (Тянь-чжу) | Выше задней границы роста волос на 2 см в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечных пальца. | 24. (Фен-чи) | Под затылочной костью выше задней границы роста волос на один поперечный палец, в ямке у наружного края трапецевидной мышцы, где пальпируется углубление. | 25. (Да-чжуй) | Между остистыми отростками VII шейного и I грудного позвонка. | 26. (Я-мэнь) | Между I и II шейными позвонками, выше задней границы роста волос на 1/2 поперечного пальца. | Продолжение таблицы 27. (Фэн-фу) | Между затылочной кость и I шейным позвонком, выше задней границы роста волос на один поперечный палец. | 28. (Тянь-ту) | Примерно на 0,7 см выше середины верхнего края яремной вырезки грудины. | 29. (Лянь-цюань) | На средней линии шеи, выше складки шеи на 0,5 см, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща. | 30. (Чэн-цзянь) | В центре подбородочно-губной складки. | 31. (Бай-хуэй) | Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на «прямом проборе» – там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин. | 32. (Жень-чжун) | Одиночная точка, под носом, в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе. | 33. (Цзя-чэн-цзян) | На нижней челюсти под нижнечелюстными отверстиями на пересечении линий, проведенных через точки Ди-цан (№ 17) и Чэн-цзянь (№ 30). | 34. (Ди-хэ) | На середине наиболее выступающей части подбородка. | 35. (Сань-сяо) | Посередине носогубной складки, кнаружи от точки Инь-сян (№ 16). | 36. (Цюй-бинь) | Под точкой Ся-гуань (№ 20) на уровне нижнего края прикрепления мочки уха. | 37. (Шан-лянь-цюань) | На средней линии шеи посередине верхнего края подъязычной кости на один поперечной палец выше точки Лянь-цюань (№ 29) при запрокинутой голове. | 38. (Вай-цзинь-цзинь, Вай-юй-е) | На 1 см в стороны от точки Шан-лянь-цюань (№ 37). | 39. (Инь-тан) | В центре переносицы, посередине между медиальными (внутренними) концами бровей. | Регламентируется логопедический массаж. 1 сеанс – 20–25 минут. (5 минут релаксации, 10–15 минут точечной и/или сегментарный массаж, а затем 5 минут артикуляционная гимнастика) приводится примерный комплекс точечного массажа (см. таблицу № 4) Через 20–30 минут после комплексного сеанса рекомендуется проведение логопедического занятия по формированию звуков. В книге Е.А. Дьяковой «Логопедический массаж», 2003 г., хорошо проиллюстрированы все приемы логопедического массажа (даны фото). Указаны методические рекомендации к проведению расслабляющего и укрепляющего массажа. Кроме того представлены различные комплексы точечного массажа в биологически активных точках (БАТ). Таблица № 4 Примерный комплекс точечного массажа на один курс № сеанса | Точки | № сеанса | Точки | | 5,4 | | 2, 17, 24 | | 3, 19, 24 | | 4, 25, 26 | | 8, 39, 29 | | 8, 39, 28 | | 10, 20, 16 | | 10, 20, 16 | | 1, 39, 30 | | 3, 19, 24 | | 5, 31, 18 | | 5, 4 | Представлены 9 комплексов точечного массажа, целью которых является нормализация различных функций: Комплекс БАТ 1. Цель: нормализация мыши артикуляционной мускулатуры. Воздействие на точки: 35, (см. ниже рисунок № 10, 11 точки локального действия) 32, 30, 33, 17. Комплекс БАТ 2. Цель: улучшение носового дыхания, профилактика голосовых нарушений. Воздействие на точки: 39, 16, 15, 35. Комплекс БАТ 3. Цель: нормализация тонуса голосового аппарата. Воздействие на точки: 28, 29. Комплекс БАТ 4. Цель: нормализация тонуса мышц корня языка и гортани. Воздействие на точки: 29, 22. Комплекс БАТ 5. Цель: нормализация мышечного тонуса нижней челюсти. Воздействие на точки: 34, 20, 36. Комплекс БАТ 6. Цель: нормализация мышц шеи. Воздействие на точки: 23, 24, 25, 26. Комплекс БАТ 7. Цель: нормализация ритма дыхания. Воздействие на точки: А, Б, В. (рис. 12) Комплекс БАТ 8. Цель: снятие напряжения с мышц голосового аппарата. Воздействие на точки: А – на ногах, Б – на руках. (рис. 13, 14) Комплекс БАТ 9. Цель: активизация организма в целом. Воздействие на точку 31 (см. точки локального действия). (рис. 10) Приводим рис. 15, представляющий топографию точек на голове. Название точек приводится в русской транскрипции. Заслуживает особого внимания в книге Е.А. Дьяковой (2003 г.) раздел самомассажа, который предусматривает выполнение ребенком самостоятельных массажных действий. На наш взгляд для детей с дизартрией самомассаж мимической и губной мускулатуры можно и нужно рекомендовать после значительной подготовительной работы по развитию мелкой моторики рук, по развитию стереогноза и пространственных представлений, в том числе умения ориентироваться в схеме собственного тела. Самомассаж языка необходим в ходе выполнения артикуляционной гимнастики. Для детей, имеющих врожденную патологию челюстно-лицевой области, разработаны рекомендации по миогимнастике и массажу (Пономарева Е.А., Соколова Л.А. 1997 г.) приемы логопедического массажа в после операционный период в связи с уранопластикой подробно описаны в работах Ермаковой И.И. (1984 г.), Ипполитовой А.Г. (1983 г.), Вазовской Л.И. (1984 г.). Логопедический массаж в комплексе мероприятий, направленных на устранение заикания, описан в работах Шевцовой Е.Е. (1994, 2003 гг.) и др. глава III Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии 3.1. Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающего положения тела. Движения должны быть очень легкими. Логопед должен реагировать на судорожную реакцию ребенка и мгновенно прекращать массажные движения, вызывающие подобную реакцию. Приемы разминания и вибрации при ригидном синдроме применять не следует, так как эти приемы способствуют нарастанию мышечного тонуса. Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц плечевого пояса. Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 1). Массаж лба Упражнение № 2 Цель: приведение мышц лба в состояние покоя. Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 2). Упражнение № 3 Цель: обеспечение расслабления мышц лба. Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей. Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 3). Массаж щек Упражнение № 4 Цель: расслабление щечной мышцы. Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек. Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 4). Упражнение № 5 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 5). Упражнение № 6 Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза 2–3 раза в день (рисунок № 6). Массаж скуловой мышцы Упражнение № 7 Цель: расслабление скуловых мышц. Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день рисунок № 7). Массаж губ Упражнение № 8 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта. Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 8). Упражнение № 9 Цель: расслабление губ. Описание: легкое описание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 9). Упражнение № 10 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта. Описание: поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 10). Массаж языка Упражнение № 11 Цель: расслабление мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз 2–3 раза в день (рисунок № 11). Упражнение № 12 Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти. Методические рекомендации. Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд 2–3 раза в день (рисунок № 12). 3.2. Комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме Массаж должен проводиться очень осторожно, логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц. Если мышцы очень напряжены, особенно в руках, следует прекратить массаж, т.к. расслабляющий массаж лица будет неэффективен. Необходимо сначала расслабить руки. Комплекс упражнений логопедического массажа проводится 2–3 раза в день за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким. Специалисты в области массажа советуют проводить массаж в сопровождении тихой классической музыки. Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу с учетом рефлекс запрещающей позиции. Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса. Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими (рисунок № 13). Упражнение № 2 Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка. Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз. Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 14). Массаж лба Упражнение № 3 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба. Методические рекомендации. Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6–10 раз 2–3 раза в день (рисунок № 15). Упражнение № 4 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба. Методические рекомендации. Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза, 2–3 раза в день (рисунок № 16). Упражнение № 5 Цель: расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры. Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими (рисунок № 17). Массаж области глазниц Упражнение № 6 Цель: расслабление мышц окружности глаз. Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза. Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц (рисунок № 18).  Массаж щек Упражнение № 7 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу. Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации. Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 19). Точечный массаж щек Упражнение № 8 Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. Методические рекомендации. В зоне точки ИН-СЯН массаж производится большими пальцами, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ массаж производится указательными пальцами, в зоне точки ЭР-МЭНЬ массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день (рисунок № 20). Массаж скуловой мышцы Упражнение № 9 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации. Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6–10 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 21). Упражнение № 10 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка. Методические рекомендации. Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 22). Массаж губ Упражнение № 11 Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрелке. Массажные движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 23). Упражнение № 12 Цель: расслабление мышц губ. Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ. Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8–10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 24). |