ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | І. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Выбор темы Начальный этап курсовой работы связан с выбором темы, которая может отражать проблемы отечественного или мирового искусства любого исторического периода (см. Приложение 1). Это могут быть темы, связанные с историей итальянского Возрождения и античной скульптуры, со средневековой миниатюрой и современной архитектурой и многие другие. Важным требованием при выборе темы является знакомство с материалом будущего исследования в оригинале (возможно использование репродукции или фотографии). Тема курсовой работы утверждается не менее чем за четыре месяца до защиты. Выбор темы должен базироваться на личном интересе студента, его желаниях и возможностях. Этому будет способствовать обдумывание студентом ответов на следующие вопросы: 1) какой вид искусства вас больше всего интересует: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративное искусство? 2) какой жанр: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой и т.п.? 3) искусством отечественным или зарубежным (какой страны) вы хотели бы заниматься, какого исторического периода? 4) попытайтесь определить автора (авторов) и круг произведений, которые представляются вам особенно значимыми. Дальнейшая конкретизация темы должна быть проведена во время индивидуальной консультации с руководителем, который поможет сформулировать проблему курсовой работы, выявить ее актуальность, определить границы исследования. При всем возможном тематическом разнообразии можно выделить три типа курсовых работ: 1) историко-искусствоведческое исследование; 2) работа по теории искусства; 3) работа по критике. Историко-искусствоведческое исследование может быть посвящено истории создания одного произведения (этапного в творчестве художника и значительного в истории искусства), изучению творчества одного художника или объединения художников на каком-либо этапе их деятельности, рассмотрению и анализу важных и значительных работ художников, раскрывающих проблемы современной жизни, характеризующих стилистические особенности развития искусства и т.д. Историко-искусствоведческое исследование предполагает по возможности более полный сбор материала по теме, который позволит решить задачи, поставленные в курсовой работе. Например, по истории создания произведения искусства. В этом случае важно не только найти материалы, отражающие подготовительный этап работы художника над воплощением замысла (наброски, эскизы, этюды и т.д.), но и постараться понять, как художник шел к этому замыслу, а значит необходимо обратиться к письмам художника, к его дневниковым записям, к воспоминаниям современников и т.д. Кроме этого, важно установить место и значение произведения в современной ему художественной жизни. Поэтому необходимо изучить специфику исторической ситуации, в которой создавалось произведение, использовав при этом не только современные источники информации о том времени, но и публикации, статьи в периодической печати тех лет. Таким образом, избрав историко-искусствоведческую тему, студент должен исследовать то или иное явление искусства не обособлено, а, во-первых, выяснить по возможности весь процесс его возникновения и, во-вторых, изучить весь комплекс условий (историко-политических, социальных, художественных и др.), которые повлияли на содержательно-формальную сущность произведения. Так, например, работая над темой «Трансформация художественного языка в произведениях Казимира Малевича на крестьянскую тему», следует выяснить специфику существования русского искусства в начале XX века, проанализировать биографические сведения о художнике, чтобы составить представление о той среде, в которой он рос и формировался, определить, как трансформировался художественный язык его произведений, почему Малевич после абстрактных экспериментов возвращается к фигуративной живописи, обращаясь к крестьянской тематике. Выбрав тему «Образ Петра 1 в творчестве М. Антокольского», необходимо обратиться к его предшественникам (например, Б.-К. Растрелли, Э.М. Фальконе), попытаться сформулировать специфику задач, стоящих перед скульптурными памятниками, в сравнении, например, с задачами исторического портрета в живописи и графике. Темой курсовой работы может стать исследование исторической архитектуры региона, ее типологического и стилистического своеобразия. В этом случае нехватка опубликованного материала должна быть компенсирована работой с архивными документами, с периодикой (газетами и журналами) тех лет, с материалами фондов музеев. Работа по теории искусства предполагает осмысление эволюции мирового и отечественного искусства, решает проблемы содержания и формы, жанровой специфики, времени и пространства, рассматривает законы композиции и цвета и т.д. Выбирая это направление для курсовой работы, можно рассматривать какую-то проблему или этап эволюции самой теории искусства. Например: «Греческая скульптура и ее оценка в трудах Винкельмана»; «Проблема ордера в трудах по теории архитектуры, изданных в России в XVIII веке»; «Русские художники второй половины XIX века об импрессионизме». Сложные, но интересные теоретические проблемы могут быть рассмотрены в работах на темы: «Проблема жанра в творчестве голландских живописцев XVII века», «Проблема пространства в натюрмортах К. Петрова-Водкина»; «Древнерусская традиция и ренессансное пространство Успенского собора Фьораванти»; «Влияние романской культуры камня на владимиро-суздальскую архитектурную школу» и др. Подобные работы предполагают изучение литературы не только по истории, но и теории искусства, знакомство с современными концепциями и положениями, существующими в искусствознании. Работа по анализу и критикеобращается к исследованию современного или вновь собранного (во время экспедиций) материала, строится на примере одной из выставок или музейных коллекций с углубленным изучением отдельных аспектов и проблем. Специфическая особенность этого вида курсовой работы заключается в том, что она занимается рассмотрением и изучением современного материала, который еще не имеет устоявшейся, однозначной оценки, зачастую вызывая дискуссии и споры. Тем интереснее попробовать осмыслить и проанализировать новый материал, сопоставить свою точку зрения с мнением зрителей и специалистов. Это может быть работа, посвященная критическому анализу одной из современных художественных выставок. Однако это должен быть не обзор и поверхностная эмоциональная оценка материала выставки, а углубленное изучение произведений искусства, рассмотрение каких-то актуальных проблем, связанных с представленными на выставке работами. Например: «Стилистическое и жанровое многообразие живописи на выставке художников Крыма»; «Скульптурный портрет на выставке молодых художников Крыма»; «Проблемы сохранения национальных традиций в современном народном творчестве (на выставке декоративно-прикладного искусства)» и др. Также может быть рассмотрено творчество местных художников, изучены их отдельные произведения, тематические циклы и т.д. Кроме этого, можно обратиться к изучению коллекций и фондов местных музеев. Например, можно составить научный каталог экспонатов Симферопольского художественного музея, Центрального музея Тавриды, Крымского этнографического музея, где имеются произведения профессиональных художников, а также материалы научных экспедиций (народный костюм, предметы быта и т.п.). Конечно, невозможно предусмотреть все возможное разнообразие тем для исследования. Предложенные разновидности должны лишь дать толчок для размышлений и поисков проблемы, полностью соответствовать личным интересам, способностям и возможностям студента. Выбирая тему, необходимо помнить, что в ней должна быть сформулирована проблема, не имеющая на сегодняшний день однозначного решения или решенная, на ваш взгляд, неверно, либо недостаточно полно исследована. Обращаясь к какой-либо теме, студент уже должен в достаточной степени быть знаком с материалом, чтобы высказывать какие-то предположения относительно ее решения, иными словами, создать определенную рабочую гипотезу. Доказательство этой гипотезы и будет главной задачей курсовой работы. |