Идеи либерализма и неолиберализма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества. Идеология: сущность, структура, функции. Идеология - совокупность философских, этических, право-вых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти. Уровни(от степени их приближения к массовому, обыденному сознанию) : 1. Теоретико-концептуальный (обосновываются основные идеологические принципы политических движений). 2. Программно-политический (общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, соответствующих определенному периоду их реализации). 3. Обыденный ( проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс, вкл в различные формы политического участия). Функции идеологии: · информационно-познавательная (совокупность знаний об обществе) · функция выражения интересов и устремлений определенных социальных групп · ориентационная (конкретные цели) · мобилизационная ( побуждение к определенным социальным действиям) · интеграционная (сплочение класса) · воспитательно-социализирующая (формирует политическое сознание и культуру индивидов) Классификация политических идеологий. Виды идеологий: 1. Официальные и оппозиционные. 2. Направленность социальных ориентаций: • стремятся сохранить существующий общественный порядок • преобразовать существующий порядок 3. От социального субъекта: • классовые (рабовладельческие, буржуазные, пролетарские и т.д.) • национальные • государственные 4. По принадлежности к конкретному историческому периоду: • доиндустриального общества (религия) • индустриального общества (связано с возникновением светских, централизованных государств) Государственная идеология: сущность, структура, функции. Государство как субъект управления должно хорошо знать свой объект – общество, владеть способами эффективного воздействия на него. Это становится возможным при наличии у государства концепции, объясняющей сущность главных закономерностей развития общества и содержащей идеи относительно его совершенствования. Поэтому государственная идеология и выполняет в этом случае роль доктрины, концепции, на основе которой осуществляется управление обществом. "Государственная идеологияесть составляющая основу деятельности государства целостная совокупность идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан". Государственная идеология – неотъемлемый признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права. Государства без идеологии не бывает. Функции: 1. Стабилизирующая (охранительной) - укрепление устоев существующего общественного строя, сохранение целостности страны, обеспечение устойчивого развития общества. 2. Апологетическая - защита, оправдание принципов и идеалов, обеспечивающих конкретную систему экономических, политических, социальных ориентаций, лежащих в основе данного общественного строя. 3. Интегративная - достижение согласия, сплочения различных социальных групп, классов всего общества. 4. Мобилизационная - вовлечение классов, этнических, религиозных групп в процесс реализации задач, определенных государственными программами. В государственной идеологии четко выделяются следующие комплексы идей, ценностей, идеалов: 1) Экономический комплекс – совокупность идей относительно решения вопроса об основополагающих чертах нац экономики. 2) Политический комплекс – относительно характера и особенностей организации политической жизни в стране. 3) Социогуманитарный комлекс - создание условий для всестороннего развития личности, на основе которых определяются приоритеты в развитии социальной и духовной сфер общества. 4) Культурно-историческая составляющая – совокупность идей и представлений о происхождении и формировании народа, этноса, образующего основу этого государства, о месте и роле в мировом историческом процессе. Идеи либерализма и неолиберализма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества. ЛИБЕРАЛИЗМ Основные идеи: – свободы личности, которая сама определяет цели и характер своей деятельности и одновременно (!) несет полную ответственность за ее результаты; – индивидуализма как основополагающего морального принципа; – возможности познания сущности "естественного порядка" (гносеологический оптимизм) и создания разумного социального порядка путем сознательных усилий; – возможности воздействия на человека не прямым способом, а через среду, условия, в рамках которых он свободен. Экономические идеи: – незыблемость частной собственности являются основой социального и духовного прогресса общества; – свободный рынок и конкуренция универсальный механизм развития общества( повышают эффективность производства); – государство не должно вмешиваться в экономику, что выражается в лозунге: "не мешайте действовать", который призывает к ликвидации регламентации экономической жизни и осуществления протекционизма (идея саморегулируемой экономики). Политические идеи: – государство есть результат договора между народом и правительством – народ – источник власти; – основные институты власти должны формироваться посредством выборов; – право народа на революцию; – верховенство закона как принцип справедливого государственного устройства (идея правового государства); – равенство всех членов общества перед законом; – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную и создание системы сдержек и противовесов между ними; – приоритет гражданского общества над государством, защищенность частной жизни человека от произвола государства. Социогуманитарные идеи: § неравенство между классами носит закономерный характер и поэтому неизбежна конкуренция между ними, которая естественным образом приводит к победе сильных и гибели слабых, от чего общество только выигрывает; § государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства и оказывать помощь слабым слоям общества ("государство – ночной сторож", его задача – лишь обеспечивать порядок и безопасность в обществе); § духовная жизнь общества должна быть построена на принципе идеологического плюрализма, который предполагает: – свободу мнений и убеждений; – терпимость к инакомыслию; – свободу от духовного подчинения церкви (свободу совести); – свободу от классовых, национальных предрассудков. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ Стихийно происходящие процессы распределения доходов порождают огромное количество бедных, которые составляют основу нестабильности общества в целом, в том числе усиливают вероятность революционных потрясений. Представители: Дж Кейнс, Дж. Роулз. Основная идея неолиберализма, отличающая его от классического либерализма, заключается в признании позитивной роли государства в организации социально-экономической жизни и необходимости расширения его функций. Государство, по мнению теоретиков неолиберализма, кроме обеспечения внутренней и внешней безопасности общества, должно также осуществлять: – защиту предприятий, рынка от возрастающей угрозы монополизма посредством антимонопольного или антитрестовского законодательства; – разработку общей стратегии экономического развития; – социальную защиту уязвимых, слабых слоев общества (идея социального государства). – функцию субъекта определенной собственности в обществе (плюрализм форм собственности, возможности существования в обществе общественной собственности); 5. Идеи консерватизма и неоконсерватизма относительно организации политической, экономической, социальной и духовной сфер общества. КОНСЕРВАТИЗМ Ж.де Местр, Л.де Бонард, Э.Берк Основные идеи: – человеческий разум ограничен в своих возможностях (гносеологический пессимизм); – признание нерушимости существующего порядка вещей, установленного свыше божественной силой; – отрицание неизбежности социального прогресса; – общество – организм и его нельзя перестраивать как машину, оно имеет хрупкую структуру; – свобода не имеет абсолютного характера, она относительна и допустима лишь в рамках необходимых ограничений; – интересы государства, нации выше интересов индивида; – прошлое, настоящее и будущее находятся в единстве, поэтому большое значение имеет сохранение наследия прошлого, религиозных традиций и ценностей. Отсюда главный принцип консерватизма – традиционализм: необходимость сохранения утвердившихся в обществе идеалов и ценностей. Экономические идеи: – экономика должна строиться на основе частной собственности и свободного рынка; – государство не должно вмешиваться в экономические процессы. Политические идеи: – понятие свободы чуждо человеку; – революции в обществе не имеют позитивного значения, нет необходимости осуществлять радикальные изменения; – демократия – наименее совершенная форма политической жизни; – обществом должна управлять аристократическая элита – наиболее одаренная часть, имеющая соответствующее образование и призвание; – государство должно иметь приоритет над обществом. Социогуманитарные идеи: – важнейший фактор общественного порядка – социальное неравенство. Общество невозможно без иерархии (антиэгалитаризм); – социальная структура общества признается неизменной, социальные перемещения (особенно вертикальные) нежелательны; – равенство может быть только в области морали и добродетелей; – индивид должен рассчитывать исключительно на собственные силы, не ожидая помощи со стороны государства. НЕОКОСЕРВАТИЗМ Збигнев Бжезинский, Дениэл Белл, Раймон Арон. Неоконсерваторы, признавая в целом необходимость государ-ственного вмешательства в рыночную экономику (этот процесс уже реализовывался на практике в западном мире), вместе с тем высказывались за ограничение этого вмешательства, так как оно сдерживает, по их мнению, процессы экономического роста. Признавая также необходимость осуществления государством социальной политики, неоконсерваторы считали, что она должна строиться на таком оказании помощи слабым слоям общества, когда она повышает их экономическую активность. Если же индивиды не реагируют на эту помощь, не стремятся повысить свою квалификацию, получить новую профессию, найти работу, то эта помощь должна быть прекращена. Сохранение политической и социальной стабильности общества имеет приоритет по отношению к свободе личности. Демократия возможна в обществе, но она должна быть элитарной – доступной лишь тем, кто имеет соответствующие способности, специальное образование и призвание. Научно-технический прогресс необходим, но должен осуществляться постепенно, носить организованный характер. |