МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО





С.Н. Мудров, канд. ист. наук

Ярославский филиал Военного учебно-научного центра ВВС («ВВА» им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина)

Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах одинаково актуальна как для нашей страны, так и для всего мира. Стремительно меняющиеся требования предъявляемые к профессионалу, сверхскоростные потоки информации и новейшие технологии, проникшие во все сферы жизни общества требуют поиска и использования новых методов обучения.

Возможности различных методов обучения зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов его применения, мастерства педагога.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определенного понятия «метод обучения».

Харламов И.Ф. дает следующее определение сущности «метода обучения»: «под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалам».

Бабанский Ю.К. считает, что «методами обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Ильин Т.А. понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

Еще одна классификация методов по характеру деятельности обучаемых, принадлежит И.Я. Леркеру и М.Н. Скаткину. Они справедливо отмечают, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии внешних структур и источников [1].

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, а так же характера их деятельности, то степень самостоятельности, проявление творческих способностей должно служить важным критерием выбора метода.

В педагогической литературе широкий спектр методов обучения. Но какой метод выбрать? Как его реализовать, чтобы достичь максимальных результатов?

Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Основу их составляет общение, точнее диалог, в основе которого лежит свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Диалоги отличаются высоким уровнем активности обучающихся. Именно такое содержание вкладывается в понятие «наилучшая практика обучения».

В середине 90-х американскими преподавателями Д.Д. Стилл, К.С. Мередит, Ч. Темпл была разработана педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). В период 80-х – 90-х гг. развитие критического мышления в Европе и США стало одной из основ образования [2].

Д. Клустер выделяет пять основных пунктов в характеристике критического мышления:

1. критическое мышление есть мышление самостоятельное… критическим мышление может быть только тогда, когда оно носит индивидуальный характер;

2. информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;

3. критическое мышление начинается с постановки вопросов, и уяснения проблем которые нужно решить;



4. критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

5. критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими [2].

Согласно работам современных педагогов и психологов критическое мышление определяется как «разумное, рефлективное» мышление, которое позволяет объективно рассуждать, логично поступать в соответствии со здравым смыслом, дает возможность посмотреть на вещи с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым возможностям решения проблем.

Содержание критического мышления лежит в нескольких плоскостях: психологической плоскости, философской и технологической. На психологическом уровне условием развития критического мышления является критическое восприятие материала. Владение различными стратегиями интерпретации текста и релятивистское восприятие фактов, позволяют на философском уровне сформировать представление о многомерности и неоднородности окружающего мира.

Формула критического мышления, выражена в следующей схеме: «вызов - реакция - рефлексия». Данная модель позволяет обучающимся определить цели своего обучения и самостоятельно искать информацию. Критическое мышление целенаправленно формируется в образовательном процессе.

В ходе работы учащийся овладевает различными способами интегрирования информации, учится вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли четко, понятно для других, уверенно и корректно по отношению к окружающим [3].

На методическом уровне технология обучения критическому мышлению представляет собой систему приемов и стратегий, объединяющих методические приемы по видам учебной деятельности не зависимо от конкретного содержания. Базовая модель не только задает определенную логику построения занятий, но и последовательность, способы сочетания конкретных методических приемов.

Технологию развития критического мышления можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развивает мышление и коммуникативные способности, формирует навыки самостоятельной работы.

Однако сами по себе методические приемы не способны развить критическое мышление. Для этого нужно соблюсти целый ряд условий, главным из которых является заинтересованность самого преподавателя. Он должен быть готов к процессу обучения, к работе, к отказу от старых схем и подходов, которые сложились и устоялись, которые не требуют (или требуют незначительных) усилий.

Необходимо разрушение таких педагогических стереотипов как: студент не должен делать ошибок; преподаватель знает, что и как должен делать студент; преподаватель учит, а студент учится; преподаватель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии; на вопрос преподавателя всегда должен быть ответ и т.д.

Развитие навыков критического мышления не исключает необходимости и важности знаний как таковых. Однако не менее важно уметь применять эти знания, находить новые и обновлять старые. В современном информационно-техническом мире умение работать с информацией, выделять в ней главное и второстепенное, прослеживать логику и схемы подачи информации, т.е. уметь анализировать и оценивать воспринимаемые данные – является одним из важнейших навыков для профессионала.

Разнообразные стратегии обработки информации позволяют обнаруживать проблемы и недостатки в сведениях, которые служат отправной точкой для принятия решений (прежде всего управленческих). Способность формулировать и четко декларировать свою точку зрения позволит быстро и эффективно решать проблемные ситуации.

Сочетание знаний и умения критически мыслить дает возможность сформировать личность устойчивую к «эмоциональному кружению», с твердой гражданской позицией и высокими профессиональными качествами.

Такое обучение можно использовать, оно гораздо эффективнее, материал надолго остается в головах учащихся. Методы с помощью, которых достигается цель каждый из обучаемых может взять себе на вооружение для дальнейшего освоения специальности, самообразования и повышения профессиональной квалификации. Эта способность является одним из основных требований, предъявляемых к профессионалам, не зависимо от сферы деятельности.

Очевидно, что переход к учению сосредоточенном на самом учащемся, представляют для педагога значительные трудности, поскольку превращают его из механического переносчика информации в партнера по процессу добычи знаний. При внешней сухой технологичности, данная модель оставляет педагогу широкой поле деятельности для профессионального роста и реализации личных качеств.

В связи с большим арсеналом приемов им методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему. Для каждого педагога эта система может стать персонифицированной. Это очень важно, т.к. в таком случае педагогический процесс становится личностно ориентированным.

 

Литература

 

1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие [Текст] / редактор М. В. Буланова-Топоркова - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

2. Грудзинская Е. Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» [Текст] / Е. Ю. Грудзинская, В. В. Марико. - Нижний Новгород, 2007, 182 с.

3. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. – СПб.: Питер. - 2000. 512 с.

 

Источник: http://yspu.org/





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.