Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве Исследователи выделяют шесть стадий детского эмоционального развития в младенчестве и раннем детстве. По мнению Эйнсворт, поведение привязанности обеспечивает близость к некоторым людям; и младенец, и взрослый должны вести себя так, чтобы их поведение способствовало формированию привязанности. Согласно Боулби, человек рождается с набором запрограммированных моделей поведения, способствующих развитию привязанности. Поведение привязанности как матери, так и младенца развивается постепенно и реципрокно. Боязнь незнакомых людей и страх отделения появляются в возрасте примерно 7 месяцев и существенно варьируют по своей интенсивности у разных детей. Гипотеза несоответствия — это одно из объяснений появления боязни незнакомых людей и страха отделения. Социальные эталоны глубоко влияют на эмоциональные реакции младенца. Паттерны ранних отношений Тест Эйнсворт «Незнакомая ситуация» используется для оценки качества привязанности младенца к тем, кто о нем заботится. Безопасная (надежная) привязанность тесно связана с ответственным стилем родительского поведения. 316 Часть II. Детство • Небезопасная (ненадежная) привязанность имеет три формы: избегающую, амбивалентную и дезорганизованно-дезориентированную, каждая из которых связана с безответственным, индифферентным или обидчивым стилями родительского поведения. • Матери и те, кто заботится о детях, проявляющие больше вербальной отзывчивости и внимания к ним, обычно выращивают детей, отличающихся общительностью и, впоследствии, большей автономностью. • Наблюдая за реакциями младенца, те, кто о нем заботится, узнают, когда ребенок наиболее восприимчив к их сигналам; чем больше сходство между поведением ребенка и заботящимся о нем, тем более внимательным будет малыш. • По мере роста ребенка родители все больше и больше структурируют свои отношения с ним через создание поддерживающих конструкций. • Ранняя синхронность и обмен сигналами закладывают фундамент для долговременных паттернов взаимодействия. • Учреждения дневного ухода за детьми и наличие многочисленных людей, заботящихся о младенце, могут не оказывать негативного влияния на формирование его привязанности; приспособление к яслям и детским садам происходит легче у тоддлеров, имеющих опыт взаимодействия с множественными «показателями заботы». • Недостаток любви и внимания к ребенку со стороны того, кто о нем заботится, может привести к возникновению синдрома неполноценности роста. • Жестокое обращение с детьми в период младенчества может вылиться в формирование небезопасной привязанности и вызвать задержки развития. • Если младенец рождается незрячим, существует опасность, что общение и синхронность будут потеряны; родителей можно обучить наблюдению и интерпретации сигналов, которые ребенок подает руками. • Когда ребенок рождается с нарушениями слуха и глухотой, общение может нарушиться, когда реакции младенца не удовлетворяют ожиданий родителей; здесь также может помочь специальная подготовка родителей. Отцы, братья, сестры и семейная система • Отцы могут быть так же восприимчивы к сигналам младенцев, как и матери, младенцы могут формировать такую же привязанность к отцам, как и к матерям. • Отцы с большей вероятностью будут держать младенцев на руках и обычно проявляют больше физической силы и спонтанности. • Отцы, являющиеся значимыми фигурами в мире их детей, становятся важными ролевыми моделями. • Рождение первенца может стать источником повышенного напряжения для супружеских^ отношений. • Сиблинги формируют важные и долговременные привязанности друг к другу начиная с младенчества. • Двумя негативными аспектами отношений сиблингов являются их соперничество и детронизация (умаление роли) старшего ребенка. Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 317 . Дедушки и бабушки, по сравнению с родителями, часто дают детям больше одобрения, поддержки, симпатии и сочувствия и меньше наказывают их. |