|   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение 
 Как определить диапазон голоса - ваш вокал 
 Игровые автоматы с быстрым выводом 
 Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими 
 Целительная привычка 
 Как самому избавиться от обидчивости 
 Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам 
 Тренинг уверенности в себе 
 Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" 
 Натюрморт и его изобразительные возможности 
 Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. 
 Как научиться брать на себя ответственность 
 Зачем нужны границы в отношениях с детьми? 
 Световозвращающие элементы на детской одежде 
 Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия 
 Как слышать голос Бога 
 Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) 
 Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
 
 
 Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. 
  Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
 
  Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
 | РАЗРАБОТКИ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
 
 
 
      «Личность больного и ее отношение к эксперименту ничуть не оставляется экспериментатором без внимания.,.. Все, что может дать объективное наблюдение за больным, начиная с мимики и кончая заявлениями и поведением больного, должно быть принято во внимание», — писал В. М. Бехтерев. Отсюда принципы комплексности и вариативности патопсихологического исследования и, как следствие, - многообразие методик, применяемых в клинической психологии.
 Приводимые ниже разработки - это лишь примерный перечень возможных лабораторных занятий со студентами по клинической психологии. Из них ассистент, ведущий лабораторные занятия, выбирает те, с которыми студенты еще не знакомы. Ему также предоставляется право, если того требует учебный процесс, применять на занятиях собственные разработки с привлечением хорошо зарекомендовавших себя в клинической психологии методов. В их числе: таблицы Шульте; корректурная проба; счет по Крепелину; методика Мюнстерберга; тест десяти слов, пиктограмма; пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана; тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение; ассоциативный эксперимент; тест дискриминации свойств понятий, метод цветовых выборов Люшера, тест Равена, тест Векслера и др. НАБЛЮДЕНИЕ, ЗА ПРОЯВЛЕНИЕМ ЭКСПРЕССИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПАЦИЕНТА Вводные замечания:Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигатель- ных реакциях. Выразительные движения лица называют мимикой, выразительные движения тела — позой, выразительные движения рук - жестом, а совместные выразительные движения организма в целом - пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика. Г. де Сюпер-виль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях (рис. 6). 
 Рис. 6. Схематическое изображение эмоций человека. Данная схема основана на различиях в направлении линий, соответствующих физиологическим щелям лица - глазным, носовым и щели рта. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх - веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». В отечественной психологии предприняты попытки обобщить данные о выразительных движениях головы, рук и тела, сопровождающих то или иное психическое состояние. Так, проанализировав литературу по искусству, В. Д. Балин выделил и свел в таблицу основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые и используются в настоящей работе для оценки эмоциональных состояний. 
 
 Цель задания: Получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Оборудование: Набор фотографий человека в разных эмо-циональныльных состояниях, на обратной стороне которых сделаны надписи, характеризующие эмоциональное состояние человека, изображенного на данной фотографии; таблица опорных элементов и экспрессивных признаков некоторых психических состояний (табл. 2), протокол эксперимента. Протокол эксперимента Экспериментатор____________________________ Испытуемый________________________________ Измеряемая характеристика___________________ Вид стимула________________________________                                           | № фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека | Опорный элемент | Выделенные для опорного элемента признаки | Интенсивность проявления |                       | 1 2 ... п. |  | Название | Количество | Отдельного признака | Суммарно для опорного элемента |                       |  |  |  |  |  |  |  Ход работы:В задании испытуемый должен оценить экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл. 2). Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные проявления не всегда корректен. Таблица 2 
 
 
 
 |