Изучение массовой коммуникации Комплект заданий для экзамена по дисциплине «Основы теории коммуникации» Ниже содержатся обязательные домашние задания по дисциплине ОТК, соответствующие темам учебного плана, а также дополнительные задания для получения «автомата» (выделены синим шрифтом). Дополнительные задания выполняются по желанию студентов, причем лишь теми, у кого посещаемость была не ниже 70%. Из дополнительных заданий можно выбрать одно-два. Для тех, кто пропустил 2/3 лекционных и практических занятий, необходимо выполнить обязательные задания и по два 1 – 2 дополнительных заданий. Задание 1. Темы: Понятие и сущностные характеристики коммуникации. Информационные аспекты коммуникации. 3) проблема смысла и понимания в коммуникации. 1. Коммуникация - явление универсальное. Как вы это понимаете? 2. Покажите и объясните многообразие определений (дефиниций) понятия “коммуникация”. Как это связано с различными подходами (парадигмами) в понимании коммуникации? 3. В чем состоит специфика социальной коммуникации, ее сходство и отличие от биологической и «технической» коммуникации? 4. Дайте и охарактеризуйте понятие ”PR-информация”. 5. Коммуникация и цивилизация. Коммуникационные революции и их влияние на общество. 6. Опишите различные толкования функций (названия, содержание и др.) коммуникации. 7. Охарактеризуйте наиболее известные (за исключением структурных) модели коммуникации. Задание 2. Темы: Стадии и компоненты коммуникационного процесс. Уровни коммуникации. 1. Используя толковый словарь, сделайте сравнительный анализ следующих понятий: понимание, смысл, значение, содержание. 2. В чем состоит смысловой аспект социальной коммуникации. 3. Что такое понимание и какие проблемы понимания возникают в процессе коммуникации? 4. Раскройте синтетический характер какой-либо разновидности художественной коммуникации. 5. Что значит понимать текст, какие уровни его понимания могут быть (см. «Понимание текста» // http://www.psychologos.ru/articles/view/ponimanie_teksta/ 6. Составьте текст выступления (объемом до 5 стр.) на основе материала «Понимание. Умение понимать. Общение» // http://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/understanding/understanding.php Задание 3. Тема: Стадии и компоненты коммуникативного процесса 1. Опишите наиболее распространенные способы кодирования информации и их применение в рекламе и PR. 2. В чем состоят различия между каналом и средством коммуникации. Представьте их классификации. Приведите примеры. 3. Подготовьте краткий ответ на вопрос: каналы и средства рекламной коммуникации. 4. Охарактеризуйте особенности художественной коммуникации (типы/виды, структура, средства, каналы). 5. Проблема обратной связи в коммуникации. Задание 4. Тема: Вербальная коммуникация Межличностная коммуникация 1. Что такое знак, какими свойствами он обладает и какие из этого следуют требования к культуре речи? 2. В чем разница между знаком кода и знаком текста? Приведите примеры того и другого. 3. В чем состоит ораторское мастерство? 4. Каковы основные типы слушания и в чем состоит умение слушать? 5. Какие факторы являются главными для эффективной межличностной коммуникации? 6. Что такое символическая коммуникация? Как и для чего мы используем язык символов? 7. Какие информационно-знаковые системы (кроме естественного языка) мы можем использовать в целях общения? В чем их особеннности, каковы их сильные и слабые стороны? Задание 5. Тема: Невербальная коммуникация 1. Объясните причины широкого использования невербальных средств коммуникации в межличностном общении. 2. В чем заключаются особенности и сложности невербального общения? 3. Приведите примеры использования невербальной коммуникации (невербальных кодов/знаковых систем) в рекламе. 4. Составьте таблицу пара- и экстралингвистической знаковых систем и их особенностей. 5. Составьте небольшой текст на тему «Национальные особенности невербальной коммуникации. 6. Нарисуйте схему невербальных средств коммуникации и опишите особенности некоторых из этих средств // http://bugabooks.com/book/315-yetika-delovyx-otnoshenij/33-62-kinesicheskie-osobennosti-neverbalnogo-obshheniya.html Задание 6. Тема: Массовая коммуникация Изучение массовой коммуникации 1. Этапы развития массовых коммуникаций. 2. Телевидение /или кино / пресса / радио как канал массовой коммуникации. 3. Виды и особенности сетевых СМИ. 4. Функции современных СМИ. 5. Вклад в теорию коммуникации М. Маклюэна / или М. Кастелса 6. Коммуникация и медиакратия. 7. Тенденции развития средств массовой коммуникации. 8. Реклама /или PR как массовая коммуникация. Задание 7 Тема: |