ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Галлюцинации религиозного содержания Вгаллюцинациях вообще находят себе воплощение образы,играющие большую роль в жизни человека. Естественно, что впрежнее время видения часто имели религиозное содержание.Особенно это относится к средним векам. В том, что в то времячасты были видения чертей или святых, играет роль несколькомоментов. Главной причиной было господство монахов, видев-ших везде бесноватых, одержимых дьяволом, грешников, отдав-ших свою душу черту. Всех, заподозренных в сношениях сдьяволом, подвергали пыткам с целью вырвать у жертвы призна-ние, что она отдала свою душу дьяволу. Следующим этапом былиэкзорцизмы, публичное изгнание беса и сожжение его вместе стелом грешника, в которого он вселился. Так как сожжения «бе-соодержимых» производились десятками и сотнями, то понятно, в каком напряжении находились менее устойчивые люди. Наэтой почве нередко появлялись своеобразные видения. Вера вбесов и в возможность их изгнания была так сильна и так рас-пространена, что многие видели изгоняемых бесов. Нередкогаллюцинации носили массовый характер, дьявола видели од-новременно многие лица. Это объясняется общей настроенно-стью в одинаковом духе; имела значение и взаимоиндукция(сообщение другим тех же настроений и страхов), которая при-водила к одинаковым обманам восприятия. Отчетливость виде-ний давала возможность зарисовывать их. От того временисохранилось много картин, принадлежащих большим художни-кам, которые изображали изгнание бесов по рассказам очевид-цев. В книге Ж. М. Шарко и Поля Рише «Les demoniaques dansTart» дано много репродукций старинных гравюр, иллюстриру-ющих сказанное. Святые Мартин и Жильберт часто фигурируютв качестве изгонятелей бесов. Особенно обращает на себя вни-мание большая гравюра, изображающая святого Бенедикта, изг-навшего беса из монаха, страдавшего одержимостью. Награвюре изображен и сам бес в виде небольшой черной фигурки(рис. 2). Гравюра обозначена 1578 г. К тому же приблизительновремени относится гравюра Жана Колльсарт; на ней можно ви-деть примерно такую же стилизованную фигурку черта (рис. 3). Говоря об изуверствах средневековых монахов, о сожженииневинных, нередко больных людей за сношения с дьяволом, не-льзя не вспомнить Жанну д'Арк, сожженную по постановлениюсуда как еретичку. Написано много исследований, которые по-могают составить представление о ней как о личности и о ее бо-лезненных явлениях. Образ несчастной молодой девушки,сыгравшей большую роль в освобождении Франции от англий-ской оккупации, выданной и сожженной по постановлениюцерковного суда и спустя четыре столетия канонизированнойкак святой, привлекал внимание больших писателей и поэтов.Но ни «Орлеанская девственница» Вольтера, ни «Орлеанскаядева» Шиллера не отражают исторической правды о героинеэтих произведений. Очень много ценного можно найти в книгеАнатоля Франса «Жизнь Жанны д'Арк» как раз в той части, ко-торая в данном случае нас особенно интересует, именно по во-просу о психогенных галлюцинациях. А. Франс основывался набольшом количестве данных, собранных главным образом фран-цузскими авторами; в частности, он пользовался протоколами су-дебного процесса, кончившегося осуждением Жанны на смерть. Вкниге имеется целая глава, носящая название «Голоса». На при-мере Жанны дАрк особенно ясно можно видеть особенности психического фона, на котором развиваются галлюцинации, исудить о механизме их развития. Большое значение имеют времяи обстановка, в которой росла Жанна. Шла война, от которойстрадали главным образом крестьяне, жившие в провинции, вчастности на родине Жанны - деревне Домреми. «Всюду вокруг Рис.2Св Бенедикт изгоняет беса из монаха Рис.3Изгнание беса св Игнатием шла война. Муж крестной матери Жанны был взят на военнуюслужбу. Муж ее кузины был убит из бомбарды. Ее ближайшаяродня была ограблена, дома их сожжены, скот угнан. Ночьюужас, кошмарные сны - вот что составляло ее детство». Все кре-стьянское население было запугано, суеверно. Среди него рас-пространялись разные легенды, отражающие надежды напокойную жизнь и возможность возвратиться к мирному труду.В это время передавалось много легенд, было много предсказа-телей и ясновидящих. Между прочим, в Домреми много гово-рили о древнем предсказании, по которому женщина погубитФранцию, но дева ее спасет. Жанна д'Арк была очень религиоз-на, больше, чем окружающие, наклонна к фантазиям, к мистике.При этом она росла среди суеверий, в атмосфере народных преда-ний, рассказов о чудесных видениях, о святых, о мучениках. В13-14 лет у нее стали появляться видения, ей слышались голоса.Однажды она увидела ослепительный свет и в нем крылатую фигу-ру архангела Михаила (он считался покровителем Франции). Онзаявил ей, что пришел передать ей приказ от Господа, чтобы онашла на помощь дофину, который через нее возвратит свое коро-левство. Архангел Михаил явился в сопровождении св. Екатериныи св. Маргариты, которые после того стали руководительницамиЖанны. Видения стали повторяться все чаще, вначале они вну-шали ей ужас, но после она испытывала большую радость от об-щения со святыми. Св. Екатерина и св. Маргарита настойчивоговорили ей о ее миссии, о том, что она одна может спастиФранцию, должна пойти к дофину и вести его короноваться вРеймс. Жанна вначале сопротивлялась и не шла выполнятьпредсказание. Но видения повторялись, и голоса были очень на-стойчивы. Под влиянием их она совершила ряд действий, поста-вивших ее во главе армии. У психиатров нет достаточных данных,чтобы дать точную квалификацию галлюцинаторных явлений,которые имели место у Жанны. Последовательность действийпочти неграмотной молодой девушки заставляет А. Франса делатьпредположение, что ее действия были внушены ей кем-то, стоя-щим за ее спиной. Это предположение нужно считать достовер-ным после психиатрической работы о Жанне дАрк П. Якоби. Онподверг анализу имеющиеся данные и констатировал, что Орле-анская дева, такая, какой она вошла в историю, очень мало име-ет общего с скромной, неграмотной девушкой из Домреми.Прослеживая ее жизнь, он устанавливает, что галлюцинации унее впервые появились около 13 лет и вначале были неопреде-ленными, носили характер каких-то неотчетливых звуков. Зри-тельные галлюцинации были особенно неопределенны и бесформенны. К ним нужно отнести видение какого-то блестя-щего облака, в котором она увидела или услышала голос св. Ми-хаила. После голоса носили характер, отражающий иопределенные политические взгляды. При этом голоса часто со-общали Жанне такие вещи, о которых раньше не могла знать де-ревенская девушка. П. Якобий указывает на определенныхисторических лиц, которые в действительности руководили ею,используя ее как политическое орудие. Но несомненно былитакже и галлюцинации. В этом случае особенно ясна связь со-держания галлюцинаций с доминирующим в сознании пред-ставлением. Фантазии, навеянные событиями и людьми,направляли мысли и поступки Жанны, создавая фон, на которомразвивались галлюцинации. Заслуживает внимания, что голосаслышались преимущественно тогда, когда доносился колоколь-ный звон отдаленной церкви. Имеются данные, говорящие отом, что перед появлением галлюцинаций девушка была в дли-тельном напряжении, причем сами галлюцинации были продол-жением ее напряженных мыслей о спасении Франции, как быиным их выражением. Совершенно аналогичную роль психогенные галлюцинатор-ные переживания сыграли в истории Лурда, прославленногосвятого места, привлекавшего большое количество различныхбольных, жаждущих исцеления. В романе Золя «Лурд», включаю-щем точно установленные данные, в частности рассказы очевид-цев, психиатр может найти для себя очень много интересного. До1858 г. Лурд был небольшим городком, дремавшим у подошвыПиренеев и не привлекавшим ничьего внимания. Девочка Бер-надетта Субиру 14 лет была болезненным, нервным, очень рели-гиозным и суеверным ребенком. Однажды она, находясь вдалиот дома, среди скал предгорья, около грота, из которого вытекалключ, почувствовала какое-то странное волнение, сильный шумв ушах и вслед за тем перед ней пронеслось словно белое облако.Через несколько дней на том же месте она увидела не облако, асветящуюся женскую фигуру с лицом необычайной красоты.Она сообщила девочке о себе, что она «непорочное зачатие» иприказала ей напиться из ключа, чтобы быть здоровой. Богоро-дица появлялась после этого много раз и настойчиво требовалапостроить часовню, куда со всего света могли бы стекаться веру-ющие на поклонение святыне. Видение Бернадетты вызвало си-льное волнение в Лурде, целые толпы стали стекаться кисточнику, и начали совершаться «чудеса». Естественно, что вряде случаев психогенных расстройств вера в чудо, в «Лурдскую»богородицу, давала исцеление. Это было началом Лурда, каким он стал в последующее время. В этом случае нужно отметить, чторечь идет о ребенке. В детском возрасте наблюдается очень жи-вое воображение и большая внушаемость. Расспросы окружаю-щих, в особенности представителей духовенства, имеющих,естественно, специальный интерес к чудесному явлению бого-родицы и к возможности его реализовать, могли многое внушитьдевочке, в особенности в смысле подробностей. То же самое, в сущности, можно видеть в образе черта, кото-рый являлся Лютеру во время напряженных размышлений о ре-лигиозных вопросах. Образ был настолько ярок и реален, чтоЛютер бросил в него чернильницей. Аналогичное явление - бе-седы Тассо со своим добрым гением. Чем ближе к современности, тем меньшую роль играют в пе-реживаниях широких масс религиозные мотивы. В соответствии сэтим реже выступают видения нечистой силы и вообще галлюци-нации религиозного содержания, но все же они наблюдаются.Рис. 4 относится к недавнему времени. Он представляет видениядьякона, страдавшего зрительными галлюцинациями; он частовидел черта, о котором часто думал, сосредоточиваясь на мысляхо своей греховности и об аде как о естественном возмездии за нее. Зависимость психогенных галлюцинаций от господствующихв данное время настроений и общего направления мыслей, такимобразом, ясно можно видеть на примере галлюцинации религиоз-ного содержания. Хотя они играют в патологии все меньшую именьшую роль, иногда можно наблюдать их большое распростра-нение как своеобразное проявление атавизма. Перед революциейна Юге России были люди, которые замечали какое-то просвет-ление церковных куполов, другие видели иконы на дне колодцев.В случаях массовых галлюцинаций, несомненно, приходится счи-таться с взаимной индукцией и повышенной внушаемостью. Осо-бенно ясно это выступает в одном случае, относящемся кнесколько более раннему времени: в одном из московских панси-онов одна девочка увидела, что лицо Христа на иконе делаетсякак-то совсем живым; она сообщила об этом подружкам, и тетоже стали замечать такое явление. Во всех перечисленных случаях в галлюцинаторных образахвоплощаются представления, игравшие особенно большую рольв психической жизни человека. Имеет значение особая настро-енность, создающая предрасположенность к восприятию имен-но определенных явлений. В перечисленных примерах речьидет, главным образом, об аффективной религиозности, кото-рой определялось и содержание галлюцинаций. Такую же рольможет сыграть фанатическая настроенность. Так нужно оцени-вать состояние студента, совершившего покушение на Наполео-на, когда тот разгромил Австрию и вступил в Вену. Актупокушения предшествовало особое состояние напряженности смыслями о спасении родины. В высоте студент услышал громо-вой голос, голос свыше, который приказывал ему убить Наполе-она. Особенностью рассматриваемых галлюцинаций являетсяидентичность, связь содержания с определенными мыслями, до-минирующими в сознании длительное время, и зависимость отних генеза. Доминирующие в психике представления вторгаютсяв сферу восприятия и приводят к ее расстройствам. В связи сэтим стоит повторение одних и тех же галлюцинаций, принима-ющих характер навязчивости. Идентичность галлюцинаций рас-сматриваемых групп особенно выступает в случаях расстройстввосприятия, внушенных в состоянии гипноза. Явления послед-него мало изучаются в последнее время, но в литературе можнонайти описание расстройств этого рода. Как известно, легкоудаются опыты с внушением видения цветов или других ка-ких-либо предметов. И здесь приходится считаться чаще всего сзрительными галлюцинациями. Нужно иметь в виду, что и в данном случае галлюцинаторные образы имеют местона фонеизмененного сознания. |