МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Экзистенциальная терапия Ирвина Ялома.





ГЕНОГРАММА – РЕСУРСЫ РОДА

Леонид Жуков

Краткое описание: Материалы к учебному курсу по генограмме: темы занятий, конспект теории, примеры. Курс разработан Леонидом Жуковым.

Очевидности рода.Материальные очевидности: кровная связь, причинно-следственная логика развития рода, материальная основа – передача генетической информации через ДНК. Духовные очевидности: семейно-родовые традиции, вероисповедание, верования и суеверия.

Генеалогическое древо как карта семейно-родовых отношений. Понятие генограммы (геносоциограммы). Генограмма (геносоциограмма) как карта материально-духовной структуры рода. Схема «социального атома» как генограмма «здесь и сейчас». «Социальный атом» представляет собой жизненный мир человека, включающий не только родных и близких людей, но также места (дом), вещи, домашних животных и т.д.

Элементы генограммы: персонажи (участники) и отношения между ними (кровные и человеческие). Статусы и характеристики участников: имена, старшие/младшие, живые/мертвые, профессиональная принадлежность, творческие интересы, вероисповедания, мужчины/женщины, близкие/далекие, любимые/нелюбимые, знакомые/незнакомые, влиятельные/незначительные и проч.

Понятие семьи: «ядерная семья» (nuclear family), большая или расширенная семья, род. Род как одна родовая (фамильная) линия, и род как совокупность всех родовых линий. «Смешанная пара» – объединение двух родов в ядерной семье. Родительская семья и собственная семья. Семья как общее название для Ядерной семьи, Расширенной семьи и Рода.

  1. Семья - это актуализированный род. Род - потенциализированная семья.
  2. Семья: взгляд с точки зрения социолога и с точки зрения психолога. Общество как коммуникация. Психика как переживание (гештальт). Объективация/статуирование психических феноменов через отношения/коммуникацию с другими людьми («Ключи к реальности находятся в руках у Другого»). Семейные отношения – статуирование наиболее фундаментальных черт психики человека. Семья как общественный институт. Формы семьи в обществе: официальный брак, гражданская семья, сожительство, любовная связь.

Семья как элемент психической системы: проблема базовой безопасности, понятие семейной лояльности (единства семьи), понятие «семейной бухгалтерии» (счет обязательств, прав, долгов, обид, вины), семейный порядок и его нарушения (иерархия и проблема парентификации). «Порядки любви» по Берту Хеллингеру.

  1. Социальное статуирование семьи: регистрация брака, праздник бракосочетания. Официальная семья (зарегистрированная) и Гражданский брак. Семьи в разных культурных и субкультурных традициях: разные конфессии (ислам, христианство, иудеи, буддисты), разные цивилизации (западная, восточная) и т.д.; современные нетрадиционные семьи (однополые браки, «шведская семья») и пр. Мафиозная семья, как тип криминальной организации.
  2. Эволюция Семьи как социальной системы. Семья как наиболее древняя форма социальной дифференциации. Сегментарное общество: семейные (родовые) кланы и территориальные племена. Эволюция Общества: Сегментарное общество, дифференциация центр-периферия и иерархическое деление, стратификация, функционально дифференцированное общество. Общество как всеобъемлющая система.

 



Современные социологические теории:Альфред Шюц, Талкотт Парсонс, Никлас Луман. История социологии: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм.Системный подход Никласа Лумана. Системная теория и теория гештальт подхода – общие основания.
Терапевтические и социальные теории как принципиально универсальные теории, замыкающиеся соответственно, на психику и на общество. Структура семьи с позиции системного подхода Никласа Лумана (т.е. различения система/внешний мир): ценности-личности и роли-программы. Семейные ценности как формирующее семью различения и личности как ее необходимые элементы.

  1. Семейные ценности: долг, взаимопомощь, семейная лояльность, уважение к старшим. Семья как совокупность личностей (членов семьи) и отношений между ними. Отношения: гендерные, любовные (энергетические), иерархические (властные) и экономические (материальные).
  2. Структура семьи с точки зрения безопасности. Различения защита/безопасность, безопасность/риск, риск/опасность. Материальные, духовные и психические элементы защиты.
  3. Взаимопроникновение, сопряженные структуры, ко-эволюция разных типов систем. Системы, сопряженные с психической системой: биологическая (тело), социальная (семья).
  4. Взаимосвязь интеракции, организации и общества (трех форм представления социальной системы). Общество и организация статуируются в эпизодах интеракций. Семья, как форма общества, статуируется в семейной культуре – семейных преданиях, правилах, традициях, ритуалах, семейных амулетах, ценностях, имуществе, землях. Семья, как организация, определяется способами принятия решений.

Терапевтические теории. Трансгенерационная терапия в гештальт подходе: обнаружение и прояснение скрытых механизмов семейно-родового влияния на жизнь отдельного человека. Гештальт подход как философская основа, интегрирующая различные терапевтические теории. Теории семейной терапии: психоанализ З.Фрейда (Эдипов комплекс, сепарация, трансферентный перенос, тревожащая странность), теория семейных лояльностей Бузормени-Надя (психоаналитическая), триангуляционная теория Мюррея Боуэна (агрессор-жертва-спасатель), теория «двойного узла» (double bound) Грегори Бейтсона и группы Пало Альто, теория систем Хейли (парадокс и контрпарадокс), циклическое интервью (итальянцы, Пьер Паоло Пазолини), системный подход Курта Людевика (аутопоэзис, самореференция, рефлектирующая команда).

Членство в семье. Различение: я/семья. Членство как смысловая граница семьи как социальной системы и, в частности, как организации. Семейная корпоративность. Семейная солидарность, сплоченность. Степень принадлежности Семье (эксклюзия, инклюзия). Понятие «крови» как знак членства в семье. Представление о Семье как о естественной (природной, натуральной) целостности. Внешний мир семьи: предметный, временной, социальный. Семья и Общество (системы власти, экономики, любви, науки, религии и пр.). Семья и другие семьи и организации. Семья и люди. Культурные типы семей: обычная, интеллектуальная, элитарная…

Отношения в семье. Закономерности отношений в семье и роде. Архетип семьи, семейные мифы. Традиции. Формула семьи как паттерн индивидуального поведения. Семейные отношения: иерархические, гендерные, сиблинговые, имущественные, ценностные, традиционные, ритуальные. Трансферентные переносы: роли Отца, Матери, Братьев, Сестер, Старших членов семьи.

  1. Оценка семейных отношений. Отсутствие объективных критериев. Субъективность оценок семейной проблемы. Теория Курта Людевика: проблемная система, система, нуждающаяся в помощи, клиническая система, терапевтическая система.
  2. Теория Эрика Берна: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  3. Теория Карла Витакера: конкуренция Родов (Расширенных семей) в Ядерной семье.
  4. Семья и терапевтическая группа. Терапевтическая группа как модель семьи. Различение Терапевтической группы как социальной системы и Родов участников группа как представителей других социальных систем. Трансферентные переносы в терапевтической группе.

Психические типы семей:шизофреническая, невротическая, нарциссическая семья. Особенности семьи с родителями, сочетающими разные психические типы (шизофренический, невротический, нарциссический). Временные изменения: в обычной жизни и в экстремальных условиях.

Предметно-пространственная организация семьи. Места жизни. Частота и форма связи между разными местами. Понятие Дома, Семейного очага. Идентичность и аутентичность семьи. Семейные реликвии. Старые вещи, фотографии, картины. Телесные феномены как форма взаимопроникновения семейно-родовых и индивидуальных влияний (результат генетики и культурных традиций).

Временная структура семьи: семейные праздники, формы совместного питания, семейные встречи. Расписание дня семьи – в будний день, выходной, праздничный и специфически семейный (например, в семейные праздники – день рождения, день бракосочетания, день поминовения). Значимые даты.

  1. Основной закон сохранения системы: циркулярность (аутопоэзис, самореферентность).
  2. Воспроизводство «плохих» паттернов как «творческое приспособление».
  3. Развитие Семьи. Временная динамика семьи: молодая семья, зрелая семья, угасающая. Динамика семьи как воспроизводство коммуникации. Минимальный цикл воспроизводства. Структура семьи как семейные ожидания (например, ожидание верности).
  4. Теория Фрейда: эдипов комплекс как личностно-родовая структура.

Структура власти и экономики семьи. Лидерство и распределения энергии в семье. Духовная энергия – любовь; материальные ресурсы (энергия) – недвижимость, финансы, драгоценности, вещи; биологические ресурсы – наследственность, здоровье, физические качества. Родовые источники энергии. Кто содержит семью? Семейный и родовой капитал. Материальный (вещный, финансовый, генетический) и духовный (трудовой, воспитательный) вклады предков в семейный капитал. Закон сохранения энергии в Семье («порядки любви» Хеллингера). Типы воспитания: на основе любви или долга.

Семейные феномены.Семейные истории и феномены рода: совпадения дат, жизненных сюжетов, профессий, заболеваний, интересов, эстетических вкусов, типов питания, способов обращения с имуществом. Смысловая связь совпадений – исследование культурно-исторического контекста страны и рода. Семейные ценности. Различения: любовь/долг, семья/род, членство/свобода, верность/измена.

Экзистенциальный смысл как генерализация смыслов семейных феноменов в жизни человека. Экзистенциализация как превращение семейных феноменов в форму индивидуальных психических особенностей. И наоборот – генеалогизация индивидуальных особенностей как перевод их в формы жизни рода и семьи. Экзистенциальные смыслы: смерть, любовь, одиночество, свобода, долг, изоляция и бессмысленность (четыре конечные данности бытия по Ирвину Ялому: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность).

Индивидуализация. Социальный смысл: отдифференциация человека от своей семьи и рода. Психический смысл: идентификация и аутентификация человека как личности. Что есть во мне такого, что не было создано во мне семьей/родом? В чем я уникален? В чем моя особенность? Что в себе я создал сам? Индивидуализация как основа воспроизводства рода.

БИБЛИОГРАФИЯ

Анн Анселин Шутценбергер. «Синдром предков».

Винцент де Гольжак. «История в наследство».

Ирвин Д. Ялом. «Экзистенциальная терапия».

Курт Людевик. «Системная терапия».

Никлас Луман. «Социальные системы. Очерк общей теории».

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ (из книги Анн Анселин Шутценбергер и др.)

Геносоциограмма - история термина. Технику геносоциограммы, основанную на размышлениях Морено, которые развивает Анн Анселин Шутценбергер, разработал в Дакаре (и привез в Ниццу в 1978 г.) профессор Анри Колломб. Геносоциограмма позволяет получить наглядное социометрическое (аффективное) представление о генеалогическом, семейном древе с его характеристиками фамилий, имен, мест, дат, связей и главных событий жизни: рождений, бракосочетаний, кончин, значимых болезней, несчастных случаев, переездов, выборов профессий, выходов на пенсию. Геносоциограмма является комментированным представлением генеалогического древа (генограммы). Обычно происхождение генограммы связывают с конференцией по семейной терапии Мюррея Боуэна (1967) (Шутценбергер, с.22). Фрейд определяет тревожащую странность как «неожиданное возвращение элементов, которые должны были быть уже давно преодолены или вычеркнуты и которые как бы достались нам от прошлого, от первобытного человека. Это возвращение архаического или же элементов, которые могли и должны были быть вытеснены... поскольку связаны с ужасом, отвращением, тревогой, чем-то пугающим [...] связаны со временем, в котором мы живем» (ibid., 220). (Написано в конце Первой мировой войны, опубликовано в 1919г.). Вслед за Марией Терек мы можем распознать в «тревожащей странности» длительный и навязчивый эффект семейной тайны (неотступность семейной тайны), или неожиданное возвращение вытесненного, или травматизм военных ужасов (Фрейд лечил раненых при Вердене) (Шутценбергер, с.24).

Так называемая группа Пало Альто содержательно связана с гипотезой «двойной связи», «двойного принуждения» (double bind) — серьезным нарушением общения в семье, когда высказываются более чем противоречивые послания. Они структурируются таким образом, что на словах утверждается что-нибудь одно, а иным способом, скажем с помощью языка тела, утверждается другое. Таким образом, два утверждения взаимоисключаются или блокируются. Это так называемая «двойная связь» — «двойное послание с двойным принуждением». Поэтому, если послание является приказанием, то чтобы подчиниться, ему не следует подчиняться. Кроме того, запрещено говорить о том, что приказание запутанно, противоречиво и «обязательно» (Шутценбергер, с.27).

Представители теоретической школы, называемой стратегической системной терапией, используют парадокс, то, что его провоцирует, «больного по воле других» и его семью. Они считают, что реальная проблема больного известна ему самому и его семье. Базовый принцип этих специалистов заключается в том, что каждый может определить свою собственную реальность. Разрешение трудных жизненных ситуаций, связанных со здоровьем как физическим, так и психическим, становится сущностной проблемой. Вмешательство терапевта направлено на переопределение реальности, но более функциональным способом. Выражаясь языком Гоффмана, можно сказать, что надо суметь увидеть, воспринять, поместить событие в иную перспективу, в иную рамку, в другой контекст, то есть осуществить рефрейминг. (Семейная межгенерационная терапия с Мюрреем Боуэном, Иваном Бузормени-Надем, Маурисио Андолси, Хельмом Стаерлином (Гейделъберг), которые развивают понятие «делегирования», например, «долга, который передают от одного поколения другому, как горячую картофелину») (Шутценбергер, с.28).

Структурная семейная терапия — другая отрасль системной терапии — ставит задачу изменить привычки выстраивания отношений в семье, отношений, ставших стереотипными. Именно в Филадельфии в Детской консультативной клинике в ближайшем окружении С. Минухина «системщики» создали свою школу и широко использовали свои техники, главным образом в детской терапии. Важно отметить, что речь идет о подходе, основывающемся на принципе «здесь и теперь». Мюррей Боуэн, известный благодаря введенному им понятию «совокупного семейного Я» и благодаря своим техникам превращения трехсторонних конфликтов (триангуляции) в конфликты двоих (диады), поднимает проблему передачи тревоги от одного поколения к другому, если триангуляция не разорвана (Шутценбергер, с.29).

Семейная психоаналитическая терапия - направление семейной терапии, которое, основываясь на психоанализе, пытается распространить его понятия и аналитические инструменты на семью, рассматриваемую как серию диад (Натан Аккерман, Иван Бузормени-Надь и во Франции Николя Абрахам и Мария Терек). Н. Аккерман (Натан Аккерман работал в психодраме с Дж.Л. Морено, который с 1930 г. лечил пары и семьи с помощью психодрамы и групповой психотерапии) (Шутценбергер, с.30).

Экзистенциальная терапия Ирвина Ялома.

По Ялому существует четыре конечные данности бытия: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.