МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Анализ состояния рынка пластиковых карт





В настоящее время происходит бурное развитие платежных систем. Сейчас коммерческий банк невозможно представить без эмиссии, внедрения и обслуживания банковских карт. Банковская карта является классическим инструментом комплексного обслуживания частных клиентов. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемой частью сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. Однако, несмотря на давнюю историю развития карточного бизнеса в зарубежных банках, в условиях развития российской банковской системы этот инструмент появился сравнительно недавно и эффективность его использования еще недостаточна.

Проблема, стоящая перед коммерческими банками в рамках развития рынка пластиковых карт заключается в разработке и внедрении новых технологий обслуживания банковских карт для расширения круга клиентов, использующих все функциональные возможности банковской карты. Большинство коммерческих банков внедряет онлайн-услуги по картам, развивают сеть банкоматов и терминалов с широким набором функций, что в современных условиях является основным фактором конкурентоспособности данного вида услуг.

Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития банковского бизнеса. Пластиковая карта – это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности.

Банковская пластиковая карта — документ, выдаваемый клиенту банком и используемый для идентификации при безналичной покупке товаров в магазинах или получении наличных денег. В основе расчетов банковской пластиковой картой лежит система договорных отношений между основными участниками операций: с одной стороны — банками, магазинами и предприятиями сервиса, с другой — клиентами банков (держателями карт).

Согласно Положению ЦБ «Об эмиссии платежных карт и об операциях совершаемых с их использованием», кредитные организации могут выпускать 3 вида карт: расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные [1].

Дебетовая — используется для совершения операций в пределах суммы денежных средств, находящейся на банковском счете держателя карты и (или) кредита, предоставляемого кредитной организацией — эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).

Кредитная карта используется для совершения операций с помощью средств, предоставленных кредитной организацией в пределах расходного лимита и в соответствии с условиями договора.

Предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации в соответствии с требованиями Федерального закона № 161-ФЗ [2].

Каждая карта — это носитель информации в электронном виде, информация наносится следующими способами: графическая запись; эмбоссирование; кодирование на магнитной полосе; чип; лазерная запись (оптические карты).

Самой ранней и простой формой записи информации на карту было и остается графическая запись — наносится цветное фотографическое изображение держателя карты и лазерный образец подписи.

Эмбоссирование — нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Эмбосированием на карту наносят фамилию и имя держателя карты.

Магнитные карты — тип карт, имеющих возможность хранения и изменения данных на магнитном носителе, имеют тот же вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи.

Наиболее защищенная от мошенничества и подделок — карта с чипом (от англ. chip — кристалл с интегральной схемой) или микросхемой. Карточки с чипом также называются смарт-картами.

Карты оптической памяти имеют большую емкость, но данные на них могут быть записаны только один раз. Данные карты в банковских технологиях распространения не получили из-за их высокой стоимости и считывающего оборудования.

Каждая пластиковая карта защищена персональным идентификационным номером (ПИН), обычно, это число, состоящее из 4 цифр (пароль), которое выдается владельцу вместе с картой, без него невозможно снять средства с карточного счета.

Количество выпущенных банковских карт кредитными организациями с 2010 года выросло на 70 %. Ниже представлена динамика эмиссии банковских карт в тысячах единиц с 2010 по 2014 годы.

 

Диаграмма 1. Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями (в тысячах единиц)

На диаграмме 1 видно, что рынок пластиковых карт в России бурно развивается в настоящее время. Количество карт в абсолютном выражении за 2010—2014 гг. выросло на 100298 тыс. штук, что составляет 170 % от показателя 2010 года.

В 2014 году наибольшую долю в структуре платежных карт составляли расчетные (дебетовые) карты (почти 85,8 % или 192,5 млн. карт). Нужно отметить, что развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации происходит, в основном, за счет реализации зарплатных проектов [3].

Кредитные карты стали более активно распространяться, преимущественно в связи с реализацией банками различных программ потребительского кредитования. Их доля в общем числе эмитированных карт составила 14,2 % или 31,8 млн. карт.

Ниже представлена динамика выпуска дебетовых и кредитных карт с 2010 года по 2014 в тысячах единиц.

 

Диаграмма 2. Количество дебетовых и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями (в тысячах единиц)

Можно сделать вывод, что пластиковые карты приобретают всё большую популярность, так как они имеют большое количество преимуществ: удобство и безопасность хранения денежных средств выше на карте, чем наличными; нет нужды планировать сумму, которую требуется взять в магазин, владельцы карточек с овердрафтом при необходимости могут рассчитывать на сумму, большую той, которой располагают; можно путешествовать, не заботясь об обмене валюты; быстрый способ получения заработной платы; посредством карточки можно быстро и не выходя из дома оплатить товары и услуги в Интернете.

Но, так же, существуют и недостатки применения пластиковых карт: денежные средства на них доступнее для преступников, чем те, которые лежат на банковском счету, злоумышленник, завладевший карточкой и кодом, при недостаточной расторопности владельца может снять наличность; известны случаи махинаций — подделка, взлом кода, мошенничества при оплате товаров и услуг в Интернет; не все точки торговли и сервиса имеют терминалы для оплаты банковской карточкой; некоторые банки имеют ограниченное количество банкоматов; если воспользоваться терминалом «чужого» банка, снимается определенный процент комиссионных.

Развитие рынка банковских карт в России позволяет не только увеличить прозрачность операций на финансовом рынке, но и привлечь денежные средства в банковскую сферу, что в свою очередь повышает кредитные возможности банков. Также минимизируются издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, увеличиваются налоговые поступления, развиваются такие сферы деятельности как социальная, производственная, сфера занятости.

На 01.07.2015 г., по данным Центрального банка России, российскими банками было эмитировано 234,11 млн платежных карт (годовой рост составил 6,44% в сравнении с показателем на 01.07.2014 г. – 219,945 млн карт). Из них 203,703 млн карт составляли дебетовые (расчетные) карты (87% эмиссии), и 30,407 млн – кредитные карты (13%). При этом количество дебетовых карт в Российской Федерации увеличилось на 7,9% (с 188,776 млн), а количество кредитных карт в обороте, наоборот, сократилось на 2,44% (что связано прежде всего с отзывом лицензии у ряда эмитентов таких карт). Необходимо отметить, что банки выпускают также предоплаченные карты, суммарное количество которых в обороте довольно значительно, достигая, по разным оценкам, нескольких десятков миллионов. Однако ЦБ РФ не включает данные об этих продуктах в свои информационные материалы, поэтому точная оценка данного сегмента рынка представляется затруднительной и требует отдельных подсчетов [4].

Отметим, что в результате политики Центрального банка по санации банковской системы страны общее количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию или эквайринг платежных карт, сократилось в РФ на 7,8% по сравнению с 01.07.2014 г., составив 572 банка. При этом на 01.07.2015 г. количество банков, осуществляющих эмиссию платежных карт, составило 568 (сокращение на 7,2% за год), а осуществляющих эквайринг таких карт – 522 (сокращение на 6,6% за год).

Как свидетельствуют данные ЦБ РФ по структуре эмиссии карт, для платежной системы РФ характерно абсолютное превалирование дебетовых карточных инструментов над кредитными – 87% против 13%. Крупнейшими эмитентами платежных карт являются Сбербанк России, ВТБ24, Альфа-Банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, УРАЛСИБ, Росбанк и др. Еще одним крупным игроком на рынке массовых платежных карт, как полагает ряд экспертов, может стать и создаваемый в России «Банк Почты России» («Почтовый банк»).

Среди всех российских банков Сбербанк России сегодня является абсолютным лидером рынка по эмиссии как дебетовых, так и кредитных карт. В общем объеме эмиссии этой крупнейшей кредитной организации России, составлявшем на 01.01.2015 г. 101,9 млн платежных карт, доля дебетовых карт составляла 85,67%, а кредитных карт – 14,32%, что практически совпадает с общей структурой эмиссии в стране.

Проникновение банковских карт в России также демонстрирует достаточно уверенный рост. Согласно оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), доля держателей банковских карт среди населения выросла более чем на 20% с 2013 по 2014 г. (с 58% до 71%).

Минимальный уровень проникновения (около 50%) наблюдается среди пенсионеров и неработающих.

Доля безналичных транзакций по картам в России растет.

В отношении количества безналичных транзакций по платежным картам в России наблюдается отчетливо положительная динамика. Их доля в общем количестве карточных операций растет и составляет уже более двух третей, о чем свидетельствуют данные ЦБ РФ.

Так, если в первом полугодии 2014 г. из общего числа карточных транзакций (4 285,9 млн) 62% (2 679,9 млн) составили операции по оплате товаров и услуг, то в 2015 г. их доля достигла уже 70,74% (3 863,7 млн транзакций из 5 461,6 млн), и лишь 29,6% (1 597,8 млн) операций по картам пришлось на выдачу наличных средств.

Что касается объема безналичных транзакций по картам, то здесь, несмотря на менее впечатляющие темпы роста, также налицо устойчивый тренд плавного увеличения данного показателя. Так, в первом полугодии 2015 г. доля безналичных операций по оплате товаров и услуг в общем объеме российских карточных транзакций, по данным ЦБ РФ, составила 23,85% (3 568,4 млрд руб. из общего объема 14 963,7 млрд руб.). При этом в первом полугодии 2014 г. этот показатель равнялся 20,05% из общего объема карточных транзакций в 13 834,9 млрд руб.

Сегодня более 90% выпущенных в России карт приходится на продукты международных платежных систем Visa и MasterCard. В 2015 г. доля платежной системы MasterCard на карточном рынке России, согласно экспертным оценкам, составляет 35%, а доля платежной системы Visa – более 50%. Оставшиеся 10–15% приходятся на локальные российские системы (Золотая Корона», NCC/UnionCard).

В 2015 году MasterCard, а чуть позже и Visa перевели свой процессинг по внутрироссийским транзакциям в Национальную систему платежных карт (НСПК) согласно новым требованиям российского Закона «О национальной платежной системе». Окончательный перевод в НСПК внутрироссийского трафика ряда других международных платежных систем – JCB, UnionPay и American Express – планировался на 1 января 2016 года, однако в СМИ обсуждается официально неподтвержденная информация, что Центробанк рассматривает возможность переноса этого шага на более поздний срок. К настоящему времени семь российских банков эмитировали все типы карт – от предоплаченных до кредитных и дебетовых, включая премиальные продукты. Так, Газпромбанк эмитировал карты «Мир – Maestro». В числе банков пилотной группы, осуществивших эмиссию первых карт «Мир» – Газпромбанк, МДМ-Банк/БИНБАНК, РНКБ, Связь-Банк и СМП-Банк. Все указанные банки (являющиеся и эмитентами, и эквайерами) полностью реализовали в своей инфраструктуре такой функционал карточных продуктов «Мир», как выдача и внесение наличных в кассах и сетях устройств самообслуживания, оплата покупок в сети торгового эквайринга, денежные переводы Card2Card. Ряд банков выпустили свои карты «Мир» с российским чипом. Вторая группа банков участников платежной системы, состоящая из 21 банка, планирует завершить тестирование карт в своей инфраструктуре в 2015 г. В 2016 г. они откроют свои эквайринговые сети для приёма карт «Мир» к обслуживанию и начнут самостоятельную эмиссию карт «Мир».

В стратегии НСПК прописано, что компания планирует к 2019 г. выпустить порядка 120 млн карт под брендом «Мир», что, безусловно, серьезнейшим образом изменит структуру российского карточного рынка, на котором сегодня обращаются чуть больше 234 млн платежных карт всех типов и систем. По данным самой НСПК, масштабная эмиссия карт «Мир» начнется в 2016 г [3].

С ростом количества и объемов безналичных транзакций по банковским картам коррелируют и тенденции, прослеживаемые в динамике инфраструктуры приема банковских карт в РФ.

По данным ЦБ РФ, инфраструктура приема платежных карт в России по состоянию на 01.07.2015 г. представлена 1 299 418 POS-терминалами, установленными в торгово-сервисных предприятиях (ТСП), и 158 711 POS-терминалами в пунктах выдачи наличных. Также она включает в себя устройства банковского самообслуживания (банкоматы и банковские информационно-платежные терминалы), общее количество которых составило на указанную дату 218 768 устройств. Из них 125 105 устройств обладают функцией автоматизированного приема наличных денег (cash-in).

Динамика сети устройств банковского самообслуживания в РФ демонстрирует сокращение числа банкоматов и информационно-платежных терминалов. По сравнению с данными ЦБ РФ на 01.07.2014 г., общее количество устройств сократилось на 7,1% (с 235 505 до 218 768 шт.). Отметим, что сокращение коснулось как устройств с функционалом cash-in, так и традиционных банкоматов, в которых присутствует только функционал cash-out.

При этом POS-терминальная сеть в РФ, наоборот, имеет выраженную тенденцию к росту. Так, за год, прошедший с 01.07.2014 г., количество POS-терминалов в ТСП выросло на 27,8% (с 1 016 516 до 1 299 418 единиц), а число POS-терминалов в пунктах выдачи наличных сократилось на 7,8%.
По оценкам компаний Gemalto и Ingenico, количество POS-терминалов с поддержкой NFC в России в 2015 г. выросло за год более чем в три раза, достигнув рубежа в 100 тыс. устройств. J'son Partners приводит более скромные оценки – рост на 136%, с 25 тыс. до 59 тыс. инсталлированных устройств. Количество POS-терминалов с поддержкой NFC в России, по прогнозам Gemalto, к 2016 году должно вырасти до 235 000, что составит 25% от общероссийской инсталляционной базы POS-терминальных решений.

Уровень проникновения карт с бесконтактным интерфейсом и частота их использования в России растут быстрыми темпами. Согласно данным MasterCard, количество бесконтактных транзакций MasterCard PayPass в России увеличилось за год более чем в четыре раза.

Согласно экспертным данным, опубликованным в исследовании J’son Partners Consulting, максимальная оценка числа потенциальных пользователей NFC в России на середину 2015 г. составляла не более 2 млн с перспективой роста до 7,5 млн уже в 2016 г. (оптимистичный сценарий). Также, по прогнозам компании «Евросеть», к 2017 г. оборот рынка бесконтактных платежей в России составит не менее 20 млрд руб, а при благоприятном развитии событий достигнет 50 млрд руб.
Внутреннее производство банковских карт пока практически полностью закрывает потребности банков-эмитентов в Российской Федерации (за исключением ряда нишевых проектов).

Среди наиболее крупных российских производителей карт выделятся тройка лидеров – «Розан Файнэнс, «Алиот» и «НоваКард». Заметны также позиции таких производителей, как «НИИМЭ и Микрон», «Ситроникс», «Оренкарт». При этом российский производитель банковских чипов «НИИМЭ и Микрон» рассчитывает увеличить свою долю рынка с началом массовой эмиссии карт «Мир» благодаря возможности производить как отечественные чипы, так и конечный продукт – банковские карты. Банковские карты с чипом «Микрона» прошли испытания в НСПК и были внесены в список рекомендованных.

Параллельно с подготовкой к серийному производству «Микрон» работает над модернизацией своего чипа и планирует выпустить обновленную версию с нативной реализацией платежного приложения весной следующего года.

Наиболее крупным иностранным игроком на рынке производства платежных карт в России является компания Gemalto. Эксперты также высоко оценивают потенциал китайских компаний по производству и поставке карт на рынок России, однако пока большинство из них испытывают сложности с адаптацией к реалиям российского бизнеса.

 

 

Библиографический список

1. Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт/Система КонсультантПлюс.URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=52513

2. О национальной платежной системе/ Система КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/

3. Рынок платежных карт Российской Федерации в 2015 году: краткий обзор / Журнал «ПЛАС». URL: http://www.plusworld.ru/articles/rynok-platezhnykh-kart-rossiyskoy-federatsii-v-2015-godu-kratkiy-obzor/

4. Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт/ Центральный банк РФ. URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/ print.aspx?file=sheet013.htm

 

 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.