ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | НОВЫЕ СТИМУЛЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педагоги, которые поставили перед собой задачу развить творческое начало в своих учениках, могут воспользоваться еще одной рекомендацией Каллаган относительно стимулов, активизирующих любознательность. Вполне очевидно, что новые материалы, предоставляемые в распоряжение детей (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.), толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Признавая стимулирующее значение новых материалов и предметов, Каллаган предложила весьма оригинальный способ развития детской любознательности и креативности, который предполагает принятие учителем совершенно необычной роли. Смысл всего сказанного хорошо раскрывает приводимый ниже эпизод. Во время урока учитель рассказывает детям о свойствах воздуха. В качестве вспомогательных материалов использовались велосипедный насос и камера. Каждый ученик должен был накачать камеру до необходимого предела. Спустя несколько дней дети вдруг заметили на своей игровой площадке лежащего без движения учителя — он исполнял роль спущенной велосипедной камеры. Один из самых сообразительных детей сделал вид, что «накачивает» учителя насосом. По мере того, как его «накачивали» учитель менял позы и положения; сначала он принял сидячее положение, затем развел в стороны руки, сделал глубокий вдох и что есть силы надул щеки, как-будто «камеру» наполнили воздухом до отказа. Учителя продолжали надувать. Наконец настал такой момент, когда импровизированная камера «лопнула» — учитель издал звук, имитирующий звук лопнувшей шины, и беспомощно распластался на земле. Дети, наблюдавшие за этой сценой, дружно рассмеялись и каждый из них выразил желание «накачать камеру». В конце концов, среди детей нашлись добровольцы, которые согласились быть «камерой». Игра продолжалась уже без учителя. Новые стимулы в сочетании с оригинальными формами занятий, предложенные учителем, как видно из нашего примера, способствуют вовлечению детей в творческую игровую активность. ВНУТРЕННЕЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ УСИЛИЙ Вводя в игру новые виды действий, направленных на расширение и обогащение репертуара детских игр, учитель рассчитывает, что они будут подхвачены детьми и получат дальнейшее развитие в разнообразной игровой тематике. Вся сложность состоит в том, каким образом подвести детей к активному высказыванию своих идей. Когда Каллаган предложила ввести поощрение детей за высказывание оригинальных замыслов, руководствуясь тем, что подкрепление увеличивает вероятность их появления, сам термин «поощрение» был не совсем четко определен. В чем же конкретно состоит это поощрение? Какое поощрение является самым эффективным? Каков механизм его действия? Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя следующий эпизод. Про Билли Учитель и три его маленьких ученика играют на полу цилиндрами. Учитель только что показал детям, как надо пользоваться цилиндрами для имитации игры в кегли — одни цилиндры он использовал в виде кеглей, а другие — как шары. r^ Дети пробуют играть, но у них мало что получается, так как очень трудно направить цилиндр точно в цель. Наконец одному из детей это занятие надоело, он взял два цилиндра, приставил их к голове наподобие рогов и начал мычать: «My, му-у-у». Тогда учитель сказал: «Ребята, посмотрите-ка, что делает наш Билли, он превратился в корову». Таким образом он привлек внимание остальных двух детей к новой идее Билли. Затем учитель подходит к Билли, хлопает его по плечу со словами: «Привет, корова! Ты дойная корова или нет? Даешь ли ты молоко?» Мальчик, который все еще держал цилиндры на голове, подумал и сказал: «Да». Затем учитель говорит: «Так. Мне нужно немного молока. Я буду тебя «доить». Где наше ведро?» Другой мальчик, внимательно наблюдавший за всем происходящим, вдруг протянул учителю цилиндр. Учитель взял «ведро», поставил около Билли и начал производить движения, имитирующие доение коровы. «Ведро наполнено до отказа»,—говорит учитель и протягивает его стоящему рядом мальчику. Тот с видимым удовольствием «выпивает молоко». Тогда учитель продолжает: «Ты выпил мое молоко! Теперь подои-ка корову сам». Мальчик подходит к Билли и начинает его «доить». Затем он поворачивается к учителю и говорит, что надо бы на ночь загнать «корову» в хлев. Тогда учитель спрашивает: «Из чего можно соорудить хлев?» Дети начинают предлагать свои варианты и наконец останавливаются на том, что место под столом вполне подходит для этого. «Чем же мы будем кормить корову»?»—задает учитель вопрос. Вдруг еще один мальчик, который не принимал участия в игре, взял два цилиндра и поднес их к своему носу наподобие хобота, потом начал мотать головой и издавать громкие звуки. «О, боже! — восклицает учитель с беспокойством. — У нас теперь и слон есть!» <...> Учитель в этом эпизоде мог бы настоять, чтобы мальчик прекратил паясничать и вернулся к игре. Он также мог бы начать убеждать ребенка, что играть в кегли интереснее. Таким образом, учитель отверг бы замысел мальчика и показал, что он никуда не годится. Однако задача состоит в том, чтобы стимулировать творческую активность детей. Еще раз следует подчеркнуть, что эффективность игровых занятий зависит от мастерства педагога, в задачу которого, помимо всего прочего, входит решение вопроса о том, насколько часто следует привлекать всеобщее внимание к новым идеям и в какой степени их следует подкреплять. <...> |