МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Организация учета затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг (расходов по обычным видам деятельности)





Бухгалтерский учет затрат на производство продукции регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № ЗЗ н. Налоговый учет расходов регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части II НК РФ.

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальные вложения; регламентация состава себестоимости продукции; согласованность фактических показателей себестоимости продукции с нормативными и плановыми.

На основе ПБУ 10/99 и НК РФ министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета крупные и средние организации для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Малые организации для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 «Основное производство)», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» или только счет 20.

Счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» целесообразно использовать в организациях, осуществляющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты производятся не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ.

Синтетический учет затрат на производство продукции осуществляют по конкретной системе или схеме учета затрат, состоящей, как правило, из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности.

На первом этапе на счетах учета затрат на производство на основе первичных учетных и расчетных документов отражают материальные затраты, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации основных средств и нематериальных активов, прочие расходы, связанные с производством продукции.

Фактически произведенные затраты группируют по видам производства (основное или вспомогательные производства), по цехам, по видам продукции, по статьям расходов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) и др.

При этом все расходы отражают по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство в корреспонденции со счетами учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с поставщиками и подрядчиками и др.

Прямые затраты основного производства по изготовлению продукции отражают по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда.

Аналогично по дебету счета 2 3 «Вспомогательные производства» отражают прямые затраты вспомогательных производств.

Затраты, связанные с обслуживанием и управлением производства на уровне производственных подразделений, отражают по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», а связанные с управлением организацией в целом, отражают по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Расходы, произведенные за счет созданных резервов предстоящих расходов (на оплату отпусков работников, на ремонт основных средств и т. д.), отражают по дебету счета 96 "Резервы предстоящих расходов«.

Расходы будущих периодов, произведенные в отчетном периоде, отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов».

На втором этапе осуществляют распределение произведенных затрат по их назначению.

Вначале распределяют фактические затраты вспомогательных производств между основным производством и обслуживающими и управленческими службами организации.

Затем распределяют расходы будущих периодов, относящиеся к данному отчетному периоду.

На третьем этапе распределяют косвенные затраты, собранные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Распределение этих расходов осуществляют по видам продукции основного производства.

На четвертом этапе по данным счета 28 «Брак в производстве» определяют окончательные потери от брака, которые списывают на затраты основного производства.

В результате последовательного выполнения указанных четырех этапов на счете 20 «Основное производство» оказываются собранными все прямые и косвенные затраты на производство продукции за месяц.

На пятом, завершающем, этапе по данным счета 20 «Основное производство» определяют фактическую производственную себестоимость готовой продукции, произведенной за месяц и переданной из производства на склад.

Рассмотрим более подробно порядок учета затрат на вышеперечисленных счетах.

Учет затрат основного производства

Основными считаются производства, изготавливающие продукцию, выпуск которой является целью создания данного предприятия.

Учет затрат основного производства ведут на активном калькуляционном счете 20 «Основное производство». Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведут по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). По данным счета 20 «Основное производство» исчисляют фактическую себестоимость произведенной продукции (работ, услуг).

Особенность учета затрат на счете 20 «Основное производство» состоит в том, что сразу в момент возникновения на основании первичных документов по дебету счета отражают только прямые затраты, связанные непосредственно с изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг – стоимость материалов, израсходованных на изготовление продукции (работ, услуг), заработную плату, начисленную рабочим за изготовление продукции (работ, услуг), отчисления на социальные нужды с этой заработной платы.

Во многих отраслях расход сырья и материалов связан с изготовлением конкретных видов продукции (работ, услуг) и поэтому учитывается непосредственно по каждому виду продукции (работ, услуг) на соответствующих аналитических счетах.

В таких производствах в составляемых первичных документах на отпуск материальных ресурсов указываются конкретные виды продукции, заказы, переделы и т. п.

В тех отраслях, в которых из одного и того же материала изготавливаются несколько видов продукции, невозможно определить прямой расход материалов, и в связи с этим используются методы косвенного распределения материальных ресурсов по видам продукции (работ, услуг).

Наиболее распространенным методом является распределение пропорционально нормативному расходу материалов на конкретный вид продукции.

Распределение энергетических затрат (электроэнергия, пар, сжатый воздух, природный газ) по видам продукции (работ, услуг) производится либо прямым путем по показателям счетчиков или других измерительных приборов, либо косвенным путем (например, пропорционально количеству выпущенной продукции, пропорционально нормативному расходу и др.).

Заработная плата производственных рабочих на конкретные виды продукции (работ, услуг) также может списываться либо прямым, либо косвенным путем.

Заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением конкретных видов продукции (работ, услуг), относится на соответствующие аналитические счета на основании нарядов, маршрутных листов и других первичных документов. Заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением нескольких видов продукции (работ, услуг), не может быть прямо отнесена на себестоимость отдельных видов продукции и распределяется между ними пропорционально нормативной заработной плате либо другими методами.

На сумму фактически произведенных прямых затрат делают записи:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Косвенные затраты на счете 20 «Основное производство» отражают только в конце месяца после определения их общей величины за месяц и ее распределения по видам продукции (работ, услуг). При этом делают записи:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

Затраты вспомогательных производств списывают на счет 20 «Основное производство» также в конце месяца после их распределения. При этом делают запись:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства».

Потери от брака, рассчитанные в конце месяца, отражают на счете 20 «Основное производство» записью:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 28 «Брак в производстве».

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражают:

– стоимость возвратных отходов:

Дебет сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 20 «Основное производство»;

– себестоимость забракованной продукции:

Дебет сч. 28 «Брак в производстве»

Кредит сч. 20 «Основное производство»;

– фактическую производственную себестоимости завершенной производством и сданной на склад продукции:

Дебет сч. 43 «Готовая продукция»

Кредит сч. 20 «Основное производство»

– фактическую себестоимость выполненных и переданных заказчику работ, услуг:

Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит сч. 20 «Основное производство».

Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость остатков незавершенного производства.

Фактическую производственную себестоимость завершенной производством и переданной на склад готовой продукции определяют на основании данных об остатках незавершенного производства на начало и конец месяца. Расчет ведут по формуле

ФПС гп = НЗП н +ФЗ — ВО — СБ — НЗПк,

где ФПС гп – фактическая производственная себестоимость завершенной производством и переданной на склад готовой продукции;

НЗПн – остаток незавершенного производства на начало месяца;

ФЗ — фактические затраты на производство за месяц;

ВР — стоимость поступивших из основного производства и оприходованных на склад возвратных отходов;

СБ – себестоимость полученного в основном производстве брака;

НЗПк — остаток незавершенного производства на конец месяца.

Остатки незавершенного производства на начало и конец месяца определяют по данным инвентаризации.

Незавершенным производством считается продукция, не прошедшая все стадии обработки, предусмотренные технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку.

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

- определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

- определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

- выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания или перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цеху, участку) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания. Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, и по ним составляются отдельные описи. Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергшиеся обработке, в описи незавершенного производства не включаются и фиксируются в отдельных описях.

Пример

Затраты организации при производстве продукции А за месяц составили:

- прямые: материальные – 36 000 руб., на оплату труда – 40 000 руб.;

- косвенные расходы, приходящиеся согласно распределению на продукцию А: общепроизводственные расходы – 62 000 руб., общехозяйственные – 80 000 руб.

Стоимость возвратных отходов, оприходованных на склад, – 2 000 руб.

Остатки незавершенного производства при изготовлении продукции А составили на начало месяца 8000руб., на конец месяца – 11 000 руб.

Составим бухгалтерские проводки по учету указанных затрат:

Таблица 10.1

Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни

 

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Отпущены со склада и израсходованы материалы на изготовление продукции А 36 000
Начислена заработная плата производственным рабочим за изготовление продукции А 40 000
Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС с заработной платы производственных рабочих (26 %) 10 400
Начислены страховые платежи в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (2 % от заработной платы производственных рабочих)
Оприходованы на склад возвратные отходы, полученные при производстве продукции А 2 000
Списываются общепроизводственные расходы, приходящиеся на производство продукции А 62 000
Списываются общехозяйственные расходы, приходящиеся на производство продукции А 80 000
Оприходована на склад готовая продукция А по фактической производственной себестоимости (8 000 + 36 000 + 40 000 +10 400 + 800 — 2 000 — 11 000) 82 200

 

При массовом производстве продукции, когда процесс ее изготовления состоит из нескольких разнородных самостоятельных переделов (фаз) и готовая продукция получается путем переработки исходного сырья, получения полуфабриката и передачи его из одного передела в другой, организации могут вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства с использованием для этих целей активного счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

Полученный в основном производстве полуфабрикат сдается на склад.

Расходы, связанные с изготовлением сданных на склад полуфабрикатов, отражаются в учете записью:

Дебет сч. 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

Кредит сч. 20 «Основное производство».

Передача полуфабриката со склада в дальнейшую переработку отражается записью:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

Аналитический учет полуфабрикатов собственного производства ведут по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т. д.).

 

Учет затрат вспомогательного производства

Вспомогательное производство – производство, предназначенное для обеспечения функционирования основного производства. Продукция и услуги вспомогательных производств, как правило, потребляются в основном производстве. Часть продукции (услуг) вспомогательных производств, так же как и продукция основных производств, может продаваться на сторону.

В большинстве отраслей промышленности к вспомогательным производствам, как правило, относятся:

- производства, изготавливающие продукцию для потребления внутри предприятия с целью обеспечения бесперебойной деятельности основного производства (например, производство запасных частей для ремонта оборудования, инструментальное производство и т. п.);

- производства, вырабатывающие различные виды энергии, потребляемой в основном производстве (электроэнергия, тепловая энергия, сжатый воздух и т. п.);

- производства, выполняющие работы промышленного характера для основного производства (например, работы по перемещению грузов внутри предприятия, ремонтные работы и т. п.).

В тех случаях, когда продукция (работы, услуги) потребляются внутри предприятия, в состав затрат не включаются общехозяйственные расходы. При реализации продукции (работ, услуг) сторонним организациям соответствующая доля общехозяйственных расходов включаются в их фактическую себестоимость.

Учет затрат вспомогательных производств ведется на активном калькуляционном счете 23 «Вспомогательные производства». Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.

По данным счета 23 «Вспомогательные производства» исчисляют фактическую себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.

Порядок учета затрат на счете 23 «Вспомогательные производства» аналогичен рассмотренному выше порядку учета затрат на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в течение месяца на основании первичных документов непосредственно в момент возникновения отражают прямые затраты, связанные непосредственно с выпуском продукции (работ, услуг) вспомогательным производством.

В конце месяца в дебет счета 23 «Вспомогательные производства» списывают накладные затраты, т. е. затраты, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

На счет 23 «Вспомогательные производства» списывают также потери от брака, допущенные в этих производствах.

По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражают суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции (работ, услуг) вспомогательных производств.

Списание сумм фактической себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств в зависимости от потребителей отражается по дебету счетов:

20 «Основное производство» – при потреблении работ, услуг в качестве основных затрат на производство;

25 «Общепроизводственные расходы» – при потреблении работ, услуг основными цехами в качестве расходов по обслуживанию производства и управления;

26 «Общехозяйственные расходы» – при потреблении работ, услуг общехозяйственными службами и службами аппарата управления;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – при потреблении работ, услуг этими подразделениями;

43 «Готовая продукция» – при изготовлении продукции, предназначенной для продажи либо для собственных нужд;

90 «Продажи» – при выполнении работ, услуг для сторонних организаций;

23 «Вспомогательные производства» – при потреблении встречных работ, услуг и др.

Фактические затраты вспомогательных производств распределяются между основным производством, обслуживающими и управленческими службами организации пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения. Рассмотрим распределение затрат вспомогательных производств на примере.

Пример

В состав промышленного предприятия входят производственные цеха, администрация, столовая и вспомогательное производство – транспортный цех, услугами которого пользуются все структурные подразделения данного предприятия. В отчетном периоде затраты транспортного цеха составили 320 000 руб. Для распределения затрат вспомогательного производства между структурными подразделениями используются данные нарядов на перевозку и путевые листы автомобильного транспорта.

Общий объем оказанных транспортным цехом услуг – 1236 тонно-километров (т-км), в том числе: производственным цехам – 1187 т-км, или 96 %; администрации – 12 т-км, или 1 %; столовой – 37 т-км, или 3 %.

Распределение затрат осуществляется исходя из удельного веса транспортных услуг, оказанных каждому подразделению в общем объеме услуг, и отражается в учете по кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» следующими бухгалтерскими проводками:

Таблица 10.2

Журнал регистрации хозяйственной жизни

№ п/п Содержание фактов хозяйственной жизни Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Списывается на затраты основного производства стоимость услуг вспомогательного производства (320 000 руб. х 0,96) 307 200
Списывается на общехозяйственные расходы стоимость услуг вспомогательного производства (320 000 руб. х 0,01)
Списывается стоимость услуг вспомогательного производства, оказанных столовой предприятия (320 000 руб. х 0,03)

 

Остаток по счету 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

 

Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств

Наряду с основными и вспомогательными производствами на балансе промышленного предприятия могут находиться структурные подразделения, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг промышленного характера, являющимися целью создания данного предприятия. Такими подразделениями являются: объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилые дома, общежития, бани, прачечные и т. п.), столовые и буфеты, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, детские дошкольные учреждения (ясли, сады), дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного характера, научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения.

Эти подразделения на промышленном предприятии носят название «обслуживающие производства и хозяйства».

Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств ведется на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», к которому открываются субсчета по каждому производству и хозяйству.

По дебету данного счета отражаются затраты обслуживающих производств и хозяйств, связанные с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг; этими подразделениями в корреспонденции со счетами материально-производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств, расчетов с разными организациями и лицами и др.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг отражается по кредиту счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в корреспонденции со счетами:

10 «Материалы» и 43 «Готовая продукция» – при выпуске материально-производственных запасов;

25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» – при выполнении работ, оказании услуг структурными подразделениями предприятия;

90 «Продажи» – при продаже юридическим и физическим лицам выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Учет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы — это косвенные затраты организации, связанные с организацией и управлением производством на уровне производственных подразделений (цехов). На практике общепроизводственные расходы часто называют цеховыми расходами. К ним относятся:

заработная плата рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования с отчислениями на социальные нужды;

стоимость материалов, израсходованных на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, на ремонт основных средств, используемых в производстве (производственного назначения);

- амортизация, начисленная по основным средствам производственного назначения;

- затраты по страхованию имущества производственного назначения;

- затраты на отопление, освещение и содержание помещений производственных подразделений (цехов);

- арендная плата за помещения, машины и оборудование, используемые в производстве;

- другие аналогичные по на значению затраты.

Общепроизводственные расходы организации учитываются на активном счете 25 «Общепроизводственные расходы». Данный счет является собирательно-распорядительным, бессальдовым. К этому счету открываются субсчета для учета затрат общепроизводственного характера по каждому цеху основного и вспомогательного производства. Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут по статьям расходов в соответствии с их номенклатурой.

Все перечисленные выше общепроизводственные расходы в течение месяца собирают по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита разных счетов:

Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств».

По окончании каждого месяца определяют величину общепроизводственных расходов за месяц, отраженных по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», распределяют ее по видам продукции (работ, услуг) и списывают на затраты основного и вспомогательного производства записью:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства»

Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы».

Этой записью счет 25 «Общепроизводственные расходы» закрывается, сальдо он не имеет и в балансе не отражается.

Распределение общепроизводственных расходов по видам продукции (работ, услуг) производят пропорционально какой-либо базе распределения. Наиболее часто в качестве базы распределения общепроизводственных расходов выбирают прямую заработную плату основных производственных рабочих, прямые материальные затраты, общую сумму прямых затрат, выручку от реализации продукции. Выбор базы распределение общепроизводственных расходов зависит от особенностей производства, характера изготавливаемой продукции и других факторов.

Выбранный метод распределения общепроизводственных расходов между отдельными видами продукции должен быть отражен в учетной политике организации.

Пример

Общепроизводственные расходы организации за месяц составили 429 400 руб., в том числе:

- заработная плата рабочих, обслуживающих основные средства производственных цехов 150 55 000 руб.;

- заработная плата управленческого персонала производственных цехов – 75 000 руб.;

- отчисления на социальные нужды – 36 400 руб.;

- амортизация основных средств производственных цехов – 90 000 руб.;

- стоимость материалов, израсходованных на текущий ремонт основных средств – 23 000 руб.;

- арендная плата за пользование производственными площадями – 150 000 руб.

Организация производит три вида продукции. Согласно учетной политике организация распределяет общепроизводственные расходы по видам продукции пропорционально заработной плата, начисленной производственным рабочим за изготовление продукции. Согласно учетным данным рабочим за месяц была начислена заработная плата:

- за изготовление продукции № 1 – 50 000 руб.;

- за изготовление продукции № 2 – 30 000 руб.;

- за изготовление продукции № 3 – 20 000 руб.

Распределим общепроизводственные расходы за месяц по видам продукции.

Таблица 10.3

Распределение ОПР по видам продукции

Вид продукции Заработная плата производственных рабочих Коэффициент распределения ОПР ОПР
№ 1 50 000 0,5 214 700
№ 2 30 000 0,3 128 820
№ 3 20 000 0,2 85 880
Всего 100 000 1,0 4 290 400

Составим бухгалтерские проводки:

Таблица 10.4

Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни

 

№ п/п Содержание фактов хозяйственной жизни Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Начислена заработная плата рабочим за обслуживание основные средства производственных цехов 55 000
Начислена заработная плата управленческому персоналу производственных цехов 75 000
Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС с заработной платы рабочих за обслуживание основных средств производственных цехов и заработной платы управленческого персонала производственных цехов (26 %) 33 800
Начислены страховые платежи в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (2 % от заработной платы) 2 600
Начислена амортизация основных средств производственных цехов 90 000
Отпущены со склада и израсходованы материалы на текущий ремонт основных средств производственных цехов 23 000
Начислена арендная плата за пользование производственными площадями 150 000
В конце месяца распределяются по видам продукции и списываются общепроизводственные расходы за месяц 20-1   214 700
20-2   128 820
20-3   85 880
  429 400

 

Учет общехозяйственных расходов

Общехозяйственные расходы — это косвенные затраты организации, связанные с организацией и управлением производством на уровне предприятия в целом. На практике общехозяйственные расходы часто называют общезаводскими расходами.

Общехозяйственные расходы организации учитывают на активном счете 26 «Общехозяйственные расходы». Данный счет является собирательно-распорядительным, бессальдовым.

Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведется по статьям и местам возникновения затрат.

Общехозяйственные расходы отражают по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с разными счетами.

Номенклатура общехозяйственных расходов разрабатывается организацией на основе действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся составляющие общехозяйственных расходов и порядок их отражения на счетах бухгалтерского учета.

Заработная плата работников аппарата управления организации с отчислениями на социальные нужды :

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Амортизация, начисленная по основным средствам общехозяйственного назначения:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 02 «Амортизация основных средств».

Затраты на ремонт, на содержание и эксплуатацию основных средств общехозяйственного назначения:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Затраты на отопление, освещение помещений управленческих подразделений (служб):

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 10 «Материалы»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

При наличии служебного автотранспорта организация несет в основном материальные расходы и расходы на ремонт автотранспорта.

В состав материальных расходов, как правило, входят стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов (ГСМ), бензина, моторных масел и т. п.

Списание топлива и ГСМ на управленческие нужды производится на основании первичных расходных документов (ведомостей учета выдачи нефтепродуктов, требований, накладных и т. д.) и отражается в учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо».

Компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях.

Компенсация выплачивается работникам организаций за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя организации, в котором предусматриваются размеры этой компенсации.

Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок.

В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней. За время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

Начисление компенсации за использование личных легковых автомобилей отражается в учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Выплата компенсации работнику производится из кассы организации по расходному кассовому ордеру. На выданную сумму делается запись:

Дебет сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит сч. 50 «Касса».

Для целей налогообложения прибыли компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях учитываются в пределах норм, установленных Правительством РФ.

Нормы расходов коммерческих организаций на выплату компенсаций за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 92.

С 1 января 2002 г они составляют для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см — 1200 руб. в месяц: для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 см3 – 1500 руб. в месяц.

По мотоциклам предусмотрена норма компенсации в сумме 600 руб. в месяц.

Командировочные расходы.

В соответствии с ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В командировку может быть направлен только работник организации.

Расходы на командировки учитываются только при наличии подтверждений о производственном характере командировки.

Расходы на командировки включают:

- расходы по проезду работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

- расходы по найму жилого помещения;

- расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

- консульские, аэродромные сборы;

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Для целей бухгалтерского учета все виды командировочных расходов для работников коммерческих организаций компенсируются работнику и включаются в состав расходов организации полностью в размере фактических расходов при наличии подтверждающих документов (проездных билетов, квитанций об оплате за пользование постельными принадлежностями в поезде и т. п.).

Суточные выплачиваются командированному сотруднику в соответствии с коллективным договором или внутренним локальным нормативным актом работодателя, где может быть установлен лимит суммы выплаты суточных - ст. 168 ТК РФ (за исключением бюджетных организаций). Выплата осуществляется за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути (нелетная погода, перенос рейса и т. п.).

До 2009 г. нормировались для целей налогообложения прибыли суммы суточных. Нормы суточных утверждались Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 93 норма суточных составляла 100 руб. за каждый день нахождения работника в командировке.

С 1 января 2009 г. суточные, выплаченные в соответствии с локальными нормативными актами организации, учитываются в составе прочих расходов при исчислении налога на прибыль в полном объеме (пп.12 п.1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/41 от 06.02.2009 г.)

При этом при исчислении налога на доходы физических лиц в налогооблагаемый доход работника не включаются суточные в пределах 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и в пределах 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке (п.3 ст. 217 НК РФ).

В бухгалтерском учете списание расходов на служебные командировки на основании авансового отчета и приложенных к нему оправдательных документов отражается записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

К представительским расходам относятся расходы организации, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации, независимо от места проведения указанных мероприятий.

В состав представительских расходов входят:

- расходы организации на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации, участвующих в переговорах;

- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и заседания руководящего органа и обратно;

- буфетное обслуживание во время переговоров;

- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

При отнесении представительских расходов на затраты организации необходимо наличие следующих документов:

- приказа руководителя организации, которым определяется круг лиц, ответственных за представительскую деятельность;

- плановой сметы представительских расходов, утвержденной советом (правлением) организации на отчетный год в пределах установленных нормативов;

- актов, составленных по установленной форме сотрудниками организации, на использование приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) на представительские цели.

Для отнесения представительских расходов на затраты организации в плановой смете должны быть указаны:

- дата и место проведения деловой встречи (приема);

- приглашенные лица;

- участники со стороны организации;

- конкретное назначение расходов;

- величина расходов.

В бухгалтерском учете представительские расходы учитываются полностью в размере фактически произведенных затрат.

Включение представительских расходов в затраты организации разрешается только при наличии первичных учетных документов, в состав которых могут входить платежные поручения, выписки банка по расчетному счету, расходные кассовые ордера, квитанции к приходным кассовым ордерам, авансовые отчеты, кассовые чеки, накладные, счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату транспортных услуг, и др.

Для целей налогообложения представительские расходы признаются в пределах норм. В соответствии со ст. 264 НК РФ для целей налогообложения представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Представительские расходы отражаются в бухгалтерском учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате организации на договорной основе в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

В бухгалтерском учете расходы организации на подготовку и переподготовку кадров учитываются полностью в размере фактически произведенных затрат.

Включение расходов на подготовку и переподготовку кадров в затраты организации разрешается только при наличии оправдательных первичных документов. К таким документам относятся договоры с учебными заведениями, подписанные акты об оказании услуг по обучению, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка по расчетному счету, расходные кассовые ордера, квитанции к приходным кассовым ордерам, авансовые отчеты, бухгалтерские справки, расчеты и др.

Для целей налогообложения прибыли расходы на подготовку и переподготовку кадров учитываются, если соблюдаются следующие условия:

- имеется договор с учебным заведением;

- соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

- подготовку (переподготовку) проходят работники организации, состоящие в штате;

- имеется обоснование производственной необходимости обучения (программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности организации).

Для целей налогообложения расходы организации на подготовку и переподготовку кадров не нормируются и принимаются по фактически произведенным затратам.

Расходы организации на подготовку и переподготовку кадров отражаются в учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Размер арендных платежей и порядок их уплаты определяется договором, заключенным в порядке, установленном ГК РФ.

В состав затрат по аренде арендатор включает также затраты по ремонту арендуемого имущества, расходы, связанные с оплатой коммунальных платежей и услуг связи, относящихся к помещениям (зданиям), полученным в аренду, а также к средствам связи, используемым арендатором в своей деятельности.

Включение затрат по аренде имущества в затраты организации разрешается только при наличии оправдательных первичных документов. К таким документам относятся договоры с арендодателем, подписанные акты об оказании услуг по аренде, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка по расчетному счету.

Затраты организации по аренде имущества отражаются в бухгалтерском учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Расходы на оплату услуг сторонних организаций, в том числе:

оплата информационных, юридических, консультационных, аудиторских услуг.

Информационные услуги предусматривают предоставление экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации по заказам организаций в виде публикаций, поступающих в свободную продажу, предоставления, распространения деловой информации, содействия формированию информационного пространства бизнеса.

К юридическим услугам относятся правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности организаций; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов и т. д.

Консультационные услуги предусматривают предоставление услуг, включающих консультирование по общему управлению, консультирование по административному управлению, консультирование по финансовому управлению организации и др.

Аудиторские услуги предусматривают независимую проверку бухгалтерской отчетности организации с выдачей заключения относительно ее достоверности;

оплата услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями (по анализу конкретных проблем управления, выдаче рекомендаций для конкретной организации и оказанию помощи при их внедрении);

оплата услуг по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и реализацией;

оплата услуг по ведению бухгалтерского учета, оказываемых сторонними организациями.

Документами, подтверждающими расходы по данным услугам, являются договоры со сторонними организациями, акты приемки-сдачи оказанных услуг, счета-фактуры, выписки банка по расчетному счету и платежные поручения.

Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций, отражаются в учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит сч 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности.

Публиковать годовую бухгалтерскую отчетность в установленные сроки (не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом) в соответствии с действующим законодательством обязаны открытые акционерные общества. Публикация организацией своей бухгалтерской отчетности не признается рекламой. Услуги по публикации бухгалтерской отчетности организации оказываются в соответствии с заключенными договорами.

Документами, подтверждающими данные расходы, являются акты приемки-сдачи оказанных услуг (выполненных работ), счета-фактуры, выписки банка и платежные поручения.

Расходы по опубликованию в газетах или журналах бухгалтерской отчетности отражаются в учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

Указанные услуги предоставляются на основании договоров об оказании услуг связи, заключаемых в соответствии с ГК РФ и правилами оказания услуг связи.

Расходы по оплате услуг связи отражаются в учете записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Расходы на канцелярские товары.

К канцелярским товарам относятся различного рода папки для бумаг, скоросшиватели, писчая бумага, ручки и т. д.

Как правило, такие расходы осуществляются через подотчетное лицо. Для подтверждения расходов на канцелярские товары подотчетные лица вместе с авансовыми отчетами должны представлять товарные и кассовые чеки, а также счета-фактуры.

В таких случаях канцелярские товары при принятии их к бухгалтерскому учету отражаются на счете 10 «Материалы» (субсчет 10-9«Инвентарь и хозяйственные принадлежности») в корреспонденции с кредитом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

По мере передачи этих товаров на управленческие и хозяйственные нужды их стоимость списывается со счета 10 «Материалы», субсчет 10-9записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 10 «Материалы», субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ, за исключением налогов и сборов, перечисленных в ст. 270 НК РФ.

К налогам и сборам, включаемым в состав общехозяйственных расходов относятся земельный налог, а также таможенные пошлины и сборы, уплачиваемые при осуществлении внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 270 НК РФ в состав указанных расходов не включаются НДС, акцизы, налог на прибыль и платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Документами, подтверждающими расходы в виде налогов и сборов, служат налоговые декларации, авансовые расчеты, бухгалтерские справки-расчеты, выписки банка по расчетном у счету, платежные поручения.

Данные расходы учитываются в том отчетном периоде, за который представляются налоговые расчеты и декларации.

В бухгалтерском учете начисление указанных налогов и сборов отражается записью:

Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Другие аналогичные по назначению затраты.

Таким образом, все выше перечисленные общехозяйственные расходы в течение месяца собирают по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы». В конце месяца определяют общую их величину за месяц, которую полностью списывают с кредита счета. При этом возможны два варианта.

При первом, традиционном, варианте общехозяйственные расходы распределяют по видам продукции (работ, услуг) пропорционально выбранной базе распределения и списывают на затраты основного производства записью:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

В этом случае на счете 20 «Основное производство» оказываются отраженными все затраты, связанные с изготовлением продукции (работ, услуг), как прямые, так и косвенные, которые формируют полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

При втором варианте общехозяйственные расходы на затраты основного производства не относят, а сразу списывают на себестоимость реализованной продукции записью:

Дебет сч. 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

В этом случае на счете 20 «Основное производство» оказываются отраженными только прямые затраты, связанные с изготовлением продукции (работ, услуг), которые формируют сокращенную производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

Вариант списания общехозяйственных расходов со счета 26 «Общехозяйственные расходы» организация определяет самостоятельно и отражает его в своей учетной политике.

Пример

Общехозяйственные расходы организации за месяц составили 744 200 руб., в том числе:

- заработная плата работников аппарата управления организации – 220 000 руб.;

- заработная плата, начисленная рабочим за текущий ремонт основных средств общехозяйственного назначения – 45 000 руб.;

- отчисления на социальные нужды – 74 200 руб.;

- амортизация основных средств общехозяйственного назначения – 130 000 руб.;

- стоимость материалов, израсходованных на текущий ремонт основных средств общехозяйственного назначения – 55 000 руб.;

- затраты на отопление, освещение помещений управленческих подразделений – 17 200 руб.;

- компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях – 12 000 руб.;

- командировочные расходы – 38 000 руб.;

- арендная плата за основные средства общехозяйственного назначения – 150 000 руб.;

- стоимость израсходованных канцелярских товаров – 2 800 руб.

Согласно учетной политике организация не распределяет общехозяйственные расходы по видам продукции, а списывает их в конце месяца на себестоимость реализованной продукции.

Составим бухгалтерские проводки:

Таблица 10.5

Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни

№ п/п Содержание фактов хозяйственной жизни Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Начислена заработная плата работникам аппарата управления организации 220 000
Начислена заработная плата рабочим за текущий ремонт основных средств общехозяйственного назначения 45 000
Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС с заработной платы (26 %) 68 900
Начислены страховые платежи в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (2 % от заработной платы) 5 300
Начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения 130 000
Отпущены и израсходованы материалы на текущий ремонт основных средств общехозяйственного назначения 55 000
Начислено за отопление, освещение помещений управленческих подразделений 17 200
Начислена компенсация работникам организации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях 12 000
На основании авансовых отчетов списываются фактические командировочные расходы работников аппарата управления организации 38 000
Начислена арендная плата за основные средства общехозяйственного назначения 150 000
Списывается стоимость израсходованных канцелярских товаров
В конце месяца списываются общехозяйственные расходы 90-2 744 200

 

Учет потерь от брака

Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, которые не соответствуют по своему качеству установленным стандартам или техническим условиям и не могут быть использованы по своему прямому назначению или могут быть использованы лишь после исправления.

В зависимости от характера дефектов брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимым считается брак, исправление которого технически возможно и экономически целесообразно, а продукция после исправления может быть использована по прямому назначению. Окончательным считается брак, исправление которого технически невозможно и экономически нецелесообразно.

В зависимости от места обнаружения брак подразделяется на внутренний и внешний. Внутренним является брак, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям. Внешним является брак, выявленный у потребителя в процессе сборки, монтажа или при эксплуатации изделия.

В некоторых отраслях промышленности брак в производстве обусловлен технологическим процессом (например, металлургическое производство, стекольная промышленность и др.). В таких производствах потери от брака являются планируемой величиной.

Каждый случай брака фиксируется в специальных документах (извещении о браке, акте о браке и т. п.). В нем указывается наименование забракованной детали или продукции, название или номер операции, на которой обнаружен брак, причины и виновники брака, сумма затрат на забракованное изделие (деталь). Затраты могут быть исчислены либо по нормам, либо по фактическим данным.

Учет потерь от брака в производстве ведется на активном счете 28 «Брак в производстве». Аналитический учет по счету 28 «Брак в производстве» ведется по отдельным подразделениям организации, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

По дебету счета 28 «Брак в производстве» собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправимого, т. е. окончательного, брака, расходы по исправлению брака и т. п.).

Стоимость неисправимого брака отражается записью:

Дебет сч. 28 «Брак в производстве»

Кредит сч. 20 «Основное производство»

Кредит сч. 23 «Вспомогательные производства» (если брак обнаружен во вспомогательных цехах предприятия).

Расходы по исправлению брака отражаются записями:

Дебет сч. 28 «Брак в производстве»

Кредит сч. 10 «Материалы» – на стоимость материалов, израсходованных на исправление брака;

Дебет сч. 28 «Брак в производстве»

Кредит сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму заработной платы, начисленной за исправление брака;

Дебет сч. 28 «Брак в производстве»

Кредит сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений на социальные нужды с этой заработной платы.

По кредиту счета 28 «Брак в производстве» отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака:

Дебет сч. 10 «Материалы» или 43 «Готовая продукция»

Кредит сч. 28 «Брак в производстве» – на стоимость забракованной продукции по цене возможного использования;

Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит сч. 28 «Брак в производстве» – на сумму удержаний из заработной платы виновника брака;

Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» – на суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов, явившихся причиной брака.

Сопоставляя дебетовые и кредитовые записи счета 28 «Брак в производстве» определяют потери от брака, которые ежемесячно списывают на затраты основного или вспомогательного производства:

Дебет сч. 20 «Основное производство»

Дебет сч. 23 «Вспомогательные производства»

Кредит сч. 28 «Брак в производстве».

Пример

Согласно извещениям о браке в механическом цехе организации были забракованы детали. Часть забракованных деталей признана исправимым, а часть неисправимым (окончательным) браком. Производственная себестоимость неисправимого (окончательного) брака составила 17 300 руб. Неисправимый (окончательный) брак сдан на склад по цене лома на сумму 700 руб. Виновниками брака являются работники механического цеха. Из их заработной платы произведены удержания за допущенный брак в сумме 6200 руб. За исправление брака другим работникам цеха начислена заработная плата в сумме 3000 руб. На исправление брака израсходованы материалы, фактическая себестоимость которых составила 1700 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Таблица 10.6

Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни

№ п/п Содержание фактов хозяйственной жизни Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Отражена производственная себестоимость полученного окончательного брака 17 300
Оприходован на склад неисправимый (окончательный) брак по цене лома
Удержано из начисленной заработной платы виновников брака за допущенный брак
Отпущены со слада и израсходованы материалы на исправление брака
Начислена заработная плата работникам механического цеха за работы по исправлению брака
Начислены страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС с заработной платы за исправление брака (26 %)
Начислены страховые платежи в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (2 % от заработной платы)
Определяются и списываются потери от брака 15 940

 

Учет расходов будущих периодов

Расходы будущих периодов — это фактические затраты организации, имевшие место в данном отчетном периоде, но относящиеся к продукции (работам, услугам), которые будут произведены в предстоящих, будущих отчетных периодах.

К таким затратам относятся:

- затраты на сертификацию продукции и услуг. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Расходы по обязательной сертификации подлежат оплате заявителем. Как правило, сертификаты соответствия выдаются на определенный срок (полгода, год, два года и т. д.), и поэтому расходы на сертификацию собственной продукции предварительно отражают в составе расходов будущих периодов;

- затраты на подготовку и освоение производства, в том числе расходы на освоение новых производств, цехов, агрегатов, установок (пусковые расходы), затраты на подготовку кадров для новых производств, другие единовременные затраты. Как правило, эти затраты осуществляются в течение длительного периода времени и относятся к продукции, выпуск которой осуществляется после выполнения всех работ по подготовке производства. В связи с этим они не могут быть отнесены на себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором были произведены;

- затраты, связанные с горноподготовительными работами в д





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.