УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭТОСЕ, ЛОГОСЕ И ПАФОСЕ. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ Любое взаимодействие строится с учетом речевой ситуации. Чем ясней ситуация для коммуникатора (говорящего), тем лучше воздействие. Речевая ситуация как ситуация жизни, обязательным компонентом которой является речевое взаимодействие, определяет условия, влияющие на выбор речевых средств. Характеристика речевой ситуации включает следующие параметры: 1. Признаки, определяющие условия общения: • тип и жанр события (например, собеседование при приеме на работу); • предмет речи (например, обсуждение результатов выполненной работы); • функция (например, проверка квалификации); • обстановка (место, время). 2. Признаки речевой ситуации, относящиеся непосредственно к участникам общения: • социальные позиции участников общения (начальник ~ подчиненный или сотрудники, занимающие одну и ту же ступень на иерархической лестнице); • правила и нормы, регулирующие отношения участников в данном социуме, социальной группе; • индивидуальные отношения между участниками (близкий человек или малознакомый и пр.). Речевая цель Речь – это действие. Если речевая цель правильно и позитивно сформулирована, вы действуете, а значит, сможете достичь поставленной цели. Цель должна быть реальна и конкретна. Необходимо четко различать такие понятия как «желание» и «цель». ■ «Желание» описывает возможное и желанное на уровне ощущений. ■ «Цель» предельно конкретна и может быть реализована. Правила верной формулировки речевой цели 1. Речевая цель должна быть построена позитивно (без отрицания действия). Отрицательные формулировки описывают путь от чего-то, но куда? Они не задают ни нового направления, ни конечного пункта. 2. Формулируйте ваши цели четко (без сослагательного наклонения). 3. Не используйте сравнений. Сравнения оказывают такое же влияние на Цель как и отрицания. 4. Проверяйте влияние ваших целей на других людей. Любая наша цель оказывает влияние не только на нас самих, но и на наше окружение. Поэтому важно учитывать последствия, которые окажет достижение цели или даже только приложенные к этому усилия на наше окружение. Возможно, выяснится, что цель может быть достигнута только такой ценой, которую вы еще не готовы заплатить. 5. Ваша цель должна быть привлекательна и интересна лично для вас, это повысит эмоциональность речи и сделает ее более действенной. 6. При формулировании речевой цели используйте волевой глагол (хочу, должен) и действие направленное на партнера. Тезис. Если взять за основу утверждение, что речь это действие, то каждый раз, когда вы говорите, вы стараетесь что-то изменить в представлении о мире, в поведении, в сознании вашего собеседника. Но заставить человека измениться практически не возможно, если он сам этого не захочет. Для этого будем использовать тезис. Тезис – это такая мысль, которая, появившись в сознании вашего партнера по общению, заставит его самого, по своей воле делать то, к чему вы стремитесь. Правила формулирования тезиса. 1. Смоделируйте ситуацию общения. (Верно выбранная ситуация может оказать дополнительное положительное воздействие, и наоборот). 2. Точно сформулируйте свою речевую цель (цель должна быть точно направлена на партнера). 3. Постарайтесь максимально широко и четко представить потребности вашего собеседника, которые напрямую не связаны с вашими целями. 4. Объедините вашу цель и потребности слушателя в одну мысль. Это и есть тезис. Пример: 1. У нас есть бабушкина квартира, но я живу с родителями. Беседую с мамой за завтраком (отдохнувшая мама), в субботу (есть склонность порассуждать, мы не торопимся) 2. Хочу убедить ее разрешить мне жить отдельно 3. Мама хочет, чтобы я начал принимать самостоятельные взвешенные решения, был более ответственным 4. Тезис – Стать решительным и самостоятельным можно, только тогда, когда сам начинаешь нести ответственность за себя каждый день, живя отдельно. Это только один из возможных вариантов, чем больше у нее потребностей (устроить свою личную жизнь, заставить меня работать, приучить меня за собой ухаживать, женить меня наконец и т.п.) тем больше тезисов и тем больше вариантов убеждения. Немного теории УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭТОСЕ, ЛОГОСЕ И ПАФОСЕ. Это объективные закономерности, то есть, в случае, когда данные законы не используются, речь становится не эффективной, с помощью нее невозможно добиться желаемого результата (эффекта). Этос – соответствие речи этическим установкам и ожиданиям слушателя. Логос – наилучшее словесное и логическое выражение мысли. Пафос – заинтересованность говорящего в предмете речи ив слушателе, его внутренняя убежденность и внешняя убедительность, речевая эмоциональность и выразительность ЭТАПЫ НА ПУТИ К МЫСЛИ (КЛАССИЧЕСКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН): 1.Инвенция (лат. Inventio), или нахождение, изобретение мыслей (invenire guid dicere — “изобрести, что сказать”). 2.Диспозиция (лат. Disposito) — расположение мыслей (inventa disponere — “расположить изобретенное”), З.Элокуция (лат. Е1осutio) —словесное выражение (оформление) мысли, собственно красноречие (огnаге verbus — “украсить словами”), 4.Запоминание (лат. Меmorio). Речи в античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и произносил речь. 5. Произнесение (лат. Асtio hypocrisis). Это актерское, театральное исполнение речи (греч. hypocrites — актер) — этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. ИЗОБРЕТЕНИЕ (ИНВЕНЦИЯ). Тема речи должна быть осмыслена. Это значит, что ее нужно разработать, т. е. подразделить на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему. Как это сделать? Античный образец предлагает уже готовую, четко очерченную программу, или понятийную “решетку”, в соответствии с которой можно представить любую тему. Для этого есть набор так называемых “общих мест”, а по сути дела, заранее разработанная система понятий, предлагающая “способы мысли” о любой теме. Инвенция — испытанная веками традиция развития мысли о каждом данном предмете, культура мысли. Риторика и логика Риторика, вырабатывая свои собственные законы, правила, рекомендации, конечно, во многом опирается именно на логику. Однако делает это она просто, практично, а иногда даже не слишком последовательно, не слишком “логично”. Для риторики убедительность часто важнее строгости рассуждения. Итак, риторика — это практическая, бытовая “логика”. “Общее место” (топ, топос) как смысловая модель. Топика. Термин “общие места” и соответствующее понятие в теории и практике риторики занимают особое положение. В современном обиходном употреблении словосочетание общее место в русском языке приобрело отрицательно-оценочное значение: “общее место — всем известная истина, слишком часто употребляющееся, всем известное выражение”, — читаем в “Словаре русского языка в четырех томах” (М., 1982). Однако, некогда “общие места” представляли собой вовсе не избитые фразы, не готовый результат чужого творчества, а настоящие смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам! “Общие места” и предоставляли говорящему именно те “способы размножения идей”, познав которые человек приобщался к традиционной культуре мысли и речи. “Общими” же эти смысловые модели были названы по причине их “модельной”, а значит, обобщающей, природы. У Аристотеля — 28 “надежных” топов (и 10 ненадежных). У Цицерона находим 16 основных топов, которые автор представляет (как и Аристотель) как виды доказательств. В “Риторике” М. В. Ломоносова тоже 16 моделей. В “Общей реторике” Н. Ф. Кошанского таких топов-моделей — 24. Топика — совокупность “общих мест” (топов, смысловых моделей) и способы их применения на этапе инвенции. Топика отражает общие законы человеческого мышления. 1. Топы «Род», «Вид» 2. Топ «Разновидности» 3. Топ «Определение» 4. Топ «Целое — Части», мастерство детали Топы «Свойства»: 5. «Признаки» 6. «Качества» 7. «Функции» Топы «Сопоставления»: 8. «Сравнение» 9. «Противопоставление» 10. Топ «Причина – следствие» Топы «Обстоятельства» (как? где? когда?): 11. «Условия» 12. «Место» 13. «Время» 14. Топ «Пример» 15. Топ «Свидетельство» 16. Топ «Имя» |