Конятие кода. Аналоговые и разделительные коды. Презентационные и репрезентационные коды. Коды – правила организации знаков, система определенных норм, с помощью которых информация представляется в знаковом виде. В более узком плане коды – способы организации синтагм из парадигм. Коды одновременно являются способами организации знаков и регуляторами поведения. Все виды кодов выполняют функцию организации системных значений и имеют следующие характеристики: 1)они функционируют на основании некоторой единой парадигмы; 2)коды определяются конвенционально, т. е. опираются на соглашения пользователей; 3)коды транслируются о каналам ком-ции; 4)коды являются производными от культуры социальной общности, при этом коды и культура находятся в непрерывной прямой и обратной связи, т. е. влияют друг на друга. Типология кодов. 1.Критерий характера парадигм 1)аналоговые; 2)разделительные. Аналоговые коды работают с непрерывными парадигмами. Разделительные коды опираются на дискретные парадигмы. Аналоговые коды не разделяются четко на отдельные, дискретные элементы. Разделительные коды отделяют одно значение в парадигме от другого.(напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код) 2.Репрезентационные и презентационные коды. Эта типология связана не только с функцией кода в процессе знаковой деятельности, но и с функцией организации ком-ции субъекта. 1)репрезентационные коды – коды независимого существования, они заменяют субъекта, способны существовать автономно от него и от социальной ситуации, в которой осуществляется ком-ция. Это коды языка, с помощью которого формируются тексты. Тексты выполняют функции репрезентационных кодов. 2)презентационные коды – это коды-индексы, они не отделяются от ком-тора и ситуации взаимодействия и как правило надежнее всего функционируют в межличностной ком-ции, хотя представлены и в массовой ком-ции. Невербальная ком-ция опирается на систему презентационных кодов. С помощью этих кодов ком-тор реализует две функции: - передает индексичную информацию о себе и о своей реакции на ситуацию взаимодействия; - интерактивное управление аудиторией. Виды презентационных кодов: · Телесный контакт; · Дистанция, степень близости; · Угол общения; · Предметные характеристики самопрезентации, аксессуары; · Движения головой; · Мимика; · Жестикуляция; · Позы; · Контакт глазами, движения глаз; · Позиция в геометрическом пространстве; · Невербальные аспекты речи. 3.Сложные и простые коды 1)Сложные коды – коды, выделяющие, обосабливающие ком-тора. Для овладения ими требуется специальная подготовка. Сложные коды – атрибут профессиональных групп и субкультур. Чем выше профессиональный уровень субъекта, тем сложнее его кодовая система. 2)Простые коды - коды, интегрирующие ком-торав аудиторию, подчеркивающие общность ком-тора и аудитории. Это коды обыденного сознания и обыденного языка. Свойства: - сложные и простые коды выражают архитектонику текста, построение предложений, характеристики и объем словарного запаса; - простой код ближе к устному взаимодействию и презентационным кодам невербальной ком-ции. Сложный код приемлем для письменной ком-ции, хотя он может быть и устным; подходит для абстрактных репрезентационных ком-тивных форматов; - простые коды выступают в контактной ком-ции, сложные – в рефереционной функции, когда требуется точная передача информации; - сложные коды для своего освоения требуют специального обучения, простые коды осваиваются в ходе выработки повседневного опыта. 4.Массовые и специальные коды. 1)Массовые коды относятся к простым кодам, они обращаются к сознанию обществ массового типа, ориентированы на сообщество, а не на индивида, выполняют объединяющую функцию. 2)Специальные коды – коды, употребляемые в рамках профессиональных сообществ, опираются на общий профессиональный или интеллектуальный опыт. При исполнении специальных кодов акцент делается на различие между группой пользователей кода и остальных субъектов. При исполнении массового кода акцент противоположен, подчеркивание единства общности. 5.Логические и эстетические (условные) коды. 1)Логические коды – коды точных наук, в которых невозможно отклонение, искажение. Они символичны, статичны, безличны, не подвержены культурному влиянию. 2)Условный код мобилен, культурно детерминирован. Главное отличие между логическим и условным кодом в природе их парадигм. Парадигмы логических кодов однозначны, определены, четкие, организованные. Условные коды имеют открытые парадигмы. Они подвержены конвенции, опираются на переменчивые культуры, на опыт пользователей. Они менее точно определены и способны к изменению. Динамика условного кода – от меньшинства к большинству, от специального сознания к массовому. |