Культура деловых споров и дисскусий. Каждый деловой человек, в какой бы деятельности он ни был специалистом, должен уметь компетентно и плодотворно обсуж- дать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргу- ментированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнения оппонента, владеть всеми жанрами полемического мастерства. Это нужно адвокату во время защиты клиента и менеджеру, ведущему совещание или дискуссию, и специалисту по переговорам, и поли- тику, общающемуся с прессой, с представителями общественности. В процессе профессионального общения приходится отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к противоположному мнению. Бывает, что «выяснение отношений» происходит довольно болез- ненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством спора, дискуссии. Спор — это тонкое искусство, у него имеется множество трудно- уловимых психологических, нравственных и этических граней. Вы- являть и учитывать их в споре позволяет только практика. Под спором понимается столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеж- дений и критикуют несовместимые с ними представления другой стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется не просто определенным предме- том, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д. для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Течение спора зависит от состава его участников — от их уровня культуры, эрудиции, компетентности, жизненного опыта, владения полемическими навыками и умениями, знаниями правил публич- ного спора. Но именно данные качества на практике зачастую от- сутствуют. В спорах порой не хватает глубины, веских доводов, тер- пимости к инакомыслию, способности вслушаться и принять иную, нежели свою, точку зрения. Дискуссией (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) на- зывают публичный спор на собрании. Ее цели: выяснение и сопо- ставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дис- куссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участ- ники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии они достигают определенно лучшего взаимопонимания. Дискус- сия — эффективный способ убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучение сложной темы, проблемы. В ходе дис- куссии, как правило, используются только корректные способы ве- дения спора. Употребление средств другого рода обычно ведет к пре- кращению дискуссии. Многие деловые собрания и совещания проводятся в виде дис- куссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Специально подготов- ленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регла- ментом и под председательством должностного лица. Полемика (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) — это острый спор, столкновение принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу. В отличие от дискуссий, диспутов, целью которых выступает кол- лективный поиск истины, в полемическом споре целью является победа над противником и утверждение собственной позиции. Раз- личие целей и средств дискуссии и полемики в том, что противопо- ложная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонент», а в по- лемике — «противник». Если полемику можно сравнить с военными действиями, не предполагающими, что противник согласится с при-меняемыми против него средствами, то дискуссия подобна военной игре, в ходе которой допустимо опираться только на средства, доступные другой стороне и признаваемые ею. Деловая переписка. Основные правила делового письма, лежащие в основе цивилизованной деловой переписки я оформила в виде советов. Итак, вот они: 12 советов для того чтобы сделать свою деловую переписку цивилизованной 1. Используйте в письме приветствие и персональное обращение к адресату. Исключением является только очень быстрый во времени вариант переписки (вопрос-ответ), который напоминает общение в формате ISQ. Персональное обращение наделяет письмо индивидуальной направленностью, повышает «включенность» Вашего адресата в предмет переписки. 2. Заполняйте поле «Тема письма» адекватно его содержанию. Формулировка темы должна точно отражать предмет переписки. Поле «Тема» — это первое, что видит адресат, получив Ваше письмо. Используйте этот факт и сразу настройте адресата на Вашу тему. 3. При отсутствии на рабочем месте /в сети установите функцию «Автоответ». В комментариях сообщите потенциальному адресату дополнительные координаты для обращения и решения его вопроса (если вопрос срочный), а также дату своего возвращения. 4. Сообщайте адресату о получении его письма. В деловом мире считается хорошим тоном проявлять уважение к партнерам и коллегам: информирование о получении письма – часть письменного делового этикета. 5. Отвечайте по возможности оперативно (т.к. электронная почта – средство оперативного общения). Если по каким-то причинам сразу ответить не удается – сообщите адресату, что Вы получили его письмо и тут же укажите время последующего ответа. Помните: психологически критическая временная граница ответа — 48 часов после его получения. По истечении 48 часов (если не установлена функция автоответчика) адресат начинает думать, что письмо утеряно или оставлено без внимания. Задержка с ответом – это всегда риск потерять клиента, заставить волноваться партнера и просто нарушение деловых этических норм. 6. Расширяйте список адресатов письма и формируйте этот список в зависимости от решаемого вопроса. Если в решении вопроса задействовано несколько адресатов – помещайте адреса всех задействованных в поле «Кому». Этим можно сократить время переписки и обеспечить всем лицам доставку одинаковой информации. 7. В конце каждого письма обязательно помещайте блок контактной информации. Не допускайте случаев, когда Ваши телефоны и должность указаны только в первом письме. 8. Используйте функцию запроса о получении письма адресатом. При помощи этого приема Вы избавитесь от необходимости догадываться: дошло ли Ваше письмо? Прочитано ли оно? 9. При ответе на письмо клиента/партнера сохраняйте историю переписки. Не начинайте ответ как новое сообщение! 10. В случае если в решение вопроса клиента/партнера задействованы Ваши коллеги используйте функцию пересылки письма с целью: информировать о состоянии/статусе совместно решаемого вопроса; получить квалифицированный совет/помощь; напомнить об установленных сроках, обязательствах и пр. 11.При пересылке переписки помните о важности сохранения контекста по решаемому вопросу: сохраняйте историю переписки. Но! (читайте следующий пункт) 12. При пересылке писем уделяйте внимание аспектам конфиденциальности и субординации. Удаляйте из истории переписки моменты, однозначно не предназначенные для прочтения третьими лицами. Одежда деловых людей. |