УЕДИНИТЬСЯ (четко произнести окончание) 2: Оградиться (или отдалиться, или скрыться) от внешнего мира (или окружающей среды). Не общаться (или не иметь отношении ни с кем). 1: Отделиться от людей. Одному жить (или остаться, или быть). Жить и одиночестве. Не иметь друзей. Уйти куда-нибудь подальше от людей (или от общества) Загермитизироваться. 0: Куда-нибудь убежать (или уехать, или спрятаться, или скрыться, или уйти: чтоб тебя невидели, или переезжать). Отсоединится. Отъединиться. Быть замкнутым. Когда все отрекаются. ?: Отделиться. Отходить от всех. Чтоб ничего не видел, не слышал. Как раньше фанатики. БЛЕСК 2: Свойство гладкой поверхности отражать свет (или лучи). Отражение света гладким предметом (или гладкой поверхностью). Кратковременная вспышка света как молния. Сияние. Отсвет. Сверкание. Великолепный. Яркое проявление чего-то. 1: Отражение падающего света (или световых, или солнечных лучей) от поверхности Свойство преломлять лучи (отражать свет). Свойство металла. Когда свет падает на стекло и отражается. Когда что-то сверкает (или сияет, или отсвечивает). Отличный. Хороший. 0. Что-то светится. Вещество излучает лучи. Предмет, отражающий лучи. Когда блестит что-то на солнце (или гладкий предмет, или поверхность или что-то). Металлический блеск. ?: Что-то яркое. Блеск в настроении. Когда с солнца падают лучи на что-то. ХАРАКИРИ 2: Самоубийство путем вспарывания живота (или у японских самураев). Вспарываниесебе живота японскими самураями. 1: Вид самоубийства. Способ умерщвления себя ножом. Японцы, чтобы не сдаваться в плен, так себя зарезали. Когда вспарывают себе живот. Втыкание ножа в живот и вспарывание. У японцев вспарывание живота. 0: Это казнь у японцев. Удар в живот. Способ убийств. Самоубийство в Китае Вид операции. Вид борьбы. Спортивная игра. ?: Когда разрывают живот. РЕТИРОВАТЬСЯ 2: Отступить. Отойти. Скрыться. 1: Отступить в споре. Идти (или вернуться) назад. Пятиться. Покинуть что-либо. Убраться вон. Убежать. 0: Сдаться. Уйти в себя. Избегать неудобств. Это нехорошо. Смущаться. Тушеваться. Собираться уйти. В шахматах перестановка фигур. ?:Уйти. Покинуть поле битвы. Горькое чувство. Отворачиваться. Поворачиваться. СКОРБЬ 2:Высшая степень сожаления о чем-либо. Состояние человека в (или после) тяжелом горе. Чувство людей, связанное с утратой близких. Крайняя печаль. Горесть. Страдание. 1: Когда у человека большое горе (или утрата). Человек очень сожалеет о чем-нибудь. Сильное сожаление. Это сильнее, чем грусть. Большое горе. Тяжелое переживание. Переживание о погибшем.. Когда оплакивают кого-либо. Печаль. 0: Огорчение. Сожаление. Грусть. Тоска. Утрата. Несчастье. Слезы. Когда плачут. ?: Что-нибудь случилось, о чем скорбят. Горе. Скорбь о погибшем. Грусть о каком-либо человеке. Переживание о чем-либо. Тяжелое чувство. БАЛЛАСТ 2: Специальный груз для обеспечения правильной осадки (или устойчивости) корабля (или подводной лодки). Мешки с песком для регулирования высоты полета воздушного шара. Щебень (или песок) под шпалами. Что-то обременяющее (или тянущее назад). Тянущий назад. 1: Сбрасывают с воздушного шара, чтобы не опускался. Средство для устойчивости корабля (или подводной лодки). 0: В цирке, чем балансирует человек. Чтобы удержать человека в равновесии. Чтобы предмет стоял прямо. Запас прочности. ?: Груз для сохранения устойчивости (или равновесия). Чтобы предмет не плавал на воде. КАТАКОМБЫ 2: Подземные галереи (или лабиринты, или ходы, или пещеры), созданные искусственно (или в заброшенных каменоломнях), или заброшенных шахтах, или оставшиеся при разработке пород). Галереи (или лабиринты, или др.), созданные искусственно (или в заброшенных каменоломнях, или в заброшенных шахтах, или оставшиеся при разработке пород). 1: Подземные галереи (или лабиринты, или ходы, или др.). Где раньше добывали полезные ископаемые (или породу), 0: Убежище для людей. Ямы. ?: В Одессе такие пещеры (или под землей, где скрывались партизаны). Остатки разработок пород. Прорытые под землей. НЕИЗБЕЖНЫЙ 2: Неотвратимый. Неминуемый. То, что невозможно предотвратить (или отвратить) 1: То, от чего никуда не денешься (или не уйдешь, или не убежишь). То, что обязательно произойдет (или должно быть, или совершиться). Нельзя спастись. Т.е. нет выхода. 0: Когда можно чего-либо не избежать. ?: Не избежать своей судьбы. Так будет. ТЕРМИТЫ 2:Отряд (или семейство) перепончатокрылых. Насекомые близкие к тараканам и богомолам (или типа, или похожие, или наподобие муравьев) или живут в тропиках (или жарких странах, или Африке, или Америке). 1: Насекомые. Насекомые общественные. Муравьи. Муравьи такие большие (или строят термитники, или живут втропиках (или Африке, или Америке)). Вид (или похожие, или наподобие) муравьев. 0: Мухи. Животные. Пауки втропиках. Личинки. Горящее вещество. ?: Живут я Африке. Строят термитники. АВРОРА 2: Богиня утренней зари у древних римлян. У древних греков ей соответствует богиня Эос. 1: Богиня зари, утра у древних римлян, или у древних. 0: Богиня красоты (или солнца, или (рассвета, или победы, или греческая). Заря. Восход. Утренняя звезда. Солнце. Имя девушки. ?: Богиня. Название крейсера (?: "Верно. А что означает само слово "Аврора"?'). З6.СТЕРИЛЬНЫЙ 2:Обеззараженный. Продезинфицированный. Обеспложенный. Очищенный от (или лишенный) микроорганизмов (или микробов, или бактерий). Бесплодный. 1: Когда убиты его микробы. Что-то (или чистый) без микробов или бактерий. Сверхчистый. Так делают, чтобы избежать инфекции. Очень чистые для операции бинты (и др.). 0: Чистый. Очищенный от грязи. Лишенный вредных примесей (или грязи). Порошок для стирки. ?: Используется при операциях. Очень чистый. КОНТЕЙНЕР 2.Вид упаковки (или вместилище, или тара, или емкость, или резервуар, или приемник) для перевозки грузов (или предметов, или жидкостей, или вещей). 1: Предмет (или ящик, или металлический баллон), в котором перевозят различные вещи (или грузы, или приметы). 0. Для хранения бензина(или нефти, или др.). По нему грузы перевозят. Движущаяся лента. Для поднятия грузов. Вагон (или машина) для перевозки грузов. ?: Приспособление для перевозки грузов. Для перевозки грузов. Большой ящик. ПАССИВНЫЙ 2: Безучастный. Безынициативный. Бездеятельный. Не-(мало)-активный. Не проявляющий деятельности (или инициативы, или активности). Безучастно относящийся к чему-либо. Зависимый. Лишенный самостоятельности 1: Не заинтересованный. Не интересуется ничем. Не участвует в жизни коллектива (или в общественной жизни). Инертный. Медлительный. Ленивый. Флегматичный. Безразличный. Равнодушный. 0: Старается остаться в стороне. Уклоняется от какой-либо деятельности. Пессимист. Вялый. Медленный. Малоподвижный. Замкнутый. Тихий. Угрюмый Наблюдающий. Беспечный. Ничем не выделяется. Ничего не может придумать Не имеет своего мнения. ?: Не участвующий. Отступает перед трудностями. ИРОНИЯ 2: Насмешка тонкая (или открытая, или а форме похвалы, или подковыркой). 1: Насмешка. Подтрунивание. Что-то высмеивается не явно. Когда говорят хорошее, а выражение типа ехидное. Злая (или ехидная шутка). 0: Шутка. Когда смеются. Усмешка. Презрительная насмешка. Несерьезное отношение. ?: Что-то в иносказательной форме. Разновидность шутки. Когда насмехаются. Форма насмешки с издевкой. Пренебрежение к чему-либо. Доброжелательное высмеивание. НАГОВОР 2: Обвинение со злым умыслом. Ложное обвинение. Ложный донос. Клевета. Напраслина. Поклеп. Заклинание у знахарей. 1: Ложь. Обман. Сплетни. Говорят на кого-то (или о ком-то) неправду (или нехорошее, или что-то плохое). Человека оговорили (или оклеветали). 0: Заговор Донос. Пустословие. Говорит с акцентом. ?: Наговорили на человека. Говорят, чтобы обвинить. Оскорбление. Субтест выявляет словарный запас, культуру речи и мышления. Так как ответ должен быть достаточно полным, выполнение этого задания требует от испытуемого особой дисциплинированности мышления. Феномены: - уровень мышления: анализируется преобладание одного из уровней мышления - понятийного, функционального, конкретного. Например, употребление преимущественно функциональных категорий может означать стремление к быстрому действию без достаточного обдумывания и плана; преобладание конкретности может говорить о низком культурном уровне личности; - "интеллектуальность" - ответы носят подчеркнуто интеллектуальный характер, свойственный демонстративным личностям; - анализ частей речи - интересно проследить характер ответов на существительные (чаще зависят от уровня образования), прилагательные, глаголы (первая форма речи, формирующаяся в детстве и наиболее устойчивая). Качественный анализ вскрывает особенности мышления (неологизмы, нелепости, резонерство и пр.) и характерологические личностные черты (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и т.д.). Оценка "Словарного" наиболее устойчива к воздействию внешних причин (болезней, травм). Поэтому, поскольку словарный запас распадается в последнюю очередь при различных психических заболеваниях, результаты субтеста можно рассматривать как оценку преморбидного интеллекта испытуемого. Тем более, что "словарный" имеет самую высокую корреляцию с общим вербальным интеллектом. Вообще, в практике интерпретации результатов методики Векслера принято ориентироваться на показатель "Словарного" и с ним сравнивать остальные субтесты Субтест (Повторение цифр) Иструкция для всех испытуемых: Прямой счет: "Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай. попробуем Внимание...". Обратный счет: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты. их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю "Один-два" (показать рукой на разные места стола), и ты скажешь "два-один" (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание!..» Общие правила. 1.Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 сек. (в ритме стартового отсчета времени"). 2. В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков. Команду к воспроизведению подавать жестом. 3. Один и тот же ряд дважды не повторять. 4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке. 5. Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по величине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд из 1 серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серии при прямом счете - перейти к обратному, при обратном счете - прекратить. 6. Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет. Задания и оценки Прямой счет Первая серия Вторая серии Оценка З-8-6 6-1-2 3 3-4-1-7 6-1-5-8 4 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6 5 3-8-9-1-7-4 7-9-6-4-8-3 6 5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3 7 1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4 8 5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5 9 Обратный счет Первая серия Вторая серия Оценка 2-5 6-3 1 5-7-4 2-5-9 3 7-2-9-6 8-4-9-3 4 4-1-3-5-7 9-7-8-5-2 5 1-6-5-2-9-8 3-6-7-1-9-4 6 8-5-9-2-3-« 4-5-7-9-2-8-1 7 6-9-1-6-3-2-5-8 3-1-7-9-5-4-8-2 8 Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации). Перечень феноменов: - ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр; - просьба повторить ряд - встречается у лиц со слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр; - неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков; - замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе; - сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу; - невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика. Количественный анализ результатов: - если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги; - если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов; - высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом; - низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутреннем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться; - сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга. |