МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Информационное общество: плюсы и минусы 6 страница





 

 

Билет 20 вопрос 1

Понятие личности. Личность в системе коммуникации. Модели коммуникативной личности

В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

 

Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности. Личность – это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Личность есть продукт развития индивида в обществе.

 

«Многогранность человека как личности — воплощение инди­видуальных особенностей — позволяет изучать его во всех прояв­лениях существования и деятельности как „homo sapiens" — чело­века разумного, как „homo politicus" — человека общественного, как „homo consuments" — человека-потребителя, как „homo liber" — человека свободного. Для определения коммуникативной личности особое значение имеет изучение „homo loquens" — человека гово­рящего, т.е. реализующего себя как коммуникативная личность».[53]

 

 

Множест­венность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности. Социологическая концеп­ция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, лично­стные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.

 

Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским соци­ологом Ч. Кули (1864—1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к ин­дивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне высту­пает как посредник, обеспечивающий функционирование чело­веческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиоло­гического организма в рефлексивное социальное «Я». В «простой игровой фазе» индивид усваивает роль одного другого, в «сложной игровой фазе» индивид ассимилирует роли и установки несколь­ких других, в фазе «обобщенного другого» индивид идентифициру­ет себя со всей общностью. По Миду, происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика — способность становить­ся объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Реакция индивидуального «Я» за­висит от разнообразия и широты систем коммуникации, в кото­рых «Я» участвует.

 

В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса форми­рования личности различаются подходы в исследовании личнос­ти. В теории развития познания рассматривается создание позна­вательных навыков (Ж. Пиаже), в теории нравственного разви­тия — понимание чувств других людей (Л. Колберг), в психоана­литических теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон) — преодоление напряженности в сознании собственного «Я», в теории динамиче­ских смысловых систем индивидуального сознания — формиро­вание личностного смысла как осознанного отношения к дей­ствительности, индивидуализированного отношения личности к миру.[54]



 

Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые испол­няет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892—1974) разработал систему методов вы­явления и количественного измерения эмоциональных, межлич­ностных взаимоотношений людей в малых группах. Американ­ский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902—1979) приходит к по­ниманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в символичности (нали­чии символических механизмов регуляции — язык, ценности и пр.), в нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности, (ир­рациональности и независимости от условий среды).

 

В рамках необихевиоризма рассматривается дей­ствие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы (референтной), на которую индивид ориентирует свое поведение. В каче­стве таких референтных групп он рассматривал семью и другие со­циальные группы.

 

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах форми­рования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индиви­дуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспри­нимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразу­мевает «совокупность способностей и характеристик человека, обус­ловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью».[55] Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. Это позволяет выделить важные характеристики языковой личности.

 

Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характери­стика включает в себя определение всего запаса слов и словосоче­таний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации. При этом обращается внимание на умение пра­вильно использовать вербальные средства в соответствии с нор­мами социальной дифференциации и вариативности, функцио­нально-стилистической ценности и на имеющие место наруше­ния нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

 

Когнитивная (познавательная) характеристика связана с ин­теллектуальным потенциалом личности, его познавательной дея­тельностью. Личность проявляет себя через использование своих любимых разговорных формул, ав­торских речевых оборотов.

 

Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установ­ки. Она определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных потребностей» личности. Попытки определения ти­пичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематиза­ции, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагмати­ческой характеристики личности. Тем не менее обоснование мо­дели языковой личности является значительным вкладом в разра­ботку теоретического и практического аспектов социальной ком­муникации.

 

В теории коммуникации по­нятие языковой личности связано с понятием личности как члена различ­ных социальных структур. Поскольку языковая личность участву­ет во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учи­тывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности.[56]

 

Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуникативная личность имеет свои особенности. Мы уже обращались к этому понятию, рассматривая различные виды коммуникации. В данной теме нужно отметить, что характеристики коммуникативной личности обусловлены совокупнос­тью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечива­ют умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситу­ации, адекватно воспринимать информацию.

 

Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функ­циональный. Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.

 

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. Он является сильным сти­мулом для коммуникативной деятельности и одновременно харак­теристикой индивида как коммуникативной личности. Об этом мы также говорили, рассматривая функции коммуникации. В данной теме этот аспект рассмотрим подробнее.

 

В иерархии личностных потребностей, представленной американским психоло­гом А. Маслоу (1908—1970), обосновываются как мотивы, способст­вующие личностному росту, так и мотивы обусловливающие комму­никативные потребности личности (социальные, престижные, духовные). Коммуникативная потребность определяется необходи­мостью в процессе жизнедеятельности индивидов обмениваться смысловой и оценочной информацией. Потребность взаимосвязана с ком­муникативной установкой. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности(варьируются средства коммуникации и тактика). Мотивом коммуникации может слу­жить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуни­кации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.

 

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Знание коммуникативных сис­тем способствует адекватному восприятию информации и позво­ляет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на си­туацию. Способность воспринимать свое «языковое сознание», а также осознавать и оценивать сам факт такого сознания и давать адекватную оценку когнитивному диапазону партнера является основной характеристикой коммуникативной личности. Когни­тивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, как бы связывает мотивационные и функцио­нальные параметры.

 

Функциональный параметр характеризует коммуникативную компетентность. Владение вербальными и невербальными сред­ствами, умение варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дискур­сов в соответствии с нормами избранного коммуникативного ко­да и правилами «речевого этикета» являются характеристиками профессиональной компетентности.

 

Коммуникативная личность представляет собой специфичес­кий социальный феномен. Можно сказать, что коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование -45%, говорение -30%, чтение -16%, письмо - 9%).

 

Для выполнения таких социально зна­чимых функций, как взаимодействие и воздействие коммуника­тивная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, но, прежде всего, коммуникабельностью и харизмой.

 

Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и под­держивать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

 

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) пони­мается как исключительная одаренность, личное обаяние, притя­гательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, пони­мание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую лич­ность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

 

Итак, коммуникативная личность – это личность обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Существуют различные социально-психологические способы изучения коммуникативных характеристик личности.

 

7.2. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли

 

Отправитель и получатель информации в системе коммуника­ции осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гума­нитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной ин­формации; иметь взаимное желание к установлению и поддержа­нию коммуникации. Кроме того, они должны обладать так назы­ваемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окру­жающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.

 

Коммуникативной целью называется стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Например, объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязанности по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивида) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

 

Коммуникативной ролью будем называть способ поведения в рамках коммуникативного акта, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций). Известно, что индивид в жизни выполняет массу разнообразных социальных ролей. Нормы или правила поведения в обществе задают принятые в той или иной среде модели поведения. Наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций речевого поведения мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов). Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся в рамках национальных коммуникативных структур.

 

Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудитори­ей, должен определить ее социальную ориентацию, знания и ин­тересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не лю­бая информация служит реализации основной цели коммуника­ции — передаче содержательной информации. Одна часть инфор­мации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный за­ряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

 

Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвя­зь между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной до­лей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы

 

их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям мож­но судить о социальном статусе коммуникантов.

 

Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип». Американский исследова­тель У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначе­ния устойчивых образов социальных объектов и событий. В каче­стве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п. Стереотипы социаль­ных объектов могут иметь как положительную, так и отрицатель­ную стороны. В последнем случае они способствуют возникнове­нию предубеждений, неприязни как на межличностном уровне, так и на общенациональном уровне. Стереотипы оказывают боль­шое влияние на формирование образа коммуникантов благодаря коммуникативной установке, регулярности и повторяемости.

 

У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль. Как уже отмечалось ранее, в предыдущей теме, к анализу коммуникативных стилей в рамках межличностного взаимодействия обращался ряд авторов. Так, моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является так называемое “окно Джохари”(название образовано начальными буквами имен двух американских психологов, предложивших эту модель). Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием того, как другие воспринимают нас.

 

 

Согласно данной модели выделено четыре стиля в зависимости от доминирования той или иной зоны.

 

Стиль А характеризует людей, которые демонстрируют скорее безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ригидного, т.е. сторонящегося других, некоммуникабельного человека.

 

Стиль Б характерен для людей, которые стремятся к общению, но одновременно боятся раскрывать себя и в целом не доверяют другим. Если кто-либо понимает это и говорит им об этом, они перестают доверять и этим людям. Здесь доминирует скрытая зона.

 

Стиль В характерен для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они действуют на других и как воспринимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к их идеям и высказываниям не прислушиваются, считают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызвать обиду и враждебность. Здесь доминирует слепая зона.

 

Стиль Г характерен для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.

 

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу:

 

Доминантный коммуникант - стремится завладеть инициативой, не любит когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие.

 

Мобильный коммуникант – легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения.

 

Ригидный коммуникант – испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок, логичен.

 

Интровертный коммуникант – не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданных ситуациях общения.

 

В зависимости от типа строится коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика общения.

 

Процесс коммуникации, включая его главный компонент — обмен информацией между коммуникантами осуществляется в коммуникативной сфере. Рассмотрим далее это понятие.

 

В. Б. Кашкин отмечает, что люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации. Американский специалист по теории коммуникации П. Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателю сообщения, что их отношение к нам и, что более важно, их поведение по отношению к нам определяется в значительной степени нашим отношением к ним. Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным принципом коммуникации.

 

 

Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности. Под коммуникативной личностью В. Б. Кашкин предлагает понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его "коммуникативный паспорт" (И. А. Стернин), "визитная карточка" (И. Н. Горелов). Коммуникативная личность - содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на других коммуникативных личностей, коммуникативных деятелей. Обмен коммуникативной информацией между представителями отдельных социальных групп и субкультур (заключенные, молодежь и подростки, ученые и пр.), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фактической контактоустанавливающей функции, и сохранению соответствующей среды общения (подтекст: Мы с тобой одной крови, ты и я).

 

Термин "личность" представляет собой перевод латинского слова persona - маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов, и как совокупность собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке. Аристотель писал, что душа есть начало живых существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи - через посредство души - живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р. Декарта. Некартезианская парадигма не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние. По определению философского энциклопедического словаря (1998), личность представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами нашего соотечественника, литературоведа, языковеда и философа М. М. Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект и каждой личности принадлежит другая личность, всякому я принадлежит ты. Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).

 

Коммуникативная личность неоднородна. Она может включать различные роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем и т.д. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например обмана или убеждения, вымогательства или просьбы, будут сходными в разных ролевых контекстах, но в близких коммуникативных ситуациях. Различаться они будут индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник).

 

Основными параметрами для коммуникативной личности являются три: 1) мотивационный, 2) когнитивный, 3) функциональный. В. П. Конецкая базирует на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности. Аналогичные параметры выделяются Р. Димблби и Г. Бертоном: потребности, комплекс знания - верования - стереотипы - предположения - ценности - (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

 

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации либо есть псевдокоммуникация, определяемая, скорее всего, психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).

 

Па основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

 

Когнитивный параметр включает в себя ряд характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, т.е. самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного уровня партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Эффективность коммуникации в большой степени зависит от совместимости когнитивных характеристик партнеров по общению.

 

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида:

 

1) практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций;

 

2) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения;

 

3) построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

 

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

 

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала индивид может быть отнесен к тому или иному типу. Мы всегда невольно "подстраиваемся" под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный коммуникант-манипулятор должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

 

Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче других. Для противодействия такому коммуниканту бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию "речевого изматывания" (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать "накопительную" тактику).

 

Мобильный коммуникант: легко входит в речевой контакт, перескакивает с одной темы на другую, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда - в собственных интересах - возвращать его к нужной теме.

 

Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется, общаясь с ним, использовать стратегию "разогревания" партнера (вступительная часть "о погоде и природе"; фатическое общение).

 

Интровертный коммуникант: не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

 

Эффективную классификацию типов общения в социальной группе предлагается теорией трансактного анализа американского психолога Э. Берна. Состояния Я, или ego - состояния, представлены поведенческими "программами": Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди в процессе общения постоянно переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.

 

Коммуникативная личность - самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование - 45%, говорение - 30%, чтение - 16%, письмо - 9%).

Коммуникатор как профессия

 

Среди наиболее распространенных типов профессионалов-коммуникаторов можно назвать следующие:

 

o специалист по связям с общественностью;

 

o имиджмейкер;

 

o пресс-секретарь;

 

o специалист по рекламе, и т.д.

 

Основная задача менеджера по связям с общественностью - ответить на три основных вопроса: кто? что? как? Другими словами, цели менеджера по связям с общественностью:

 

o выделить целевую аудиторию (кому мы интересны?);

 

o создать ключевое сообщение (ответить на вопрос: что привлекает целевую аудиторию?);

 

o выбрать канал коммуникации (как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?).

 

Имиджмейкер путем воздействия на механизмы социального восприятия создает тот или иной образ коммуникатора, тем самым влияя на ценностные установки получателей информации и в целом на поведение аудитории.

 

Имидж - это целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванные оказывать эмоционально-психологическое воздействие па кого - либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

 

Имидж является знаково-символическим заменителем коммуникатора, это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа образ [123, с. 191]. Обычно объекту приписываются такие социально-психологические символические свойства, которые свидетельствуют о его привлекательности и престижности. В коммуникации имидж выполняет определенные функции:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.