ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Приобретение или создание знания Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Житейское и научное знание имеют свою историю. Знания это вид прошлого опыта, а раз это прошлый опыт, то определение того, как этот прошлый опыт был получен, напоминает определение памяти. Когда мы что-то запоминаем, то мы, во-первых приобретаем или создаем знание. Приобретение или создание определенного опыта. Затем сохранение этого опыта и наконец, (всякое определение памяти состоит из трех частей) воспроизведение или передача опыта другим (другим поколениям). | Обыденная (житейская) психология | Научная психология | Приобретение | Конкретная ситуация, стихийно, интуитивно | Экспериментальная ситуация, регулярно, понятийно | Сохранение | Ситуативно-контекстное утверждение, безразличие к логике | Проверяемая гипотеза, логическая система | Воспроизведение | Нет учёта условий, нет накопления | Полный учёт условий, накопление знания | Приобретение или создание знания Обыденная житейская психология Знание приобретается в конкретной (не созданной заранее, нерегулярной) ситуации. Человек сталкивается с той или иной ситуацией спонтанно, без ожиданий, без программ. Значит, знание приобретается стихийно. Конкретная ситуация может быть для человека весьма значимой. Значимая эмоционально, но эмоциональная значимость ещё не значит, что это познавательный процесс. Человек здесь не познаёт ради познания. Открывает для себя какое то знание для того, чтобы разрешить данную ситуации, выйти из неё. Вывод. Все обыденные знания эмоционально окрашены, имеют связь с аффективной сферой. Обыденные знания приобретаются интуитивно. Когда произносим слово «интуитивно», житейский психолог испытывает эмоциональный подъём, это слово принято в житейской психологии, произносится очень часто, имеет массу значений. Попробуем с самого начала уточнить это значение. Определить интуицию так, как определяет ее исследователь познания. Один из самых крупных исследователей познания в 20 веке – это швейцарский психолог Жан Пиаже. Расскажем, что же означает, согласно ему, интуиция. Жан Пиажеизучает мышление, изучает развитие мышления, выделяет несколько стадий развития мышления. Одну из них он называет наглядно-интуитивное мышление. Это стадия мышления наблюдается у детей старших дошкольников, она предшествует конкретным элементарным понятиям. Общая характеристика наглядно – интуитивного мышления такова: ребенок говорит - речь есть, а понятий нет. Ведь каждое слово – это понятие. Всегда есть стадия, когда слова есть, а понятий нет. А раз нет понятий, наблюдаются интереснейшие феномены, один из которых мы сейчас рассмотрим. Феномен Пиаже, относящийся к наглядно-интуитивному мышлению. Ребёнку показывают два совершенно одинаковых стаканчика А и Б, в каждом из которых одинаковое количество воды. Затем берут стаканчик В другой формы (уже и выше, чем два первых). На глазах у ребёнка переливают воду из стакана Б в В. Уровень воды в В будет несколько выше. У ребёнка спрашивают, где теперь больше воды в А или в В? Ребёнок говорит, что больше в В, потому что уровень воды выше. Больше, потому что выше. Это феномен наглядно-интуитивного мышления, наглядного потому что ребёнок опирается на то, что бросилось в глаза. А интуитивно почему? Пометим, что сделал ребёнок. Он отдельную часть ситуации (высоту уровня воды в стакане) принял за целое. Интуиция – это и есть – принятие части за целое или обобщение части, когда мы какой-то объект воспринимаем не полностью, а на основе отдельного аспекта. Одну часть учел – высоту, а другую часть – ширину стакана не учел, пренебрег ею и поэтому ошибся. Интуицияэто всегда возможность неверного обобщения, всегда риск. Поэтому обыденные знания рискованны. Чтобы воспользоваться каким-то обыденным знанием, нужно обязательно знать контекст (воссоздать конкретную ситуацию). Вне ситуации это знание может привести к ошибке. Теперь посмотрим, как по этому пункту характеризуется психологическое знание. Научная психология Ситуация, в которой приобретается научное знание – экспериментальная. Она тоже может быть конкретной, но она: во-первых, создаётся, строится и, во-вторых, она строится как типичная для многих других, она с самого начала претендует на некоторое обобщение. Значит, знание приобретается регулярно. Неужели у учёного исследователя не бывает интуиции, внезапных догадок, озарений? Конечно, бывают. Но если в обыденности это интуиция, то в науке любая интуиция сразу оформляется в понятии. Научное знание уже приобретается понятийно. Любая идея оформляется в экспериментальной гипотезе. Оформляется в понятиях. Здесь хочется назвать еще одно имя. Помимо Вунда – отца научной психологии. Первая широко читаемая книга по психологии на русском языке – книга американского психолога Уильяма Джемса «Психология». Эта книга есть перевод житейской психологии на научный язык. Джемс пишет по существу о себе, пользуется только своим жизненным опытом, но весь материал он оформляет понятийно. Даёт определения психическим процессам, выделяет строение личности и делает многое другое. После второй мировой войны в психологии было неопределенное время, когда в науку пришли новые люди инженерные техники, которые хотели смоделировать человека. Говорили, что все сделают сами, психологов мы читать не будем, мы пойдем своим путем, и какое-то время так и делали. А потом вдруг обнаружили, что все, что они с таким напряжением изобрели, всё это с буквальной точностью было описано у Джемса. Поэтому сегодня считается, если что-то пришло в голову проверь, нет ли этого у Джемса. Если есть, значит, ты на правильном пути. Сохранение знания Обыденная житейская психология, Единица хранения житейского знания – это ситуативно-контекстное утверждение. Какое-то жизненное правило: поговорка, пословица, народная мудрость – хранение житейского психологического знания. Заглянем в оглавление этих книг. В оглавлении книг пословиц и пр. строго различается по контексту, по основной теме. Лишь учитывая контекст можно воспользоваться высказыванием. Важная особенность житейского знания, это знание безразлично к логике, к логическому противоречию. В одной и той же книге одна пословица может противоречить предшествовавшей. Житейская мудрость не стремится к логике. Здесь достоверность высказывания эмпирическая, а не логическая. В одном месте семь раз отмерь, один раз отрежь, а в другом месте кто не рискует, тот не пьёт шампанского – это два разных высказывания, но объединяются, потому что разные контексты. Научная психология Единица хранения – проверяемая гипотеза. Любая научная идея оформляется понятийно. Изучать можно лишь то, что можно проверить экспериментально. Есть много вещей, которые привлекают внимание, но этого нельзя проверить. Существует легенда. И.П.Павлов увольнял тех сотрудников, которые говорили о подопытных животных («вот сейчас собачка что-то подумала», «что-то почувствовала», «о чём-то вспомнила» и т.д.) потому что «подумала», «почувствовала», «вспомнила» – это житейский язык, этого нельзя проверить, поэтому об этом нельзя говорить в науке. Тогда скажем, что эти проверяемые гипотезы обязательно должны представлять логическую систему. В науке нет места логическим противоречиям. Определение науки -Логическая система проверяемых гипотез. Воспроизведение знания Обыденная житейская психология Воспроизвести знания в жизни, передать их другому - это фактически то же самое, что впервые его приобрести. Воспроизведение знания в жизни подобно первому приобретению, потому что чего-то не хватает житейскому знанию, чтобы воспроизводится полностью. Здесь в принципе нет учёта условий и контекста, в которых приобретается знание. Знания воспроизвести можно только тогда, когда человек вновь сам попадёт в подобную конкретную ситуацию. Нет накопления знаний. Прошлый опыт формально присутствует в книгах народной мудрости, но этими знаниями воспользоваться нельзя, потому что сам ещё не попал в данную конкретную ситуацию. Если бы это было иначе, то не было бы проблемы отцов и детей. Дети как бы заново должны проходить пути отцов. Научная психология Наука нужна, чтобы жизненный путь сделать более продуктивным. Прежде всего, полный учёт условий. Проверяемая гипотеза сформулирована так: одна переменная, которая влияет на другую и эта связь может быть совпадениями или причинами и следствиями. Рядом с первой переменной всегда помечено, что ещё может повлиять, привести к тому же результату, какие ещё дополнительные факторы, даже самые неожиданные. Это требует особого внимания и терпеливой работы. Полный учёт условий обеспечивает возможность накопления или аккумуляции знания. |