Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену 1. Предмет и основные направления исследований в области организационной психологии. 2. История становления организационной психологии как самостоятельной научной дисциплины. 3. Междисциплинарные связи организационной психологии. 4. Понятия «труд», «работа», организационное поведение», «профессиональная роль», «трудовой пост» и их соотношение. 5. Классические теории организаций. 6. Системные теории организаций. 7. Понятие организации как социотехнической системы. 8. Типы организаций, их классификации по внешней целевой направленности. 9. Постиндустриальное общество и формирование организаций нового типа. 10. Основные характеристики организаций и система их взаимосвязей (общая модель). 11. Цели организации, их иерархическая структура. 12. Распределение функций и спецификация задач персонала в организации, понятие технологии. 13. Структурное строение организаций, основные структурообразующие факторы. 14. Рабочее время, пространственная локализация и внутриорганизационные связи. 15. Развитие организаций, основные стадии. Факторы продолжительного существования организации. 16. Эффективность работы организации, основные критерии и их типология. 17. Методы системно-структурного анализа организации. 18. Иерархический уровни анализа деятельности человека в организации. 19. Стресс факторы организационной среды и здоровье профессионалов. 20. Трудовая мотивация, основные концепции и модели. 21. Удовлетворенность трудом, интегративный подход к оценке. 22. Значимость и субъективный смысл труда. 23. Ценности и групповые нормы. 24. «Рабочие команды», групповые взаимодействия и ролевые позиции. 25. Руководство и лидерство, лидерские позиции. 26. Стили руководства, модели взаимодействия «руководитель – группа» 27. Внутригрупповые конфликты, способы разрешения. 28. Групповая сплоченность, психологический климат в группе. 29. Реализация властных функций в организации. 30. Системы оплаты и вознаграждения за труд, влияние на качество труда. 31. Социокультурные и организационные нормы труда. 32. Организационные ценности. 33. Понятие «организационной культуры». 34. Организационное развитие и инновационные технологии. 35. Новые формы труда и организационные взаимодействия в постиндустриальном обществе. 36. Основные типы исследований в организационной психологии. 37. Классификации методов сбора и анализа данных, используемых в организационной психологии. 38. Парадигма «исследование – диагностика – консультирования/коррекция» в организационной психологии. 39. Основные функциональные роли психолога в организациях. 40. Профессиональные требования и сферы компетентности организационного психолога. 41. Типологии организационных культур. 42. Проблемы власти и руководства в организациях. 43. Источники власти в организации, их классификации. \ 44. Соотношение руководства и лидерства в организации. 45. Теории лидерства. 46. Стиль руководства. Современные и традиционные подходы к его изучению. 47. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. 48. Карьера руководителя. Типологии карьер руководителя. 49. Виды групп в организациях. 50. Понятие команды. Процесс командообразования. 51. Психологическая совместимость в команде и ее влияние на управление. 52. Модель «пять больших личностных черт» в диагностике сотрудников и командообразовании. 53. Модель соотношения накопленных и различных личностных черт в командообразовании. 54. Теория самокатегоризации и социальная идентификация: привлекательность группы, деперсонализация, восприятие включенности в групповые отношения, межгрупповая конкуренция. 55. Поведение, ориентированное на себя и на команду 56. Основные зарубежные теории мотивации трудовой деятельности. 57. Проблемы и методы стимулирования труда. 58. Пути и способы повышения трудовой мотивации. Трудовая мотивация и удовлетворенность работой. 59. Общая характеристика процессов коммуникации в организациях. 60. Регулирование информационных потоков в организации. Системы обратной связи в управленческом процессе. |