ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | РАЗДЕЛ 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Под редакцией Проф. В.И. Куцевляка г. Харьков – 2005 г. УДК 616.314-053.2 Ортодонтия: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / В. И. Куцевляк, д.мед.н., проф., А. В. Самсонов, к.мед.н., доц., С.А. Скляр, к.мед.н., доц., С.В. Алтунина, к.мед.н., доцент, Ю.В. Ткаченко, к.мед.н., С.Л. Старикова, к.мед.н. / под ред. В. И. Куцевляка.— Харьков: ХГМУ, 2005.— ____ с.— Рус. яз. Представлены современные концепции этиологии, патогенеза, клиники, диагностики аномалий зубочелюстной системы у детей и подростков. Рассмотрены традиционные методы и новейшие достижения в их лечении. © Харьковский государственный медицинский университет, 2005 Коллектив авторов: ОГЛАВЛЕНИЕ | Введение. | | РАЗДЕЛ 1. Эпидемиология аномалий развития зубочелюстной системы и организация ортодонтической помощи. | | 1.1. Организация диспансерного наблюдения за больными с аномалиями зубочелюстной системы. | | 1.2. Понятия о норме и патологии в ортодонтии. | | Контрольные вопросы к разделу 1. | | Ситуационные задачи к разделу 1. | | РАЗДЕЛ 2. Методы обследования ортодонтического больного. | | 2.1. Клинические функциональные пробы. | | 2.2. Биометрические методы исследования моделей челюстей. | | 2.3. Графические методы исследования моделей челюстей. | | 2.4. Фотометрические методы исследования. | | 2.5. Рентгенологические методы исследования. | | 2.6. Исследования функционального состояния зубочелюстной системы | | 2.7. Определение степени оссификации скелета. | | Контрольные вопросы к разделу 2. | | Ситуационные задачи. | | РАЗДЕЛ 3. Ортодонтический диагноз и принципы планирования ортодонтического лечения. | | 3.1. Системный подход и системный анализ – основа логики ортодонтического диагноза. | | 3.2. Показания к ортодонтическому лечению. | | 3.3. Задачи ортодонта при лечении детей с кариесом зубов, заболеваниями краевого пародонта и плохим гигиеническим состоянием полости рта. | | 3.3.1. Кариес зубов. | | 3.3.2. Заболевания краевого пародонта. | | 3.4. Определение степени выраженности морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе и трудности их лечения. | | 3.5. Планирование ортодонтического лечения с учетом контакта больного с врачом. | | Контрольные вопросы к разделу 3. | | Ситуационные задачи к разделу 3. | | РАЗДЕЛ 4. Классификации аномалий развития зубочелюстной системы. | | 4.1. Начальный период развития классификаций аномалий зубочелюстной системы. | | 4.2. Энгелевский период классификаций аномалий зубочелюстной системы (классификация Angle, 1889 г.). | | 4.3. Отечественные классификации аномалий зубочелюстной системы. | | 4.4. Международная статистическая классификация болезней. | | Контрольные вопросы к разделу 4. | | Ситуационные задачи к разделу 4. | | РАЗДЕЛ 5. Ортодонтические аппараты. | | 5.1. Классификация ортодонтических аппаратов. | | 5.2. Конструктивные части ортодонтических аппаратов. | | 5.3. Правила активирования ортодонтических аппаратов. | | 5.4. Адаптация к ортодонтическим аппаратам. | | 5.5. Правила распределения силы ортодонтических аппаратов (точка опоры и точка приложения силы). | | 5.6. Основные конструкции ортодонтических аппаратов. | | 5.6.1. Внутриротовые аппараты механического действия. | | 5.6.2. Внеротовые аппараты механического действия. | | 5.6.3. Аппараты функционального действия. | | 5.6.4. Аппараты комбинированного действия. | | 5.7. Ретенционные аппараты. | | 5.8. Выбор конструкции ортодонтического аппарата в зависимости от возраста пациента. | | Контрольные вопросы к разделу 5. | | Ситуационные задачи к разделу 5. | | РАЗДЕЛ 6. Физиологические и биоморфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом лечении. | | 6.1. Теории перестройки костной ткани. | | 6.2. Ортодонтические силы. | | 6.3. Биоморфологические изменения в тканях пародонта при ортодонтическом перемещении зубов. | | 6.3.1. Биоморфологические изменения в тканях пародонта при горизонтальных перемещениях зубов. | | 6.3.2. Биоморфологические изменения в тканях пародонта при вертикальных перемещениях зубов. | | 6.4. Биоморфологические изменения в области небного шва. | | 6.5.Биоморфологические изменения в области височно-нижнечелюстного сустава. | | 6.6. Физиологические изменения в пульпе зуба. | | 6.7. Физиологические изменения в жевательных и мимических мышцах. | | Контрольные вопросы к разделу 6. | | Ситуационные задачи к разделу 6. | | РАЗДЕЛ 7. Аномалии отдельных зубов. | | 7.1. Аномалии количества зубов. | | 7.2. Аномалии величины, формы и структуры твердых тканей зубов. | | 7.3. Аномалии прорезывания зубов. | | 7.3.1. Физиологическое прорезывание временных и постоянных зубов. | | 7.3.2. Нарушения прорезывания зубов. | | 7.4. Аномалии положения зубов. | | Контрольные вопросы к разделу 7. | | Ситуационные задачи к разделу 7. | | РАЗДЕЛ 8. Аномалии зубных рядов. | | 8.1. Диастема | | 8.2. Аномалии формы зубных рядов. | | 8.2.1. Аномалии зубных рядов в трансверзальной плоскости. | | 8.2.2. Аномалии зубных рядов в сагиттальном направлении. | | 8.3. Аномалии зубных рядов в вертикальном направлении. | | Контрольные вопросы к разделу 8. | | Ситуационные задачи к разделу 8. | | РАЗДЕЛ 9. Аномалии прикуса. | | 9.1. Аномалии прикуса в сагиттальной плоскости | | 9.1.1. Прогенический прикус. | | Контрольные вопросы к разделу 9.1.1. | | Ситуационные задачи к разделу 9.1.1. | | 9.1.2. Прогнатический прикус. | | Контрольные вопросы к разделу 9.1.1. | | Ситуационные задачи к разделу 9.1.1. | | 9.2. Вертикальные аномалии прикуса. | | 9.2.1. Открытый прикус. | | Контрольные вопросы к разделу 9.2.1. | | Ситуационные задачи к разделу 9.2.1. | | 9.2.2. Глубокий прикус. | | Контрольные вопросы к разделу 9.2.2. | | Ситуационные задачи к разделу 9.2.2. | | 9.3. Перекрестный прикус. | | Контрольные вопросы к разделу 9.3. | | Ситуационные задачи к разделу 9.3. | | РАЗДЕЛ 10. Особенности клиники и ортопедического лечения при травмах челюстно-лицевой области. | | 10.1. Частота и особенности травматических повреждений челюстно – лицевой области. | | 10.2. Классификация повреждений зубов. | | 10.3. Ушиб зуба. | | 10.4. Вывих зуба. | | 10.5. Перелом зуба. | | Контрольные вопросы к разделу 10. | | РАЗДЕЛ 11. Протезирование зубов и зубных рядов в детском возрасте. | | 11.1. Клинико-биологические основы зубного протезирования в детском возрасте. | | 11.2. Причины отсутствия зубов у детей. | | 11.3. Нуждаемость детского населения в зубном протезировании. | | 11.4. Классификация дефектов зубных рядов у детей. | | 11.5. Конструкции детских зубных протезов. | | 11.5.1. Искусственные коронки. | | 11.5.2. Штифтовые зубы. | | 11.5.3. Мостовидные протезы. | | 11.5.4. Съемные протезы. | | 11.6. Протезирование детей в период временного прикуса. | | 11.7. Протезирование детей в период сменного прикуса. | | 11.8. Протезирование детей в период постоянного прикуса. | | Контрольные вопросы к разделу 11. | | Ситуационные задачи к разделу 11. | | РАЗДЕЛ 12. Ортодонтическое и ортопедическое лечение больных с врожденными расщелинами неба. | | 12.1. Этиология врожденных расщелин неба. | | 12.2. Способы и средства разобщения носовой и ротовой полости. | | 12.2.1. Монолитные обтураторы. | | 12.2.2. Обтураторы с подвижной небной занавеской. | | 12.2.3. Плавающий обтуратор. | | 12.3. Приспособления для кормления детей грудного возраста. | | Ситуационные задачи к разделу 12. | | РАЗДЕЛ 13. Хирургические вмешательства, используемые при лечении зубочелюстных аномалий и деформаций. | | 13.1. Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям. | | 13.2. Хирургическая подготовка к ортодонтическому лечению. | | Контрольные вопросы к разделу 13. | | РАЗДЕЛ 14. Физиотерапия в ортодонтии. | | 14.1. Физиологические основы действия физических факторов. | | 14.1.1. Гальванический ток. | | 14.1.2. Ультразвук. | | 14.1.3. Лазерное излучение. | | 14.1.4. Массаж. | | 14.1.5. Очаговый дозированный вакуум. | | 14.1.6. Магнитотерапия. | | 14.2. Комбинированные методы физиотерапии (физико-фармакологические воздействия). | | 14.2.1. Лекарственный электрофорез. | | 14.2.2. Фонофорез. | | 14.2.3. Лазерофорез. | | 14.3. Методы физиотерапевтической оптимизации ортодонтического лечения зубочелюстных аномалий. | | 14.3.1. Методы оптимизации активного периода. | | 14.3.2. Методы оптимизации ретенционного периода. | | Контрольные вопросы к разделу 14. | | Правильные ответы на ситуационные задачи к разделам. | | Список литературы. | | ВВЕДЕНИЕ Ортодонтия в свободном толковании означает раздел стоматологии занимающийся изучением вопросов выпрямления криво стоящих зубов. Впервые термин «Ортодонтия» в стоматологическую практику ввел Ле Фулон в 1840 году. Современное понятие самостоятельного раздела стоматологии “Ортодонтия” значительно расширилось и не исчерпывается этим определением, а является одним из составляющих общего объема мероприятий по проведению санации полости рта детей и подростков и ставит перед собой ряд задач. Изучение этиологии и патогенеза, способов диагностики и дифференциальной диагностики всего разнообразия аномалий развития зубочелюстной системы. Разработка современных способов и принципов их профилактики на различных стадиях развития и роста челюстно – лицевой области, начиная с внутриутробного периода и завершая периодом полной смены зубов и формированием постоянного прикуса. Постоянное совершенствование известных и разработка новых, современных способов лечения больных с аномалиями развития и деформациями зубочелюстной системы, которое должно начинаться в возможно ранние сроки. В задачи современной ортодонтии входят вопросы своевременной диагностики нарушений структуры твердых тканей зубов различного генеза и преждевременной потери зубов у детей и подростков. Разработка рациональных конструкций зубных протезов, с учетом особенности растущего детского организма и раннего восстановление утраченных функций жевания, глотания, речи, дыхания. Оказание ортодонтической и ортопедической помощи в комплексном лечении детей и подростков с врожденными расщелинами неба. Детская челюстно – лицевая травматология. В настоящее время отсутствует учебная литература по ортодонтии, которая включала бы в себя все названные разделы с учетом современного видения проблем аномалийного развития зубочелюстной системы, способов диагностики и лечения. Целью предлагаемого нами учебного пособия, где обобщен богатый материал различных школ развития ортодонтии как самостоятельной науки и свой более чем 20ти летний опыт, является оптимизация процесса обучения студентов стоматологического факультета и врачей – интернов на высоком профессиональном уровне. Мы будем благодарны читателю за возможные критические замечания и рекомендации. РАЗДЕЛ 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в разные периоды развития и формирования прикуса представляет научный и практический интерес. Данные таких исследований необходимы для разработки организационных принципов профилактики и лечения аномалий развития зубочелюстной системы. 1. На основании статистического анализа данных эпидемиологических исследований определена средняя частота зубочелюстных аномалий, а также их отдельных нозологических форм и нарушений функций. Зубочелюстные аномалии в нашей стране встречаются в среднем у 33,7 - 37% обследованных, в период временного прикуса - 24%, в период сменного прикуса - 49%, в период постоянного прикуса (до 17 лет) - 35%. Процент зубочелюстных аномалий значительно возрастает у обследованных с другими стоматологическими заболеваниями (кариес, пародонтит, пародонтоз) до - 58,5%, при наличии общих заболеваний организма - увеличивается до - 74,6%. Частота аномалий зубов и зубных рядов - 39%, прогнатический прикус - 20%, прогенический прикус - 13%, глубокий прикус - 23%, открытый прикус - 19%. 2. В процессе развития и роста зубочелюстной системы и формирования как временного, так и постоянного прикуса происходят естественные изменения в положении и взаимоотношений отдельных зубов, групп зубов, зубных рядов и прикуса в целом. Вследствие этого наблюдается прирост аномалий в период сменного прикуса по сравнению с временным и уменьшение количества аномалий к периоду сформированного постоянного прикуса. Число аномалий зубочелюстной системы от начала формирования временного прикуса до начала сменного увеличивается на - 25%, в период постоянного прикуса уменьшается на - 14%, т.е. наблюдается уменьшение количества аномалий зубочелюстной системы и составляет - 11%. Процесс самоустранения аномалий зубочелюстной системы называется саморегуляцией. Явлениям саморегуляции, как правило, не подвергается открытый прикус, прогенический прикус, перекрестный прикус со смещением нижней челюсти. 3. Ортодонтическая помощь детям и подросткам осуществляется по территориально - участковому принципу и регламентируется приказами МЗ Украины, инструкциями и другими нормативными актами. Обслуживаемый район распределяется на несколько участков по числу врачей - ортодонтов. К участку причисляются от 6 до 10 школ, 10-12 детских садов. Бригаду для осуществления плановой санации полости рта составляют из нескольких стоматологов – педиатров, медицинских сестер и врача - ортодонта. Частота аномалий зубочелюстной системы в значительной степени зависит от своевременности и качества санации полости рта. Следовательно, ортодонтические профилактические осмотры рассматриваются как часть комплекса мероприятий по санации полости рта у детей, а также как своеобразный контроль за качеством ее проведения. Врач - ортодонт работает с организованными детьми участка не более 1 раза в неделю, в связи с чем, осмотры детей с ортодонтической направленностью проводят врачи стоматологической профилактической сети. Врач - ортодонт может использовать не более 3 - 4 дней в месяц на такие профилактические мероприятия как: 1.гигиеническое воспитание детей; 2.своевременное устранение причин, вызывающих аномалии развития зубочелюстной системы; 3.ранее предупреждение и своевременное лечение аномалий развития зубочелюстной системы; 4.наблюдение за ростом челюстных костей, сроками прорезывания как временных, так и постоянных зубов и формирования прикуса. Детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении, распределяют между врачами - ортодонтами, оказывающими помощь на закрепленных участках. Система участковости позволяет постепенно уменьшить внеплановую обращаемость детей за ортодонтической помощью и перейти к плановой помощи детского и подросткового населения до 18 лет. Учет больных с указанием экстренности и очередности осуществляет участковый врач - ортодонт или медицинская сестра. Для контроля за больным, которому участковый врач выдал направление на прием к врачу - ортодонту, целесообразно применять талон - направление. Он состоит из трех одинаковых частей: первая часть остается у врача, направившего больного к ортодонту, вторая - у врача - ортодонта, принявшего больного на лечение, третья (отрывной талон) - через заведующего отделением возвращается для контроля к врачу, направившего больного на лечение. Участковый врач - стоматолог контролирует своевременность начала лечения. Использование такого талона - направления позволяет планировать число больных, поступающих на лечение: 1) от участкового врача дошкольного или школьного участка: а) из детского сада; б) из школы; в) из ПТУ; 2) от участкового врача поликлиники; 3) по обращаемости. |