МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ





В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Р.А. Фадеев

ОРТОДОНТИЯ

Москва ♦ МЕДИЦИНСКАЯ КНИГА

Н. Новгород ♦ Издательство НГМА 2001


УДК 616.314-089.23(035) ББК 56.6 Т66

В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, РА Фадеев. ОРТОДОНТИЯ - М: Меди­цинская книга, Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2001. 148 с.

В книге описаны этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение основных форм зубочелюстных аномалий и деформаций, основы зуб­ного протезирования у детей, ортодонтической и ортопедической помощи при врожденных и приобретенных дефектах челюстно-лицевой области, а также ошибки и осложнения, возникающие в процессе лечения.

Издание предназначено для повышения качества обучения студентов. Оно также будет полезно интернам, клиническим ординаторам, аспирантам, врачам-ортодонтам и всем стоматологам, особенно детским.


ВВЕДЕНИЕ

Ортодонтией называется раздел ортопедической стоматологии, занимающийся изучением этиологии, диагностики, методов профи­лактики и лечения зубочелюстных аномалий. Объектом ортодонти-ческих вмешательств, прежде всего является жевательно-речевой ап­парат детей и подростков.

Однако, влияние ортодонтического лечения у детей выходит за пределы полости рта и лицевого скелета.

Мишенями ортодонтии являются отклонения от структуры и функции, присущей данному биологическому виду (органу), возник­шее вследствие нарушения развития организма, то есть аномалии.

Не следует путать понятия аномалия и деформация. Под пос­ледними понимают только те нарушения, которые возникли как следствие патологии, но после формирования жевательно-речевого аппарата. В отличие от аномалий они лишены генетической обус­ловленности.


По вопросам приобретения книги

обращайтесь по телефонам:

(095) 189-99-35

(8313) 25-57-11

ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ КНИГИ СО СКЛАДА В МОСКВЕ И ДОСТАВКА В РЕГИОНЫ

ISBN 5-86093-078-Х

© Коллектив авторов, 2001


ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ

Развитие жевательно-речевого аппарата неразрывно связано с развитием всего организма индивида. Начинается оно с 5-й недели эмбрионального периода, когда закладываются первые зачатки мо­лочных зубов, и продолжается на протяжении многих лет после рождения, до полного образования постоянного прикуса уже в зре­лом возрасте — 18—20 лет. С точки зрения этиологии и патогенеза развития зубочелюстных аномалий, весь этот срок целесообразно разделить на два периода: 1) внутриутробный — когда плод нахо­дится под защитой материнского организма и нарушения в разви­тии его, в основном, зависят от состояния матери, и в меньшей сте­пени, от внешних факторов; 2) постнатальный — когда ребенок пе­реходит в условия влияния внешней среды и, благодаря унаследо­ванным и врожденным свойствам, приспосабливается к ее воздей­ствиям.

Нарушения развития жевательно-речевого аппарата в эмбрио­нальном периоде. Плод в утробном периоде находится под защитой организма матери от воздействия многих вредных факторов внеш­ней среды. Однако в "узкой среде", окружающей плод, могут со­здаться условия, неблагоприятно влияющие на развитие эмбриона вообще и, в частности, — жевательно-речевого аппарата. Это влия­ние может быть механическим и физиологическим.

Механическая травма плода. Как известно, в матке плод на­ходится в амниотической жидкости, что предохраняет его от сотрясе­ний и ударов. Количество околоплодной жидкости меняется в раз­ные периоды внутриутробного развития. Так, к 6 месяцам беремен­ности ее количество достигает 2 л, а к концу периода беременности уменьшается до 1 л и меньше. В связи с увеличением околоплодной жидкости возрастает внутриамниотическое давление, что может на­рушать кровоснабжение плода и "весь плод страдает от голода" (Jansen). При наличии меньшего количества околоплодной жидко­сти может происходить давление на разные части тела плода. Раз­вивающиеся органы очень чувствительны к давлению. Иногда дос-




таточно повысить его на несколько часов, чтобы длительно нару­шить развитие органа. При типичном положении плода руки и ноги прижаты к лицу, и вследствие повышения давления около­плодной жидкости или механического надавливания извне может произойти деформация и задержка роста челюстно-лицевого скелета (Weinberger).

Физиологическая связь плода с матерью уже отмечалась выше и общеизвестна. Однако нельзя не подчеркнуть, что заболевания матери такие, как туберкулез, сифилис, хронические отравления ал­коголем, никотином, наркотическими веществами, нарушения эндокринного равновесия могут нарушить развитие плода и, конеч­но, жевательно-речевого аппарата.

Нарушения развития жевательного аппарата в постэмбрио­нальном периоде.

Вэтот период включаются основные этапы развития зубочелю-стной системы, к которым можно отнести: 1) окончание формирова­ния и прорезывания молочных зубов; 2) закладку части постоянных зубов (часть закладывается в эмбриональном периоде); 3) развитие и начало минерализации постоянных зубов; 4) прорезывание и рас­становку постоянных зубов; 5) рост челюстных костей и альвеоляр­ных частей до полного формирования прикуса. Во время этого дли­тельного и сложного процесса могут возникать разные осложнения, вызванные целым рядом причин.

Незначительные нарушения, если их своевременно не устра­нить, могут привести к тяжелым, труднообратимым аномалиям.

Самым критическим периодом для ребенка являются первые ме­сяцы, а в дальнейшем — первые два года жизни.

Неправильное вскармливание ребенка может привести к возник­новению ряда нарушений жевательно-речевого аппарата. Значение вида вскармливания не только в подводе питания, без которого не­мыслима жизнь, — для развития зубочелюстной системы имеет ог­ромное значение естественная сосательная функция.

Острые инфекционные заболевания в раннем детском возрасте (корь, скарлатина, коклюш, пневмония, дифтерия и др.) также вред­но отражаются на формировании жевательного органа.

Необратимые дефекты развития эмали — гипоплазии могут быть следствием диспепсий и других детских заболеваний, свя­занных с общим нарушением развития детского организма.

Важную роль в развитии зубочелюстных аномалий играет забо­левание ребенка рахитом. В основе патогенеза рахита лежат нару­шения кальциевого обмена. Кости и зубы лишаются достаточного количества минеральных солей, и при воздействии определенной


 




силы на кости скелета и челюстные кости, в процессе жизнедеятель­ности организма, они могут деформироваться. Явным признаком перенесенного рахита в зубочелюстной системе являются гипопла­зии на зубах и деформации челюстей. В зависимости от возраста за­болевшего рахитом гипоплазия может быть локализована либо на молочных, либо на постоянных зубах.

Клинические наблюдения показывают, что некоторые аномалии прикуса могут возникнуть вследствие нарушенного носового дыхания.

Немаловажным фактором является положение головы ребенка во время сна. При высоком изголовье у ребенка голова нагнута впе­ред, шейные мышцы ослаблены и нижняя челюсть смещается мези-ально. Если ребенок спит с откинутой головой, происходит противо­положное явление: шейные мышцы, в том числе подкожная мышца шеи, натягиваются и нижняя челюсть смещается назад. Такое поло­жение нижней челюсти во время сна ребенка способствует формиро­ванию дистального прикуса.

Предраспологающим фоном для зубочелюстных аномалий явля­ются вредные привычки. Типичное положение у плода прижатых к лицу рук и ног в утробе матери еще некоторое время после рожде­ния приводит к несознательному сосанию пальцев. Поэтому ребенок часто играет пальцами в полости рта. До определенного возраста такую "игру" не следует считать патологией, но если ребенок про­должает систематически сосать пальцы в возрасте старше 1,5 лет, то эта длительная травма приводит к деформации челюстей.

Большое значение в патогенезе аномалий жевательно-речевого аппарата имеет кариес и его осложнения. Преждевременное удале­ние молочных зубов нарушает процесс прорезывания и расстановку постоянных зубов.

Следует также помнить, что многие аномалии жевательно-рече­вого аппарата генетически обусловлены и передаются по наследству. Таким образом, этиология зубочелюстных аномалий является многопричинной. И если учитывать, что все этиологические фак­торы действуют на фоне индивидуальной конституции, то ее опре­деление в каждом отдельном случае очень затруднено.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.