ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Предметы отраслей психологии № | Отрасль психологии: | Изучает: | 1. | Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни | 2. | Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет | 3. | Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет | 4. | Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости | 5. | Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости | 6. | Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека | 7. | Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения | 8. | Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива | 9. | Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей | 10. | Психология познания | Психологические познавательные процессы | 11. | Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения | 12. | Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности | 13. | Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) | 14. | Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений | 15. | Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики | 16. | Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды | 17. | Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции | 18. | Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма | 19. | Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов | 20. | Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» | 21. | Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного | 22. | Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами | 23. | Психофармакология | Влияние лекарств на психику | 24. | Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных | 25. | Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей | 26. | Специальная психология | Отклонения в развитии психики | 27. | Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека | 28. | Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу | 29. | Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления | 30. | Зоопсихология | Психику и поведение животных | 31. | Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека | 5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: · объективность - объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического; · валидность – гарантия того, что избранный способ изучения (метод) действительно способен измерить или оценить изучаемый объект; · надежность - качества метода, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном его использовании. Таблица 3 Методы психологии Методы | Определение | Виды | Интроспекция | Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним | нет | Наблюдение | Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе | Открытое, скрытое, включенное, не включенное | Опрос | Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности | Устный (интервью, беседа), письменный (анкета - открытая, закрытая), стандартизированный, свободный | Тест | Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом | Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты | Эксперимент | Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт | Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный | Анализ продуктов деятельности | Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений. | Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др. | Интроспекция - самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог - исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора. Опроспредставляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос. Тестыявляются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства. Эксперимент- целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни. Анализ продуктов деятельности - анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.). ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА. |