ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Принцип идеомоторной тренировки Нас тут интересует следующий момент. Если образы влияют на физические реакции тела человека, то можно ли так сказать обновить свою базу игровых «образных данных» и если можно, то как самостоятельно загрузить их в свое сознание и перевести в плоскость живого игрового навыка? Поможет нам в этом широко известный в спорте высоких достижений принцип «идеомоторной тренировки». Что это такое? Тут «идеа» - слово греческого происхождения, соответствующее таким русским словам, как мышление, мысленный образ, представление, идея. То есть таким, которые относятся к психическим процессам, к деятельности головного мозга. «Моторика» - слово латинского происхождения и означает "движение". Все вместе получается мысленное движение. Лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении... вы его невольно, этого не замечая, производите". Следовательно, мысленное представление движения автоматически порождает едва заметные сокращения и расслабления в соответствующих мышечных волокнах. На глаз эти микропроцессы не заметны. Но есть очень простая возможность убедиться в их реальном существовании. Для этого нужно взять обычную нитку длиной около метра, привязать к одному ее концу грузик весом в 5-15 граммов (например, колечко, небольшой ключик или винтик), а другой конец намотать на последнюю фалангу указательного пальца ведущей руки (правой - у правшей, левой - у левшей). Намотать так, чтобы расстояние между пальцем и грузиком было приблизительно 70-80 сантиметров. После этого надо вытянуть прямую руку перед собой на уровне плеча и уравновесить груз. А затем, спокойно сосредоточившись на висящем предмете, мысленно представить, что он начинает раскачиваться, как маятник: слева-направо, справа-налево. И буквально через несколько секунд груз действительно придет в соответствующее движение. Его можно изменить - представить, например, что грузик движется вперед-назад или вращается по кругу. И он начнет двигаться по заданной мыслью траектории. Между прочим по размаху раскачивании можно судить насколько хороши связи между мозгом и мышцами у данного спортсмена. Если расстояние между крайними точками маятникообразных движений составит около метра, такая связь по пятибалльной системе оценивается на "пятерку". Если же это расстояние будет около 5 сантиметров, то тут оценка уже "единица" и т.д. Процессы, которые в виде мысленных представлений движений, или говоря другими словами, в виде идей, родившись в сознании, затем реализуются в моторике - в реальном физическом движении соответствующих мышц, получили в науке название идеомоторных актов. Продолжим опыт и начнем громко произносить слова, согласно движениям грузика - "влево-вправо, влево-вправо..." - и амплитуда движений сразу же увеличится. ВЫВОД: Следовательно, с помощью слов мы можем усилить движение, сделать его более определенным и выразительным - запомните это очень важное положение, так как в дальнейшем будет рассказано о том, как использовать речь в достижении предельно точных движений. А теперь этот же опыт, проведем в несколько ином варианте, а именно - стоя с грузиком, неподвижно висящим на вытянутой руке, представим себя сбоку от себя, как бы отраженным в зеркале. Глядя на грузик в "зеркале" начнем снова представлять, что он раскачивается подобно маятнику - слева-направо и справа-налево. И окажется, что он раскачивается еле-еле или вовсе остается неподвижным. Следовательно, при таком "зеркальном" представлении движения его мысленный образ из программирующей части организма - из головного мозга, переходит в исполняющую часть (в мышцы, суставы) руки гораздо хуже. ВЫВОД: "Зеркальный" мысленный образ называется в психологии "Зрительным представлением". Его тренирующее действие намного слабее, чем действие, осуществляемое идеомоторно, при котором образ движения из головы переходит напрямую в соответствующие мышцы. Поэтому зрительные образы есть смысл использовать лишь на самом начальном этапе освоения новых движений, когда позволительно наблюдать за собой в зеркале, например, при разучивании того или иного элемента из арсенала художественной гимнастики или удара в боксе. Но чем скорее будет произведен перевод зрительного образа в идео-моторный, тем скорее начнется правильное освоение данного движения. Наверное вы теперь понимаете, почему смотря на ю -тубе стримы чемпионатов и любимых игроков, так мало геймеров по настоящему меняют характер своей игры в лучшую сторону? Они смотрят со стороны - не вживаясь в образ. Начиная сразу выполнять действия без точного образа движения в спорте, допустим кидая мяч в корзину или начиная сразу играть, мы чаще всего терпим кучу неудач и следы от этих неудач записываются в нашем головном мозге в виде образов и ощущений. Эти следы у особо настойчивых и неудачливых игроков или спортсменов просто таки замусоривают мозг и впоследствии, тренеру бывает трудно привить правильный образ. Вот как описывает проблему с точными образами в голове у одной из спортсменок академик А. Алексеев: «Приведу пример из далекого уже 1971 года. То, что я увидел тогда, буквально ошеломило меня и не перестает удивлять до сих пор. Дело было в Душанбе, на олимпийской базе по прыжкам в воду. На так называемом "сухом" трамплине (с которого прыгают не в воду, а в яму, заполненную поролоном) тренировалась мастер спорта, входившая в пятерку лучших в стране. Спортсменка отрабатывала прыжок "из передней стойки два оборота вперед в группировке с разбега". Её тренер, довольно молодой человек, имевший несколько учеников, входивших в сборную команду СССР, сидел, откинувшись на спинку стула, закинув ногу на ногу и очень спокойно, даже философски-меланхолично говорил после каждого прыжка одну и ту же фразу: "Надя, выноси руки...". Наблюдая со стороны за ходом тренировки, я подсчитал, что это он повторил 22(!) раза, после чего так же очень спокойно произнес: "Надя, пошла к черту...". На этом тренировка закончилась и расстроенная спортсменка, ни сказав ни слова, ушла. Подойдя к тренеру, я назвал себя и между нами произошел короткий разговор: - Скажите, пожалуйста, почему Надя никак не выполняла Вашего указания? - Это нужно у нее спросить, - многозначительно усмехнувшись, ответил тренер. - А можно мне разобраться в чем тут дело? - Пожалуйста! - как бы одаривая высочайшей милостью, ответил он, за что я ему весьма благодарен, так как в те годы нередко на мое предложение оказать ту или иную помощь спортсменам, их наставники отвечали в том плане, что "не лезьте, уж в душу с разными там психологиями". Пригласив Надю к себе в номер, я спросил ее: "Скажите, пожалуйста, что такое "выноси руки"? И эта 16-летняя весьма смышленая и приятная девушка объяснила мне, что в момент отталкивания от трамплина кисти рук нужно поднять над собой ("вынести") предельно высоко и лишь после этого начинать "крутку", то есть то вращательное движение вперед, с которого и начинается само сальто. - А в чем была Ваша ошибка? - Я поднимала руки лишь до уровня плеч, не выше головы и сразу начинала "крутку". - Почему же Вы, зная, что нужно делать, не делали этого? - удивился я. - Не знаю... - растерянно ответила девушка. - Я знаю, что надо делать, но не знаю почему это у меня не получается... Подобный ответ я слышал потом не раз от многих спортсменов, представлявших самые различные виды спорта - он является весьма характерным при неспособности точно выполнить нужное движение. Итак, запомните эту формулировку - я знаю, что надо делать, но не знаю почему у меня это не получается. А я теперь знаю, почему... С помощью грузика, подвешенного на нитке к указательному пальцу ведущей руки я проверил у спортсменки качество связей между ее мозгом и мышцами - они оказались вполне удовлетворительными, на хорошую "тройку". Затем объяснил в чем сущность идеомоторных образов и чем они отличаются от зрительных и попросил сделать следующее - стоя с опущенными руками закрыть глаза и идеомоторно представить правильный "вынос" рук, после чего открыть глаза - для меня это будет сигналом, что задание выполнено. Включил секундомер и стал наблюдать за спортсменкой. Прошли три секунды (время, более чем достаточное, чтобы представить правильный "вынос" рук), шесть секунд, десять, а спортсменка все еще не открывала глаз. - В чем дело, Надя? - мягко спросил я. - Не могу представить, - ответила она виновато. Я не поверил, я был поражен! Мне в те годы казалось, что представить можно всё, что угодно, а тем более такое простое движение как "вынос" рук. Опыт повторили. Снова прошло 10 секунд, а глаза по-прежнему оставались закрытыми. - Простите, - прервал я опыт, - а что Вам видится, что происходит в Вашей голове, когда Вы представляете правильный "вынос" рук? - Я вижу, что руки поднимаются на уровень плеч, не выше головы, а дальше никак не идут... Но я очень стараюсь их мысленно поднять так, как надо... Не получается... - растерянно ответила девушка. Так вот где, как говорится, собака зарыта! Многократно (не 22 раза, а по меньшей мере 1222 раза) произведенные неверные движения оставили в памяти спортсменки настолько прочный соответствующий след, что он никак не хотел уступать места правильному мысленному представлению этого элемента спортивной техники. Чтобы выйти из создавшегося положения, мы поступили следующим образом - с помощью правильно выполняемых "выносов" рук начали "пробивать" путь от мышц в мозг. Для этого Надя 10 раз подряд в слегка замедленном темпе и очень точно физически произвела правильный подъём рук, произнося каждый раз слово "вверх!". Выполнив такое задание три раза подряд с перерывами в одну минуту, Надя снова закрыла глаза и попробовала мысленно представить нужное движение в его идеальном варианте. Теперь ее руки в ее мысленном представлении стали подниматься несколько выше, чему она очень удивилась и обрадовалась. В общем, поработав таким образом около 40 минут, мы добились, что спортсменка наконец-то смогла представить правильный "вынос" рук и начала это мысленно делать столько раз подряд и правильно, сколько требовалось. А на следующее утро во время тренировки ее руки как бы сами по себе начали выполнять нужное движение так, как это полагалось! - А вы оказывается можете работать тренером, - несколько удивленно сделал вывод наставник Нади. Да, я то могу корректировать различные двигательные нарушения, а вот очень многие тренеры, к большому сожалению, крайне слабо разбираются в возможностях, заложенных в идеомоторике. И получается, что я, никогда не катавшийся на фигурных коньках, помогаю мастеру спорта международного класса, "потерявшему" прыжок "двойной сальхов", восстановить этот элемент обязательной программы всего за несколько дней, в то время как его всемирно известный тренер не смогла этого сделать в течение месяца. Вот и получается, что я, никогда не стрелявший из лука, помог восстановить правильную технику выстрела юной мастеру спорта, хотя над этой задачей бились последовательно четыре разных тренера. И помог одной из ведущих синхронисток страны избавиться от неверно заученного движения, хотя, естественно, сам я синхронным плаванием не мог заниматься. Подобных примеров могу привести множество.» Таким образом, точность мысленного образа и его связь с вашими мышцами это непременное условие для успешной игры на хорошем уровне. И если с образами все понятно. То давайте разбирать, как же все таки, мы их будем записывать в мышечную память. Альфа – состояние Поможет нам в этом хорошо известное просоночное состояние, его еще называют трансовым или Альфа-состоянием. Любой человек испытывает его как минимум два раза в сутки: засыпая и просыпаясь. Дело в том, что головной мозг, находящийся в дремотном, соноподобном, или другими словами, в гипнотическом состоянии, обретает исключительно важное качество - он становится повышенно восприимчивым к поступающей в него информации. Причем, не имеет большого значения - поступает информация со стороны, или ее содержание определяет сам человек. Чаще всего нас программируют все кому не лень: начиная от наших родителей, воспитателей в детском саду, учителей в школе, сержантов в армии и заканчивая монотонным голосом телевизора. Приемов масса – от нотаций на фоне заторможенности психики после сна или расслабления и до введение ее в тревожное состояние сообщением по телевизору о каком ни будь цунами или катастрофе. Образы в таком случае попадают прямиком в наше подсознание и по сути программируют поведение человека в определенных ситуациях. Оставим на совести тех, кто это проделывает с нами. Главное что мы в состоянии осознать этот факт и освободиться от него. Практика показала - если мысленные образы разучиваемого или совершенствуемого движения "пропускать" через мозг, находящийся в гипнотическом состоянии, эти мысленные образы намного быстрее обретают весьма высокую точность и стабильность, а также легче переходят в исполняющую часть организма, чем при их использовании в обычном, в бодрствующем состоянии. Основная задача, которую предстоит решить, состоит в умении погружать себя в соноподобное, в гипнотическое состояние. Тут все достаточно просто. Проведите простой тест. Отключите телефон, закройтесь в комнате, выберите момент, что бы вам не мешали несколько минут. Сядьте удобно в кресло или лягте на кровать, закройте глаза и начните сосредотачивать внимание на процессе дыхания. Обратите внимание на то, как вдох начинается, продолжается и вот плавно переходит в выдох, он тоже длится какое то время и постепенно переходит во вдох. Пронаблюдав так себя в течение пары минут, пройдитесь вниманием по всему своему телу, начиная от макушки головы и заканчивая стопами. Если где то есть области напряжения мышц, легким волевым усилием расслабьте их. Теперь переведите внимание на руку и скажите себе несколько раз: «Моя ладонь постепенно сжимается в кулак в течении ровно 1 минуты». Наблюдайте как это будет происходить, не мешая процессу, после этого встряхнитесь, глубоко вздохните и отбросьте возникшее состояние. Если вы сделали все правильно, то обратили внимание на характер сжимания ладони. Он не равномерный, ритм движения пальцев немного рванный. Но при этом возник еще один интересный эффект. Сознание отвлеченное «таймингом» движения пальцев на какое то время отключилось и тело расслабилось, мозг словно затормозил свою деятельность и впал в некое расслабленное состояние, очень похожее на момент засыпания или пробуждения. Очень хорошо, нам придется развивать и культивировать это состояние. Это своеобразный доступ к операционной системе нашего тела. Изменения образов на фоне такого углубленного состояния очень быстро приведут вашу игру, да и любой навык по сути, который вы хотите изменить на тот уровень, который вы сами желаете достигнуть. К чему надо быть готовым. Приступая к тренировкам, будьте готовы к сопротивлению со стороны механизмов нашего сознания, которые называются внутренним критиком. Эти механизмы выработались в ходе эволюции человечества и стоят на страже нашего выживания. Проявляется это недоверием ко всему новому входящему в жизнь человека. В нашем случае это новый опыт получаемый ходе тренировок. Внутренний критик отсекает более слабые сигналы поступающие от органов наших чувств в пользу более сильных. Например, идет первобытный человек по лесу и вдруг на полянке видит красивые цветы, стоит такой любуется, а из кустов на него прыгает тигр. И если человек не услышит шорохи, запахи или заранее не обратит внимание на другие признаки дикого зверя, то продолжить свой род ему вряд ли светит. Или например, взбрело в голову тому же первобытному человеку, что за дальними горами есть более пригодная для проживания территория и давай он баламутить сородичей на переселение. Дорога опасна и не разведана, и как итог - половина племени сгинуло в пропастях, другая часть от холода и голода. Оставшихся же, живущие в горах враждебные племена добили. Если бы так происходило всегда, то человечество не дожило бы до сегодняшнего дня. Кидаться в омут с головой не наш метод и потому в путь отправляются бесстрашные одиночки, к которым со временем присоединяются остальные. Природа хорошо позаботилась о выживании человека и поэтому большая часть людей сохраняя среднестатистическое «привычно» слишком инертна для изменений. Сейчас мы живем в городах, сухо тепло, пищи достаточно, диких животных вроде поблизости нет и тем не менее, мы до сих пор подвержены влиянию этого древнего инстинкта. Все великие открытия прошли через несколько стадий. Сначала люди поднимают изобретателей или ученных на смех, а то и того гляди более - жгут на кострах как Джордано Бруно. Потом если открытие действительно стоящее и такое явление имеет место быть, передовая часть общества - ученные и правящая элита, соглашаются с ним и когда оно входит в жизнь обычного обывателя, большинство разводит руками и говорят: « Так все знают, что Земля круглая и вертится вокруг солнца». Другое препятствие, которое будет вам встречаться - это ваше «эго» или по другому «собственная важность». Проявлять оно будет во всезнайстве и желании выбросить из тренировочного процесса достаточно простые начальные упражнения, которые необходимо выполнять медленно, а так же желании бежать впереди паровоза. Сопровождаться весь этот саботаж со стороны собственного организма будет такими эмоциями как скука, желание отвлечься и заняться привычной вам дневной рутиной (типа соц. сети и т.д.), а так же гипер-забывчивостью – вы просто будете забывать через пару-тройку дней делать упражнения. Тут стоит быть готовым к такому повороту событий и всего лишь проявить немного настойчивости. Дайте себе понять, что весь ваш опыт привел вас на тот уровень в игре или в жизни, где вы находитесь в данный момент. Так может пора сделать что то по новому? Большинство из вас, я думаю, достаточно упорные люди и у вас все получится. Если уж у моей девушки получилось, то у вас получится сто процентов. |