Основные внешние и внутренние функции государства на современном этапе. Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества. К числу внутренних относятся функции: 1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном; 2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию; 3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи; 4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти; 5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов; 6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты; 7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства; 8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности; Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач. Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно: 1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях; 2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ; Можно выделить две основные внешние функции современного государства: 1. Военная функция; 2. Функция сотрудничества с другими государствами; Военная функция - содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Современными мировыми государствами признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов. Функция сотрудничества с другими государствами в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений. Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество: 1. в экономике; 2. в поддержании мира и мирового правопорядка; 3. в природоохранительной деятельности; 4. в борьбе с международной преступностью; 5. в сфере науки, культуры, образования; 6. в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства; 23. Механизм государства: понятие, признаки, содержание деятельности. Соотношение механизма государства и аппарата государства. Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [1]. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства [2]. Признаки[править | править вики-текст] · Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1]; · Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру[1]; · Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей[3]; · Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3]; · Материально-техническая обеспеченность[4]. Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»[править | править вики-текст] Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»: · Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность[1]. · Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует[5]. · Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства[6]. · Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия[4][7] Структура государственного аппарата[править | править вики-текст] В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня: · Государственные органы — есть властные полномочия. · Государственные учреждения — нет властных полномочий. · Государственные предприятия. · Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но компетенцией не обладающие (в отличие от государственных служащих). |