ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Стадии процесса применения норм права Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, действий правоприменителя. Выделяются три стадии применения права: 1. Установление фактических обстоятельств. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. В целях процессуальной экономии правоприменительные органы должны отобрать, четко выделить и устанавливать только те из обстоятельств (и только в том объеме), которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Для установления объективной истины по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинноследственной зависимости. Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются только те факты, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. Доказательствами являются фактические данные, под которыми принято понимать сведения о фактах (а не сами факты). На основе этих сведений правоприменительный орган (чаще всего суд) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для дела. В случае, когда правоприменительная деятельность начинается не по собственной инициативе субъекта правоприменения, то установлению фактических обстоятельств дела правоприменителем предшествует аналогичная деятельность иных субъектов. Вне зависимости от того, носила ли эта предварительная деятельность официальный или неофициальный характер, правоприменительный орган обязан убедиться, что налицо ситуация, предусмотренная правовой нормой и требующая от правоприменителя совершения определенных действий. Могут быть предусмотрены законом и такие ситуации, когда субъекты применения правовых норм освобождаются от собирания доказательств. Конечной целью первой стадии процесса применения права является достижение объективной истины, т.е. соответствия знаний о фактических обстоятельствах объективной действительности. 2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам (установление юридической основы дела). После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган, прежде всего, решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму - значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. Определив круг нормативно-правовых актов и конкретных статей, в которых содержится правовая норма, требующая применения, необходимо установить подлинность (достоверность) ее с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям вышестоящих нормативно-правовых актов. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить: - действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации; - действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; - распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена. В задачу компетентного органа на данной стадии входит толкование применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии. 3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение. В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура формирования убеждения правоприменителя и его выражения лицами, участвующими в этом процессе. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим - открытым, по третьим -единолично должностным лицом посредством подписания правоприменительного акта. После этого решение объявляется заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается - начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом. Субъектами правоприменителъной деятельности, то есть компетентными органами и должностными лицами, принимающими властное решение, могут быть государственные органы и должностные лица (Суд, Министерство), муниципальные (Глава Муниципальногообразования, Муниципальный Совет), а также должностные лица и коллегиальные органы предприятий и организаций. Тоталитарное государство сопоставлении с тоталитарным, поэтому дадим хотя бы краткую его характеристику. Термин «тоталитарный» происходит от слова 1о1а111ег — всеобъемлющий, всеохватывающий, он был введен в употреб- ление окружением Муссолини. Оно предполагало всеобъемлющее подчинение личности государству во имя осуществления неких высших, вечных национальных идей. Тоталитарные государства в истории существовали и ранее (Египет, Спарта, Ассиро-Вавилония, Пруссия времен Фридриха II). В наше время это были фашистская Германия, СССР (в особенности в период культа личности Сталина). История распорядилась таким образом, что именно эти государства, во многом противоположные, но в чем-то схожие, были вовлечены в жестокую, тотальную войну, войну на уничтожение, в которой победила система, опирающаяся на идеи патриотизма, защиты Родины. Тоталитарное государство — государство всеохватывающее, проникающее во все поры общественной жизни и подчиняющее себе общество. Общество как самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система поглощается государством. Происходит полное огосударствление общества. Причины образования тоталитарного государства сложны и многообразны. Питирим Сорокин, один из основателей современной социологии, в ряду этих причин называет три основные причины: война, разруха и голод. Чем сильнее количественные и качественные показатели этих явлений, тем резче деформировалась общественная организация в сторону коммунистического или этатического, государственно-капиталистического типа. Несомненную роль играет и субъективный фактор. Приход, например, к власти партии, не знавшей традиций парламентаризма, стремление решить глобальные проблемы (построить коммунизм, создать мировой третий рейх) ускоренным методом. Экономическую основу тоталитарного государства составляет жестко централизованная, планируемая сверху экономика, основывающаяся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка). В России такого рода экономика возникла уже в ходе первой мировой войны, была продолжена Временным правительством, а затем большевиками: жесткое регулирование цен, принудительное введение государственных монополий на уголь, нефть, хлеб, сахар, хлопок, нормированное потребление и т. д. Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победе в войне, индустриали- зации, восстановлению разрушенного хозяйства и т. н.) за счет благополучия рядовых граждан. Политическая система характеризуется строгой бюрократической централизацией, ведущей ролью одной, господствующей, партии во главе с всевластным вождем. Один вождь, одна партия, одна идеология -— так можно выразить кратко суть тоталитарной политической системы. Какая-либо оппозиция не допускается, подавляется, представительные органы если и существуют, то формально, они подвластны партии. Фактически наблюдается слияние партийных и государственных структур. Тоталитарный режим опирается на насилие. Зачастую в рамках партии образуются военизированные отряды (СС в Германии) или соответствующие карательные органы, которые находятся в прямом подчинении партии (КГБ — «вооруженный отряд партии»). Государственный аппарат неимоверно разбухает, бюрократизируется, оплетает своими щупальцами все сферы общества: экономику, культуру,, просвещение, воспитание. Все регулируется, распределяется, складывается значительная прослойка номенклатурного чиновничества во главе с узкой правящей элитой. Социальной основой тоталитарного государства является люмпенизированная часть общества, которая надеется и стремится не в будущем, а сейчас, немедленно получить привилегии, получить то, что раньше не имела, реализовать себя в качестве потребителя за счет других людей (в нацистской Германии, например, вначале за счет евреев, а потом за счет народов других стран расширить жизненное пространство). Роль личности сводится до роли «винтика» в тоталитарной машине. Демократические права, и прежде всего политические, сводятся на нет. В массовом сознании господствуют идеи патернализма, иждивенчества, отчаянный эгалитаризм. Идеология и средства массовой информации. В обществе существует одна официальная господствующая идеология. Идеологический плюрализм не допускается. Господствующая идеология навязывается всеми доступными средствами. Все средства массовой информации сосредоточены в руках государства, господствующей партии, свободная пресса отсутствует, существует жесткая цензура. В борьбе с чуждой идеологией используются не только идеологические, но и принудительно-карательные репрессивные средства и методы. Право, законность, правопорядок. Понятие права размыто (это или воля фюрера, или революционное правосознание), сама политика вводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Роль законов подменяется управленческими актами, прямыми предписаниями. Демократическое независимое правосудие фактически отсутствует. Деятельность судов подменяется решениями партийных и иных органов. Место правосудия занимают внесудебные репрессии. Правоохранительные органы именуются карательными. Законность попирается. Место правопорядка занимает произвол, место правовой культуры, уважения к праву -— правовой нигилизм, переходящий в правовой вандализм. Однако следует отметить, что оценка тоталитарного государства неоднозначна. Тоталитарное государство эффективно в чрезвычайных ситуациях, в условиях войны, разрухи, ибо оно в состоянии сосредоточить все ресурсы — людские, материальные, финансовые — в одних руках, установить жесткий порядок и дисциплину для решения задач, стоящих перед государством (достижения победы в войне, восстановления разрушенного войной народного хозяйства). Однако в условиях мирного, нормального развития общества тоталитарное государство неэффективно во многих отношениях (экономическом, социальном, культурном и т. д.), ибо сдерживает творческие силы общества в целом и отдельной личности в частности. Оно неприемлемо для развития личности, жаждущей свободы и благополучия. Тоталитарные государства неизбежно, под влиянием процессов, протекающих в самом обществе, изживают себя и заменяются государствами демократическими. |