Аналитико-рефлексивный этап · Какой индивидуальный опыт вы получили в этой игре? · Какие фрагменты были самыми эмоционально травмирующими? · Какие ободряли и давали надежду? · Что вы думали и чувствовали во время игры? Межличностные отношения - способность устанавливать и поддерживать эмоционально удовлетворяющие взаимоотношения А. Я среди людей (психологическая скульптура). Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей – реальный»; вторая тема: «Я среди людей – идеальный». В символической форме каждый тренеруемый изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае – как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. Обсуждение обязательно. Стрессоустойчивость - способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям А. Мини-лекция «Что такое стресс?» (Приложение 3). Б. Техника ИИП (Изменить-Избежать-Принять).Выполняется письменно. Каждый участник описывает типичную для себя стрессовую ситуацию в подпункте «сценарий». Затем он размышляет и записывает, как он может изменить эту ситуацию, избежать ее или принять. После этого выбирается лучший вариант. Обсуждение результатов обязательно. Сценарий: Изменить: (Как вы можете убрать источник стресса?) Избежать: (Как вы можете отдалиться от источника стресса?) Принять: (Как вы можете жить со стрессом?) Сопротивляться путем… Изменить себя и/или свое восприятие путем… Наилучший вариант: Контроль импульсивности - способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение. А. Говорим гадости. Группа объединяется в две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости. А члены другой команды отвечают на них комплиментами. Нецензурные слова не употреблять, говорить с улыбкой, ровно и спокойно. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется снова. При обсуждении итогов важно задать вопрос: в каких ситуациях было трудно удержаться в рамках упражнения. Б. «Горячий стул».По центру круга ставится стул, на который садятся по очереди участники тренинга. Группа говорит участнику неприятные и обидные фразы. Задача – никак не отвечать на услышанное. В процессе обсуждения итогов важно сделать акцент на следующих моментах: легко ли было молчать в ответ? Какие слова задевали сильнее всего, какой тон? Что помогало сдерживаться и не реагировать? В. Групповая дискуссия«Как мне удается контролировать свою импульсивность?» Реалистичность - способность ясно различать, что происходит в действительности «здесь и сейчас». А. Работа по вопроснику самосознания (письменная, затем комментарии в парах) Вопросник самосознания. 1. Что я собой представляю как человек? 2. Как я выгляжу со стороны? 3. Какие черты моей личности воспринимаются другими положительно, а какие – отрицательно? 4. Как мое понимание себя совпадает с пониманием меня другими людьми? 5. Какие я имею способности понимать ситуации, других людей? 6. Какими стереотипными установками в понимании и оценивании других людей я обладаю? 7. Что мешает мне в ситуациях общения? 8. Умею ли я анализировать и оценивать ситуации с позиции будущего? 9. Какими положительными и отрицательными коммуникативными качествами я обладаю? 10. Какие личностные качества мне помогают или мешают уживаться с другими людьми? 11. Какие внутренние, жесткие, стереотипные тенденции поведения владеют мною в процессе общения? Думаю ли я, как справиться с ними? 12. Мое место в жизни. 13. На какие свои качества я могу опираться в процессе общения, а какие из них нужно подкорректировать? 14. Что больше всего мешает мне в процессе общения? 15. Достоин ли я уважения и могут ли меня любить? 16. Что для меня является важным в общении, а что второстепенным? 17. Знаю ли я свои «слабые места», которые будут отрицательно сказываться на моем общении? Гибкость - способность приспосабливать свои мысли, чувства и поведение к изменениям условий и ситуации. А. Ролевая творческая игра «Два королевства». Цели и задачи Определение позиционирования и самооценки участников, стилей поведения в конфликтных, конкурентных и других сложных ситуациях, отработка умений управлять и подчиняться, выявление лидеров. Подготовка Есть два Королевства и есть роли: Король/Королева, Первый министр, Казначей (Министр Финансов), Воевода (он же Министр Вооруженных Сил), и т.д. по понижению статуса до Крестьянина, Батрака и др. В начале игры распределяются роли по определенным правилам. Например, Короли/Королевы выбираются первыми, сначала идут заявки, и их выбирает народ. Первого министра выбирает Король/Королева. Остальные роли: как участники сами заявят и докажут свое право. Далее могут быть: интриги (смена должностей), соперничество между Королевствами (конкуренция), приход Супостата, т.е. завоевание более сильной Империей (приход нового начальства, указания министерства, объединения) и т.д. Правила Правил очень много, и большинство из них выясняется во время игры (как и в жизни). В хорошем приближении к реальности проигрываются ситуации, часто возникающие в деятельности школы. Вопросы для анализа · Лидерство и распределение ролей: · Кто на какой роли оказался и почему? · Что поменялось в процессе игры? · Как решались вопросы перемещения по должностям? · Какие решения принимались на соответствующей должности и как это отражалось на жизни Королевств? · Короли/Королевы, Первый министр и Верхнее сословие: их действия были на благо Королевства, для народа, для себя лично? · Как ведет себя вся команда в целом и отдельные члены во время прихода Супостата – разумно или эмоционально? 13. Решение проблем - способность выявлять и определять проблемы, а также находить и внедрять эффективные пути их решения. А. Мини-лекция «Как принимать решения» (Приложение 4). Б. Проблема атомного убежища. Выполняется в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает следующее фантастическое задание: «Представьте себе, что произошла атомная война. Вся планета погрузилась в ядерную зиму. Спаслись лишь 10 человек, которые сейчас находятся в ядерном убежище глубоко под землей. Однако проблема состоит в том, что в убежище всех необходимых ресурсов для жизнеобеспечения осталось только на 5 человек. Необходимо избавиться каким-либо образом от «лишних» 5 человек с тем, чтобы оставшиеся в живых пятеро смогли потом выйти на поверхность и начать жизнь на планете заново. Вот список этих десяти человек: 1. Мисс Вселенная, 20 лет, просто красавица, и все. 2. Ядерный физик, 30 лет, высокий уровень интеллекта. 3. Медсестра-акушерка, 27 лет, профессионалка в своем деле, интеллект средний. 4. Эпилептоидный психопат, профессиональный военный, чернокожий, 56 лет. 5. Ученик 11-го класса школы, интеллект снижен, 17 лет. 6. Инженер-строитель, гомосексуалист, 40 лет. 7. Повар-кондитер, женщина 38 лет, бесплодная. 8. Слесарь-сантехник, алкоголик, интеллект средний, 32 года. 9. Художница, очень талантливая, хитрая и коварная, выносливая, 30 лет. 10. Мать семерых детей, швея, 38 лет (все дети погибли во время взрыва). Группы обсуждают задание. После завершения обмен чувствами обязателен. В. Путешествие на воздушном шаре. Каждый участник путем жеребьевки выбирает себе профессию: врач, инженер, учитель, художник, повар и т.д. Один участник в микрогруппе – наблюдатель. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает терять высоту и падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из корзины. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы: Наблюдатель докладывает, что он заметил в ходе дискуссии: · Использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии · Умение выслушивать друг друга · Авторитарное давление · Сдача без борьбы, тактика ухода от активных действий. |