Гос аппарат (бюрократия). Принципы его организации Гос служба представляет собой вид общественно полезной проф служебной деятельности, которая направлена на содействие реализации задач и функций соответствующего гос органа или учреждения. ФЗ «О системе гос службы РФ», принятый 27 мая 2003 г, устанавливает следующую систему гос службы: 1) гос гражданская служба (фед и субъектов федерации); 2) военная служба; 3) правоохр служба. Фед гос гражд служба - это проф служебная деятельность граждан на должностях фед гос гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий фед госу органов и лиц, замещающих гос должности РФ.. Военная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осущ функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Правоохр служба определяется как проф служебная деятельность граждан на должностях правоохр службы в гос органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гос служащим является гражданин, осуществляющий проф служебную деятельность и исполняющий обязанности, предусмотренные занимаемой гос должностью, и получающий за свою деятельность ден вознаграждение из соответств бюджета. Иностр граждане могут поступить на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин и могут быть приняты на работу в ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала. ФЗ "О гос гражданской службе РФ" от 27 июля 2004 г. установлено деление должностей гос гражд службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты. Принципы организации и деятельности гос аппарата – основополагающие идеи построения, функционир и развития аппарата государства. Требования к принципам: 1) нормативность, т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при форм гос органов; 2) непротиворечивость, т. е. недопущение наличия двух взаимоисключ принципов; 3) полнота, т. е. предварит определение наиболее важных аспектов формир и осуществление деятельности гос органов; 4) относительная самостояте, т. е. исключение возможности взаимного дублир нескольких принципов. Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата: 1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) соц-полит: – разделение властей на законод, исполнит и судебную ветви; – демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над гос органами; – гласность, постоянное и систематическое освещение деятельности гос органов СМИ; – законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми гос органами правовых предписаний; – профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности; – гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности гос аппаратом; – нац равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им гос должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.; – федерализм, закрепляющий равноправность региональных гос органов с общефеде госу органами; б) организационные: – иерархичность; – дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий; – ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции; – сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения; – соотношение отраслевых и территориальных начал управления; 2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства. Органы законодат власти Законод власть - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Законод власть осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы, законы. Кроме того, Законод власть принадлежит право принятия бюджета и фин законов и право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом. Фед Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Гос Думы. КРФ учреждает Фед Собрание (Совет Федерации и ГосДума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положение Фед Собрания в системе органов гос власти можно только через сложный порядок изменения самой К РФ. Прочное положение Фед Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Фед Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законод власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Фед Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой. Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. К РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято ФедСобранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Фед Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в гос бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему фин независимость. Обе палаты Фед Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями К РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Фед Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции. Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как: - референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента; - чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов; - право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными; - право Президента РФ распускать Гос Думу при определенных обстоятельствах; - ратифицированные международные договоры, которые по юр силе выше законов; - требование КРФ о принятии Гос Думой фин законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Фед Собрания в системе органов Российского государства. |