ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Приезжие, как специфическая демографическая группа, являются одной из разновидностей мигрантов. Криминологи всегда выделяют контингенты преступников-приезжих – лиц, совершивших преступления не по месту жительства. Их выделение осуществляется с помощью сопоставления двух критериев – места совершения преступления и места постоянного проживания преступника. При их несовпадении лицо, совершившее преступление не на своей территории, относится к категории преступников-приезжих. Хотя все они – мигранты, но не все мигранты относятся к категории приезжих, так как значительная часть стационарных мигрантов-переселенцев, получивших жилье и прописку, по формально-юридическому подходу уже относятся к местным жителям. К сожалению, в нынешнем своем виде уголовная статистика не позволяет согласовать демографическую классификацию мигрантов с уголовно-правовой классификацией преступников-приезжих, так как, во-первых, уголовная статистика не выделяет отдельные категории мигрантов, а во-вторых, разбивается основная группа стационарных мигрантов на тех, кто уже устроился и относится статистикой к местным жителям, и тех, кто находится в стадии устройства, еще не прописан и т. д. и в связи с этим входит в число приезжих. Соответственно в уголовной статистике выделяются среди всех преступников местные жители и приезжие, т. е. лица, местными жителями не являющиеся. Криминологическая актуальность изучения преступности приезжих определяется рядом обстоятельств: во-первых, они оказывают существенное влияние на криминальную ситуацию в стране, регионе; во-вторых, это влияние резко возрастает в условиях социальных кризисов и оказывает заметное воздействие на преступность. Например, Россия после десяти.лет перестройки и реформ приняла более 2 млн. вынужденных переселенцев. 25 млн. русских из стран ближнего зарубежья в этих условиях стали потенциальными мигрантами; в-третьих, возникает целый ряд новых экономических, социальных, политических, духовных проблем, в том числе затрагивающих международно-правовые аспекты, положение иностранцев на территории государства, обеспечение их безопасности и т. п. Так, экономические интересы России в условиях реформ связаны с ее участием в международной рыночной системе и другими факторами, привлекающими в страну иностранцев дальнего зарубежья. Однако иностранцы нередко попадали в такие криминальные условия, что, если сами и не совершали преступлений, то легко становились их жертвами. Кроме того, дестабилизация положения дел в стране привлекала криминально ориентированных иностранцев, в том числе организованных преступников, наживающихся на наркобизнесе, торговле оружием и др. Например, в 1995 году на территории Российской Федерации приезжие совершили 135 584 преступления и 48 418 преступлений совершили иностранцы и лица без гражданства. Среди всех лиц, совершивших преступления, первые составили 8 %, а вторые –2%. Преступность мигрантов характеризуется высокой латентностью. Она фиксируется именно как преступность мигрантов только в случае раскрытия преступлений и обнаружения виновных лиц, то есть после того, как устанавливается, что виновный – мигрант. Однако криминалистами всегда отмечалась значительная сложность выявления и раскрытия совершаемых приезжими преступлений, именно приезжими, так как осевшие в каком-то месте и прожившие там определенное время мигранты: во-первых, ассимилируются, включаются в те отношения и образ жизни, которые имеют место на данной территории, во-вторых, бывают уже достаточно изучены в криминологическом аспекте (известны факты и направленность их противоправных деяний, криминогенные связи и т. п.). Вклад мигрантов в преступность разных регионов различен. Он определяется прежде всего масштабами самого потока приезжих, который, как правило, тем выше, чем крупнее населенный пункт. Сверхкрупные города с их широким спектром возможностей всегда были наиболее привлекательны для приезжих. В Москве, например, доля приезжих среди всех преступников достигает почти 1/3. Массив мигрантов неоднороден по своему составу, по мотивации и целям приезда, длительности пребывания, демографическим, этническим, социальным характеристикам. Следовательно, различны и направления воздействия различных групп мигрантов на криминологическую ситуацию. Это свидетельствует о необходимости выделения среди мигрантов отдельных групп, различающихся по ряду существенных признаков, а именно: 1) граждане данного государства; 2) иностранные граждане и подданные; 3) лица без гражданства. В числе иностранцев и лиц без гражданства криминологами отдельно изучаются: а) традиционно иностранные граждане и подданные и б) те, которые стали таковыми сравнительно недавно вследствие распада, трансформаций государства или ряда государств. Например, в годы ре4зорм в Российской Федерации выделялись: 1) граждане СНГ; 2) граждане стран ближнего зарубежья, входивших ранее в состав СССР, но не вошедших в Содружество; 3) граждане государств дальнего зарубежья; 4) лица без гражданства. А из числа граждан России: 1) приезжие, имеющие определенное место жительства, и 2) лица, не имеющие определенного места жительства. Это – первая, самая общая классификация, отражающая различия выделенных групп. Ее следует учитывать при разработке форм статистических отчетов, а также в процессе криминологических исследований. Криминологами фиксируются не столько количественные особенности преступности мигрантов, сколько качественные. Для мигрантов, особенно приезжих, характерно совершение преступлений, требующих высокого криминального профессионализма и организованности. Этим особенно отличается преступность иностранцев и лиц без гражданства. Так, в России в 1995 году общая доля иностранцев и лиц без гражданства в числе преступников составляла 2%. Но в числе выявленных участников банд их было более 8%, нарушителей правил о валютных операциях – 8%, фальшивомонетчиков – 7,8%, мошенников – 10%, участников преступлений, связанных с производством и оборотом наркотиков, – 5,2%, лиц, совершавших разбои, – 4%. При этом их доля значительно ниже средней в числе воров, лиц, совершивших умышленные тяжкие телесные повреждения, хулиганов и ряда других категорий преступников, чья антиобщественная деятельность в меньшей мере связана с организованностью и профессионализмом. Среди иностранцев весьма высок уровень организованной преступности. Удельный вес преступлений такого рода составляет 65–70%. Весьма сходен с этим и характер преступности мигрантов, являющихся гражданами РФ. Он объясняется увеличением числа преступников-"гастролеров", лиц, не занятых общественно полезным трудом, не имеющих постоянных легальных источников доходов, рецидивистов. Для них преступная деятельность зачастую становится основным средством существования. Их доля в России в середине 90-х годов также была значительно выше средней (8%), а в числе бандитов – 27%, мошенников – 20%, фальшивомонетчиков – 19%, участников наркопреступлений – 13%. Судя по данным криминологических исследований в России, от иностранцев преступники-приезжие – граждане РФ отличаются, во-первых, более высокой долей участия в совершении тяжких преступлений (8%), в том числе убийств (11%), распространения оружия (12%), и, во-вторых, более ярко выраженной корыстной ориентацией, о чем свидетельствует их высокая доля в числе грабителей (11%), вымогателей (10%), субъектов разбоя (15%), лиц, занимающихся незаконной торговой деятельностью (14%). При этом доля приезжих граждан РФ, так же как и иностранцев, была ниже в числе воров (7,5%), хулиганов (5%), лиц, виновных в умышленных тяжких телесных повреждениях (7%), и некоторых иных преступлениях. Всегда криминологически наиболее острой является проблема лиц, не занятых общественно полезным трудом и не имеющих постоянных источников доходов, безработных. С 1993 по 1995 годы в общем числе преступников в России доля лиц, не имеющих постоянных легальных источников доходов, выросла с 33,1% до 45,2%. С одной стороны, эти лица в большей мере склонны к различного рода миграциям в поисках легальных и нелегальных источников доходов, а с другой – среди них много беженцев, вынужденных переселенцев, проблемы которых на новом месте их пребывания не решаются или решаются неудовлетворительно. Не случайно прослеживается тесная связь между ростом числа преступников-приезжих и ростом числа лиц, не имеющих постоянных источников дохода. Среди преступников-приезжих они составляют, по данным разных авторов, более половины. К середине 90-х годов Москва заняла первое место в ряду регионов с самым высоким удельным весом таких лиц (57%), и среди всех преступников приезжих в Москве, по данным статистики, 68% лиц не имели постоянного источника доходов. Отсюда вытекает определенная закономерность, заключающаяся в прямой зависимости доли лиц, не имеющих постоянного источника доходов, от доли приезжих. Чем выше доля приезжих, тем выше и доля лиц, не имеющих постоянного источника доходов. Вопрос об обратной связи затрагивался в литературе, но его пока нельзя считать достаточно изученным. Негативные последствия миграционных процессов сказываются на росте численности лиц, не имеющих определенного места жительства. С ростом количества таких лиц возрастает и доля их в числе преступников. Хотя для них в меньшей степени, чем для других категорий мигрантов, характерны организованность и профессионализм преступной деятельности, однако в общем числе преступников их доля тем выше, чем выше степень тяжести совершаемых преступлений, уровень применяемого насилия. В числе преступников, использующих в своей антиобщественной деятельности организованность и профессионализм, доля лиц без определенного места жительства, как правило, значительно ниже. Их преступность чаще носит примитивный характер и направлена на удовлетворение сиюминутной потребности в алкоголе, добычу легкой наживы, получение средств существования и т. п. Преступники без определенного места жительства, так называемые бомжи, – это особая категория мигрантов, около 60% которых ранее судимы, большинство злоупотребляют алкоголем или являются хроническими алкоголиками; многие страдают серьезными соматическими и психическими заболеваниями. Налицо глубокая социальная, нравственно-правовая и психологическая деградация личности. Поэтому сам факт существования такой категории лиц представляет значительную угрозу безопасности и здоровью населения. Кроме того, само наличие и увеличивающаяся численность лиц, утративших место жительства, являются весьма значимым индикатором, свидетельствующим об ухудшении социальной и криминологической ситуации в стране. Сложности борьбы с преступностью приезжих определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной стороны, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны. Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищенности приезжих, иностранцев и других подобных лиц. С другой стороны, интересы борьбы с преступностью и ее профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам. При этом, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций. Достижение этих целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной жизни общества, т. е. мерами, относимыми криминологической наукой к общепрофилактическим. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов. Без общесоциальных мер, только специальными, нельзя успешно нейтрализовать негативные последствия миграции. Так, дополнительные рабочие места могут успешно и стабильно создаваться только на базе роста производства, успешной социально-экономической политики. В то же время изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией и особенно вынужденной миграцией населения. Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии соответствующих экономических и социальных гарантий их осуществления. Таким образом, фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте – при регулировании социально-экономического развития страны, региона; города, так и в более узком – при управлении процессом борьбы с преступностью. Особо следует подчеркнуть общепрофилактическое значение надлежащего обслуживания приезжих. Существует масса нерешенных проблем, создающих для приезжих ряд материальных, организационных и психологических трудностей. Они могут быть связаны, например, с недостатками транспортного и иного обслуживания, слабой социальной помощью нуждающимся в ней приезжим, слабой материальной базой их временного бытового устройства и т. д. Последнее обстоятельство существенно тормозит строительство специальных гостиниц вблизи вокзалов для транзитных пассажиров и других лиц, приехавших на короткие сроки, развитие частного гостиничного хозяйства, создание единой службы централизованного размещения иногородних, централизованной справочной службы для приезжих и многие другие полезные инициативы, общепрофилактическое значение которых весьма значимо. Общепрофилактические меры одинаково важны как для местного населения, так и для разных контингентов приезжих, в том числе иностранцев. Но для иностранцев наряду с этим важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны. Основы правового статуса иностранцев на территории Российской Федерации определяются прежде всего Конституцией России (ст. 62 и 63). В ст. 62 Конституции РФ, в частности, сказано, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации", в числе которых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны. Кроме того, в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным ею международным соглашениям, действуют также специальные правовые акты: Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР, Правила пребывания иностранных граждан в СССР и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР. Нарушения этих норм влекут для иностранцев разного рода ответственность, вплоть до уголовной. Ст. 197 У К РСФСР предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне, а ст. 1971 УК РСФСР – за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания и транзитного проезда через территорию страны. Как показывают исследования, карательная практика в отношении лиц, нарушивших эти нормы, была крайне слабая: за ряд последних лет по указанным статьям никто не осуждался. Это объясняется как административной преюдицией этих норм, так и возможными недостатками уголовно-правового воздействия, применяемого к иностранным гражданам. Требуют согласованного решения проблемы беженцев, вынужденных и других категорий мигрантов с целью пресечения незаконной миграции и оказания помощи вынужденным мигрантам. Поэтому, например, заслуживает внимания межгосударственный акт (типа конвенции) об оказании правовой помощи, регулирующий перемещение граждан стран – участников СНГ с пересечением границ, учет таких перемещений и порядок контроля. Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-предупредительными и правоохранительными. При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства и в случае охраны их бизнеса, и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия. В России они по-разному применяются в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья, в составе которых различаются страны Америки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока и другие с их дальнейшей более глубокой дифференциацией. В настоящее время основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений милиции общественной безопасности и Паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Хотя оказание помощи иностранным гражданам в осуществлении их прав и законных интересов реализуется в деятельности всех структурных звеньев системы'МВД, тем не менее Паспортно-визовая служба в соответствии с приказом МВД России № 445 1993 года координирует их работу по участию в обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, руководствуясь в своей деятельности помимо законов и нормативных актов МВД Положением о Паспортно-визовой службе МВД РФ, утвержденным приказом № 124 1993 года МВД России. Специально-профилактическая роль Паспортно-визовой службы определяется самим характером ее функций, в число которых входит: выдача паспортов, осуществление прописки и выписки, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, выдача им документов на право проживания, оформление разрешений на въезд в РФ и выезд за границу и т. д. Большое профилактическое значение имеет проведение такой службой совместно с другими подразделениями органов внутренних дел различных комплексных специальных мероприятий: рейдов, патрулирования, целевых оперативно-поисковых мероприятий по выявлению иностранцев, у которых отсутствуют законные основания пребывания в России, проверки соблюдения паспортного режима и т. д. Основной задачей данных мероприятий является: выявление иностранцев, не соблюдающих порядок регистрации, проживающих по просроченным или недействительным документам, не соблюдающих порядок передвижения и выбор места жительства, и других тому подобных категорий. О лицах, претендующих на получение убежища, органы МВД в срочном порядке информируют Миграционную службу России для принятия ею соответствующего решения. Сила профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики. Единство системы профилактики диктует необходимость их взаимодействия как по вертикали – с вышестоящим звеном системы, так и по горизонтали – с аналогичными и другими органами в различных регионах, не являющимися вышестоящими. Именно второй вид координации и взаимодействия заключает в себе наиболее широкие неиспользованные в практике возможности борьбы с преступностью приезжих. Весьма важным в этом отношении является проведение совместных мероприятий, обмен оперативной и иной информацией, проведение координационных и иных совещаний с целью выработки единых согласованных действий в заданных направлениях и т. д. Особое значение в борьбе с преступностью приезжих играет, например, взаимодействие правоохранительных органов со службой внешней разведки, миграционной службой, рядом других государственных органов. Для активизации противодействия преступности, связанной с иностранцами, в большинстве органов внутренних дел субъектов Федерации были созданы специальные подразделения уголовного розыска. Это дало свои положительные результаты. Вместе с тем для повышения эффективности их функционирования, как показала практика, важно не допускать целого ряда недостатков по раскрытию и расследованию преступлений мигрантов; повышать уровень подготовки и специализации сотрудников, непосредственно занятых борьбой с преступностью, связанной с иностранцами; решать проблему переводчиков при раскрытии и расследовании преступлений и многие другие. Особую помощь в борьбе с преступностью иностранцев, особенно носящей транснациональный характер, оказывает Интерпол. Он осуществляет прямые контакты с зарубежными коллегами по вопросам розыска преступников, экстрадиции и другим правовым проблемам. Кроме того, национальное бюро Интерпола содержит богатый банк информации, которая в определенной мере может быть использована и правоохранительными органами, ведущими борьбу, с преступностью иностранцев, и в отношении иностранцев. Важным условием достижения положительных результатов в борьбе с преступностью мигрантов является уровень информационного обеспечения такой деятельности. К сожалению, в России долгие годы отсутствовал даже статистический учет преступности приезжих. Постепенно он расширялся, но медленно избавлялся от многих недостатков: неполноты, нестабильности, исключающей возможности сравнения; ведомственного характера, приводящего к несопоставимости ряда данных, и др. Крайне отрицательно на состоянии борьбы с преступностью мигрантов сказывается отсутствие глубоких научных разработок проблем борьбы с преступностью приезжих и даже публикаций на данную тему. Вместе с тем эта проблема, наиболее заметно актуализировавшаяся в последние годы, требует повышенного профилактического внимания и соответственно не только полной, но даже "избыточной" информации для ее дальнейшей разработки. Следовательно, необходимо создание единого централизованного банка данных, содержащих всю информацию, требующуюся органам, ведущим борьбу с преступностью вообще и с преступностью мигрантов в частности. Для этого целесообразно осуществить прежде всего разработку системы показателей, всесторонне характеризующих: преступность приезжих с учетом отдельных регионов и, мест ее наибольшей концентрации, отдельных отраслей и объектов, периодов их наибольшей активизации; преступников-приезжих с выделением различных кон-тингентов, требующих дифференцированного профилактического подхода; обстоятельства, способствующие преступности мигрантов; состояние правоохранительной и иной деятельности, направленной на борьбу с такого рода преступностью. Рассмотрение профилактики преступности как области социального управления предполагает необходимость ее планирования. Возможны два пути: 1) создание специальных планов (программ), направленных на борьбу с преступностью приезжих; 2) включение указанных мероприятий в планы, программы, преследующие общие цели борьбы с преступностью. Примером первого варианта планирования может быть разработанная на 1993–1995 годы Межведомственная программа борьбы с преступностью, связанной с иностранными гражданами, в которой были предусмотрены мероприятия по предупреждению такой преступности, укреплению сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран и т. д. При осуществлении программно-целевого подхода к планированию реализация основной цели включает постановку ряда подцелей, в число которых входит и борьба с преступностью иностранцев и других приезжих. Данная подцель требует постановки и решения конкретных задач, указанных в соответствующем разделе программы. Такая программа является примером второго варианта планирования. Реализация и осуществление любого варианта плана, программы требует значительного материального и ресурсного обеспечения. Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, следует выделить несколько приоритетных направлений борьбы с преступностью мигрантов: совершенствование законодательства в целях адекватного складывающимся социально-экономической, политической и криминальной ситуациям регулирования въезда, выезда, пребывания и передвижения мигрантов по территории страны; предоставление им различных статусов (беженец, вынужденный переселенец и т. д.); разработка действенного правового механизма реализации на практике конкретных норм, включающих меры социальной помощи мигрантам и социального контроля за ними. Наряду с этим необходим комплекс активных наступательных мер, опирающихся на всестороннюю и полную информацию, оформленных в виде комплексной Государственной или межведомственной программы, обеспеченной экономическими ресурсами, использующей все возможные средства научного и практического поиска путей повышения эффективности борьбы с преступностью в условиях новой социально-экономической политики. 67.Понятие и предупреждение насильственной преступности и хулиганства. Происходящие в России изменения политических, социально-экономических, правовых, нравственно-психологических и иных отношений привели не только к позитивным результатам, но и к негативным последствиям, выражающимся, в частности, в росте криминального насилия, агрессивности и жестокости отдельных членов общества, насильственной преступности. Насильственная преступность - совокупность преступлений, совершенных с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, имеющих основной непосредственной целью лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью, физической свободе, телесной (в том числе половой) неприкосновенности против его воли, а также совокупность лиц, совершивших насильственные преступления за определенный период на определенной территории. Основным признаком, объединяющим отдельные противоправные деяния в насильственные преступления, является физическое или психическое насилие над личностью или угроза его применения. Причем насилие при совершении этих преступлений является элементом их мотивации и проявления, а не просто средством достижения криминальной цели. На этом основании в число таких преступлений не включаются насильственный грабеж, разбой, вымогательство и ряд других деяний, где проявляется так называемое инструментальное насилие, используемое исключительно как средство достижения корыстной или, скажем, политической цели. Круг насильственных преступлений весьма разнообразен (УК РФ включает 55 статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений, связанных с насилием). Однако, обычно, внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия - насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых является именно и только человек: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, изнасилование и т.п. Когда же речь идет о таких преступлениях, как похищение человека, разбой, захват заложника и т.п., то имеется в виду, что их совершение соединено с насилием, которое, как правило, используется в качестве лишь средства достижения какой-либо цели, в основном материальной (например, завладение собственностью). Среди насильственных преступлений наиболее устойчивую и значительную часть составляют умышленные убийства (около 15%), умышленные причинения тяжкого вреда здоровью (свыше 27%), изнасилования (около 4%), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (около 37%), умышленные причинения средней тяжести вреда здоровью (свыше 16%). Состояние и динамика совершения преимущественно этих преступлений и характеризуют насильственную преступность в целом. С позиций общности криминологически значимых черт и признаков наиболее близки между собой такие тяжкие насильственные преступления, как умышленные убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования и сопряженное с насилием хулиганство, которые мы и рассмотрим подробнее. По степени общественной опасности и тяжести причиняемых последствий насильственные преступления во многом превосходят другие криминальные проявления и наносят огромный ущерб обществу. Только непосредственно потерпевшими от них ежегодно выступают сотни тысяч людей. Эти преступления, составляющие 4 - 6% в общем объеме преступности, наносят ущерб наиболее важным в цивилизованном обществе ценностям - жизни, здоровью, неприкосновенности человека, и поэтому они наиболее опасны с точки зрения права и общечеловеческой морали. Криминологической особенностью насильственных преступлений является их определенная стабильность, сопровождаемая некоторым ростом. Однако необходимо отметить, что за последние 15 лет количество ежегодно совершаемых умышленных убийств выросло в стране более чем в три раза (с 10 до 32 тыс.), причинений тяжкого вреда здоровью - в два с лишним раза (с 26 до 58 тыс.). Сегодня по числу ежегодно совершаемых убийств и покушений на убийство Россия стоит на первом месте в мире, а по уровню преступлений этого вида (20,52 убийства на 100 тыс. населения) - на втором, после Южной Африки (56,49). Причем уровень умышленных убийств, совершаемых у нас в стране, во много раз превышает аналогичные показатели в США (6,26), Германии (1,28), Франции (1,63), Англии (1,45), Новой Зеландии (2,01), Японии (1,04). Столь значимую разницу в показателях России и других стран мира вряд ли можно объяснить особенностями национальной уголовной статистики. Тем более что в общем числе убийств с покушениями на убийство покушения составляют лишь 9 - 10% и не влияют на общую картину преступлений данного вида. Поэтому указанные показатели следует сделать предметом пристального криминологического анализа, особенно учитывая тот факт, что в других восточно-европейских странах, где в последние годы наблюдались схожие с российскими негативные тенденции роста преступности, уровень умышленных убийств фактически не отличается от соответствующего уровня в западно-европейских странах (2,02 в Польше; 2,82 в Чешской Республике; 2,84 в Венгрии). Особенностью насильственных преступлений является также их незначительная, но всевозрастающая латентность, объясняемая характером совершения деяний, их трудно скрываемыми последствиями. В то же время в последние годы наблюдается некоторый рост латентности даже убийств. Резко возросло число обнаруженных трупов с неустановленной причиной смерти, неопознанных трупов, а также лиц, пропавших без вести, скрывшихся от следствия и суда и не обнаруженных. Крайне редко заявляют о совершенных в отношении их насильственных преступлений частные предприниматели. Не всегда правоохранительные органы ставятся в известность о случаях обращения в медицинские учреждения лиц с повреждениями явно насильственного характера. Динамика изнасилований за последние годы не укладывается в рамки общей тенденции преступного насилия, что объясняется специфической природой этих сексуальных преступлений и их значительно большей по сравнению с другими насильственными посягательствами латентностью. Поэтому не случайно, что за истекшие пятнадцать лет число регистрируемых изнасилований уменьшилось на 30%. Что же касается сопряженного с насилием хулиганства, то его динамика в этот же период времени носит волнообразный характер. Криминологами давно подмечена закономерность: ослабление борьбы с хулиганством ведет (с небольшим интервалом по времени) к росту тяжких насильственных преступлений, и наоборот. Так, резкое сокращение в конце 80-х годов прошлого века регистрации сопряженного с насилием хулиганства, наряду с другими факторами, способствовало росту насильственных преступлений в последующие годы. Следует отметить, что в последнее десятилетие одновременно с количественным ростом насильственных преступлений изменились и их качественные характеристики. Прежде всего, на 10 - 15% возросло число насильственных преступлений, осуществленных с применением холодного и огнестрельного оружия, что главным образом вызвано тремя группами обстоятельств: большей доступностью оружия и расширением торговли им; значительным повышением удельного веса организованной преступности; войнами и военными конфликтами на территории России и стран СНГ. Сформировался новый, до сих пор не наблюдавшийся вид насильственной преступности - террористический. Это не только собственно терроризм и террористические акты, но и значительно более обширная группа весьма опасных насильственных посягательств, отличительной чертой которых является устрашение: захват заложников, незаконное лишение свободы, воздействие на сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших, угрозы убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением имущества и т.д. С начала 80 - 90-х годов увеличилась серийность насильственных преступных посягательств: изнасилований (примерно вдвое), разбоев, бандитизма и вымогательств (примерно втрое). В первую очередь это объясняется безнаказанностью преступников, слабой эффективностью деятельности правоохранительных органов. Доля насильственных преступлений, особенно убийств, совершенных с особой жестокостью, возросла на 10%. Отчетливо проявляется тенденция ужесточения преступных действий при совершении убийств и изнасилований. Насилие, в том числе убийство, стало привычным способом решения экономических, политических, личных и даже межличностных проблем. Поэтому появился и получил широкое распространение новый вид преступлений - заказные убийства, или убийства по найму, которые ранее почти не встречались, но за короткое время превратились в привычный инструмент регулирования экономических отношений и перераспределения сфер криминального влияния. Ежегодно в России совершается около полутора сотен заказных убийств. Особенно распространен данный вид преступлений в столице, на долю которой приходится около пятой части от общего числа раскрытых по России заказных убийств. Однако реальное число таких преступлений гораздо больше выявленных, поскольку умышленное убийство квалифицируется как совершенное по найму только после окончания предварительного следствия и направления уголовного дела в суд. По мнению работников уголовного розыска, занимающихся раскрытием заказных убийств, количество фактически совершенных преступлений этого вида в 4 - 5 раз превышает их число, зафиксированное в уголовных делах, направленных в суд. Эти преступления выросли не только количественно, но трансформировались качественно, изменилась их мотивация. В конце 80-х - начале 90-х годов основными мотивами убийств по найму были месть, ревность, желание избавиться от неугодного свидетеля, возможного разоблачителя и т.п. Иначе говоря, мотивация таких преступлений, как правило, ограничивалась областью межличностных отношений, а посредники и исполнители подбирались из ближайшего окружения заказчика. Такие мотивы, как физическое устранение руководителей крупных коммерческих структур и банков для переориентации их деятельности, а также уничтожение крупных авторитетов для перераспределения сфер влияния, отчетливо проявились лишь после 1992 г. Повысилась и общественная опасность этих преступлений, так как на смену применявшимся ранее, в большинстве случаев, ножу и удавке в арсенал киллеров вошли боевое огнестрельное оружие и взрывчатые вещества, а наемников, подбиравшихся из криминальной среды и известных своей антиобщественной направленностью, заменили лица, ранее не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов и тщательно соблюдавшие конспирацию. В подавляющем большинстве случаев убийства по найму совершаются с применением огнестрельного оружия (53,8% случаев) или взрывных устройств (4% случаев). Чаще всего жертвами заказных убийств становятся лица, занимающиеся предпринимательской, коммерческой или финансовой деятельностью (33,4%), лидеры и авторитеты преступной среды (28,3%), владельцы приватизированного жилья (13%). Из числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение убийств по найму, 30% являлись жителями г. Москвы, 50% - жителями других регионов России, а 20% - ближнего зарубежья. Известно, что убийства по найму вызывают бурную реакцию общественности, привлекают к себе постоянное и пристальное внимание средств массовой информации, многие из которых открыто говорят о неспособности правоохранительных органов эффективно противостоять уголовному террору, оградить жизнь и здоровье граждан от преступных посягательств. Анализ заказных убийств позволяет утверждать, что проблема их роста и в дальнейшем будет стоять достаточно остро. Для нее существуют объективные условия. Российская экономика по-прежнему не отличается стабильностью, отсутствуют четкие законы, регулирующие отношения собственности, налаженный механизм их реализации. Кризисные ситуации, нарушающие ранее сложившуюся систему отношений и зон влияния, влекут за собой борьбу субъектов рынка за перераспределение собственности. А когда ставки особенно высоки, заказные убийства становятся одним из методов ведения бизнеса. Можно констатировать, что преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Вместе с тем, несмотря на некоторое сокращение, достаточно значимой остается группа преступлений, связанных с насилием, проявляющимся в семейно-бытовых отношениях. В начале 80-х годов восемь-девять убийств и причинений тяжкого вреда здоровью из десяти совершались на почве бытовых конфликтов и носили ситуационный характер. Четверо из каждых пяти потерпевших принадлежали к числу родственников или знакомых преступника и, как правило, способствовали своим поведением возникновению ситуации преступления. Вывод о преимущественно ситуационно-бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. Большое количество насильственных преступлений не было доведено до конца, что свидетельствовало об их ситуационности, непредумышленности, отсутствии тщательной подготовки. Данные выборочных исследований показывали также, что при совершении этих преступлений в большинстве случаев применялись орудия бытового назначения или случайные, попадавшие под руку преступника предметы. Однако с конца 80-х годов структура умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью кардинально меняется, доля этих преступлений, совершенных на бытовой почве, сокращается и в настоящее время составляет около 30% их общего числа. Особенную опасность представляют насильственные преступления, совершенные на бытовой почве в отношении женщин и детей. По данным социологов, более половины всех женщин страны подвергается физическому и психическому насилию со стороны близких им людей. Ежегодно от такого насилия погибает от 12 до 14 тыс. женщин (и примерно такое же количество мужчин), а также до 2 тыс. детей. Кроме того, ежегодно около 2 млн. детей уходит из дома из-за переживаемого в родительской семье насилия, пополняя ряды безнадзорных и беспризорных. Бытовое насилие серьезно влияет и на рост в обществе суицида, уровень которого в настоящее время составляет 57 случаев на 100 тыс. человек населения. Особенностью современной насильственной преступности является также возрастание значимости корыстной мотивации преступников. Даже "бытовые" насильственные преступления против личности, которые обычно имеют ситуационный характер, стали чаще совершаться из-за корысти. По многим криминологическим характеристикам к насильственным преступлениям примыкает хулиганство. Его доля в общем числе зарегистрированных преступлений (около 5 - 6%) достаточно высока. Проведенные исследования свидетельствуют, что хулиганство в течение многих десятилетий отличается устойчивыми формами проявления. Как правило, хулиганские действия предшествуют совершению тем же лицом тяжких преступлений против личности. Например, по данным Ленинградского губернского суда за 1926 г., в числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за хулиганство, 37,2% сопровождали его избиением прохожих, 27,7% дебоширили в пьяном виде, 17% оскорбляли граждан, 12,7% оказывали сопротивление работникам милиции и т.д. Примерно такие же данные получены в 1925 - 1926 гг. по Москве и Московской губернии, где 35,5% осужденных сопровождали хулиганство избиениями прохожих, 25% дебоширили в пьяном виде, 20% оскорбляли граждан, 9% оказывали сопротивление работникам милиции. В современном хулиганстве обнаруживаются схожие элементы: нецензурная брань, нанесение ударов, причинение телесных повреждений, драки, дебоши в квартире, использование оружия и иных предметов. Статистические данные свидетельствуют, что грубое нарушение общественного порядка, т.е. хулиганство, в 28% случаев сопровождается нанесением ударов, побоями, в 22% случаев - дебошами, драками. Таким образом, подтверждается тезис о том, что реальный уровень хулиганства тесно взаимосвязан с показателями насильственной преступности и оказывает на них существенное влияние. Характеристики насильственных преступлений и хулиганства сходны также и по времени их совершения. В частности, существует статистическая зависимость хулиганства от времени суток, дней наибольшего потребления спиртных напитков. Как правило, хулиганство совершается в нерабочее время (от 20 до 22 часов), в дни получения зарплаты и в выходные дни. Более 70% хулиганских проявлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Исследования показывают, что значительная часть насильственных преступлений против личности также совершается в нерабочие дни, часто во время ссор, возникших при употреблении спиртных напитков. Близки данные и о месте совершения насильственных преступлений и хулиганства. При общей негативной динамике совершения этих преступлений в городах (на улицах, в парках, скверах, квартирах) наблюдается также увеличение числа насильственных преступлений и хулиганства в сельской местности. Последнее объясняется более высоким уровнем безработицы в сельской местности; более значительной для сельского населения материальной дифференциацией; скоплением в сельской местности беженцев и вынужденных переселенцев; сужением миграционных возможностей сельского населения. Распределение насильственных преступлений между городами и сельской местностью в целом же соответствует распределению численности городского и сельского населения. По данным исследований, доля насильственных преступлений, совершенных в группе, тем больше, чем моложе преступники. Численность групп обычно не превышает трех-четырех человек, и они чаще всего складываются случайно, для совместного времяпрепровождения. Состояние, структура и динамика насильственной преступности не позволяют, однако, однозначно ответить на вопрос о причинах эскалации криминального насилия в стране. Для более глубокого понимания природы этих преступлений и способов их предупреждения важное значение имеет анализ личностной характеристики насильственного преступника. Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений и хулиганства осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц. К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся: выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов; нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников; обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел; ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений; запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ; усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями; выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских; принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений и хулиганства; четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством; рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы; организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях; осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц - руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов; организация правового обучения и воспитания населения. Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применения разнообразных форм и методов профилактического воздействия. Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.). Успех в профилактике насильственных преступлений и хулиганства зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников. 68.Понятие, причины, условия и предупреждение терроризма. 69.Современное состояние преступности в мире. 70.Противодействие коррупционной преступности. Должностная и коррупционная преступность во многом предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны (кризис и нестабильность развития экономики, существование ее "теневой" составляющей, "дикого" рынка, криминального бизнеса, неразвитость форм правового регулирования рыночных отношений, падение нравственности, снижение уровня правосознания населения и т.п.). В то же время для анализируемой преступности присущи и особенно значимы специфические причины и условия ее существования и развития, связанные преимущественно с государственной, муниципальной и иной службой. Среди этих факторов следует выделить те из них, которые связаны с особенностями служебной среды, условиями службы; с характеристикой самих служащих; с состоянием социального контроля за их служебной деятельностью. Выделяя служебную среду в качестве продуцирующего должностную и коррупционную преступность фактора, особое внимание необходимо обратить на: а) условия службы; б) существующий тип управления; в) социально-психологическую обстановку в коллективе. Существующие в настоящее время условия службы большинства чиновников, размер оплаты их труда, не позволяющий достойно жить им и их семьям, к сожалению, зачастую влияют на формирование корыстной мотивации служащих, провоцируют их на совершение преступлений. Наличие во многих учреждениях ситуативного (а не нормативного) типа управления, позволяющего служащим решать многие вопросы по своему усмотрению, а также распространенность не уведомительного, а разрешительного порядка решения физическими и юридическими лицами тех или иных своих проблем способствуют практической реализации чиновниками их корыстной мотивации. На должностную и коррупционную преступность серьезно влияет и существующая в учреждениях социально-психологическая обстановка, признание коррупции в среде служащих нормальным явлением. Большое значение в системе детерминант должностной и коррупционной преступности имеют негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников). К числу этих характеристик относятся такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь. На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают: изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах; наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности; некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений; ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами; наличие дорогостоящих привычек и интересов; желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции. Одним из существенных условий, способствующих совершению должностных и коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции. Существование недостатков социального контроля - результат крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью. Не случайно ежегодно вскрывается крайне незначительное число соответствующих преступлений (около 4000 - 4500 получения взятки, до 2500 - дачи взятки, 2500 - коммерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в совершении этих преступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности. При этом к лишению свободы приговариваются лишь около трети осужденных взяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется привлечением к ответственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном и ином аппарате высокие должности или имеющих высокопоставленных покровителей. Недостатки социального контроля проявляются также и в неполной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение коррупции (Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", принятого в 1995 г.; Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ в 2002 г.), в отсутствии четко определенного механизма их исполнения. Не в полной мере соразмерна тяжести содеянного установленная законом ответственность лиц, виновных в совершении должностных и коррупционных преступлений. Так, за получение и дачу взятки, коммерческий подкуп возможно назначение виновному уголовного наказания в виде штрафа. Иначе определяется ответственность должностных лиц государственного аппарата и даже коммерческих структур большинства западных стран. В США, например, взяткой, влекущей уголовное наказание, признается даже получение в течение года подарков из одного источника на сумму более 50 долларов. В борьбе с должностной и коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение, т.е. позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц. Мерами такого предупреждения являются: совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью (принятие Закона "О борьбе с коррупцией"; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", определяющих ежегодное представление каждым государственным служащим исчерпывающих сведений о его доходах и собственности; принятие правового акта, регулирующего порядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и правоохранительных органов при проверке достоверности сведений, представляемых лицами, назначенными на государственные должности); совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни; совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий; разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью; осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений; обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей; повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений; совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений; установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных и коррупционных преступлений; использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости и ее проявлениям. Наряду с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц. Превалирование в деятельности государственных служащих решения задач защиты интересов личности, населения над интересами государства, несомненно, будет способствовать снижению должностной и коррупционной преступности. 71.Понятие, цели и задачи криминологического прогнозирования. 72.Компьютерная преступность. Компьютерная преступность (преступление с использованием компьютера) - представляет собой любое незаконное, неэтичное или неразрешенное поведение, затрагивающее автоматизированную обработку данных или передачу данных. При этом, компьютерная информация является предметом или средством совершения преступления. Структура и динамика компьютерной преступности в разных странах существенно отличается друг от друга. В юридическом понятии, компьютерных преступлений, как преступлений специфических не существует. |