МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Новые тенденции в борьбе с международной преступностью 13 страница





Выявив определенную степень виктимности и признаков, определяющих вероятность ее развития в будущем, следует, используя меры индивидуальной виктимологической профилактики, снизить высокий потенциал виктимности у конкретного лица. В этот момент и должна вступать в действие программа по коррекции виктимности у отдельных граждан. Такая программа осуществляется в двух формах - непосредственной и ранней.

Меры непосредственной профилактики направлены на лицо, либо уже ставшее жертвой преступления, либо находящееся в состоянии, близком к "превращению" в жертву; меры ранней профилактики - на личность, подпадающую под признаки потенциальной жертвы, обладающей высокой степенью виктимности.

Различие между формами индивидуальной профилактики обусловлено главным образом временным критерием, позволяющим определить местонахождение потенциальной жертвы во временном диапазоне до момента совершения в отношении нее преступления. Последнее связано с выбором конкретных профилактических мер. Например, если гражданин ведет себя беспечно и невнимательно в общественном месте, демонстрирует содержимое своего кошелька, не контролируя при этом ситуацию (тем самым в определенном смысле провоцирует карманную кражу), то необходимо "пресекать" его явно виктимное поведение, разъяснять, что именно такое невнимательное и беспечное поведение и именно в таких общественных местах ведет к совершению кражи. В этом случае речь идет о непосредственном профилактическом воздействии, ибо временной показатель фактически сведен к нулю.

Ранняя профилактика используется при больших временных интервалах. Например, для повышения эффективности предупреждения квартирных краж важное значение имеет предварительный сбор информации о жителях района, могущих стать жертвами преступления из-за своего материально-финансового положения, либо непринятия ими мер по обеспечению имущественной безопасности, либо в силу аморального поведения. Выявив таким образом граждан с повышенной виктимностью, необходимо проводить с ними разъяснительные беседы о способах и мерах сохранности имущества.

Индивидуальная виктимологическая профилактика должна быть направлена не только на потенциальные жертвы, но и на их ближнее окружение, социальные связи, на микросреду. Система мер индивидуальной виктимологической профилактики характеризуется тем, что в ходе ее проведения наряду с воздействием активного субъекта на пассивный объект осуществляется специфическая форма межличностной связи, в которой одна сторона стремится трансформировать, преобразовать поведение другой.

Меры индивидуального воздействия представляется возможным разделить на два вида: меры убеждения и меры помощи. Меры убеждения носят как защитный, так и воспитательный характер. В качестве таковых выступают беседы, разъяснения о том, как не стать жертвой преступления, каким образом обеспечить сохранность своего здоровья и имущества. Условием, способствующим совершению некоторой части преступлений, является алкогольное опьянение жертвы, поэтому виктимологическая профилактика в значительной степени заключается в предупреждении пьянства. Кроме этого, необходимо пропагандировать установление охранной сигнализации квартир, использование технических и иных средств личной безопасности.

К мерам помощи относится прежде всего организация специальных консультативных пунктов, центров социально-психологической защиты граждан от преступлений, основной задачей которых будет являться информирование населения о мерах защиты от преступлений. На пунктах и в центрах психологической помощи необходимо организовывать групповые и индивидуальные консультации с потенциальными жертвами преступлений, в ходе которых оказывать им социально-психологическую помощь, прогнозировать их индивидуальное виктимное поведение, выявлять и пытаться вместе с ними нейтрализовать виктимологически значимые черты личности и особенности поведения.

Одним из важных условий снижения уровня виктимности потенциальных жертв является и их правовое обучение. Знание законов, регулирующих гражданские, уголовно-правовые, хозяйственные отношения, позволит им избежать нелегкой участи пострадавших от преступления.


62.Криминологическая характеристика преступлений против государственной власти.
63.Понятие и предупреждение налоговой преступности.

Понятие "налоговая преступность" употребляется применительно к совокупности преступлений, связанных с налогообложением.

Законодательство, определяющее современную налоговую систему России, принято в 1991 году, поэтому считается сравнительно новым, постоянно изменяющимся. Основными налоговыми законами являются: Закон от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы Российской Федерации", Закон от 27 декабря 1991 года "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость", Закон от 6 декабря 1991 года "Об акцизах", Закон от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц", Закон от 21 марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР".

По действующему законодательству под налогом, сбором, пошлиной и иным обязательным платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиками в установленном порядке. Сущность налога заключается в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Совокупность всех налогов, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Современная налоговая система России включает в себя свыше двухсот различных налогов и иных обязательных платежей, которые подразделяются на три уровня: федеральные налоги, налоги республик (краев, областей) и местные налоги. Наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет приходится на налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц, на все остальные платежи приходится менее 10%.

Плательщиками налогов (налоговыми субъектами) в России являются юридические и физические лица, другие категории плательщиков, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов. Это предприятия и организации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, финансовые и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; предприятия и организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Налогоплательщиками являются также физические лица (граждане РФ, иностранные граждане), как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в России.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы.

Для борьбы с налоговыми преступлениями 14 августа 1992 года уголовное законодательство дополнено ст. 1622 (Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения) и ст. 1623 (Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов). Шестью годами раньше в УК РСФСР была введена статья 162' (Уклонение от подачи декларации о доходах).

В новом Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие преступления, как уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198), уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений.

По оценкам специалистов, государство в результате уклонения от уплаты налогов ежегодно недополучает до половины налоговых поступлений в бюджет.

Анализ динамики налоговых преступлений в 1993–1995 годах (табл. 37) позволяет сделать вывод о резко прогрессирующем их росте. При этом следует отметить, что увеличение числа зарегистрированных преступлений в немалой степени связано с активизацией и растущей профессионализацией деятельности налоговой полиции.

Если обратиться к структуре налоговой преступности, то можно увидеть высокий удельный вес в ней (примерно 70% ) преступлений, связанных с сокрытием доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (ст. 1622 УК РСФСР).

Это может указывать на значительное, возможно и растущее, число собственников, не желающих по различным причинам платить налоги в государственный бюджет.

В то же время статистические данные далеко не в полной мере отражают масштабы налоговой преступности. Данные преступления характеризуются высокой латентностью. По оценкам специалистов Федеральной службы налоговой полиции России, основная часть преступлений не выявляется, а их количество может возрасти до 30 000 в год.

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль – 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость – 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды, – 6,7%, подоходного налога – 3,7%, акцизов – 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты наиболее крупных налогов.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях, независимо от форм собственности. Однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% всех налоговых преступлений.

Распространенность налоговых преступлений коррелирует с распространенностью всех налоговых правонарушений, в том числе непреступного характера.

Распределение количества выявленных налоговых правонарушений по организационно-правовым формам хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом: на долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий – 12,8%, индивидуально-частных – 3,9%.

Такая закономерность определяется тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, основанных на частной форме собственности, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц Обычно на таких предприятиях руководящие органы возглавляются их фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует

Определенный интерес представляет также распределение преступных нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% преступлений, торгующих товарами народного потребления – 16%, занимающихся оказанием услуг – 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции – 9%, торгующих недвижимостью – 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения – 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку – 6%.

Таким образом, подавляющее число налоговых преступлений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во внебанковском обороте. Это в свою очередь значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

Все многообразие выявленных способов совершения налоговых преступлений можно подразделить на следующие виды:

1. Полное или частичное неотражение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета (осуществление сделок без документального оформления, неоприходование товарно-материальных ценностей, неоприходование денежной выручки в кассу).

2. Искажение экономических показателей, позволяющих уменьшить размер налогооблагаемой базы (отнесение на издержки производства расходов, не предусмотренных законодательством; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих установленные законодательством; завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, отнесенных на издержки производства и обращения; незаконное использование налоговых льгот и пониженных налоговых ставок при исчислении налогов).

3. Искажение объекта налогообложения (занижение стоимости реализованной продукции; занижение объема реализованной продукции; подмена объекта налогообложения).

4. Нарушение порядка учета экономических показателей (отражение цифровых результатов финансово-хозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах бухгалтерского учета).

5. Выведение финансово-хозяйственной деятельности из-под контроля налоговых органов (непостановка на учет в налоговых органах; открытие дополнительных счетов в банках без уведомления налоговых органов).

Из указанного перечня при расследовании налоговых преступлений наиболее часто, в более 80% случаев, встречается полное или частичное неотражение финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета.

Заслуживают внимания данные о криминологической характеристике лиц, совершающих налоговые преступления. Криминологический портрет таких лиц существенно отличается от лиц, совершающих общеуголовные преступления.

В 74% случаев преступниками являются мужчины. Это обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство. Женщины среди лиц, совершающих налоговые преступления, традиционно занимают должности, связанные с ведением бухгалтерского учета и представлением отчетности.

Средний возраст злостных неплательщиков налогов сравнительно высокий и составляет 38 лет. Лицами в возрасте от 21 до 30 лет совершено 20% налоговых преступлений, от 31 до 40 лет – 36%, от 41 до 50 лет – 36% и старше 51 года – 8%.

То обстоятельство, что среди налоговых преступников лица моложе 20 лет практически не встречаются, легко объяснимо. В этом возрасте они не имеют соответствующего образования, жизненного опыта, деловых связей, а следовательно, не имеют возможности занять руководящую должность.

Невысокий удельный вес среди налоговых преступников лиц старшего возраста (свыше 50 лет) может быть отчасти связан с тем, что этой категории лиц в большей степени свойственна законопослушность и осторожность, они формировались в условиях жесткого социального контроля, менее интенсивно включаются в предпринимательство. » Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем. 58% лиц имели высшее или неполное высшее образование и даже ученую степень, а 22% – среднее специальное образование. И это понятно, так как лица, ответственные за ведение бухгалтерского учета, представление отчетности, должны иметь соответствующую специальность и квалификацию.

Удельный вес ранее судимых лиц среди налоговых преступников составляет 7%.

В 80% случаев инициатива совершения налоговых преступлении исходила от руководителей, которые зачастую являлись и владельцами предприятий

При совершении преступлений руководитель предприятия не ставит в известность бухгалтера о совершенных им финансово-хозяйственных операциях, а денежную выручку, не сдавая в кассу, использует по своему усмотрению.

Бухгалтерские работники обычно осуществляют свою деятельность на основе трудового договора или по совместительству, т. е. не участвуют в распределении прибыли предприятия, а следовательно, в меньшей степени заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения. Поэтому при совершении преступлений бухгалтеры чаще выступают в роли соучастников. Исключение составляют бухгалтерские работники, являющиеся совладельцами предприятий или членами семей, представители которых осуществляют руководство. В этих случаях бухгалтерские работники играют активную роль в совершении преступлений. По изученным уголовным делам в 6% случаев преступления совершались именно бухгалтерами.

Однако состав лиц, совершавших налоговые преступления, не ограничивается руководителями и бухгалтерами. Около 4% подобных преступлений совершается гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (граждане-предприниматели).

Для совершения налоговых преступлений нетипично создание преступных групп. Групповые преступления составляют менее 10% от общего числа. По указанной категории уголовных дел практически не встречаются факты создания преступных групп, состоящих из четырех и более лиц, а число преступлений, совершенных с участием трех лиц, составляет лишь 4.%. Обычно же число участников совершения преступления не превышает двух человек, ими, как правило, являются руководитель и бухгалтер. Договоренность между руководителем предприятия и бухгалтером позволяет им использовать самые различные способы сокрытия объектов налогообложения и вносить ложную информацию в любые документы бухгалтерского учета и отчетности.

В роли соучастников в ряде случаев выступали заместители руководителя, кассиры, кладовщики, товароведы.

При совершении налоговых преступлений целью является снижение размера налогов, подлежащих к уплате, или полный уход от выполнения обязательств по уплате налогов с последующим обращением сокрытых средств в личную или иную собственность.

Мотивы у налоговых преступников носят преимущественно корыстный характер, хотя могут иметь место карьеристские устремления, своеобразная забота о трудовом коллективе своего предприятия, ложное понимание чести и долга, иные побуждения.

 

Предупреждение совершения налоговых преступлений должно осуществляться на различных уровнях и в нескольких направлениях.

На общегосударственном уровне важно обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйствующих субъектов.

Особое место в системе предупреждения налоговых преступлений занимает совершенствование правовой базы. Ожидаемые изменения, направленные на существенную либерализацию налоговой системы, связываются с принятием Налогового кодекса Российской Федерации и сокращением числа федеральных региональных и местных налогов; отменой всех налогов, уплачиваемых с выручки; снижением ставки налога на прибыль и другими важными изменениями.

В целях ускорения налоговой реформы Президентом Российской Федерации 8 мая 1996 года подписан Указ № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой платежной дисциплины".

В соответствии с Указом основными направлениями государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации признаются: 1) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность налогообложения в течение финансового года;

2) сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

3) облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы; 4) сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

Кроме того, данным Указом устанавливается: отмена авансовых платежей, сокращение размера пени за просрочку уплаты налогов, исключение двойного налогообложения. Указанные изменения, несомненно, окажут влияние на налоговую сферу.

Значительную роль в предупреждении налоговой преступности могут играть налоговые инспекции. Они должны совершенствовать консультационную деятельность, помогать налогоплательщикам в решении вопросов о размере налогов и порядке их уплаты.

Правоохранительным органом, осуществляющим борьбу с налоговой преступностью, в России является Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, осуществляющая свою деятельность на основе Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".

В соответствии с этим Законом задачами федеральных органов налоговой полиции являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений (о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы); обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

В целях успешного разрешения практических задач Федеральным законом от 17 декабря 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и У головне-процессу аль-ный кодекс РСФСР" органы налоговой полиции наделены правом проведения предварительного следствия по уголовным делам о налоговых преступлениях. Этим же Законом сотрудникам налоговой полиции предоставлено право выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам предприятий и организаций, независимо от налогоплательщиков. Это способствует установлению должных взаимоотношений между налогоплательщиками и органами налогового контроля, удерживает налогоплательщиков от совершения повторных налоговых правонарушений.

Необходимость формирования у граждан и предпринимателей налоговой культуры обязывает органы налогового контроля осуществлять специальные профилактические мероприятия. Так, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ) и Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС РФ) выступили инициаторами разработки общегосударственной программы по формированию у населения налоговой культуры. В Правительство Российской Федерации было направлено предложение о создании Координационного совета из представителей ФСНП, ГНС, Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства образования, Центрального банка, Государственного комитета по печати, Государственного комитета по высшему образованию, Федеральной службы по телевидению и радиовещанию и других государственных органов. Данная инициатива получила одобрение Правительства Российской Федерации.

Значительную пропагандистскую нагрузку по профилактике налоговых правонарушений несут специальные средства массовой информации, к которым в первую очередь относятся: газета "Налоговая полиция", "Налоги", "Коммерсантъ-Daily", журнал "Налоговый вестник".

В этих изданиях систематически публикуются материалы по вопросам реформы налогообложения, ответственности за нарушения налогового законодательства и формирования налоговой культуры.

Огромная роль в деле воспитания налогоплательщиков принадлежит телевидению. По Федеральной службе налоговой полиции 2 апреля 1996 года был издан приказ "О мерах по улучшению освещения деятельности федеральных органов налоговой полиции по телевидению в целях профилактики налоговых правонарушений и преступлений". Важно, чтобы было налажено сотрудничество органов налоговой полиции и средств массовой информации в деле формирования законопослушного поведения налогоплательщиков, профилактики налоговых преступлений и правонарушений, формирования у общественности негативного отношения к недобросовестным налогоплательщикам.


64.Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.
65.Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых в семье.
66.Преступность мигрантов и ее предупреждение.

Когда говорят о преступности мигрантов, то имеют в виду всю совокупность преступлений, совершаемых мигрантами. Специфика таких преступлений определяется особенностями самих групп мигрантов и их положения в обществе.

По мнению большинства демографов, миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

В соответствии с этим понятиемосновными формами миграции являются:

стационарная, когда люди переселяются на новое место жительства на постоянной основе, получают прописку, устраиваются на работу и т. д.;

сезонная, связанная с временным переездом для выполнения конкретных народнохозяйственных задач (различные промыслы: рыбные, старательские и т. п.);

маятниковая, когда люди совершают ежедневные переезды от места работы к месту жительства и обратно;

эпизодическая, связанная с временной переменой места жительства на период, зависящий от целей приезда (командировки, туристические поездки, посещение родных и близких, поездки для отдыха и другие личные цели).

Экстремальные ситуации, социально-экономические и политические кризисы, возникающая под их влиянием принципиально новая жизненная реальность порождают новые явления в миграции и ее криминологически значимых характеристиках. При этом многие аспекты миграции, носящие в прошлом позитивный характер, могут приобретать негативные оттенки. Примером служат реальные миграционные процессы в России, в последние годы перестройки и период реформ конца 80-х – начала 90-х годов.

До этого многие годы миграция выступала как преимущественно позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т. д. В настоящий период она, стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других некоренных этносов, приобрела характер вынужденных переселений. По данным Федеральной миграционной службы России, в середине 90-х годов каждый четвертый мигрант являлся беженцем или вынужденным переселенцем. При этом большое число мигрантов прибывали на новое место жительства без официальной регистрации.

Неблагоприятные формы массовых вынужденных миграций связаны с тем, что лица, вытесняемые с мест постоянного жительства межнациональной напряженностью, переходящей в некоторых регионах в открытые конфликты, вынуждены покидать жилье, оставляя и большую часть нажитого имущества.

Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов. В этих условиях особое криминологическое значение приобретает проблема приезжих.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.