ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Новые тенденции в борьбе с международной преступностью 10 страница 10. Улучшение работы органов военной юстиции и прежде всего военных дознавателей. Решение этой задачи требует принятия законодательного акта о военных дознавателях, функции которых должны быть приближены к функциям работников милиции. Военный дознаватель должен иметь юридическое образование, обладать навыками оперативной работы, быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира, выполнять все указания и требования военного прокурора и следователя. 11. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уголовная) должна быть четко дифференцирована в зависимости от общественной опасности содеянного. Так, за правонарушения в сфере межличностных отношений ("дедовщину") дисциплинарным уставом должны быть предусмотрены достаточно суровые виды взысканий: запрет увольнения из части до двух недель; обычный арест; строгий арест; сверхурочные работы; лишение половины месячного оклада; увольнение из Вооруженных Сил по негативным основаниям. Кстати, в США увольнение из Вооруженных Сил по таким основаниям может повлечь даже лишение американского гражданства. Дисциплинарным уставом должна быть предусмотрена и ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под действие уголовного закона. Кроме того, следует предусмотреть возможность увольнения из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм, что обеспечит более успешную борьбу с фактами коррупции на самой ранней стадии. Нуждается в совершенствовании и действующий Дисциплинарный устав в целом. Представляется, что он должен состоять из статей, построенных по классическому правовому образцу, включая гипотезу, диспозицию и санкцию, и по своей структуре напоминать Кодекс об административных правонарушениях. Разработка и принятие такого устава позволили бы избежать дублирования при назначении наказания, когда за один и тот же проступок военнослужащий привлекается и к дисциплинарной, и к материальной, и к уголовной ответственности, способствовали бы более ответственному подходу к принятию решения командиром в случае попытки скрыть преступление, повысили бы уровень и значение дисциплинарного наказания. 12. Улучшение жизнедеятельности дисциплинарных батальонов и качественное изменение условий отбывания военнослужащими уголовных наказаний, а также ресоциализация военнослужащих, отбывших наказание. 13. Возрождение престижа и привлекательности воинской службы. Опыт рекламы воинской службы на телевидении оказался провальным. Связано это с тем, что до последнего времени государство не может сделать эту службу социально привлекательной. Более того, до сих пор свободно издаются различного рода брошюрки, рассказывающие, как можно уклониться от призыва. Изменить существующий порядок можно, следуя некоторым направлениям: а) военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения; б) рекламировать следует не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; в) важно широко оповещать призывников о возможных вариантах их службы, в том числе за границей, например в составе Вооруженных Сил ООН или на территориях зарубежных российских военных баз. (Один из главных стимулов службы в армии США - возможность побывать на американских военных базах в экзотических местах.); г) необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослужащих в "горячие точки" только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей. 14. Частичная легализация неформальных структур, существующих в военных коллективах, способствующих возникновению "дедовщины". Представляется, что, поскольку полностью уничтожить ее в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных последствий от ее проявления. Один из таких вариантов видится в упорядочении проведения различных объединяющих военнослужащих мероприятий: посвящение новобранцев в солдаты, традиционные солдатские праздники, проводы из части демобилизованных военнослужащих. Примером частичной легализации неформальных взаимоотношений между молодыми и старослужащими солдатами могут служить правила, установленные в одном из самых престижных учебных заведений США - Военном университете в Вест-Пойнте, который был создан в 1802 г. По традиции курсанты 1-го курса этого университета выполняют всю грязную работу. В присутствии более старших курсантов молодые должны молчать. За нарушение традиций возможно наложение наказания в виде часового выхаживания по плацу с винтовкой. 15. Важное значение имеет правовое обеспечение военной реформы. Поскольку военная служба - это особый вид государственной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов, которые следовало бы разработать и принять, можно назвать федеральные законы о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о военно-юридическом аудите, о военной полиции и др. Отдельно следует сказать о проблеме перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Представляется, что существует некоторая путаница в терминах, поскольку "профессиональная" армия и "наемная" армия - это не одно и то же. Например, Великобритания только в XX в. несколько раз принимала решение о переходе на наемную службу (т.е. службу исключительно добровольную и контрактную) и несколько раз отказывалась от этой идеи. Окончательный переход к наемной службе был завершен только в 1960 - 1963 гг. Процесс перехода Вооруженных Сил США на контрактную систему занял на флоте 7 лет, в ВВС - около 10 лет, в сухопутных войсках - 13 лет. Думается, что оптимальный вариант - создание профессиональной, но не наемной армии. Во-первых, не следует забывать исторические традиции: воинская повинность в России была введена в 1874 г. и рассматривалась как одно из величайших преобразований того времени. Во-вторых, полностью наемная армия не сможет содержаться государством (в отличие, например, от Ирландии, где существует наемная армия, Россия находится в таких геополитических условиях, которые не позволяют "обойтись" относительно небольшими по численности Вооруженными Силами). В-третьих, подавляющее большинство европейских стран (Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, ФРГ, Франция, Швеция и др.), которые, видимо, могли бы при желании перейти на добровольно-контрактный способ комплектования армии, этого не делают отчасти и потому, что армия - это всегда вооруженный резерв государства для отражения не только внешней, но и внутренней угрозы. Кстати, в большинстве этих стран принцип комплектования вооруженных сил смешанный, т.е. часть военнослужащих призывается, часть идет служить добровольно по контракту. Изложенные общесоциальные меры предупреждения преступлений военнослужащих, обеспечивающие повышение престижа воинской службы, ее более эффективное материально-техническое, правовое, кадровое и иное обеспечение, конкретизируются в мерах специально-криминологической профилактики. К этим мерам в первую очередь относятся повседневное проведение командирами и начальниками воспитательно-профилактической работы с подчиненными, укрепление воинской дисциплины. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих имеет личный пример командиров и начальников, их духовно-нравственный облик, профессиональная подготовка, знания в области психологии и педагогики. Важное значение для предупреждения преступлений военнослужащих имеет реализация предложений о создании военной полиции - специализированной правоохранительной структуры в войсках. Это позволит своевременно принимать меры предупреждения и раскрытия преступлений военнослужащих, снизить латентность воинской преступности, значительно улучшить криминальную ситуацию в войсках. Немаловажную роль в решении этой задачи могут сыграть некоторые общественные объединения граждан (советы, комитеты солдатских матерей), церковь, а также средства массовой информации. 53.Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы. Пенитенциарная преступность – это преступность в пенитенциарных учреждениях, местах лишения свободы. По материалам переписи осужденных 1989 года, лишение свободы почти в каждом втором случае отбывалось за совершение насильственных преступлений, в каждом третьем – корыстных, в каждом десятом – корыстно-насильственных (разбоев, грабежей) и в каждом тридцать третьем случае – неосторожных преступлений. Поэтому при исполнении лишения свободы можно ожидать совершения прежде всего повторных насильственных преступлений, во всяком случае до половины из всех преступлений. Так на самом деле и происходит. По материалам контрольной переписи осужденных 1994 года, картина несколько меняется. Так, в 1994 году во всех исправительно-трудовых учреждениях отбывали наказание за совершенные насильственные преступления чуть более одной трети осужденных (38%), что сразу отразилось на структуре преступности в ИТУ: число тяжких насильственных преступлений снизилось. Например, убийств в 1994 году по сравнению с 1989 годом стало в 2,7 раза меньше, тяжких телесных повреждений – в 2,3 раза. За корыстные преступления отбывали лишение свободы 41% осужденных, что на 7,7% больше, чем в 1989 году. В структуре всей пенитенциарной преступности удельный вес корыстных преступлений соответственно тоже значительно вырос. За корыстно-насильственные преступления отбывали наказание в 1994 году 17%, что на 5% больше, чем в 1989 году, а за неосторожные – 1,3%, что почти в 3 раза меньше. Подобные изменения также отразили новые тенденции во всей преступности, когда все большее распространение получали вымогательство и бандитизм. При анализе преступности в местах лишения свободы и при исполнении иных уголовных наказаний следует выделять специфические типы преступного поведения, имеющие именно криминологическое значение, а не просто вычлененные из уголовного права виды преступлений, как, например, убийство, побег и др. Выделяется несколько типов пенального (от лат. poena – наказание) преступного поведения, т. е. при исполнении наказания: 1. Уклонение от наказания, которое можно в зависимости от юридической регламентации подразделить на: а) признанное преступлением в Особенной части УК (побег из места заключения или из-под стражи, уклонение от отбывания наказания в колонии-поселении, сокрытие или присвоение имущества, подлежащего конфискации, и др.); б) предусмотренное в Общей части УК (уклонение от исправительных работ, от уплаты штрафа, невыполнение обязанности загладить причиненный вред и др.); в) уклонение, не предусмотренное действующим УК (от лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, от общественного порицания и др.); г) уклонение от исполнения уголовно-правовых мер воздействия (от условного осуждения, отсрочки исполнения приговора и т. п.); д) виды наказаний, уклониться от которых нельзя (от увольнения от должности, от лишения воинского или специального звания). 2. Насильственное преступное поведение, включающее в себя: а) физическое насилие (умышленные убийства и причинение телесных повреждений, насильственное хулиганство и побег, соединенный с насилием над стражей, и др.); б) связанное с психическим воздействием (угрозы, клевета, оскорбление, понуждения и т. п.). 3. Корыстное преступное поведение, которое включает в себя различные виды хищения: а) из уголовно-исполнитель-ных учреждений, у их сотрудников (кражи, вымогательства, грабежи и др.), которые поощряются в преступной субкультуре; б) осужденными у осужденных. 4. Воспрепятствование деятельности уголовно-исполни-тельных учреждений и их сотрудников, куда входят и действия, дезорганизующие работу ИТУ, и оказание сопротивления представителям администрации, и захват заложников, и уничтожение или повреждение имущества учреждений и сотрудников, и др. 5. Массовое преступное поведение, которое делится на: а) совершение ряда преступлений в местах лишения свободы преимущественно группой лиц, но которые могут исполняться и единолично (например, хулиганство, побег, убийство и др.); б) специфическое массовое преступное поведение, которое может исполняться только большим количеством людей, например массовые беспорядки; в) массовые эксцессы осужденных, например, массовый отказ от приема пищи, массовый невыход на работу, так как они в конечном счете, если не принимать соответствующих профилактических мер, перерастают в особо опасные групповые преступления, т. е. входят, в их причинный механизм. 6. Половые эксцессы осужденных, выражающиеся: а) в сексуальных преступлениях (изнасилование и др.); б) в половых извращениях (гомосексуализм мужской (мужеложство, педерастия) и женский (трибадия, софизм, лесбийская любовь и др. ), скотоложство (испытание оргазма при удовлетворении половой страсти с животными и птицами), эксгибиционизм (испытание оргазма при обнажении своих половых органов и совершении онанистических действий в присутствии лица противоположного пола, не прикасаясь к предмету своего вожделения), пигмалионизм (половое влечение к статуям, рисункам, изображающим лиц противоположного пола), фетишизм (половое влечение к вещам лиц противоположного пола), часто связанный с кражами этих вещей, особенно при трансвестизме (склонность к ношению одежды лиц противоположного пола, распространенная у активных лесбиянок и др.); в) в проституции легальной, гомосексуальной, среди сотрудников. 7. Обращение с наркотическими или другими запрещенными веществами или предметами. Причинный механизм их проникновения в ИТУ одинаков, независимо, как правило, от того, какое вещество или предмет проносится. Разнообразятся только уловки, применяемые при этом. 8. Преступное поведение сотрудников органов, исполняющих уголовное наказание, куда относятся и самые распространенные среди них преступления– автотранспортные, кражи, получение взятки, злоупотребления служебным положением и др. Оценка разных видов преступности имеет свои особенности. Например, хищения личного имущества у осужденных порицаются криминальной средой и в соответствии с криминальными обычаями жестоко наказываются. Так, повторная кража друг у друга влечет перелом руки, а потому снижение удельного веса таких краж в структуре пенитенциарной преступности может служить показателем усиления влияния лидеров преступного мира в местах лишения свободы, увеличения роли криминальной субкультуры. Очень высокая латентность преступности в местах лишения свободы связана с недостатками в системе оценки показателей работы ИТУ, когда, чем больше преступлений регистрируется, тем ниже оценивается работа. Во всех ИТУ России совершалось в первой половине 90-х годов от 3,5 до 5 тыс. преступлений в год. Коэффициент преступности на тысячу осужденных составляет в среднем от 5 до 20 преступлений в зависимости от вида исправительного учреждения. В структуре преступности по всем ИТУ в середине девяностых годов на первом месте находятся уклонения от отбывания наказания, затем – побеги, а на третьем месте – различные виды обращения с наркотическими веществами, после них – умышленные тяжкие телесные повреждения, на пятом – сопротивление представителям администрации. В 80-е – первой половине 90-х годов, судя по данным уголовной статистики, в структуре пенитенциарной преступности в так называемых территориальных исправительно-трудовых учреждениях России произошли кардинальные изменения. На них повлияли различные тенденции насильственной и корыстной преступности. Если в 1983 году наибольший удельный вес в этой преступности занимало хулиганство (25,5%), то в 1995 году оно переместилось на шестое место (3,66%), а первое место заняло уклонение (39,6%). Побеги из ИТК-поселений были оценены законодателем как уклонение, а они всегда составляли примерно пятую часть всех побегов. В качестве уклонения квалифицируется и невозвращение осужденных из кратковременного отпуска. Право на отпуск в последнее время реализуется осужденными в десятки раз чаще, чем 12 лет назад, и невозвращенцев стало также значительно больше. Побеги же, как и в 1983 году (15,5%), в 1995 году (14,85%) занимали второе место. Тяжкие телесные повреждения, бывшие в 1983 году на третьем месте (15,3%), переместились на четвертое (5,04%), а третье – заняли незаконные операции с наркотическими веществами (14,86%), бывшие в 1983 году всего лишь на пятом месте (7,1%), что, в принципе, отражает актуализацию в стране наркотической проблемы с 1985 года. Кроме того, наркотики и другие сильнодействующие вещества всегда занимали в жизни осужденных значительное место, ибо они в условиях изоляции остаются чуть ли не единственным средством, используемым для снятия стрессов, чувства тревоги, характерных для осужденных. Другие же способы менее доступны, как, например, нормальный секс, спорт и т. п. С другой стороны, наркотический "подогрев" поощряется преступной субкультурой, а потому увеличение обращения с наркотиками в структуре преступности в ИТУ может служить показателем усиления влияния криминальных обычаев и традиций. Умышленные убийства, занимавшие в 1983 году четвертое место и составлявшие 7,2%, переместились в 1995 году на седьмое место (2,4%) и, как уже отмечалось, их уровень, как и тяжких телесных повреждений, уменьшился в 2,8 раза, что тоже может служить показателем усиления в ИТУ преступной субкультуры, так как тяжкое насилие в криминальных разборках среди "старых" воров в законе признается крайним, исключительным средством, среди "новых" же воров – наоборот. Поэтому данное обстоятельство может быть расценено также и как свидетельство усиления позиций "старых" воров в законе в условиях изоляции, 'на свободе же происходят совсем обратные процессы. Сопротивление представителям власти, угрозы или насилие в отношении должностного лица с шестого места в структуре преступности в 1983 году (4,2%) переместились на пятое в 1995 году (3,8%), что еще ни о чем не говорит, ибо уровень их даже незначительно уменьшился с 0,16 до 0,15 на каждую тысячу осужденных. Кражи с седьмого места сместились на восьмое, мужеложство, бывшее на восьмом месте, вообще затем пропало в статотчетности, а действия, дезорганизующие работу ИТУ, с девятого места перешли на десятое, на девятом же оказалось злостное неповиновение, криминализированное в 1984 году, где оно сразу же заняло второе место после хулиганства, вытеснив даже побеги, которые вместе с тяжкими телесными повреждениями разделили тогда третье место. В структуре преступности в учреждениях, с особыми условиями хозяйствования (лесных) существенных изменений не происходит. Если по вышеуказанным основаниям сложить уклонения и побеги, то тогда в 1980 году они составляли 51,9%, а в 1995 – 83,9%, занимая первое место. Второе место занимали тяжкие телесные повреждения, составляя в 1980 году 8,5%, а в 1995 – 2,5%, снизившись по уровню в 2,8 раза, как и в территориальных ИТУ. Третье место занимали умышленные убийства, которые в 1980 году были зарегистрированы в 7,6% случаев, а в. 1995 – в 2,4%, уменьшившись по уровню в 2,6 раза почти так же, как и в территориальных ИТУ и как и тяжкие телесные повреждения. По иным же преступлениям наблюдаются изменения в динамике структуры, как правило, потому, что они составляют незначительный удельный вес. Так, четвертое место в 1980 году занимало хулиганство (7%), затем же оно переместилось на шестое место, составив всего 0,8%, что, кстати, характерно для всех ИТУ. Четвертое место в 1995 году заняли кражи (1,5%), а пятое – сопротивление (1,1%), заменив злостное неповиновение, которое в 1980 году, занимая пятое место, составляло вместе с тем 3,9%. Эти изменения обусловлены прежде всего переменами в уголовном законодательстве. Выявлялись корреляционные связи между различными видами преступлений в ИТУ и установлено, что между хулиганством и побегами во всех ИТУ на протяжении последних 15 лет существует четко просматривающаяся обратно пропорциональная зависимость, когда с увеличением побегов хулиганство неизменно уменьшается и наоборот. Это может быть объяснено следующим образом. Во-первых, можно предположить, что это два основных преступления в ИТУ. И, вероятно, с одной стороны, это подсознательное проявление мотивации несогласия с изоляцией, с узкими рамками общения, что отражается или в стремлении к расширению этого круга (побег и др. формы уклонения), или в несогласии с ним (хулиганство, тяжкое насилие и др.). С другой стороны, объясняет наличие прямой связи, хотя и не явно выраженной, между хулиганством и тяжким насилием в условиях ограничения свободы. Во-вторых, побеги вытекают из самой природы наказания, предполагающей уклонение от него. Наконец, в-третьих, хулиганство органично по своей природе связано с сужением пространства и времени, что характерно для мест лишения свободы, ибо в этих условиях нарушить общественный порядок труда не составляет. Приведем некоторые показатели постпенитенциарной преступности, т. е. преступности среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Во всех странах в первый год после освобождения совершается наибольшее число повторных преступлений. Так, в России было осуждено в течение одного года после освобождения из мест лишения свободы в 1986 году 74 119 осужденных, в 1987 – 54 598, 1988 – 49 240, 1989 – 44 987, 1990 – 40 678, 1&91 – 37 845 (с 1992 г. эта строка в статотчетности исчезла), что составило в общем числе осужденных, ранее судимых – в 1988 году – 27,8%, в 1989 – 24,4, в 1990 – 19,1, в 1991 – 16,8%. Таким образом, с 1986 года как состояние, так и удельный вес постпенитенциарной преступности постоянно снижается (примерно в два раза), что может свидетельствовать прежде всего о том, что в пере-строечных условиях освобождаемые из мест лишения свободы адаптируются очень хорошо, во всяком случае лучше свободных и некриминализированных граждан России. 54.Понятие, причины и условия неосторожной преступности. Преступления, совершаемые по неосторожности, составляют объективно присущую обществу часть общей преступности. Более того, с развитием научно-технического прогресса удельный вес этих преступлений, вредные последствия их совершения неминуемо возрастают. Центральным в характеристике этих преступлений является понятие неосторожности. В соответствии с уголовным законодательством неосторожность деяния предполагает, во-первых, легкомысленность виновного (предвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянный расчет на их предотвращение без достаточных к тому оснований); во-вторых, небрежность (непредвидение лицом возможности наступления указанных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло их предвидеть). Неосторожная форма вины является основанием для признания совершенного преступления неосторожным. Кроме того, таким преступлением в криминологическом смысле является и умышленно совершенное общественно опасное деяние, тяжкие последствия которого не охватывались умыслом виновного и наступили при наличии по отношению к ним неосторожной формы вины (так называемое преступление, совершенное с двумя формами вины). Неосторожные преступления характеризуются большим многообразием. Данные преступления совершаются в самых разных сферах общественных отношений и обусловливаются различными обстоятельствами. Они связаны с нарушениями правил предосторожности, безопасности при использовании технических средств и других источников повышенной опасности (техническая неосторожность); с ненадлежащим отношением к профессиональным и должностным обязанностям (профессиональная и должностная неосторожность) либо к правилам поведения в быту (бытовая неосторожность). Значителен и круг субъектов преступлений, совершаемых по неосторожности. К преступлениям, обусловленным технической неосторожностью, относятся: нарушения правил безопасности при использовании техники в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия (нарушение правил охраны труда; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах, при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий; нарушение правил пожарной безопасности); нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта). К преступлениям, обусловленным профессиональной, должностной неосторожностью, относятся: утрата документов, содержащих государственную тайну; халатность; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ и их сети; производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. К этой категории также относятся большинство экологических преступлений, а также некоторые преступления против военной службы. Ряд преступлений обусловлен бытовой неосторожностью, нарушением правил, охраняющих жизнь, здоровье граждан и имущество собственников (причинение по неосторожности смерти, тяжкого вреда здоровью; неоказание помощи больному; уничтожение или повреждение по неосторожности чужого имущества; небрежное хранение оружия). Следует отметить, что в законодательстве большинства других стран сложилось сходное отношение к неосторожным деяниям, которые в России отнесены к разряду преступных и составляют массив неосторожной преступности. Для криминологической характеристики неосторожной преступности ее традиционного уголовно-правового понимания, оказывается, как правило, недостаточно. Необходимо рассмотрение этой проблемы с широких социологических и социально-психологических позиций, так как в наше время существенно изменилось соотношение уголовно наказуемой "бытовой" и "технически усиленной" неосторожности. Это находит свое отражение и в росте числа неосторожных преступлений, совершаемых с использованием техники, и в изменениях законодательства, регулирующего поведение людей в условиях научно-технического прогресса, и в повышении общественной опасности неосторожных преступлений. Примерами могут служить трагедия на Чернобыльской АЭС, последствия землетрясения в Спитаке, взрыв газопровода в районе Уфы, авария на морском пароме "Латвия", авиакатастрофа в Иркутске и т.п. Поэтому при изучении проблем борьбы с неосторожными преступлениями наиболее актуальным является не уголовно-правовой, а криминологический аспект. Специфика неосторожных преступлений (причины, психологический механизм, генезис, условия и формы проявления) должна обязательно учитываться при осуществлении мер их предупреждения. Главное внимание при этом должно уделяться выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению неосторожных преступлений. Говоря о криминологических особенностях неосторожных преступлений, следует в первую очередь отметить, что зачастую они тесно связаны с развитием научно-технического прогресса, с постоянной интенсификацией производственных процессов, следствием которых при неосторожном поведении отдельных лиц могут быть аварийность и производственный травматизм. В ряде отраслей производства изменения технологических процессов сопровождаются расширением новых, зачастую неблагоприятных производственных факторов. Так, заметно возрастает отрицательное влияние на человека ионизирующих и электромагнитных излучений, вибраций, химических и других вредных веществ, распространение которых вызвано непрерывным ростом механизации производства, интенсификацией технологических процессов, увеличением мощности машин, станков, быстроходности транспортных средств. Угрозу возникновения опасных ситуаций на производстве несет в себе применение сжатых и природных газов, использование пожароопасных веществ и материалов. Все это создает серьезные проблемы, связанные с необходимостью постоянного совершенствования системы контроля за соблюдением правил производства и охраны труда, так как в современных условиях опасность наступления тяжелых последствий в результате их нарушения существенно повышается. Так, число смертей и причинения тяжкого вреда здоровью граждан от неосторожных преступлений превышает аналогичные показатели для умышленных преступлений против жизни и здоровья. Неосторожные преступления дают более трех пятых (около 60%) всех случаев гибели потерпевших и причинения тяжкого вреда здоровью, являющихся результатом умышленного преступного поведения. Очевидны и негативные последствия бурно развивающегося автомобилестроения и роста автомобильного парка, который в России в настоящее время превысил 20 млн. единиц. Они обусловливают необходимость организации соответствующей системы безопасности движения, борьбы с дорожно-транспортными происшествиями, аварийностью и травматизмом. Каждый год в мире происходит примерно 60 млн. автомобильных аварий, в которых гибнут сотни тысяч людей, а травмируются - миллионы. В ряде стран дорожно-транспортные происшествия являются причиной одной трети всех смертельных случаев, уступая по масштабам лишь числу смертей от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В нашей стране от автотранспортных происшествий ежегодно погибают свыше 30 тыс., получают травмы свыше 200 тыс. человек. |