ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Создание когнитивного резерва Ученые, проводившие исследование старения в Albert Einstein College of Medicine, наблюдали на протяжении четырех лет за 2000 людей в возрасте 70 лет и старше, жившими в районе Бронкс в Нью‑Йорке. Каждый год участники эксперимента проходили разные тесты: так отслеживались изменения их физической силы, умение держать равновесие и координацию наряду с широким спектром когнитивных способностей. Кроме этого, им делали МРТ – магнитно‑резонансную томографию. Целью было изучить действие конкретного образа жизни на различные факторы, влияющие на способность человека заботиться о себе; ученых в первую очередь интересовало ВУКФ. В частности, исследователи хотели ответить на вопрос, влияют ли конкретные хобби, игры или общественные мероприятия, в которых участвуют люди, на способность мозга противостоять метаболическим процессам, происходящим во время старения и действующим на умственные способности. Было выявлено, что четыре вида активности связаны со значительным снижением вероятности развития симптомов когнитивного спада: игра на музыкальных инструментах, шахматы, танцы и чтение. Важно заметить, что эти занятия имели эффект только в том случае, если им уделялось регулярное и постоянное внимание. Также исследование показало, что пожилые люди, которые были социально активны, регулярно выполняли от умеренного до интенсивного уровня сложности упражнения и занимались вышеупомянутой деятельностью чаще раза в неделю, наслаждались гораздо более долгим периодом когнитивного здоровья. Вы, без сомнения, помните, что мы недавно говорили о физических изменениях вашего мозга, которые происходят, когда вы практикуете какую‑то деятельность регулярно, интенсивно и последовательно. Поэтому вас не удивит, что и в описываемом нами эксперименте нерегулярные занятия шахматами, танцами, чтением и игрой на музыкальных инструментах не приносили желаемого эффекта. Что еще важно, все эти виды активности умственно затратны – эта деятельность вдохновляет мозг на изменения. Если вы не будете поднимать ставки в борьбе за умственное здоровье и осваивать все более и более усложняющиеся виды одной и той же деятельности, то мозг перестанет вносить необходимые изменения для дальнейших улучшений. Давайте внимательнее посмотрим на каждый из этих видов активности. Играя на музыкальном инструменте , вы взаимодействуете с ним различными частями тела (например, пальцами, легкими и ртом для большинства духовых инструментов), чтобы произвести четко скоординированные и ритмично точные звуки. Эти звуки должны соответствовать нотам, которые обычно легко читаются с листа, обозначая тон, громкость, продолжительность и тип каждой ноты. Одновременно приходится слушать собственное исполнение, чтобы обеспечить его точность, и других, чтобы убедиться, что удается создать общий желаемый эффект. Как вы можете вообразить, все эти процессы когнитивно затратны в той или иной степени. Следовательно, игра на музыкальном инструменте вызывает изменения, которые позволяют области мозга в префронтальной коре (ПФК) лучше контролировать другие его части, чтобы обеспечить правильное воспроизведение каждой ноты в нужный момент. Именно эта тесная интеграция между областями мозга поддерживает ментальные функции, позволяющие вам оставаться в здравом уме, которые без регулярных упражнений были бы необратимо потеряны в разрушающем процессе старения. Шахматы требуют представления о потенциальных ответных ходах противника, которые нужно держать в уме, чтобы оценить ситуацию и продумать возможные варианты. Возможности и ловушки каждой гипотетической последовательности ходов обоих игроков должны быть проанализированы для выбора лучшей стратегии. Чем большее число ходов человек пытается представить, тем сильнее увеличивается нагрузка на области мозга в лобной и теменной долях, которые поддерживают рабочую память (Линия сохранения), для того чтобы человек мог удержать в памяти местонахождение всех фигур после каждого из воображаемых ходов. Чем сильнее оперативная память подвергается испытанию в течение дня, тем больше работы будет сделано за одну ночь, чтобы укрепить синапсы, соединяющие лобные и теменные области мозга для повышения их мощности. Как мы знаем из предыдущих глав, увеличение объема рабочей памяти – очень мощный способ повышения IQ, поскольку она представляет собой прочный фундамент для улучшения способности решать проблемы. Танцы – типичное социальное событие. Регулярные контакты с другими людьми, как известно, имеют мощный потенциал положительного воздействия на психическое здоровье и благополучие человека, заставляя его чувствовать тесную связь с сообществом. Большинство танцев предполагает участие двух людей в непосредственном физическом контакте, который провоцирует высвобождение окситоцина из гипофизов танцоров в кровеносную систему. Это нейрогормон, который вызывает ощущение доверия и комфорта, и опять же чувство социальной связанности и благополучия.  Когнитивный вызов, который бросает вам танец, не самый легкий. Ваша Аудиальная линия должна воспринимать музыку и находить ритм. Визуальная линия – разобраться в движениях, которые демонстрирует инструктор. Станция «зеркальные нейроны» участвует как в наблюдении за действиями других людей, так и в попытке повторить их – способность перенимать навыки от других имеет решающее значение в обучении. Нейроны на станции «базальные ганглии» инициируют движения тела и должны сделать так, чтобы они были в такт музыке. И вашему мозжечку приходится точно регулировать сигналы от мускулов, чтобы поддерживать равновесие. Все это должно быть скоординировано с движениями партнера. Танцы не только заставляют ваши ноги гореть от напряжения, но и помогают поддержать живость ума. Лучший вариант для тренировки мозга трудно найти. Чтение представляет собой преобразование букв в слова, слов в предложения, а также сохранение смысла одного предложения в контексте предыдущих и последующих. Соответствующие образы вызываются мысленным взором, вы слышите звуки, ощущаете вкус и запах с помощью вашего воображения. Содержание предыдущих глав любой книги, которую вам случится читать, приходится вспоминать, чтобы интерпретировать новые события и воображать будущие наиболее вероятные сценарии их развития. Траектория сюжета должна отслеживаться, пока вы накапливаете впечатления о героях, взаимосвязи между ними и поступках в ходе запутанного повествования. Каждый раз, когда вы окунаетесь в мир новой книги, в вашем мозге выполняется фантастическая умственная гимнастика. Монахини в бегах В 1986 году Национальный институт по проблемам старения США провел исследование, в котором участвовали 678 римско‑католических монахинь. За ними наблюдали на протяжении долгих лет, чтобы лучше изучить особенности болезни Альцгеймера. Их тестировали на предмет оценки многих когнитивных возможностей, например, способны ли они удержать список слов в памяти, сколько могут назвать в минуту животных и посчитать монет. Идея исследовать именно монахинь пришла ученым в голову из‑за того, что их жизненный опыт, как правило, одинаков. Поэтому всякое различие в подверженности возрастным психическим проблемам могло бы быть связано с природными особенностями (генами), а не внешними условиями (жизненным опытом). Когда монахини умирали, их мозг жертвовали для науки, чтобы ученые могли обнаружить признаки болезни Альцгеймера. Неудивительно, что у многих из сестер, которые страдали болезнью Альцгеймера, было большое количество бета‑амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков – характерных черт этого весьма тяжелого заболевания. Тем не менее удивительно, что в мозговой ткани монахинь, никогда не демонстрировавших никаких признаков болезни Альцгеймера на протяжении всей жизни, было также обнаружено обильное присутствие бета‑амилоидов и нейрофибрилляров, травмировавших их мозг. Это доказывает, что люди могут по‑прежнему нормально функционировать, несмотря на ущерб, нанесенный этим недугом. Анализ различий между теми, кто имел и не имел выраженных симптомов болезни Альцгеймера, показал, что стиль письма и изложения мыслей монашками (ученые исследовали эссе, которые они писали, принимая монашество в двадцать лет) имел отношение к результату. Монахини, чьи сочинения содержали несколько разных концепций, были значительно менее подвержены симптомам болезни Альцгеймера много десятилетий спустя! Кроме того, другим ключевым фактором был уровень физической и ментальной активности до и после выполнения ежедневных обязанностей. Те, кто жадно и много читал и находил время для хобби, по‑прежнему отлично функционировали и в девяносто, в то время как те, кто был менее ментально активен, становились жертвами уничтожающей личность деменции. |