Роль сирийского конфликта во взаимоотношениях Саудовской Аравии и Ирана Ирано-саудовские отношения в контексте сирийского конфликта выразились в очередном приостановлении конструктивного диалога между двумя государствами. Фактически Сирия стало буферным государством, где различные вооруженные военно-политические группы ведут боевые действия друг с другом, представляя интересы Ирана и КСА. Иран в самом начале сирийского противостояния, сделав ставку на свои элитные отряды аль-Кодс и на Хизболлу, а также на сирийские правительственные войска, четко обозначил свое видение будущей Сирийской Арабской Республики, несмотря на то, покинет свой пост президент САР Башар Асад или нет. Иранцы видят для себя Сирию полноценным союзником в ближневосточном урегулировании как последствий арабской весны, последствий суннитского исламизма, так и в решении палестино-израильского конфликта, проблем регионального лидерства для Исламской Республики Иран. Тегеран после летнего вмешательства 2015 года Российской Федерацией в сирийский конфликт на стороне Правительства САР стал всё более уверенно считать, что сможет обеспечить себе выгодные позиции после окончания военного конфликта в Сирии не только в странах так называемого «шиитского полумесяца», но и, в целом, на Ближнем Востоке. В июне 2014 года военно-политическая обстановка в Сирии и на территории северо-западного Ирака начала существенно меняться. Причиной тому стало масштабное наступление радикальных исламистов, в лице организации «Исламское государство Ирака и Леванта» – ИГИЛ, прошедшее практически без какого-либо сопротивления со стороны иракцев и сирийских правительственных войск: ИГИЛ беспрепятственно овладел городами Мосул, Тикрит –, после чего было объявлено о создании «исламского халифата» со столицей в сирийском городе Ракка. Такое положение дел подтолкнуло США к созданию коалиции против «Исламского государства» и вести бомбардировки исламистов на территории Ирака и Сирии без официального разрешения со стороны Дамаска. В действительности исламисты стали главной враждебной силой сирийскому режиму, заняв практически треть территории Сирии: север и восток САР –, северо-западную часть Ирака, так как боевые группы «умеренной» оппозиции потерпели значительное поражение от правительственных войск Сирии, сохранив небольшие территории на севере Сирии близ Алеппо и на юге часть приграничных районов, прилегающих к Иордании. В результате роль основной военной силы, противостоящей режиму Башара Асада, стали играть радикальные исламисты, которые к моменту российского вмешательства в конфликт контролировали большую часть сирийской республики. В итоге, формирование нескольких антитеррористических коалиций, успешное наступление сирийской правительственной армии, начало конструктивного диалога по сирийской проблеме между США, Россией, европейскими государствами, четкое определение запрещенных террористических организаций – всё это способствовало усилению позиции Ирана, который в течение несколько лет вкладывал свои финансовые и другие ресурсы в сохранение режима Б. Асада. Саудовская Аравия же была вынуждена подчиниться решению мировых игроков: 27 февраля началось перемирие между сирийскими войсками, её союзниками и сирийской оппозицией, за исключение признанных террористическими организаций ДАИШ (ИГИЛ) и Фронт ан-Нусра. Сирийский кризис не стал единственной площадкой противоборства Ирана и КСА: параллельно с гражданской войной в Сирии появляются новые точки напряженности ирано-саудовских отношениях, к которым можно причислить гражданскую войну в Йемене: с сентября 2014 года обостряется ситуация в очередном государстве Ближнего Востока, где сталкиваются интересы Ирана и Саудовской Аравии, – в Йемене. Начавшийся с захватом власти в Йемене группой «Ансар Аллах», хуситами (шиитами-зейдистами), которые являются убежденными противниками саудовского королевства, исламистов; «Ансар Аллах» ориентируется на поддержку со стороны Ирана, стала проводником иранских интересов в Йемене, на юге Аравийского п-ва. В течение года хуситы смогли значительно добиться успеха в борьбе с правительственными войсками Йемена, тем самым вызвав на себя внимание Эр-Рияда. Последствием шиитского успеха в Йемене стало вторжение Саудовской Аравии, поддержанного другими арабскими преимущественно суннитскими государствами, в составе Кувейта, Катара, Бахрейна, Иордании, ОАЭ а также Египта и Пакистана. В Йеменском конфликте антихуситская коалиция масштабно начала использовать авиабомбардировки, а также вооруженные отряды радикальных исламистских движений. В результате коалиция арабских государств совместно с Саудовской Аравией не смогли решить для себя йеменскую проблему: всё ограничились морской блокадой Йемена, бомбардировками позиций хуситов, а также частичным уничтожением баллистического оружия повстанцев. Нужно констатировать, что конфликт до сих пор не решен и в данный момент активно продолжается. 2 января 2016 произошло событие, которое ещё в большей степени обострило отношения между Тегераном и Эр-Риядом: в Саудовской Аравии были казнены 47 человек, в числе которых оказался известный шиитский проповедник, аятолла Нимр аль-Нимр[17]. В ответ на саудовскую акцию прошли шиитские протесты в Ираке, в Бахрейне, в самой Саудовской Аравии, а также в Иране. Иранские манифестанты устроили погромы дипломатических представительств королевства на территории Исламской Республики Иран. В свою очередь, Саудовская сторона разорвала дипломатические отношения с Тегераном, также саудовскому примеру последовали Бахрейн и Судан. По мнению армянского ирановеда Гоары Искандарян, используя данный акт, «Иран и Саудовская Аравия уточняют зоны влияния»[18]. Генсек ООН Пан Ги Мун строжайше осудил действия, казни, КСА в отношении 47 человек; западные государства также негативно отнеслись к очередному обострению ирано-саудовских отношений. Интересен тот факт, что США достаточно нейтрально прокомментировали разрыв дипломатических отношений между Эр-Риядом и Тегераном: как заявил один из руководителей администрации президента США, американское руководство «находится в курсе сообщений о том, что Саудовская Аравия потребовала закрыть иранские дипломатические миссии в королевстве». Однако, «мы считаем, что дипломатическое взаимодействие и прямые переговоры по-прежнему играют ключевую роль в урегулировании противоречий»[19]. Данную позицию американцев можно расценить как отход от конфронтации с Ираном, а также непростыми на данный момент американо-саудовскими отношениями. Причиной нормализации отношений Запада и ИРИ являлась готовность Ирана идти на уступки по своей ядерной программе взамен на снятие американских и западноевропейских санкций, которые, следуя резолюциям СБ ООН о возможной иранской ядерной угрозе[20], существенно ограничили экономический рост Ирана. Диалог между американцами и европейцами и иранцами также связан со значительно возрастающей ролью ИРИ в Сирии, в Йемене и т.д., поэтому саудовцы всячески стараются приостановить налаживание отношений западных государств с Ираном и объявить Тегеран в том, что именно он является «одной большой проблемой для Ближнего Востока». Очередным важным событием начала 2016 года в раскладе сил на Ближнем Востоке стало решение о постепенном снятии санкций с Исламской Республики Иран: 16 января Международное агентство по атомной энергии МАГАТЭ обнародовала доклад с программой, по которой Тегеран обязуется значительно снизить объем своего ядерного потенциала. В соответствии с договоренностями положения Совместного всеобъемлющего плана действий Запад обязывал иранцев в течение 15 лет иметь в своем распоряжении не более трехсот килограммов обогащенного до 3,67% урана.. Эксперты МАГАТЭ должны будут проводить мониторинг атомного проекта и объектов иранской ядерной программы до 2040 года, а все наложенные ранее санкции будут сняты через 10 лет после подписания соглашения между Ираном и международными посредниками, и только в том случае, если иранское руководство будет четко соблюдать все требования контактной группы по Ирану. Саудовская Аравия после отмены решения об отмене западных санкций в пользу Ирана, а также перемирия в Сирии, инициированного Российской Федерацией и Соединенными Штатами, успехами хуситов в Йемене, фактически потеряла инструменты реального воздействия на Иран, произошло обострение американо-саудовский отношений[21]. Это вынуждало саудитов искать нового надежного «единомышленника» в борьбе с Исламской Республики Иран. В течение последних лет Эр-Рияд провел целый ряд тайных переговоров с Израилем, которые с 2014 года проходили в Индии, Италии и Чехии[22]. Цель данных встреч саудовцев и израильтян стал вопрос о возможности совместного сдерживания внешней политики Ирана, влияния в Ираке, Йемене и в других арабских государствах. Нынешний характер взаимоотношений ИРИ и КСА можно назвать весьма напряженным, об это свидетельствуют выступления высших лица обоих государств, глав внешнеполитических ведомств[23], так как государства разорвали дипломатические отношения, фактически провоцируют друг друга на применение силы, используют различного рода провокации, политические акции для раздражения противоположной стороны. Сирийское противоборство различных военно-политических сил стало главным, самым важным участком взаимоотношений Ирана и Саудовской Аравии, где обе стороны оказывали помощь враждебным друг другу вооруженным группам. Но гражданская война в Сирии является всего лишь одним из нескольких направлений ирано-саудовского противоборства, которые активно начали развиваться с обострением конфликтности на Ближнем Востоке в начале XXI века. Значение сирийского конфликта, его последствий остается важным для обоих государств, стремящихся к региональному лидерству в регионе Ближнего Востока, так как геополитические, религиозные, экономические интересы, вопросы безопасности для Тегерана и Эр-Рияда на определенном этапе проявились именно в Сирии, но с возникновения других точек напряженности (Йемен, казнь аятоллы Нимр аль-Нимра), новых возможностей для решения собственных задач (сирийское перемирие, начало послабление западных санкций по отношению к Тегерану), появлением посредников в ближевосточном конфликте (Российская Федерация) – всё это позволило перевести ирано-саудовские отношения за рамки сирийского противостояния. Заключение Целью данной курсовой работы ставилось рассмотрение роли сирийского конфликта во взаимоотношениях Ирана и Саудовской Аравии на современном этапе. Для достижения цели было поставлено три задачи, каждая из которых была успешно решена путём использования научной литературы, электронных ресурсов и других источников. Выводы по задачам обозначены в конце каждого параграфа курсовой работы. Анализируя историю двухсторонних отношений на рубеже веков Саудовской Аравии и Исламской республики Иран, можно сделать вывод, что взаимоотношения двух государств периодически менялись с конца XX в. по начало XXI в. Это выражалось сперва в конфронтации Тегерана и Эр-Рияда вследствие внешней политики режима С. Хусейна в Ираке, затем в налаживании ирано-саудовского диалога по развитию региона, по вопросам региональной безопасности и хаджа в Мекку. Но основные геополитические, религиозные, экономические противоречия всё же обеспечивали напряженный характер ирано-саудовским отношениям. Что касается интересов в сирийском конфликте Исламской Республики Иран и Королевства Саудовская Аравия, то обе стороны имели противоположный взгляд на будущее САР: Иран рассчитывал на укрепления власти Б. Асада, на создание прочной иранской «дуги» от Средиземного моря до Персидского залива в противовес Израилю, Саудовской Аравии и её союзникам. Саудовцы были заинтересованы в обрушении режима Б. Асада и партии Баас в Сирии, а также делали ставку как на сирийскую «умеренную оппозицию», так и на радикальных исламистов. Основная цель королевства заключалась в выходе Сирии из геополитической орбиты Ирана, в формировании нового лояльного саудовцам правительства в Дамаске. Нынешний характер двухсторонних ирано-саудовских отношений в данный момент достаточно тяжелый: это вызвано успехами внешней политикой Ирана в регионе, усилением законного сирийского режима, снятием иранских санкций, в которых была заинтересована Саудовская Аравия, дабы сдержать быстрое развитие Ирана, а также в устойчивом положении иранских союзников в Ираке, Ливане, в Йемене. В результате Ирано-саудовские отношения приняли наиболее острую фазу вследствие казни шиитского лидера Нимра аль-Нимра саудовцами, что привело к разрыву дипломатических отношений, а также к угрозе двухстороннего вооруженного конфликта. Что касается роли сирийского конфликта во взаимоотношениях Исламской Республики Иран и Королевства Саудовская Аравия, то нужно сказать, что гражданская война в Сирии стала значительно проявила и обострила ирано-саудовские противоречия в регионе Ближнего Востока. Совместная политика по урегулированию боевых действий в Сирии такими мировыми акторами, как США, Российская Федерация, европейские государства; появление альтернативных точек напряженности, позволили Эр-Рияду и Тегерану сталкиваться своим интересам параллельно в Ираке, в Ливане, в Йемене, в вопросах религиозных противоречий цен на нефть, в различных провокациях, например, казнь шиитского проповедника в начале 2015 года. В данный момент сирийский конфликт постепенно уходит на второй план в повестке ирано-саудовских отношений. Библиографический список Источники: 1. ИРАН: история и современность. Под ред. Л.М. Кулагиной, Н.М. Мамедовой; Н; Центр стратегической конъюнктуры, 2014. 2. Драганов А. Иран как региональный геополитический игрок // Россия и мусульманский мир // А. Драганов. – М., 2013. – 159 с. 3. История Саудовской Аравии (1745 - конец XX в.). Васильев А. // Классика плюс; Книжный дом газеты Труд,– М. 1999. 4. Попов В.О. Сирийский конфликт: причины и последствия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук // Выпуск № 12, 2015 5. Высоцкий А.М. Ближний Восток: На пути к ближневосточному балансу//Азия и Африка сегодня № 10, 2011. - с.10-14. 6. Кузнецов А. Ирано-саудовские отношения в 1979-2014 годах: между конфронтацией и диалогом// Аналитика // журнал «Международная жизнь», 2014. [Электронный ресурс] // URL: interaffairs.ru/news/show/12226 7. Исаев Л. М., Политический кризис в арабских странах: опыт оценки и типологизации, 2014. 8. Фитуни Л.Л., “Арабская весна”: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // Мировая экономика и международные отношения // Азия и Африка сегодня, 2012. 9. Волович А.А. О планах демократизации Большого Ближнего Востока // Институт Ближнего Востока, [Электронный ресурс] // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/19-08-04.htm 10. Катар и Саудовская Аравия решили обеспечить свою безопасность, применив к соседям стратегию «управляемого хаоса» // Эксперт, - 2012, август. [Электронный ресурс] // URL: http://m.expert.ru/expert/2012/31/ 11. Почему США выгодно вторжение в Сирию? Мнение экспертов// Аргументы и факты, 2013. [Электронный ресурс]URL: http://www.aif.ru/dontknows/1236529 12. Искандарян Г. Иран и Саудовская Аравия уточняют зоны влияния // Armenpress, 2016. [Электронный ресурс] // URL: armenpress.am/rus/news/831514/ 13. Вавилин В. Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном// Международная панорама // ТАСС. 2016. [Электронный ресурс] // URL: tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2570286 14. Резолюция Совета Безопасности ООН №1737, [Электронный ресурс] // URL: www.iimes.ru/rus/stat/2008/10-03-08a.htm 15. Искендеров П. США vs Саудовская Аравия: новый геополитический фронт /журнал «Международная жизнь», 2016. [Электронный ресурс] // URL: interaffairs.ru/news/show/15154 16. Saudi and Arab allies bomb Houthi positions in Yemen // War & conflict .2015.[Электронный ресурс] // URL: www.aljazeera.com/news/middleeast/2015/03/saudi-ambassador-announces-military-operation-yemen-150325234138956.html 17. Sheikh Nimr al-Nimr: Figurehead Shia cleric // Middle East // News BBC, 2016. [Электронный ресурс] // URL:www.bbc.com/arabic/middleeast/2016/01/160118-_saudi_nimr_son 18. Adam Entous, Nour Malas and Margaret Coker. A Veteran Saudi Power Player Works to Build Support to Topple Assad // Middle east // The wall street journal, 2013. [Электронный ресурс] // URL: www.wsj.com/articles/SB10001424127887323423804579024452583045962 19. Ахмедов В. Кто воюет в Сирии? // Институт Ближнего Востока, 2014. [Электронный ресурс] // URL: www.iimes.ru/?p=20322 20. Резолюция Совета Безопасности ООН №1973. [Электронный ресурс] // URL: documentsddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/268/41/PDF/N1126841.pdf?OpenElement 21. Эли Авидар. Почему арабские страны ненавидят Катар? // Иносми.ру // Maariv, 2014. [Электронный ресурс] // URL: inosmi.ru/world/20140319/218736024.html 22. Molavi A. U.S. cables “wiki-leaked” show Gulf hawkish on Iran. [Электронный ресурс]// URL: iranprimer.usip.org/blog/2010/nov/29/uscables%E2%80%9Cwikileaked%E2%80%9D-show-gulf-hawkish-iran 23. McMillan J. Iraq and Saudi Arabia. Oil, Religion and Enduring Rivalry. American Institute of Peace. Washington, 2004. 24. Алиев А.А. «Национальное» и «религиозное» в системе межгосударственных отношений Ирана и Ирака в XX веке. М. ИНИОН, 2005.с. 287. 25. Дискриминация и яркое нарушение прав шиитов в Саудовской Аравии // ИРИ - Русская служба, 2015. [Электронный ресурс] // URL: russian.irib.ir/analitika/stati/item/264541 26. Al-Ibrahim F. The road between Tehran and Riyadh closed until further notice // Alahkbar English, 2014. [Электронный ресурс] // URL: english.al-akhbar.com/content/road-between-tehran-and-riyadh-%E2%80%98closed%E2%80%99-until-further-notice [1] Алиев А.А. «Национальное» и «религиозное» в системе межгосударственных отношений Ирана и Ирака в XX веке. М. ИНИОН, 2005.с. 287. [2] Дискриминация и яркое нарушение прав шиитов в Саудовской Аравии // ИРИ - Русская служба, 2015. [Электронный ресурс] // URL: russian.irib.ir/analitika/stati/item/264541 [3] Число жертв давки возле Мекки возросло до 220 человек // Взгляд, 2015. [Электронный ресурс] // URL: vz.ru/news/2015/9/24/768597.html [4] al-Ibrahim F. The road between Tehran and Riyadh closed until further notice // Alahkbar English, 2014. [Электронный ресурс] // URL:english.al-akhbar.com/content/road-between-tehran-and-riyadh-%E2%80%98closed%E2%80%99-until-further-notice [5] Robin Wright, Peter Baker. Iraq, Jordan See Threat To Election From Iran//The Washington Post Company. 2005. [Электронный ресурс] // URL:www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A43980-2004Dec7.html [6] McMillan J. Iraq and Saudi Arabia. Oil, Religion and Enduring Rivalry. American Institute of Peace. Washington, 2005. [7] Драганов А. Иран как региональный геополитический игрок / Россия и мусульманский мир / А. Драганов. – М.: 2013. – 159 с. [8] Molavi A. U.S. cables “wiki-leaked” show Gulf hawkish on Iran. [Электронный ресурс] //URL:iranprimer.usip.org/blog/2010/nov/29/uscables%E2%80%9Cwikileaked%E2%80%9D-show-gulf-hawkish-iran [9] Попов В.О. Сирийский конфликт: причины и последствия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук // Выпуск № 12, 2015. [10] Эли Авидар. Почему арабские страны ненавидят Катар? // Иносми.ру // Maariv, 2014. [Электронный ресурс] // URL: inosmi.ru/world/20140319/218736024.html [11] Резолюция Совета Безопасности ООН №1973. [Электронный ресурс] // URL: documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/268/41/PDF/N1126841.pdf?OpenElement [12] Ахмедов В. Кто воюет в Сирии? // Институт стран Ближнего Востока, 2014. [Электронный ресурс] // URL:www.iimes.ru/?p=20322 [13] Драганов А. Иран как региональный геополитический игрок / Россия и мусульманский мир / А. Драганов. – М.: 2013. – 159 с. [14] Ахмедов В. Кто воюет в Сирии? // Институт Ближнего Востока, 2014. [Электронный ресурс] // URL: www.iimes.ru/?p=20322 [15] Ахмедов В. Кто воюет в Сирии? // Институт Ближнего Востока, 2014. [Электронный ресурс] // URL: www.iimes.ru/?p=20322 [16] Adam Entous, Nour Malas and Margaret Coker. A Veteran Saudi Power Player Works to Build Support to Topple Assad // Middle east // The wall street journal, 2013. [Электронный ресурс] // URL: www.wsj.com/articles/SB10001424127887323423804579024452583045962 [17] Sheikh Nimr al-Nimr: Figurehead Shia cleric // Middle East // News BBC, 2016. [Электронный ресурс] // URL:www.bbc.com/arabic/middleeast/2016/01/160118-_saudi_nimr_son [18] Искандарян Г. Иран и Саудовская Аравия уточняют зоны влияния // Armenpress, 2016. [Электронный ресурс] // URL: armenpress.am/rus/news/831514/ [19] Вавилин В. Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном// Международная панорама // ТАСС. 2016. [Электронный ресурс] // URL: tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2570286 [20] Резолюция Совета Безопасности ООН №1737, [Электронный ресурс] // URL: www.iimes.ru/rus/stat/2008/10-03-08a.htm [21] Искендеров П. США vs Саудовская Аравия: новый геополитический фронт /журнал «Международная жизнь», 2016. [Электронный ресурс] // URL: https://interaffairs.ru/news/show/15154 [22] Saudi and Arab allies bomb Houthi positions in Yemen // War & conflict .2015. [Электронный ресурс] // URL: www.aljazeera.com/news/middleeast/2015/03/saudi-ambassador-announces-military-operation-yemen-150325234138956.html [23] Косач Г.Г. Глава МИД КСА Адиль аль-Джубейр об Иране и иранской политике// Институт стран Ближнего Востока, 2016. [Электронный ресурс] // URL: http://www.iimes.ru/?p=27217 |