ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | История взаимоотношений КСА и Ирана Факультет международных отношений Направление «Международные отношения» Кафедра Международных отношений Курсовая работа на тему: «Ирано-саудовские отношения в контексте урегулирования сирийского конфликта на современном этапе» | Автор работы: студент 3 курса очной формы обучения Андреев Максим Владимирович Подпись_____________________ | | Руководитель работы: доцент кафедры национальной и международной безопасности Винокур Антон Владимирович Оценка________________________ Подпись_______________________ «____»_____________________2016 | Санкт-Петербург 2016г. Содержание Введение. 3 Глава 1. Ирано-саудовские отношения в начале 21 века. 5 1.1 История взаимоотношений КСА и Ирана. 5 Глава 2. Гражданская война в Сирии. 14 2.1 Интересы Саудовской Аравии и Ирана в Сирии. 14 2.2 Роль сирийского конфликта во взаимоотношениях Саудовской Аравии и Ирана. 25 Заключение. 31 Библиографический список. 33 Введение Межгосударственные отношения стран Ближнего Востока исторически имеют весьма противоречивый характер, который проявляется в политических, экономических и религиозно-культурных аспектах. Особенно это касается таких государств, как Королевство Саудовская Аравия и Исламская Республика Иран, претендующих на региональное лидерство. История взаимоотношений этих двух государств, религиозных «полюсов» исламского мира: суннитского и шиитского –, является одним из индикаторов конфликтности в регионе Большого Ближнего Востока. В начале XXI века степень конфликтности начала подогреваться путём резкого возрастания нестабильности в ближневосточном регионе. Это обусловлено как повышением активности региональных и мировых игроков, а также интенсивностью социально-политических процессов внутри арабских государств, одним из примеров которых стала гражданская война в Сирии, привлекшая внимание крупных геополитических акторов, в том числе Саудовскую Аравию и Иран. В данной курсовой работе хотелось бы рассмотреть ирано-саудовские отношения в контексте урегулирования сирийского конфликта на современном этапе. Выбор данной темы обусловлен особой значимостью военно-политических региональных процессов на внешнюю политику и взаимоотношения двух важных игроков региона – Королевство СА и Исламскую РИ, от которых зависит политическая, экономическая стабильность как региона Большой Ближний Восток, так и глобальной системы. Цель курсовой работы состоит в определении роли сирийского конфликта в ирано-саудовских отношениях на современном этапе. Для достижения определенной цели поставлены следующие задачи: во-первых, проанализировать основные моменты двухсторонних отношений Саудовской Аравии и Ирана в начале XXI века; во-вторых, определить позиции обоих государств по сирийскому урегулированию; и, в-третьих, выявить нынешний характер ирано-саудовских отношений в контексте конфликта в Сирийской Арабской Республике. Исходя из этого, следует разделить данную курсовую работу две части: в первой главе будет рассмотрена история взаимоотношений Исламской Республики Иран и Саудовской Аравии с конца XX века до периода арабских волнений и революций под названием «Арабская весна», а также до гражданской войны в Сирии. Вторая часть данной курсовой работы будет посвящена изучению позиций двух вышеупомянутых государств по сирийскому конфликту и роли гражданской войны в Сирии для современных ирано-саудовский отношений. Глава 1. Ирано-саудовские отношения в начале 21 века История взаимоотношений КСА и Ирана Взаимоотношения Саудовской Аравии и Ирана имеют недавнюю историю в том виде, в котором существуют эти государства. Если Саудовская Аравия приобрела свою независимость, свои нынешние территориальные границы в 1932 г., путем получения независимости сначала от Османской империи, Великобритании, а затем объединения нескольких исторических областей Аравийского п-ва, таких как Хиджаз, Неджд, Асир, Хаса, то Иран ведет свою государственность со времен империи Ахеменидов и частично сохранил свои владения. Вторая половина XX века стала важным периодом определения двухсторонних отношений для иранцев и саудовцев. Шахский режим Ирана и королевская семья саудитов имели относительно умеренно-спокойный характер отношений, но к восьмидесятым годам XX характер отношений становится напряженным. С 1979 г. наступает новый этап двухсторонних отношений: исламская революция в Иране вылилась в обострение конфликтности между двумя государствами. Лидер иранской революции аятолла Рухолла Мусави Хомейни в своих фундаментальных работах ставил под сомнение компетентность саудитов и обвинял монархии Персидского залива в продвижении «американского исламизма». Также Хомейни считал, что только республиканская форма правления является истинной для мусульманских стран. Второй аспект – традиционное разногласия шиитов и суннитов. В странах-монархиях Персидского залива шииты достаточно многочисленны: в Бахрейне они представлены 75% населения, а в Катаре до 20%, в самой Саудовской Аравии шиитские общины располагаются по большей части в Восточной провинции, где по неофициальным данным достигают 60% от всего населения[1]. Шииты на территории королевства подвергаются реальной дискриминации, путём релевантного негласного ограничения политических и гражданских прав[2]. Также важным фактором ирано-саудовских отношений в восьмидесятые годы XX века стала геополитическая ситуация на Ближнем Востоке, когда, в ходе победы исламской революции в Иране, стала возрастать популярность лозунга, выдвинутым правительством Хомейни, об «экспорте» исламской революции в другие мусульманские государства. Для Эр-Рияда такая перспектива создавала как внутриполитическую, так и внешнеполитическую угрозу распространения влияния иранской революции в Ирак, а в последующем в другие страны Персидского залива. Тот факт, что шиитские общины находились в зоне саудовской нефтедобычи, создавал угрозу потери нефтяных месторождений на востоке страны путём шиитских восстаний. Сложившиеся реалии вынуждали Саудовскую Аравии искать себе новых союзников, одним из которых стал режим Саддама Хусейна в Ираке. Время ирано-иракской войны было периодом конфронтации между КСА и ИРИ: это выражалось финансовой помощью Ираку саудитами, которые рассчитывали на поражение иранских вооружённых сил, но также и преследовали цель ослабления иракского режима путём военного и экономического истощения. В 1981 году создается Совет Сотрудничества Арабских Государств Персидского Заливаcцелью осуществления межправительственного диалога монархий Персидского залива. Создателем этого совета была именно Саудовская Аравия, планирующая продвигать свои интересы на другие арабские страны именно через эту организацию. Это позволило сплотить большинство арабских государств Персидского залива и чётко обозначить саудовскую политику в регионе Персидского залива в противовес Ирану, а также возможной угрозе со стороны Ирака. Для Ирана 80-е XX века стали наиболее неблагоприятным временным отрезков в геополитическом смысле. Это было вызвано увеличением количества стратегических противников: Ирак, Израиль, Саудовская Аравия, а также Соединённые Штаты, которые значительно увеличили число своих военных баз на границе с Ираном. США в данный период становятся союзником саудовцев, несмотря на противоречия 70-ых годов, касаемо Израиля и вопроса импорта и транспортировки саудовской нефти. Именно фактор иранской революции обеспечил улучшение американо-саудовских отношений в восьмидесятых годах. Важен и тот факт, что взаимоотношения любых арабских государств, проходя через религиозную призму, могут обостриться и оказаться в наиболее острой фазе. Таким примером явился хадж в Мекке 1987 года, когда иранские паломники попытались провести демонстрацию с лозунгами в поддержку исламской революции. В результате данная акция была жестоко подавлена: погибло около 400, преимущественно граждане Ирана[3]. Это непосредственно повлияло на двусторонние отношения ИРИ и КСА – вопрос о количестве иранских паломников хаджа стал принципиальным для обеих сторон, и уже в следующем 1988 году произошёл разрыв дипломатических отношений, что и вовсе лишил иранцев посещать Мекку. Потеплением в ирано-саудовских отношениях стал период иракского вторжения в Кувейт и операции «Буря в пустыне». В этот момент стали совпадать геополитические интересы Саудовского королевства и Исламской республики, выражающиеся общей позицией двух государств по агрессии со стороны Ирака Саддама Хусейна. Если для Ирана режим Саддама Хусейна был враждебным со времен ирано-иракской войны, то для саудовцев Ирак перестаёт быть стратегическим союзником в борьбе с Ираном. В данный момент война в Кувейте, в соседнем государстве Персидского залива, стала реальным вызовом для саудовского королевства. Впрочем, схожестью позиций по Ираку потепление взаимоотношений не ограничилось: в 1991 году министр иностранных дел ИРИ посетил Эр-Рияд и в ходе переговоров с королём Саудовской Аравии Фахдом бен Абдул-Азизом предложил создать зону коллективной безопасности в районе Персидского залива на основе взаимодействия между Ираном и Советом Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ). При этом иранский министр подверг критике ССАГПЗ из-за неспособности организации решать вопросы регионального масштаб, а также предложил включить Иран в данный совет. Вследствие чего отношения между двумя государствами нормализовались, несмотря на то, что предложение иранцев не было услышано Эр-Риядом, также были восстановлены дипломатические отношения, и вопрос хаджа для иранских паломников был успешно разрешен. Следующим важным событием в характеристике взаимоотношений Тегерана и Эр-Рияда в период 1990-х стала Сессия Организации Исламская Конференция 1997 года, прошедшая в Тегеране. Несмотря на имеющиеся недовольство иранцами стратегическим партнёрством США и КСА, делегации государств-монархий Персидского залива присутствовали на конференции в полном составе. Делегация Эр-Рияда успешно обсудила с руководством Исламской Республики Иран двухсторонние отношения, а позднее в феврале 1998 года иранский президент Мохаммед Хатами нанёс визит в Саудовскую Аравию. Важен тот факт, что потеплению отношений в том момент способствовали контакты кронпринца королевства Абдаллы и высших иранских кругов, в лице президента исламской республики. Но были и противники сближения внутри королевской семьи, в лице кронпринца Наефабин Абдель Азиза, который попытался использовать теракт на американской базе в Дахране 25 июня 1996 года для дискредитации иранской стороны[4]. В актив ирано-саудовским отношениям можно занести период с 1998 г. по 2003 г., когда был подписан целый перечень двусторонних договоров в области культуры, спорта, экономики; последовал повторный визит президента Ирана в Эр-Рияд, поднимались вопросы по нефтяному сектору экономики, повышения цен на нефть странами ОПЕК, а также повесткой встреч на высшем уровне стала изоляция Ирана. Разрядка в американо-иранских отношениях ещё больше способствовала сближению двух Ближневосточных государств. В 2001 году усилиями обеих стороны был заключен договор о безопасности в регионе, в котором были учтены интересы как саудовцев, так и иранцев. С 2003 по 2006 годы произошло повторное обострение отношений между королевством Тегераном и Эр-Риядом: причиной тому стала, во-первых, американская компания в Ираке против баасистского режима Саддама Хусейна. Для Ирана военные действия американцев в соседнем государстве были очередной угрозой со стороны США, но с другой стороны Тегеран смог получить геополитическое преимущество против «стран залива» и Израиля: позднее падение авторитарного режима С. Хусейна значительно увеличило иранское влияние, которое выражалось в усилении иракских шиитов, в частности, шиитской группировки «Армия Махди», оказавшее колоссальное сопротивление коалиционным войскам в Ираке. Для Саудовской Аравии последствия американской кампании в Ираке стали проявляться через несколько лет после вторжения: усиление проиранских настроений среди иракцев создавало угрозу для саудитов образования «шиитского полумесяца» Ираном, Ираком, Сирией и Ливаном. Впервые термин «шиитский полумесяц» был упомянут в интервью короля Иордании Абдаллы II американской газете «WashingtonPost» в 2004 году[5], где Абдалла заявил о повышении дестабилизации в регионе Персидского залива в следствии складывающейся геополитической конфигурации. Во-вторых, шиитское усиление в Ираке, в лице «Партии исламского призыва», ВСИРИ – Высшего совета исламской революции в Ираке, «Армии Махди» и движения «Ахрар», сопровождалось усилением ирако-сирийских контактов, а также сотрудничеством организации «Хизбалла» и щиитскими повстанцами Ирака. Нужно сказать, что саудовцы остались недовольны позицией коалиционных сил и оккупационной администрации: фактически произошло создание первого современного шиитского государства среди арабских стран, так как американская администрация посчитала, что безопасность американских, коалиционных войск в Ираке может быть обеспечена контролем со стороны шиитов. Министр иностранных дел КСА Сауд аль-Фэйсал на заседании совета по международным делам США отметил, что саудовцы не для того противостояли режиму С. Хусейна, чтобы получить в Ираке колоссальное иранское влияние под благосклонностью американцев[6]. Следующей точкой ирано-саудовских противоречий становится Ливан, где в 2005 году после убийства тогдашнего премьер-министра Рафика Харири, лидера, ориентировавшегося на Саудовскую Аравию, произошёл раскол внутри ливанского общество по пребыванию сирийских войск в стране. Произошло разделение на две группы: так называемые силы «14 марта», поддерживающие курс на саудовцев, и силы «8 марта», ориентирующиеся на главным движущем ядром которой стала Хизбалла, которая приобретет большой политический вес и авторитет в арабских странах после успешного противостояние израильским войскам во время Второй Ливанской войны. Вывод в 2005 году сирийских войск из Ливана позволила Хизболле стать главной ливанской движущей силой, противостоящей как Израилю, так и просаудовской оппозиции. Данный факт подкрепил уверенность Саудовской Аравии в реальности создания ранее упомянутого «шиитского полумесяца» – Ливан, Сирия, Ирак, Иран. Результатом трансформационного процесса на Ближнем Востоке стало значительное возрастания роли иранского фактора в геополитической ориентации Ирака, Ливана и Сирии, что противоречило саудовскими интересам и вызывало опасение воздействия Ирана на Бахрейн, а также на другие монархии Персидского залива[7]. Также нужно упомянуть, что приход к власти в Иране новой группы консерваторов значительно усилил напряженность в ирано-саудовских отношениях: избрание президентом Ирана Махмуда Ахмадинежада выразилось в усилении конфронтации между ИРИ и Соединенными Штатами. Примером тому может служить иранская ядерная программа, хотя и имевшая мирный характер, в середине 2000-ых становится важным аргументах в ирано-американских и ирано-саудовских отношениях. В период 2006-2008 годов осуществлялись попытки смягчения двухсторонних отношений. Визит президента Ахмадинежада в Эр-Рияд продемонстрировал попытки двух сторон прийти к компромиссу, объективно переговоры имели напряженный характер, так как на повестке дня стояли вопросы по коллективной безопасности в регионе Персидского залива, а также вопросы, касающиеся иранского влияния на другие арабские государства: на Ливан, Сирию, Ирак. Нужно подчеркнуть, что вплоть до 2010 году саудовский король Абдалла активно делал ставку на примирение с Ираном путём компромисса в переговорах как с Тегераном, так и Дамаском. Король Саудовской Аравии содействовал налаживанию отношений с Ираном, несмотря на своё заявление, что не персидское дело вмешиваться в арабские проблемы[8], оказывал влияние на тогдашнего просаудовского премьер-министра Ливана С. Харири, чтобы ливанская сторона начала налаживать отношения с сирийским руководством. Если попытаться резюмировать все события и факты, историю ирано-саудовских отношений с конца XXпо начало XXI века до периода «Арабской весны», то можно выделить следующее: отношения Тегерана и Эр-Рияда начали обостряться вследствие иранской революции 1979 года, в ходе чего новое руководство Ирана поставило задачу регионального и религиозного лидерства на Ближнем Востоке, путём продвижения иранских идей «исламской революции». Важной точкой геополитического противоборства иранцев и саудовцев конце XX века стал Ирак, так как авторитарный режим С. Хусейна, проводивший достаточно активно свою внешнюю политику, угрожал как Эр-Рияду, так и Тегерану; также ресурсы Ирака, смешенное по этно-конфессиональному принципу население – всё это позволяло сталкиваться интересам ИРИ и КСА именно в Ираке. Таким образом, падение биполярной системы, кувейтская агрессия со стороны Ирака позволили саудовскому и иранскому руководству найти точки соприкосновения, широко обсуждать вопросы безопасности, баланса сил, экономики, несмотря на сохраняющиеся противоречия в вопросе регионального лидерства и суннито-шиитских отношений. Уже в начале двухтысячных годов важным этапом ирано-саудовских отношений становится иракский и ливанский кризисы, где фактически происходит прямое столкновение как просаудовских сил, так и политических групп, ориентирующихся на Иран, вследствие чего взаимоотношения Эр-Рияда и Тегерана значительно ухудшились. Нужно учитывать, что избрание в ИРИ президентом Ахмадинежада задало более жесткую позицию внешней политике Исламской Республики Иран, а период «Арабской весны» ещё больше обозначил противоречия двух государств в вопросах касаемо радикального исламизма, региональной безопасности, транспортировки энергоресурсов. Ещё одним важным фактором в диалоге между иранцами и саудовцами стали присутствие Соединенных Штатов на Ближнем Востоке и иранская ядерная программа, которая, на самом деле, было угрозой не только для конкурентов в гонке за региональное лидерство, но и для таких глобальных игроков, как США, ЕС. |