ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4.1. ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ Социальная работа как учебная дисциплина. Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует о том, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, а также без четко функционирующего механизма социальной помощи отдельным группам и слоям населения гуманное, духовно и нравственно богатое демократическое общество и правовое государство могут существовать лишь виртуально. Поэтому в целом раде стран активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией и социономией, сопровождается широким распространением и утверждением относительно новой специальности, получившей название социальной работы. История подготовки социальных работников в странах Запада насчитывает более ста лет, а в России — около двадцати. Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями, которые действовали в Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии и других странах Запада. В настоящее время в Соединенных Штатах Америки более четырехсот университетов и колледжей предлагают программы, по которым осуществляется подготовка социальных работников. Они выпускают специалистов трех уровней — бакалавров, магистров и докторов. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения, а магистра — после шести. Что касается степени доктора, то для ее получения необходимо учиться еще два года. Кроме того, американские колледжи предлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала, используемого в социальной работе. Подготовка социальных работников в Великобритании предполагает не одну, а несколько моделей. Выбор учащегося зависит от его образовательного уровня. Выпускникам средней школы предлагаются четырехгодичные курсы на звание бакалавра, а выпускникам высших учебных заведений — двухгодичные курсы и годичная аспирантура. Что касается тех, кто не закончил высшее учебное заведение, то для них предусмотрены двух- или трехгодичные курсы. Последние десятилетия в Великобритании характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Подготовку социальных работников в Германии осуществляют два типа учебных заведений — университеты и колледжи. В них принимаются те, кто закончил 12 классов средней школы. Ежегодно несколько тысяч человек пополняют учебные заведения, занимающиеся подготовкой социальных работников. Рассчитанная на четыре года, эта подготовка включает в себя как теоретический курс, так и годичную практику. В России социальная работа как профессия существует с 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Министерства труда СССР были внесены дополнения. В этих дополнениях характеризовались пять новых должностей — социального работника, педагога-организатора, социального педагога, заведующего отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и специалиста по социальной работе. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, они образовывали иерархию в рамках профессии социального работника. В 1991 г. началась подготовка социальных работников, центрами которой стали университеты, а также педагогические и медицинские институты. Кроме того, социальная педагогика приобрела статус научной специальности. Обучение социальной работе в России ведется в настоящее время почти по пятидесяти специализациям, которые условно можно разделить на группы управленческих специализаций, специализации работы в определенной социальной области, специализации работы с конкретными группами населения, а также специализации по технологиям социальной работы. Его координирующим центром стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области социальной j работы. Большинство российских вузов готовит специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров. Кроме того, существует возможность получения профессии социального работника и в рамках среднего специального (профессионального) образования. Для того чтобы сформулировать общую концепцию подготовки социальных работников как субъектов профессиональной деятельности, необходимо исходить из определения ее цели. В самом общем виде цель социальной работы заключается в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, а также в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных и других проблем. Отсюда следует, что основные функции социального работника заключаются в том, чтобы диагностировать эти проблемы, оказать поддержку нуждающемуся, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. По своей аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, связанных отношениями типа «человек — человек». Ее непосредственный субъект, в качестве которого выступает социальный работник, осуществляет все многообразие функций организации, обеспечения психологической поддержки, а также правовой и административной защиты, коррекции поведения и т. д. Это профессионал, который может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства, включающих в себя управление, материально-техническую и правовую помощь нуждающимся и подготовку специалистов по социальной работе. В процессе подготовки он должен освоить большой и разнообразный объем знаний, которые служат основой его профессиональных умений в области координации, управления, организации, диагностирования, анализа проблемных жизненных ситуаций, коррекции и реабилитации. В деятельности по подготовке специалистов любого профиля участвует совокупный субъект, структура которого включает в себя административные и научные подразделения, а также коллективы кафедр, преподавателей и самих студентов. Что касается подготовки социальных работников, то она основывается прежде всего на принципах гуманизма, толерантности и практической направленности, представляя собой многоуровневый процесс, каждый уровень которого имеет свои цели, задачи и средства их достижения. При этом системообразующим фактором такой подготовки является соответствие качеств студентов задачам практической деятельности будущего специалиста. Подготовка специалистов по социальной работе завершается сдачей государственного экзамена, а также защитой дипломной работы. Дипломная работа вырастает из курсовых работ, которые студенты пишут со второго по четвертый курс. Однако первый студенческий опыт научных исследований связан не с курсовыми работами, а с написанием докладов и рефератов. Требования к написанию доклада. Доклад представляет собой форму работы, предназначенную для устного сообщения. Обычно он задается студенту в ходе текущей учебной деятельности для устного выступления на одном из семинарских занятий, а на его подготовку отводится от недели и более. Если доклад сдается преподавателю после устного выступления, то его текст снабжается титульным листом и планом. Однако если преподаватель не требует сдачи письменного текста доклада, то достаточно конспективно или в развернутом виде подготовить черновой текст без специального оформления, который просто используется в качестве конспекта во время выступления. Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он должен хорошо восприниматься на слух, т. е. быть интересно подан для аудитории. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом[17] предстоящего выступления, о котором преподаватель обычно сообщает заранее. Очень важно уложиться в отведенное время, поскольку в противном случае докладчика могут прервать, даже если он не успел сказать самого главного. Поэтому отработке чтения доклада следует уделить не меньше внимания, чем его написанию. Написав черновой вариант, можно прочитать его вслух самому себе или кому-то из близких. Если не удается уложиться в регламент, то надо менять структуру текста, пока он не будет удовлетворять требованиям. Доклады, сдаваемые в письменном виде, могут играть роль зачетных работ. В таком случае студентам предлагается список тем, из которых им следует выбрать какую-то одну. Выбирая тему, следует внимательно просмотреть весь список и выбрать вначале несколько тем, которые представляются наиболее интересными и предпочтительными. При этом важно учитывать, для каких тем имеется больше литературы — не только в библиотеке, но и дома. Выбрав несколько тем, надо потом остановиться на той из них, которая является самой предпочтительной. Для подготовки доклада одна и та же тема может быть дана преподавателем нескольким студентам, один из которых выступает в качестве основного докладчика, а остальные — в качестве содокладчиков. Если под докладчиком имеется в виду лицо, выступающее с докладом, то под содокладчиком — лицо, выступающее с содокладом, т. е. дополнительным докладом к докладу какого-нибудь другого лица по тому же вопросу. Первым выступает основной докладчик, а за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценками его выступления — содокладчики. Использование при проведении семинарских занятий не только докладов, но и содокладов может придать им дискуссионный характер, а следовательно, заставить студентов задуматься над теми проблемами, которые стоят перед изучаемыми ими дисциплинами. В качестве рекомендаций к выступлению с докладом, следование которым в максимальной степени способствует его успеху, можно привести следующее: 1) обязательно начните с плана; 2) объявите время, которое вы займете у аудитории. Обязательно уложитесь в то время, которое вы указали. Если вы чувствуете, что не успеваете, не старайтесь договорить, уложив оставшийся материал в тот короткий промежуток времени, который у вас остался. Лучше сделать вывод и закончить выступление; 3) говорите только то, что сами хорошо поняли, и думайте не о том, что сказать в следующий момент, а о том, как это сделать; 4) нельзя читать книжный текст, кроме небольших цитат. Если вам трудно говорить, не опираясь на текст, напишите свое выступление короткими разговорными фразами и читайте; 5) продумайте, как устранить неправильности в речи; 6) продумайте собственную индивидуальность, т. е. кем вы предстанете перед аудиторией: специалистом-эрудитом, иронизирующим критиком, прекрасной интеллектуалкой и т. п.; 7) заранее продумайте, что можно выделить в виде тезиса й продиктовать аудитории; 8) материал лучше усваивается, если использовать схемы, рисунки и т. д. Продумайте, что и как можно было бы нарисовать на доске; 9) закончить выступление надо резюме. При написании докладов к семинарским занятиям по дисциплинам, входящим в учебный план специальности «Социальная работа», могут возникнуть определенные трудности. Социальная работа является сравнительно новой формой деятельности, которая существует в России как профессия, наука и учебная дисциплина всего лишь двадцать лет. Поэтому литературы по социальной работе на русском языке довольно мало, а литературой на иностранных языках студенты современных российских вузов практически не пользуются. Кроме того, среди литературы по социальной работе значительную часть составляют публицистические произведения, которые к науке имеют отдаленное отношение. Несомненно, ориентация социальной работы на решение практических проблем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не должна размывать ее теоретические основы. Не может быть эффективной профессиональной деятельности без развитой научной теории, основы которой студенты начинают постигать посредством написания докладов и рефератов. Требования к написанию реферата. Реферат представляет собой сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Его написание практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, а также развития умения и навыков самостоятельного научного поиска, т. е. изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу и докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию профессиональной культуры у будущего специалиста, закреплению у него специальных знаний, а также развитию умения самостоятельно анализировать) многообразные общественно-политические явления современности и вести полемику. Реферат является первой из студенческих работ, которую приходится писать в вузе. Строго говоря, под термином «реферат» объединены два разных вида работы. Во-первых, рефератом называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Такие рефераты, публикуемые в отраслевых реферативных журналах, обычно не задаются студентам. Их сущность заключается в том, чтобы вычленить в рецензируемой работе главное и сжато его передать. Во-вторых, под рефератом имеется в виду изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Именно такие рефераты, которые пишутся не только по специальным, но и по общим темам, обычно задают студентам. Реферат представляет собой наименее самостоятельную разновидность студенческой работы, к которой предъявляется меньше всего требований. По определению, он не должен содержать никаких элементов новизны. Студенту достаточно грамотно и логично изложить основные идеи, содержащиеся в нескольких источниках, сгруппировав их по точкам зрения. Если одна из этих точек зрения кажется студенту предпочтительной, то он может попытаться обосновать ее преимущество перед другими. Структура реферата включает в себя следующие элементы: • титульный лист; • оглавление (план, содержание), где даны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие их начало в тексте; • введение, объем которого составляет 1,5—2 страницы; • основная часть реферата, которая может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2—3 параграфов (подпунктов, разделов), и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, а в том случае, если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод или приводится какой-либо цифровой материал или таблица, то необходимо сделать ссылку на автора, у которого взят данный материал; • заключение, которое содержит главные выводы и итоги из текста основной части. В нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении; • приложение, которое может включать графики, таблицы и расчеты; • библиография (список литературы), в которой указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания. Работу над рефератом можно условно подразделить на два этапа: 1) подготовительный этап, включающий в себя изучение предмета исследованиями 2) изложение результатов изучения в виде связного текста. Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы, которая в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, тема должна заключать в себе проблему (даже если наука уже давно решила ее, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию исследовательского мышления). Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения, а задача студента заключается в том, чтобы найти информацию, относящуюся к данному предмету, и разрешить поставленную проблему. Выполнение этой задачи начинается с поиска источников, который предполагает умение работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращая особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи), а также с систематическими и алфавитными каталогами библиотек. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т. е. просмотра текста, при этом выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют бон лее внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником, который может потребовать детального знакомства с некоторыми фрагментами текста или со всем текстом. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с мысленной проработкой материала. Такое чтение предполагает выделение главного в тексте, основных аргументов и выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят гипотетический характер, и постараться уловить скрытые вопросы. Наилучшим способом научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений и давать оценку авторской позиции является сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Следует иметь в виду, что конспекты пишутся на одной стороне листа, имеющего поля и межстрочные расстояния, достаточные для исправлений и замечаний. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные и номер страницы). По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата, который должен подчиняться определенным требованиям, т. е. раскрывать тему, а также обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в ней проблемы, связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность — смысловую законченность текста. С точки зрения связности все тексты делятся на тексты- констатации и тексты-рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом, фиксируя устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые из них ставятся под сомнение и выдвигаются различные предположения. Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану, который представляет собой мыслительную схему, позволяющую контролировать порядок расположения его частей. Помимо формулировки темы, универсальный план научного текста предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы — от реферата до докторской диссертации — строятся в соответствии с этим планом. Начальной частью текста является введение, имеющее своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. В нем обосновывается актуальность исследования, т. е. выявляется его практическое и теоретическое значение, показывается степень разработанности проблемы, атак-, же перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, а также сведения о методах исследования. Наконец, в нем обязательно формулируются цель и задачи реферата. Если объем введения составляет около 10 % от общего объема реферата, то наиболее значительна по объему, а следовательно, наиболее значима и ответственна его основная часть. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы и предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Обосновывая собственную позицию, необходимо анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаясь, чему-то возражая, а кого-то опровергая. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов, называемого компиляцией. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, находящему свое отражение в разделении текста на главы, параграфы и пункты.' Последней частью научного текста является заключение, в котором в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования,, а также могут намечаться перспективы дальнейшего развития темы. Небольшой по объему реферат не может обойтись без заключительной части — хотя бы двух-трех фраз, в которых должен подводиться итог проделанной работы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы, в котором названия книг располагают по алфавиту с указанием их выходных данных. Объем реферата, выполняемого на одной стороне листа стандартного размера, колеблется от 10 до 18 машинописных страниц. Все листы реферата должны быть пронумерованы, а каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. При написании и оформлении реферата необходимо избегать следующих типичных ошибок: • поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексту являются главными, а какие второстепенными; • в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы; • дословное переписывание книг, статей, а также заимствование рефератов из Интернета. При проверке и оценивании реферата, осуществляемого преподавателем, главную роль играют следующие критерии: 1) знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины, т. е. знание фактического материала, а также усвоение общих представлений, понятий и идей; 2) характеристика реализации цели и задач исследования (правильность формулирования цели и определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели, соответствие выводов решаемым задачам и поставленной цели, а также убедительность выводов); 3) степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров и иллюстративного материала, широта кругозора автора, а также наличие знаний интегрированного характера и способность к обобщению); 4) качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, а также спорность или однозначность выводов); 5) использование литературных источников; 6) культура письменного изложения материала; 7) культура оформления материалов работы. Доклад и реферат являются формами научной работы студентов, хотя и сравнительно простыми. О контрольной работе, которая известна не только школьникам, но и студентам, нельзя сказать, что она хоть в каком-то смысле является формой научной работы. Слушая доклад или проверяя реферат, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, а также умение правильно оформлять научный текст. Контрольная работа представляет собой отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Она может быть аудиторной (выполняется во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя), домашней (задается на дом к определенному сроку), текущей (имеет своей целью контроль знаний по только что пройденной теме) и экзаменационной (полученная по ней оценка имеет статус итоговой), а также фронтальной (ее одновременно выполняет вся группа) и индивидуальной (ей подвергаются отдельные студенты). Следует отметить, что для студентов-заочников контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля их знаний. Контрольные вопросы 1. Что такое доклад? 2. Что такое содоклад? 3. Кто такой докладчик? 4. Кто такой содокладчик? 5. Что такое реферат? 6. Что такое тексты-констатации? 7. Что такое тексты-рассуждения? 8. Что такое компиляция? 9. Что такое контрольная работа? 10. Какая контрольная работа называется аудиторной? домашней? 11. Какая контрольная работа называется текущей? экзаменационной? 12. Какая контрольная работа называется фронтальной? индивидуальной? Темы рефератов 1. Зарубежный опыт подготовки социальных работников. 2. Отечественный опыт подготовки социальных работников. 3. Принципы подготовки социальных работников. 4. Проблема обеспечения подготовки социальных работников учебной литературой. 5. Реферативные журналы в системе научного познания. 6. Контрольная работа в школе и в вузе. Литература 1. Андреев Г. К, Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. — М., 2003. 2. Борикова Л. В., Виноградова Я. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. — М., 2000. 3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999. 4. Веревкина А. Н., Калинин С. Ю., Обризан А. И. Как оформить библиографию к научной работе. — М., 1992. 5. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов н/Д, 2001. 6. Кузнецов И. Н. Научное исследование; методика проведения и оформление.- М., 2004. 7. Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. — М., 2006. 8. Социальная работа в вопросах и ответах / Под ред. Е. П. Агапова. — Ростов н/Д, 2009. 9. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Холо- стова, А. С. Сорвина. — М., 2001. 10. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. — М., 2001. 11. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. — Ростов н/Д, 2006. 12. Шевченко О. М., Киенко Г. С. Методика исследований в социальной работе. — Новошахтинск, 2007. 4.2. КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ | Требования к написанию курсовой работы. Курсовая работа имеет качественно иной уровень, чем доклад или реферат. В отличие от доклада и реферата, она не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за сделанный доклад или написанный реферат всего лишь влияет на результат зачета или экзамена, то оценка за курсовую работу вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иными словами, курсовая работа имеет статус экзамена. Поэтому к ней предъявляются качественно иные требования, определяющие ее статус в учебном процессе. Основные из них можно свести к следующему: • написание курсовой работы предусмотрено учебным стандартом только по специальным дисциплинам; • в течение учебного года пишется всего одна курсовая работа; • курсовые работы входят в учебный план только со второго курса. На выпускном курсе вместо курсовой работы пишется дипломная. Курсовая работа представляет собой самостоятельную учебную и научно-методическую работу студента высшего учебного заведения, выполняемую им под руководством преподавателя по специальным дисциплинам учебного плана. Она имеет своей целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение ими методами современных научных исследований, а также углубленное изучение какого-либо вопроса, темы или раздела учебной дисциплины. Поскольку курсовая работа пишется по специальным дисциплинам, в разработке ее темы свободу студента практически не ограничивают. Опираясь на советы научного руководителя и подобранную литературу, студент в течение нескольких месяцев проходит подготовительный этап работы, который завершается написанием текста. Написав курсовую работу, он сдает ее своему научному руководителю для прочтения и оценки. На втором и третьем курсах в зачетную книжку вносится оценка за курсовую работу, выставленная преподавателем. На предвыпускном курсе во многих вузах практикуется защита студентами курсовых работ на кафедре, осуществляющей специализацию. По существу она является репетицией защиты дипломной работы, которая предстоит студенту через год. Существуют определенные различия в требованиях, предъявляемых к разным типам курсовых работ. Если работа имеет теоретический характер, то следует соответствующим образом выстроить ее структуру. Такую работу лучше начинать с главы, в которой должен даваться обзор отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме, а также проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, используемых методологий и методик исследования. С другой стороны, работа практического характера должна распадаться на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая — рассмотрению применения его результатов на практике. Если работа имеет экспериментальный характер, то она также начинается с теоретико-методологической главы, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, а также обобщение и интерпретация полученных результатов. Однако какого бы типа ни была курсовая работа, она должна строиться согласно существующим требованиям и иметь развернутый план (оглавление), а также введение, основную часть, состоящую обычно из двух глав, и заключение. Объем курсовой работы должен составлять примерно 15—30 печатных страниц, из которых 10 % обычно занимает введение, а от 5 до 10 % — заключение. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, главную цель исследования, а также содержание поставленных для ее достижения задач. Освещение актуальности работы должно быть немногословным: нет необходимости начинать описание издалека, а достаточно в пределах 0,5—1 страницы машинописного текста показать сущность проблемы, которая и определяет актуальность темы. От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования, представляющей собой конечный итог работы. Исходя из развития цели работы определяются ее задачи, формулировки которых даются обычно в виде перечисления («проанализировать...», «разработать ...», «выявить...», «доказать...», «показать...» и т. п.). Эти формулировки необходимо давать как можно тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. В курсовой работе могут быть определены объект и предмет исследования, а также применяемые в нем методы. Объект исследования представляет собой явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Что касается предмета изучения, то под ним имеются в виду планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, если необходимо детализировать, что же конкретно будет исследоваться. При работе над введением нужно быть готовым к тому, что его текст будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс написания носит творческий характер и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу. В основной части курсовой работы рассматривается теоретический аспект проблемы, а также излагается материал практического исследования. Содержание основной части должно не только соответствовать теме работы, но и полностью ее раскрывать. Курсовая работа не является суммой ее составных частей: можно написать великолепные главы, однако из них может не получиться связного целого. Иными словами, важна ее логическая связность от первого до последнего предложения. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения ее стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях, а предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы, которые должны быть связаны друг с другом в пределах одного параграфа. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало: в первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной его части. При этом формулировка первого предложения должна составляться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли. В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1—2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. При этом необходимо соблюдать следующие правила: • выводы должны быть нетривиальными (например, вывод о том, что социальная работа как профессия возникла в России позже, чем в странах Запада, и так очевиден, а вот вывод о причинах этого может быть нетривиальным); • в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные; • при формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; • вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.). Курсовая работа заканчивается заключением, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в ее основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. После заключения помещают список литературы, которая была использована при написании работы. Необходимо проследить, чтобы на каждый источник в списке литературы обязательно была ссылка в тексте курсовой работы. После списка литературы помещают приложения, цель которых заключается в том, чтобы избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными и статистическими материалами, не несущими основной смысловой нагрузки. В отличие от доклада и реферата, к курсовой работе предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности. Речь идет не о самостоятельности изложения, которая всегда желательна в науке, а о самостоятельности мысли, допускаемой уровнем профессионализма студента. От студенческой работы никто не требует уровня диссертации, которая предполагает наличие в тексте элементов новизны. Однако в своей курсовой работе студент должен продемонстрировать начальные навыки научного мышления, для чего просто достаточно грамотно поставить проблему. Иными словами, постановка проблемы уже является первым шагом в науку. Поскольку курсовая работа пишется студентом со второго по четвертый курс, для него желательно с самого начала взяться за одну тему и развивать ее на протяжении всех лет учебы, чтобы в конечном счете написать по ней и дипломную работу. Более того, разработка этой темы может быть продолжена в дальнейшем в рамках диссертационного исследования. В завершение рассмотрения курсовой работы отметим, что в установленные сроки она сдается на кафедру и оценивается либо научным руководителем, либо самой кафедрой на ее заседании. Критериями оценки курсовой работы являются актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, а также степень самостоятельности выводов и общая культура изложения. Требования к написанию дипломной работы. Дипломная работа является структурной единицей системы контроля качества обучения, существующей в каждом высшем учебном заведении. Она является письменной работой, к написанию которой допускаются студенты последнего курса, полностью выполнившие учебный план. Дипломная работа выполняется студентом под руководством преподавателя (научного руководителя) и определяет уровень как теоретической, так и практической подготовки выпускника к будущей деятельности по специальности. В ней студент должен продемонстрировать навыки работы с научной литературой, законодательными актами и процессуальными документами, а также умение критически оценивать, систематизировать и обобщать собранные им материалы. Прежде всего студент должен выбрать тему дипломной работы, согласовав ее с предполагаемым научным руководителем. Ему предоставляется право самостоятельно выбрать тему дипломной работы из примерного тематического списка, имеющегося на каждой кафедре. Более того, студент может изменить название предложенной темы или даже выбрать другую тему дипломной работы, обосновав должным образом свою позицию. В установленные в данном вузе сроки тема дипломной работы, а также научный руководитель и рецензент утверждаются приказом. Таким образом, работа над дипломным проектом, представляющим собой итог всего процесса обучения студента в вузе, вступает в завершающую стадию. Дипломная работа представляет собой заключительную работу учебно-исследовательского характера, выполняемую студентами, которые оканчивают высшие учебные заведения. С одной стороны, она является расширенным и углубленным подобием курсовой работы. К выпускному курсу у студента уже имеется опыт написания курсовых работ, накопленный им за три предыдущих года. С другой стороны, дипломная работа отличается от курсовой. Ее написание гораздо сложнее, а предъявляемые к ней требования более серьезны. Различия между курсовой и дипломной работой можно свести к следующим пунктам: 1) объем курсовой работы составляет примерно 15—30 страниц печатного текста, тогда как объем дипломной работы вдвое больше: 50—60 страниц; 2) структура курсовой работы является сравнительно простой (введение, основная часть, состоящая из Двух-трех разделов, и заключение), тогда как структура дипломной работы отличается большей сложностью: ее основная часть состоит из двух-трех глав, распадающихся на параграфы; 3) для успешного выполнения курсовой работы достаточно корректно сформулировать проблему, тогда как дипломная работа считается успешной, если в ней не только сформулирована проблема, но и показаны пути ее решения; 4) курсовая работа содержит примерно вдвое меньше источников, а вопрос о методологии исследования в ней вообще не затрагивается. В качестве дипломного проекта может быть представлена письменная работа, выполненная индивидуально выпускником высшего учебного заведения по указанной специальности и удовлетворяющая требованиям государственной квалификации. Применительно к специальности «Социальная работа» ею может быть теоретическое исследование по ее направлениям, обобщение практического опыта или проведенных социологических исследований, систематическое описание социального эксперимента и т. п. К целям дипломной работы можно отнести подтверждение навыков самостоятельной работы, включающей в себя сбор, исследование, анализ, обобщение и логическое расположение теоретического материала, критическое осмысление существующей социальной реальности и применение имеющихся методов решения поставленных в исследовании задач, а также демонстрация возможности разрешения актуальных теоретических и практических проблем по избранной специальности. Структурными элементами дипломной работы являются: 1) титульный лист, 2) оглавление, 3) введение, 4) основная часть, 5) заключение, 6) список использованной литературы и 7) приложения. Решая свои специфические задачи, эти структурные элементы дипломной работы образуют в своей совокупности органическое целое. К каждому из них предъявляются определенные требования, касающиеся содержания или оформления. Содержательные требования предъявляются к введению, основной части, заключению и приложениям, а оформление касается титульного листа, оглавления, списка использованной литературы, а также дипломной работы в целом. Во введении необходимо обосновать выбор темы исследования, определяемый ее актуальностью, сформулировать проблему, определить цель и задачи исследования, дать характеристику степени разработанности проблемы, сформулировать объект и предмет исследования, указать методологию и методику исследования, а также привести полученные результаты, охарактеризовав их научное и практическое значение. За введением следует основная часть, в которой также можно выделить стандартные подразделения. Обычно она содержит три главы, каждая из которых делится на два-три параграфа. В первой главе, носящей методологический характер, излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также даются определения важнейших понятий, которые используются в дипломной работе. Вторая глава, носящая аналитический характер, содержит различные характеристики, которые указывают на существующие и возникающие взаимосвязи исследуемого объекта. Третья глава дипломной работы может содержать предложения по решению проблемы, рассмотренной в ее предыдущих главах. В заключение подводятся итоги проделанной работы, а также намечаются перспективы дальнейших исследований. Они представляют собой подтверждение тех результатов, которые были указаны во введении. Дипломная работа может содержать приложения, на которые даются ссылки в тексте. В приложения следует помещать вспомогательный материал, который при включении его в основную часть дипломной работы может загромоздить ее текст и отвлечь внимание от основной мысли исследования. Он может включать в себя большие по объему таблицы, графики, различные образцы бланков, анкет социологических исследований и т. п. На общую оценку дипломной работы влияет не только ее содержание, но и оформление. Поэтому дипломная работа, представленная к установленному сроку на выпускающую кафедру, должна соответствовать определенным требованиям. Поскольку существуют стандарты, регулирующие оформление только диссертационных исследований, каждый вуз или его структурное подразделение формулируют свои требования к дипломным работам. Как и курсовая работа, дипломный проект начинается с титульного листа, образец которого студент может получить на кафедре. Титульный лист позволяет составить первое впечатление о дипломной работе, а также содержит определенные библиографические данные, необходимые для ее идентификации. За титульным листом идет оглавление, которое необходимо поместить на одной странице, используя не полуторный, а одинарный интервал. Текст дипломной работы должен соответствовать оглавлению как по содержанию, так и по форме. Для представления структуры дипломной работы можно использовать другой термин — «содержание», который означает то же самое, что и оглавление. Что касается списки использованной литературы, то существует пять способов его построения: алфавитный, хронологический, тематический, по видам изданий и по характеру содержания. В алфавитном способе все источники располагаются по алфавиту, в хронологическом — по году их опубликования, в тематическом — по темам глав или по рубрикам, в способе по видам изданий сначала идут официальные документы, а затем архивные материалы, опубликованные первоисточники и исследовательские работы, а в способе по характеру содержания — сначала общие работы, а затем частные. Чаще всего используется смешанный список литературы, в котором сначала приводятся официальные постановления и другие нормативные акты, а затем все остальные источники в алфавитном порядке. Процедура защиты дипломной работы. Законченная дипломная работа подписывается студентом и представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения дипломной работы руководитель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывом представляет на проверку заведующему кафедрой. В своем отзыве научный руководитель характеризует дипломную работу. Заведующий кафедрой на основании этого отзыва принимает решение о допуске студента к защите, делая соответствующую запись на титульном листе дипломной работы. Если же он считает невозможным допустить студента к защите дипломной работы, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента. Дипломная работа, допущенная кафедрой к защите, должна быть также направлена на рецензию. Отзыв специалиста организации, в которой выполнена дипломная работа, приравнивается к внешней рецензии. Дипломная работа с отзывом кафедры, а также отзывом научного руководителя и рецензента направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты. По желанию студента в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы, например документы (отзывы, справки), указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы. Представленные материалы могут содействовать раскрытию научной и практической значимости дипломной работы. Подготовив дипломную работу к защите, студент готовит выступление (доклад), наглядную информацию — схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал — для использования во время защиты. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГАК. Защита дипломной работы проводится на открытом заседании ГАК. Весь необходимый иллюстрированный материал студент заранее вывешивает на стендах или раздает в руки каждому члену ГАК, а сама работа предъявляется председателю ГАК. Процедура защиты дипломной работы включает выступление студента и его ответы на вопросы членов ГАК. Для доклада о выполненной работе дипломнику отводится 7—10 минут. В начале доклада студент называет цель работы, далее раскрывает ее содержание. Следует особо подчеркнуть, что лично сделано дипломником, т. е. его вклад в исследование проблемы. Особое внимание в докладе должно быть уделено новизне полученных результатов, а также их практической и научной значимости. Следует определить проблему, объект и предмет, цель и задачи, гипотезу исследования, дать характеристику источников и методов исследования, а также экспериментальной (практической) части работы. В конце доклада нужно акцентировать внимание на выводах и практических рекомендациях (предложениях) по повышению эффективности той или иной области социальной работы. По окончании доклада члены ГАК задают дипломнику вопросы в соответствии с темой и содержанием дипломной работы для выявления его знаний по вопросам, которые рассматриваются в ней. Затем на заседании ГАК зачитывается основное содержание рецензии и дипломнику предоставляется право ответить на замечания рецензента. Далее зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности дипломной работы, отношение студента к своим обязанностям, а также отмечаются ее положительные и отрицательные стороны. На защиту дипломной работы приглашаются руководители дипломной работы, рецензенты, работники тех учреждений и организаций, на базе которых проводились исследования, а также все желающие. Комиссия оценивает как содержание и оформление работы, так и умение выпускника самостоятельно мыслить, грамотно обосновывать существо специальных явлений, свои идеи, выводы и предложения. Оценка дипломной работы производится на закрытом заседании ГАК, где принимаются во внимание содержание, глубина и качество исследования, степень самостоятельности, уровень профессиональных знаний, качество оформления и уровень защиты, а также правильность ответов на вопросы, оценки работы дипломника научным руководителем и рецензентом. Результаты защиты дипломной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Свое решение ГАК принимает на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов ГАК. При равном числе голосов решающим является голос председателя. Решение ГАК объявляется публично одновременно всем студентам, защитившим дипломную работу в день защиты, после оформления протоколов заседания. Оценка за дипломную работу идет в приложение к диплому. Дипломная работа, представляющая собой серьезные научные исследования и имеющая важную практическую значимость, может быть рекомендована ГАК к внедрению в практику, в учебный процесс, а также к опубликованию в виде статьи или самостоятельного издания. После защиты дипломная работа хранится в архиве вуза. Однако какой бы хорошей ни была дипломная работа, без ее квалифицированного представления невозможно получить высокую оценку. Ведь оценка в значительной степени зависит и оттого, как студент представит свою дипломную работу. В тексте выступления студент должен обосновать актуальность избранной темы, произвести обзор других научных работ по избранной им проблеме, показать научную новизну и практическую значимость исследования, дать краткий обзор глав дипломной работы и, самое главное, представить результаты, полученные им в процессе исследования. Что касается содержания выступления и использования результатов исследования, то необходимо подчеркнуть следующее. Во-первых, текст выступления должен быть максимально приближен к тексту дипломной работы. Поэтому основу выступления составляют введение и заключение, которые используются в нем практически полностью. Кроме того, практически полностью используются выводы в конце каждой из глав. Во-вторых, в выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в дипломной работе. Использование в выступлении данных, не приведенных в дипломной работе, недопустимо. Контрольные работы 1. Что такое курсовая работа? 2. Что такое дипломная работа? 3. Что такое алфавитный способ построения списка литературы? хронологический способ? тематический? способ по видам изданий? по характеру содержания? Темы рефератов 1. Курсовая работа в учебном процессе. 2. Типология курсовых работ. 3. Наглядность в курсовой работе. 4. Курсовая и дипломная работа: тождество и различие. 5. Дипломная работа в учебном процессе. 6. Презентации в дипломной работе. Литература 1. Андреев Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров 5. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. — М., 2003. 2. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М., 2002. 3. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. — М., 2008. 4. Борикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. — М., 2000. 5. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. — Ростов н/Д, 2001. 6. Копыл В. И. Курсовая работа на компьютере. — М., 2007. 7. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М., 2004. 8. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. — М., 2009. 9. Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. — М., 2006. 10. Рогожин М. Ю. Как написать курсовую и дипломную работы. - СПб., 2005. 11. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. — Ростов н/Д, 2006. 12. Шевченко О. М., Киенко Т. С. Методика исследований в социальной работе. — Новошахтинск, 2007. 4.3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Диссертация как форма научной работы. Для большинства студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», защитой дипломной работы завершается их пребывание в вузе и начинается практическая деятельность, в которой они будут использовать полученные за годы студенчества знания, навыки и умения. Однако некоторые студенты, проявляющие склонность к научной работе, поступают в аспирантуру и продолжают учиться. Аспирантура представляет собой форму послевузовского образования, имеющего своей целью подготовку обучающихся к соисканию ученой степени кандидата наук[18]. Однако для получения ученой степени они должны выполнить квалификационную работу, называемую диссертацией. Диссертация представляет собой научно-исследовательскую работу, подготовленную для публичной защиты и получения ученой степени. Система публичной защиты научных работ сформировалась в Средние века в университетах стран, говоривших на немецком языке. В России защита диссертаций была введена после основания Московского университета (1755). Магистерская диссертация представлялась на латинском, русском или ином языке, а докторская — на латинском. В современной России сохраняется практика защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук, введенная в СССР в 1932 г. Требования к содержанию диссертации различаются в зависимости от ученой степени, на которую претендует соискатель, а также от научного направления. Общими требованиями являются оригинальность, научная новизна и практическая значимость работы. Кроме собственно диссертации, соискатель должен иметь официально опубликованные печатные работы по ее теме. Диссертация принимается в ходе процедуры, называемой защитой диссертации. Для соискателей степени кандидата наук устанавливаются также дополнительные испытания в виде предшествующих защите кандидатских экзаменов по специальности, иностранному языку, а также истории и философии науки (до 2005 г. — философии). Диссертация обычно представляется в виде специально подготовленной рукописи, но иногда в виде опубликованной монографии. Вместе с диссертацией соискатель должен подготовить автореферат диссертации, представляющий собой краткое изложение основных результатов диссертационной работы. В виде исключения при соискании ученой степени доктора наук допускается диссертация в форме научного доклада, подготовленного на основе совокупности опубликованных ранее работ. В этом случае автореферат не подготавливается, а вместо него рассылается сам доклад. Структура диссертации включает в себя следующие элементы: • титульный лист — первая страница работы, оформление которой подчиняется строго регламентированным правилам; • оглавление, содержащее заголовки всех разделов работы с указанием номеров страниц, с которых они начинаются; • введение, обычно повторяющее автореферат диссертации и предназначенное для ознакомления с важными квалификационными характеристиками работы, к которым относятся актуальность, цель и задачи исследования, новизна и достоверность предложенных методов и решений, практическая и научная значимость, положения, выносимые на защиту, апробация работы и личный вклад соискателя, а также объем и структура диссертации; • основная часть, в которой диссертант подробно рассматривает методику и технику исследования; • заключение, в котором проводится синтез всех полученных результатов и их соотношение с общей целью и поставленными задачами; • библиографический список, отражающий самостоятельное исследование диссертанта по имеющимся наработкам в рассматриваемой теме; • приложения — необязательная часть диссертации, в которую выносятся все материалы, не являющиеся критичными для понимания сути диссертационной работы (громоздкие таблицы, графики, копии подлинных документов, отдельные положения из инструкций и правил и т. п.); • вспомогательные указатели — необязательная часть диссертации, наиболее распространенным типом которой является алфавитно-предметный указатель. Защите диссертации предшествует получение соискателем отзывов на нее от ряда рецензентов, в роли которых должны выступать специалисты и организации, компетентные в рассматриваемой области. К обязательным отзывам относятся отзывы официальных оппонентов (2 — для кандидатов и 3 — для докторов наук), а также отзыв ведущей организации. На защите соискатель представляет диссертацию комиссии, называемой диссертационным советом, который в России формируется, утверждается и функционирует в соответствии с требованиями Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Соискатель в устной форме излагает совету содержание диссертации, достигнутые научные результаты, возможность их практического применения, а также отвечает на вопросы членов совета. По завершении представления диссертации совет проводит обсуждение работы и принимает решение о принятии или непринятии диссертации путем тайного голосования, в котором принимают участие все члены совета. Если по результатам защиты диссертация проходит, то диссертационный совет принимает решение о присуждении соискателю ученой степени/Решение диссертационного совета и личное дело соискателя (включая диссертацию, автореферат, отзывы и прочие документы) направляются в ВАК. По результатам рассмотрения в случае утверждения решения ВАК выдает соискателю диплом, подтверждающий наличие ученой степени. Решение о присуждении ученой степени доктора наук вступает в силу с момента его принятия Высшей аттестационной комиссией, тогда как решение о присуждении ученой степени кандидата наук вступает в силу с момента принятия Высшей аттестационной комиссией решения о выдаче диплома кандидата наук. Наличие специализированных советов, в которых осуществляется защита диссертаций, является атрибутом научной специальности. Оно свидетельствует об официальном признании этой специальности, связанном с осознанием ее важности как со стороны научного сообщества, так и со стороны государственных структур, которые отвечают за науку и образование. С другой стороны, научная дисциплина, представляющая собой исторически сложившуюся область науки, не сразу приобретает статус научной специальности, поскольку обладание им зависит от уровня развития и управления наукой в той или иной конкретной стране. Социальная работа как научная дисциплина. Социальная работа известна прежде всего как профессиональная деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Возникнув в конце XIX — начале XX в., она была призвана нейтрализовать негативные последствия развития частной собственности в странах Запада. Развитие новой профессии предполагало подготовку кадров, основу которой составляло теоретическое осмысление ее основ. Иными словами, социальная работа сложилась в виде профессии, науки и учебной дисциплины. Она прочно вошла в жизнь стран Запада, а среди ее представителей можно встретить людей, имеющих степень доктора социальной работы. Переход в России к профессиональной помощи нуждающимся был обусловлен острым кризисом, поразившим ее экономику, политику и социальную сферу. Попытки реформирования социализма, нашедшие свое выражение в политике перестройки, не увенчались успехом. К началу 1990-х гг. стало очевидно, что советская система социальной защиты, не отличавшаяся достаточной эффективностью, должна быть заменена профессиональной помощью нуждающимся, которая уже в течение многих десятилетий демонстрировала свою действенность в странах западной культуры. Первые годы существования социальной работы в России прошли под знаком эйфории, когда эмоциональное отношение к ней преобладало над реальной оценкой ее возможностей. О профессиональной помощи нуждающимся говорили как о чем-то ставшем, а Ассоциация социальных педагогов и социальных работников России вскоре после своего организационного оформления (1992) была объявлена одной из крупнейших в мире. Между тем социальная работа в России находилась на стадии формирования исторических предпосылок, прерванной революционными событиями 75-летней давности. Становление ее как профессии предполагало прежде всего подготовку специалистов, которая и началась в 1991 г. в ряде российских университетов. В развитии отечественной социальной работы, отмеченной несомненными достижениями, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, создается разветвленная система социальных учреждений, оказывающих помощь нуждающимся, а высшие учебные заведения ежегодно выпускают сотни специалистов, которые пополняют ряды профессиональных социальных работников. Преподаватели этих вузов имеют ученые степени, а их выпускники, желающие заниматься научными исследованиями в области социальной работы, поступают в аспирантуру. Среди научных изданий можно все больше встретить работ, которые имеют самое непосредственное отношение к проблематике социальной работы. С другой стороны, социальная работа не относится Высшей аттестационной комиссией к научным специальностям, по которым могут защищаться диссертации. Будучи научной дисциплиной, она не обладает всеми ее атрибутами. Это служит серьезным препятствием для нормального развития социальной работы, которая необходима для эффективного решения многих социальных проблем, стоящих перед современным российским обществом. Отсутствие у социальной работы статуса научной специальности имеет как субъективные, так и объективные причины. К первым из этих причин относится традиционализм мышления чиновников, отвечающих за развитие науки, а ко вторым — сравнительная молодость социальной работы, которая в нашей стране существует менее двадцати лет и не сумела еще выработать четкого понимания своего объекта, предмета, метода и базовых понятий. Понимая существо проблемы, Учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области социальной работы попыталось интегрировать наиболее распространенные характеристики объекта, предмета, метода и базовых понятий теории социальной работы как научной дисциплины. Результатом его интегративной деятельности явились следующие определения фундаментальных понятий социальной работы: объект теории социальной работы — состояние и процесс обеспечения благополучия человека и общества в их социальной истории и современном развитии как субъектов, участников всех основных сфер общественных отношений в исторически конкретном социокультурном жизненном пространстве; предмет теории социальной работы — закономерности, специфика обеспечения благополучия человека и общества в исторически конкретной социально-территориальной, политической, экономической, социально-экологической, демографической и социокультурной, духовно-идеологической обстановке, жизненной ситуации; метод теории социальной работы как научной дисциплины — системно-целостный способ анализа и научного обеспечения решения проблем благополучия человека и общества, развития их социальных сил и пространства бытия, воспроизводства жизни в определенной исторически конкретной социально-демографической, экологической, общественно-политической, экономической, социально-территориальной и социокультурной, духовно-идеологической ситуации, жизненном пространстве. Что касается базовых понятий теории социальной работы как научной дисциплины, то ими являются социальное благополучие человека, социальное благополучие общества, социальная защищенность личности, социальная обеспеченность индивида, социальная безопасность личности, социальная безопасность общества, социальный механизм обеспечения благополучия человека, социальный механизм обеспечения «слабых» социальных групп, социальный механизм обеспечения благополучия общества, социальная политика государства, первичные социальные отношения человека (владение, пользование, распоряжение, распределение, присвоение, потребление ресурсов воспроизводства жизни, обеспечение благополучия), социальное положение человека, социальная роль личности, человек как биопсихосоциальное существо, социальная культура человека, социальная культура общества, социальная инфраструктура общества, система социальной защиты, психосоциальная социальная работа, структурная социальная работа, комплексно-ориентированная социальная работа, технологии социальной работы, социальное здоровье человека, физическое здоровье человека, психическое здоровье человека, социальные девиации в обществе, социальные девиации личности, адресная социальная помощь, индивидуальная социальная поддержка, социальное пространство жизни человека, социальные силы человека, социальная субъектность человека, образ жизни человека, социальная самозащита (самопомощь) человека, социальное благополучие семьи, социальный микрорайон личности, социальные силы этноса, социальное государство, социальная сплоченность общества, гражданское общество, социальное пространство, социальный институт обеспечения благополучия человека и общества, тип социальной организации общества и др. Социальная работа является прикладной наукой, результаты которой используются для решения проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Именно технологический аспект делает ее важным средством преобразования социальной реальности в соответствии с принципом гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является конкретный ч |