Основные функции инновационного менеджмента Инновационный менеджмент представляет собой совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение эффективного и рационального труда. Состав функций и задач определяется уровнем инновационной системы (народное хозяйство, отрасль, инновационный проект и др.) и условиями ее функционирования. Процесс управления инновациями включает следующие функции: - формирование целей инновационной деятельности; - планирование инновациями; - организация инноваций; - контроль за осуществлением инноваций. 1. Формирование целей инновационной деятельности. Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности на определенный период времени. Цель в инновационном менеджменте - это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации должна устанавливать определенные ориентиры развития на определенный период времени. С одной стороны, это результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны - ограничение для планируемых мероприятий. Установление целей - это важнейшая процедура, являющаяся составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов. Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена факторами технического, финансово-экономического, политического, ресурсного и рыночного характера. 2. Планирование инноваций. В процессе планирования формируются основные направления и пропорции инновационной деятельности. Установленные цели должны соответствовать возможностям ресурсного потенциала и спросу на рынке. Значение планирования состоит в том, что в процессе плановых расчетов обеспечивается: · детализация целей инновационного предприятия, которые затем доводятся до отдельных структурных подразделений и исполнителей; · установление состава реализуемых проектов; · определение состава необходимых ресурсов; · согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий. Необходимость планирования инноваций связана со сложностью инновационных проектов, их многовариантностью, развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере, расширением хозяйственной самостоятельности и повышением ответственности. Все это требует проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Планирование в инновационном менеджменте выполняет следующие основные задачи: 1) структуризацию целей инновационной деятельности и доведение их до конкретных исполнителей; 2) формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития предприятия; 3) временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей; 4) оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ; 5) регулирование процесса выполнения работ по инновационным проектам. При планировании инноваций учитываются следующие условия: · вероятностный характер содержания и результатов инноваций; · масштабность последствий от реализации инноваций в народном хозяйстве, перспективность и долговременный характер их последствий; · большое число участников инновационного процесса; · сложность инновационных работ. Для этого необходима целостная система планов. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Реализация плановых заданий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей и организаций и их согласованных действий. 3. Организация инноваций. Сущность данной функции заключается в обеспечении выполнения плановых заданий. Эти задания необходимо реализовать в соответствии с принятой стратегией развития инновационных процессов. Для этого устанавливают состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределяют задания, координируют работу исполнителей по времени, обеспечивают контроль и взаимную информацию и др. Выполнение этих задач обеспечивается через создание организационной структуры инновационного процесса. Организация инноваций выступает средством исполнения плановых заданий и определяет условия, в которых эти задания будут осуществляться. При организации инновационной деятельности сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем строится структура управления инновациями. Организационная структура должна гибко реагировать на изменения внешних и внутренних условий. В управлении инновациями могут использоваться разные типы структур в рамках одной фирмы. Формы организации могут носить формальный и неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях. 4. Контроль в инновационном менеджменте. Контрольная функция завершает управленческий цикл в инновациях. Контроль гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций. Его сущность заключается в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий. В задачи контроля входят: 1) сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах; 2) оценка состояния полученных результатов деятельности; 3) анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности; 4) подготовка и реализация решений, направленных на достижение намечен-ных целей. Контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями, информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Система контроля должна предусматривать различные виды контрольной деятельности. Принципиальное значение имеют для организации контроля на предприятии следующие признаки, которые представлены на рисунке 8: · цели контроля; · предметная область; · масштабы контроля; · формы контроля. Методические рекомендации предлагают оценивать следующие виды эффективности : 1) эффективность проекта в целом; 2) эффективность участия в проекте. 1) Эффективность проекта в целом. Она оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость ИП вне зависимости от финансовых возможностей его участников. Данная эффективность, в свою очередь, включает в себя: • общественную (социально-экономическую) эффективность проекта; • коммерческую эффективность проекта. Общественная эффективность учитывает социально-экономические последствия реализации ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и внешние эффекты – социальные, экологические и иные эффекты. Коммерческая эффективность ИП показывает финансовые последствия его осуществления для участника ИП, в предположении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке коммерческой эффективности следует абстрагироваться от возможностей участников проекта по финансированию затрат на ИП, условно полагая, что необходимые средства имеются. 2) Эффективность участия в проекте. Она определяется с целью проверки финансовой реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Данная эффективность включает: • эффективность участия предприятий в проекте (его эффективность для пред приятий – участников ИП); • эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров АО – участников ИП); • эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям – участникам ИП (народнохозяйственная, региональная, отраслевая и т.п. эффективности); • бюджетная эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней). |